Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2011 ПО ДЕЛУ N А72-452/2011

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2011 г. по делу N А72-452/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
- от закрытого акционерного общества "Совместное предприятие "Нафта-Ульяновск" - Багдасаров А.А., доверенность от 22.11.2010 года, N 16;
- от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области - Терентьева Т.Н., доверенность от 14.01.2011 года, N 16-03-19/00093; Калмыков Д.А., доверенность от 29.12.2010 года, N 16-03-19/07471;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2011 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 апреля 2011 года по делу N А72-452/2011, судья Пиотровская Ю.Г.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Совместное предприятие "Нафта-Ульяновск" (ИНН 7325021214, ОГРН 1027300784609), г. Ульяновск,
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (ИНН 7325051184, ОГРН 1047301036672), г. Ульяновск,
о признании решений, требований недействительными,

установил:

Закрытое акционерное общество "Совместное предприятие "Нафта-Ульяновск" (далее - заявитель, ЗАО "СП "Нафта-Ульяновск", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными: решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - ответчик, налоговый орган) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 714 от 13.11.2010 г.; требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 234 по состоянию на 14.01.2011 г.
Определениями от 31.01.2011 г. Арбитражным судом Ульяновской области приняты к производству заявления ЗАО "СП "Нафта-Ульяновск" к МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области о признании недействительными: решения от 13.11.2010 г. N 712, требования N 242 по состоянию на 18.01.2011 г. (дело N А72-460/2011); решения от 13.11.2010 г. N 717, требования N 237 по состоянию на 14.01.2011 г. (дело N А72-458/2011); решения от 13.11.2010 г. N 711, требования N 241 по состоянию на 18.01.2011 г. (дело N А72-454/2011); решения от 13.11.2010 г. N 715, требования N 235 по состоянию на 14.01.2011 г. (дело N А72-456/2011); решения от 13.11.2010 г. N 719, требования N 239 по состоянию на 14.01.2011 г. (дело N А72-457/2011); решения от 13.11.2010 г. N 716, требования N 236 по состоянию на 14.01.2011 г. (дело N А72-459/2011); решения от 13.11.2010 г. N 713, требования N 243 по состоянию на 18.01.2011 г. (дело N А72-455/2011); решения от 13.11.2010 г. N 718, требования N 238 по состоянию на 14.01.2011 г. (дело N А72-453/2011).
Определением от 28.03.2011 г. в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в одно производство объединены дела N N А72-452/2011, А72-458/2011, N А72-460/2011, N А72-454/2011, N А72-456/2011, N А72-459/2011, N А72-455/2011, N А72-453/2011, N А72-457/2011 для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу общего N А72-452/2011.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 апреля 2011 года заявленные требования закрытого акционерного общества "Совместное предприятие "Нафта-Ульяновск" удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе налоговый орган считает решение суда первой инстанции необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представители налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 19.07.2011 г. N 145. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает несостоятельной ссылку налогового органа на Приказ Минэнерго РФ от 22.04.2009 N 122 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению технологических потерь нефти при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки и обустройства месторождений", поскольку, по мнению заявителя, указанные Методические рекомендации не имеют отношение к законодательству о налогах и сборах, утверждены 22.04.2009 года, а налоговые декларации по НДПИ относятся к периоду апрель - декабрь 2007 года, в связи с чем измерение количества нефти по завершении полного технологического цикла в указанном периоде, а также определение нормативов потерь и самих фактических потерь должно было и могло производиться в соответствии с нормативными документами, действовавшими в тот период.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лиц, участвующих в деле, отзыва на жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Согласно материалам дела заявитель 16.06.2010 года представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за: август 2007 года, количество добытого полезного ископаемого составило 21 544,6 тонны, в части нормативных потерь 34,4 тонны. НДПИ исчислен в размере 53 030 316 руб., в части нормативных потерь налог уменьшен на сумму 84 570 руб.; май 2007 года, количество добытого полезного ископаемого составило 21 585,4 тонны, в части нормативных потерь 34,6 тонны. НДПИ исчислен в размере 49 287 816 руб., в части нормативных потерь налог уменьшен на сумму 78 912 руб.; июнь 2007 года, количество добытого полезного ископаемого составило 20 886, 7 тонны, в части нормативных потерь 33,3 тонны. НДПИ исчислен в размере 51 332 972 руб., в части нормативных потерь налог уменьшен на сумму 81 827 руб.; июль 2007 года, количество добытого полезного ископаемого составило 21 401,9 тонны, в части нормативных потерь 34,1 тонны. НДПИ исчислен в размере 57 399 517 руб., в части нормативных потерь налог уменьшен на сумму 91 344 руб.; сентябрь 2007 года, количество добытого полезного ископаемого составило 20 024,2 тонны, в части нормативных потерь 31,8 тонны. НДПИ исчислен в размере 53 095 229 руб., в части нормативных потерь налог уменьшен на сумму 84 412 руб.; октябрь 2007 года, количество добытого полезного ископаемого составило 20 672 тонны, в части нормативных потерь 33 тонны. НДПИ исчислен в размере 58 283 805 руб., в части нормативных потерь налог уменьшен на сумму 92 928 руб.; ноябрь 2007 года, количество добытого полезного ископаемого составило 19 892,25 тонны, в части нормативных потерь 31,75 тонны. НДПИ исчислен в размере 63 353 230 руб., в части нормативных потерь налог уменьшен на сумму 101 104 руб.; декабрь 2007 года, количество добытого полезного ископаемого составило 20 847 тонны, в части нормативных потерь 33 тонны. НДПИ исчислен в размере 64 899 869 руб., в части нормативных потерь налог уменьшен на сумму 103 995 руб.; апрель 2007 года, количество добытого полезного ископаемого составило 20 937,60 тонны, в части нормативных потерь 33,42 тонны. НДПИ исчислен в размере 47 669 882 руб., в части нормативных потерь налог уменьшен на сумму 76 098 руб.
