Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.01.2010 ПО ДЕЛУ N А32-19370/2008-23/244-2009-19/26

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2010 г. по делу
N А32-19370/2008-23/244-2009-19/26


Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Зорина Л.В. и Канатовой С.А., при участии в судебном заседании от заявителя - ООО "Спейс" - Кривошеева В.В. (доверенность от 05.02.2009), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару - Карпова В.Г. (доверенность от 18.01.2010), Щербины В.А. (доверенность от 18.03.2009), Селихова М.Ю. (доверенность от 09.02.2009), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2009 (судья Иванова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 (судьи Винокур И.Г., Гиданкина А.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-19370/2008-23/244-2009-19/26 установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Спейс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) по возврату излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес по заявлению общества от 15.07.2008 N 314; обязании инспекции возвратить в пользу общества излишне уплаченных 562 500 рублей налога на игорный бизнес; взыскании с инспекции в пользу общества процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченной суммы налога в размере 53 007 рублей 80 копеек (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2009, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что, не возвращая переплату налога на игорный бизнес, инспекция нарушила требования статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку инспекцией нарушены сроки, установленные пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, судом обоснованно начислены проценты за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченных сумм налогов.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 11.06.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 21.10.2009 и дело направить на новое рассмотрение. Заявитель жалобы указывает, что общество, являясь плательщиком налога на игорный бизнес, обязано было уплачивать данный налог. Так как у общества имелась задолженность по налогу на игорный бизнес, инспекция не могла произвести возврат излишне уплаченного налога. Возврат суммы излишне уплаченного налога при наличии недоимки может быть осуществлен только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. Кроме того, если в декларации обнаружены недостоверные сведения или ошибки, налогоплательщик вправе внести изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. Общество извещалось о необходимости подачи уточненной налоговой декларации, однако данная возможность им не использована.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании 20.01.2010 объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 25.01.2010.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 15.04.2008 обществом в адрес инспекции направлено заявление о регистрации 50 объектов налогообложения на игорный бизнес.
7 мая 2008 года общество уплатило налог на игорный бизнес за апрель 2008 года в размере 187 500 рублей, что подтверждается платежным поручением от 07.05.2008 N 140. 13 мая 2008 года в адрес инспекции с использованием средств электронной цифровой подписи общество направило налоговую декларацию, которая, как следует из отчета, принята инспекцией.
16 июня 2008 года общество направило в адрес налогового органа декларацию по налогу на игорный бизнес за май 2008 года на сумму 375 тыс. рублей, которая также принята инспекцией. Данная сумма налога перечислена обществом 18.06.2008 по платежному поручению N 359.
В адрес общества 22.05.2008 инспекцией направлено письмо о том, что инспекция не вправе регистрировать объекты налогообложения на игорный бизнес, расположенные по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 32.
Общество, получив отказ в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес, 30.05.2008 направило в адрес инспекции заявление о снятии с учета 50 игровых автоматов.
12 июля 2008 года обществом также получено письмо инспекции от 26.06.2008 N 07-48/06171 об отказе регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес.
В связи с получением отказа инспекции, обществом принято решение о закрытии данного обособленного подразделения.
Суды пришли к выводу о том, что, поскольку общество уплатило налог на незарегистрированные объекты налогообложения за апрель и май 2008 года, то оно уплатило его излишне и у него образовалась переплата налога в размере 562 500 рублей.
15 июля 2008 года общество направило в инспекцию заявление о возврате излишне уплаченного налога. 7 августа 2008 года обществом повторно направлено заявление о возврате. Оба заявления общества оставлены без ответа.
Не согласившись с бездействием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая судебные акты, суды исходили из следующего.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа регулируется статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В силу пункта 7 и 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2007, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным названным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом статьей 2 Кодекса предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Законом N 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (часть 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Исходя из статьи 2 Закона N 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Из приведенных положений следует, что Закон N 244-ФЗ в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, в силу статьи 2 Кодекса не может распространять свое действие на налоговые правоотношения. Закон N 244-ФЗ не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, который относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Указанное обращение налогоплательщика носит уведомительный характер, а действия налогового органа по регистрации объектов налогообложения разрешительными не являются.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на игорный бизнес является игровой автомат. В силу статьи 364 Кодекса игровой автомат - это специальное оборудование, установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр.
В соответствии с пунктом 1 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на игорный бизнес исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, определенной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, предусмотренной для каждого объекта налогообложения. Исходя из пункта 3 статьи 370 Кодекса при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, определенной для этих объектов налогообложения. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по такому объекту (объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для названных объектов налогообложения.
Из пункта 3 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что исчисление налога на игорный бизнес и размер налоговой ставки поставлены в зависимость от даты установки объекта налогообложения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 16.01.2007 N 116 "О применении пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения момента установки игрового автомата" разъяснил, что, исходя из смысла определения игрового автомата, содержащегося в статье 364 Кодекса, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
Судебными инстанциями не исследован вопрос об установке спорных игровых автоматов и не дана оценка фактам подачи налоговых деклараций после истечения налогового периода. Суды не оценили довод налоговой инспекции о том, что подача налоговых деклараций за истекшие налоговые периоды является подтверждением осуществления деятельности с применением игровых автоматов.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно и налоговым законодательством не предусмотрен контроль за ведением деятельности налогоплательщика в каждом налоговом периоде.
Судебными инстанциями не исследован и довод налогового органа о наличии недоимки.
При указанных обстоятельствах вывод судебных инстанций о наличии переплаты спорных сумм налога является преждевременным и подлежит дополнительной проверке.
Поскольку суд кассационной инстанции не имеет полномочий по оценке и исследованию доказательств, установлению обстоятельств дела, судебные акты надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное полно и всесторонне проверить доводы участвующих в деле лиц, наличие либо отсутствие в спорные налоговые периоды объектов налогообложения, переплаты и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу N А32-19370/2008-23/244-2009-19/26 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи
Л.В.ЗОРИН
С.А.КАНАТОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)