Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Глазыриной Т.Ю., Дубровского В.И.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.2008 по делу N А07-3665/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Башуралремстрой" (далее - общество, налогоплательщик) - Рудявко О.А. (доверенность от 05.02.2008 N 1-ю).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в ее адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 18.02.2008 N 13-06/03.
Решением суда от 23.05.2008 (судья Вафина Е.Т.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 (судьи Малышев М.Б., Баканов В.В., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Инспекция полагает, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, использованным организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, вычету не подлежат, поскольку согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками налога на добавленную стоимость не признаются, и, соответственно, осуществляемые ими операции налогом на добавленную стоимость не облагаются.
По мнению инспекции, суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым в производственной деятельности после перехода организации на упрощенную систему налогообложения, необходимо восстановить для уплаты в бюджет. В связи с этим при переходе с 01.01.2006 на упрощенную систему налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам, которые в дальнейшем будут использоваться при применении данного режима налогообложения, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде 2005 года. При этом исчисление суммы налога, подлежащей восстановлению по амортизируемому имуществу, производится с учетом остаточной стоимости такого имущества, сформированной по данным бухгалтерского учета.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Общество полагает, что п. 1, 2 ст. 171 Кодекса не связывают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов с моментом реализации, использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов. В п. 2 ст. 170 Кодекса содержится исчерпывающий перечень случаев, когда суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, не подлежат вычету и возмещению, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Изменения, внесенные в п. 3 ст. 170 Кодекса, распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2006. Законодательство о налогах и сборах, действовавшее в 2005 г., не содержало норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам и материалам, используемым им после перехода на иной режим налогообложения. Такая обязанность возникла у них с 01.01.2006, когда вступили в действие изменения в подп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса. На момент вступления в действие измененной редакции подп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса общество уже находилось на упрощенной системе налогообложения.
По мнению общества, для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим, отсутствуют основания для восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятых ранее к вычету в установленном порядке, так как в соответствии с п. 2 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Поскольку обществом представлены доказательства, подтверждающие соблюдение им требований, установленных ст. 171, 172 Кодекса, и правомерность применения вычетов по налогу на добавленную стоимость до перехода на специальный налоговый режим, обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых ранее к вычету в установленном порядке, при переходе на упрощенную систему налогообложения у него отсутствует.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения налогового законодательства. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 21.01.2007 N 13-03/1 и вынесено решение от 18.02.2008 N 13-06/03, которым, в частности, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, за неуплату налога на добавленную стоимость, в виде взыскания штрафа в сумме 188 816 руб.; ему предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 944 081 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 254 632 руб.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности, начисления налога и пеней послужили выводы инспекции о том, что налогоплательщиком допущено нарушение требований, установленных п. 3 ст. 170 Кодекса, в соответствии с которыми после перехода налогоплательщика с 01.01.2006 на упрощенную систему налогообложения, суммы налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятые им к вычету по материалам, основным средствам на основании гл. 26.2 Кодекса, подлежат восстановлению и уплате в бюджет с части остаточной стоимости основных средств, не использованной для налогооблагаемых операций.
Общество, полагая, что решение инспекции в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 944 081 руб., пеней в сумме 254 632 руб., штрафа в сумме 188 816 руб. не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что в 2005 году у налогоплательщиков при переходе на специальные налоговые режимы отсутствовала обязанность восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету, поскольку такая обязанность у них возникла лишь с 01.01.2006, после вступления в силу изменений, внесенных в подп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса. При этом суды руководствовались тем, что для лиц, уплачивающих единый налог по упрощенной системе налогообложения с 01.01.2006, законодательством не предусмотрено переходных положений в связи с внесением изменений в указанную норму, обязывающих их восстановить суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Пунктом 19 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2006 внесены изменения в ст. 170 Кодекса, устанавливающие порядок восстановления в налоговой отчетности сумм налога на добавленную стоимость, принятых плательщиками названного налога к вычету, в частности, в случае их перехода с общей системы налогообложения на специальные налоговые режимы.
При переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 Кодекса суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествовавшем переходу на указанный специальный налоговый режим.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.2007 N 2785/07, данный порядок, ранее не предусмотренный Кодексом, подлежит применению начиная с налоговых периодов по налогу на добавленную стоимость 2006 года, поскольку Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ введен в действие с 01.01.2006.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в 2005 году налогоплательщиками, применяющими с 01.01.2006 упрощенную систему налогообложения, за приобретенные товары (работы, услуги) и основные средства, отражаются в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость в соответствии с законодательством о налогах и сборах, действовавшим в 2005 году.
Иное толкование Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ является недопустимым как придающее обратную силу акту законодательства о налогах и сборах, вменившему налогоплательщикам новые обязанности, ранее не предусмотренные Кодексом.
Судами установлено и инспекцией не оспаривается, что вычеты применены обществом в 2005 году в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у инспекции законных оснований для начисления обществу налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.2008 по делу N А07-3665/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2008 N Ф09-7529/08-С3 ПО ДЕЛУ N А07-3665/08
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2008 г. N Ф09-7529/08-С3
Дело N А07-3665/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Глазыриной Т.Ю., Дубровского В.И.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.2008 по делу N А07-3665/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Башуралремстрой" (далее - общество, налогоплательщик) - Рудявко О.А. (доверенность от 05.02.2008 N 1-ю).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в ее адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 18.02.2008 N 13-06/03.