Налоговым органом были проведены камеральные налоговые проверки, о чем составлены акты от 30.09.2010 г. N 346/16-08-35/0541 дсп, N 343/16-08-35/0544 дсп, N 344/16-08-35/0543 дсп, N 345/16-08-35/0542 дсп, N 347/16-08-35/0540 дсп, N 348/16-08-35/0539 дсп, N 349/16-08-35/0538 дсп, N 350/16-08-35/0537 дсп, N 341/16-08-35/0545 дсп и приняты решения от 13.11.2010 г. N N 711 - 719 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ: в виде штрафа в размере 16 914 руб., начислены пени - 73,29 руб. (решение N 711); в виде штрафа в размере 15 782,40 руб., начислены пени - 68,39 руб. (решение N 712); в виде штрафа в размере 16 365,40 руб., начислены пени - 70,92 руб. (решение N 713); в виде штрафа в размере 18 268,80 руб., начислены пени - 79,16 руб. (решение N 714); в виде штрафа в размере 16 882,40 руб., начислены пени - 73,16 руб. (решение N 715); в виде штрафа в размере 18 585,60 руб., начислены пени - 80,54 руб. (решение N 716); в виде штрафа в размере 20 220,80 руб., начислены пени - 87,62 руб. (решение N 717); в виде штрафа в размере 20 799 руб., начислены пени - 90,13 руб. (решение N 718); в виде штрафа в размере 15 219,60 руб., начислены пени - 69,95 руб. (решение N 719).
Налоговый орган пришел к выводу о невозможности самостоятельного определения Обществом количества добытого полезного ископаемого, определяемого по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого, и необоснованном применении ставки ноль процентов в части фактических потерь (не подтвержденных документально), что повлекло занижение суммы налога на добычу полезных ископаемых.
Заявитель указанные решения обжаловал в вышестоящий налоговый орган, решениями которого были утверждены решения налогового органа.
Налоговый орган на основании указанных решений от 13.11.2010 г. заявителю выставил требования по состоянию на 18.01.2011 г.
Заявитель, не согласившись с указанными решениями налогового органа и требованиями от 18.01.2011 г. обратился в арбитражный суд Ульяновской области, судебным актом которого требования заявителя удовлетворены.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 26 НК РФ ("Налог на добычу полезных ископаемых") указанные в пункте 1 статьи 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что одним из видов добытого полезного ископаемого является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Как установил суд, заявитель, являясь плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДПИ за апрель - декабрь 2007 года, в которых заявил фактические потери, подлежащие налогообложению по ставке 0 руб.
Закрытое акционерное общество "СП "Нафта-Ульяновск" в 2007 г. согласно пункту 2.8 учетной политики количество нефти, определяло косвенным методом.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Суд установил, что заявитель определяет количество фактических потерь полезного ископаемого в соответствии с пунктом 3 статьи 339 НК РФ, как разницу между расчетным количеством полезного ископаемого (количество добытой нефти по данным (МЭР) месячных эксплуатационных рапортов - отчеты о работе скважин) уменьшенное на количество использованной нефти ЗАО "СП "Нафта-Ульяновск" на производственно-технологические нужды (акты на использование нефти), на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого (количество нефти, сданной в апреле - декабре 2007 г., определяемое на основании актов приема-сдачи нефти на пункте ПСП 'Клин" Куйбышевского управления ОАО МН "Дружба" от ЗАО "Нафта-Ульяновск", скорректированное на остатки нефти на начало и на конец налогового периода на основании актов снятия натуральных остатков в трубопроводах, резервуарах, технологических аппаратах).
Согласно расчетам заявителя фактические потери составили в 2007 году: за август - 169,2 тонны, за май - 167,6 тонны, за июнь - 162,1 тонны, за июль - 165,1 тонны, за сентябрь - 162,4 тонны, за октябрь - 160 тонн, за ноябрь - 146,1 тонны, за декабрь - 163 тонны, за апрель - 160,4 тонны, что подтверждено отчетами о работе скважин за месяц (том 1 л.д. 119), актами на использование нефти ЗАО "СП "Нафта-Ульяновск" на производственно-технологические нужды (том 1 л.д. 134), актами приема-сдачи нефти в ОАО АК "Транснефть" (сдача по СИКН) (том 1 л.д. 88 - 118), актами инвентаризации нефти в резервуарах и в линейной части межпромысловых и технологических трубопроводов, актами снятия натуральных остатков в резервуарах нефтеприемного пункта УПН "Северный", актами сверки остатков, приема, сдачи и потерь при транспортировке нефти по ЗАО "СП "Нафта-Ульяновск", актами выполненных работ по подготовке сырой нефти на объектах ОАО "Ульяновскнефть" (том 1 л.д. 120 - 133).