Решением суда от 23.05.2008 (судья Вафина Е.Т.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 (судьи Малышев М.Б., Баканов В.В., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Инспекция полагает, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, использованным организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, вычету не подлежат, поскольку согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками налога на добавленную стоимость не признаются, и, соответственно, осуществляемые ими операции налогом на добавленную стоимость не облагаются.
По мнению инспекции, суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым в производственной деятельности после перехода организации на упрощенную систему налогообложения, необходимо восстановить для уплаты в бюджет. В связи с этим при переходе с 01.01.2006 на упрощенную систему налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам, которые в дальнейшем будут использоваться при применении данного режима налогообложения, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде 2005 года. При этом исчисление суммы налога, подлежащей восстановлению по амортизируемому имуществу, производится с учетом остаточной стоимости такого имущества, сформированной по данным бухгалтерского учета.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Общество полагает, что п. 1, 2 ст. 171 Кодекса не связывают право налогоплательщика на применение налоговых вычетов с моментом реализации, использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов. В п. 2 ст. 170 Кодекса содержится исчерпывающий перечень случаев, когда суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, не подлежат вычету и возмещению, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Изменения, внесенные в п. 3 ст. 170 Кодекса, распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2006. Законодательство о налогах и сборах, действовавшее в 2005 г., не содержало норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам и материалам, используемым им после перехода на иной режим налогообложения. Такая обязанность возникла у них с 01.01.2006, когда вступили в действие изменения в подп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса. На момент вступления в действие измененной редакции подп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса общество уже находилось на упрощенной системе налогообложения.
По мнению общества, для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим, отсутствуют основания для восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятых ранее к вычету в установленном порядке, так как в соответствии с п. 2 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Поскольку обществом представлены доказательства, подтверждающие соблюдение им требований, установленных ст. 171, 172 Кодекса, и правомерность применения вычетов по налогу на добавленную стоимость до перехода на специальный налоговый режим, обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых ранее к вычету в установленном порядке, при переходе на упрощенную систему налогообложения у него отсутствует.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения налогового законодательства. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 21.01.2007 N 13-03/1 и вынесено решение от 18.02.2008 N 13-06/03, которым, в частности, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, за неуплату налога на добавленную стоимость, в виде взыскания штрафа в сумме 188 816 руб.; ему предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 944 081 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 254 632 руб.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности, начисления налога и пеней послужили выводы инспекции о том, что налогоплательщиком допущено нарушение требований, установленных п. 3 ст. 170 Кодекса, в соответствии с которыми после перехода налогоплательщика с 01.01.2006 на упрощенную систему налогообложения, суммы налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятые им к вычету по материалам, основным средствам на основании гл. 26.2 Кодекса, подлежат восстановлению и уплате в бюджет с части остаточной стоимости основных средств, не использованной для налогооблагаемых операций.
Общество, полагая, что решение инспекции в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 944 081 руб., пеней в сумме 254 632 руб., штрафа в сумме 188 816 руб. не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что в 2005 году у налогоплательщиков при переходе на специальные налоговые режимы отсутствовала обязанность восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету, поскольку такая обязанность у них возникла лишь с 01.01.2006, после вступления в силу изменений, внесенных в подп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса. При этом суды руководствовались тем, что для лиц, уплачивающих единый налог по упрощенной системе налогообложения с 01.01.2006, законодательством не предусмотрено переходных положений в связи с внесением изменений в указанную норму, обязывающих их восстановить суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Пунктом 19 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2006 внесены изменения в ст. 170 Кодекса, устанавливающие порядок восстановления в налоговой отчетности сумм налога на добавленную стоимость, принятых плательщиками названного налога к вычету, в частности, в случае их перехода с общей системы налогообложения на специальные налоговые режимы.
При переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 Кодекса суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествовавшем переходу на указанный специальный налоговый режим.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.2007 N 2785/07, данный порядок, ранее не предусмотренный Кодексом, подлежит применению начиная с налоговых периодов по налогу на добавленную стоимость 2006 года, поскольку Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ введен в действие с 01.01.2006.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в 2005 году налогоплательщиками, применяющими с 01.01.2006 упрощенную систему налогообложения, за приобретенные товары (работы, услуги) и основные средства, отражаются в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость в соответствии с законодательством о налогах и сборах, действовавшим в 2005 году.
Иное толкование Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ является недопустимым как придающее обратную силу акту законодательства о налогах и сборах, вменившему налогоплательщикам новые обязанности, ранее не предусмотренные Кодексом.
Судами установлено и инспекцией не оспаривается, что вычеты применены обществом в 2005 году в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у инспекции законных оснований для начисления обществу налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.2008 по делу N А07-3665/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
ГУСЕВ О.Г.
Судьи
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
ДУБРОВСКИЙ В.И.
ГУСЕВ О.Г.
Судьи
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
ДУБРОВСКИЙ В.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)