Количество фактических потерь подтверждено также актами на списание технологических потерь нефти при добыче, сборе, подготовке, хранении и транспортировке за спорные налоговые периоды (том 3 л.д. 8 - 13).
С позиции изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что налоговым органом не доказана правомерность требований о представлении заявителем каких-либо первичных документов (в том числе по форме разработанной самим налогоплательщиком, при отсутствии утвержденной формы) в подтверждение фактических потерь.
Величина фактических потерь нефти для целей налогообложения определяется согласно пункту 5.1.2 Инструкции по нормированию технологических потерь нефти на нефтегазодобывающих предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации. РД 153-39-018-97 (утв. Минтопэнерго России 16.06.1997) расчетно-экспериментальным методом в соответствии с положениями Методических указаний по определению технологических потерь нефти на предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации РД 153-39-019-97 (утв. Минтопэнерго России 16.06.1997).
В соответствии с указанной инструкцией фактические технологические потери нефти определяются по источникам потерь нефти на нефтепромысловых объектах в процессах добычи, сбора, подготовки, транспортировки и хранения нефти при условии соблюдения технологических регламентов, правил и инструкций по эксплуатации и обслуживанию оборудования, аппаратов и сооружений.
Обоснованно суд первой инстанции отклонил довод налогового органа о том, что заявитель неправомерно учел в расчете фактических потерь данные об остатках нефти на начало и конец месяца.
Арбитражный суд правильно указал, что учет остатков обязателен, поскольку в противном случае в расчете фактических потерь будет фигурировать не количество добытого полезного ископаемого, определяемое по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого, а количество переданной в ОАО АК "Транснефть" по Актам СИКН (реализованной) нефти.
Заявителем разница в остатках на начало и конец месяца определена посредством измерения количества нефти на отчетные даты (первое и последнее число месяца) по всем объектам нахождения нефти ЗАО "СП "Нафта-Ульяновск". Таковыми объектами являются: линейная часть межпромысловых и технологических трубопроводов; резервуары нефтеприемного пункта УПН (Северный); резервуары; объекты ОАО "Ульяновскнефть"; магистральный нефтепровод ОАО "Дружба".
Обществом факт проведения измерения количества нефти по всем объектам нахождения нефти подтвержден актом инвентаризации нефти в линейной части межпромысловых и технологических трубопроводов, актом снятия натуральных остатков в резервуарах нефтеприемного пункта УПН (Северный), актом инвентаризации нефти в резервуарах, актом выполненных работ по подготовке сырой нефти на объектах ОАО "Ульяновскнефть", актом сверки остатков, приема, сдачи и потерь при транспортировке нефти по ЗАО "СП "Нафта-Ульяновск" (том 1 л.д. 120 - 133).
Обоснован вывод суда первой инстанции о правомерном учете остатков ЗАО "СП "Нафта-Ульяновск", поскольку указанный учет вызван объективной необходимостью приведения расчетных величин фактических потерь в соответствие с пунктом 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
Податель жалобы необоснованно сослался на те обстоятельства, что Общество не имело в проверяемом периоде возможности определять количество добытого полезного ископаемого самостоятельно по завершении полного технологического цикла, поскольку у него отсутствовало необходимое оборудование по доведению нефтяной эмульсии до соответствия государственному стандарту.
Как следует из материалов дела между заявителем (Заказчик) и ОАО "Ульяновскнефть" (Исполнитель) был заключен договор N 2255/02//5108 - 06 от 01.01.2006 г. (том 1 л.д. 80 - 84), в соответствии с которым Заказчик сдает Исполнителю сырую нефть, а Исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по подготовке, транспортировке, учету и сдаче в систему ОАО "АК "Транснефть" на НПС "Клин" товарной нефти, а также Исполнитель принимает на себя обязательства по проведению всех необходимых для сдачи нефти анализов нефти.
Законодательство не обязывает налогоплательщика производить измерения количества добытого полезного ископаемого по завершении полного технологического цикла на измерительном оборудовании, принадлежащем ему на праве собственности. Доведение до стандарта и измерение количества добытого полезного ископаемого производилось на оборудовании, принадлежащем ОАО "Ульяновскнефть", что также следует из положений Договора (раздел 3 - 4 права и обязанности сторон, порядок приема и сдачи нефти, качество подготовки).
Заявителем в ходе проведения проверки были представлены все необходимые документы для определения количества добытого полезного ископаемого по завершении полного технологического цикла, а именно: акты инвентаризации остатков нефти в резервуарах, дренажных емкостях, технологических аппаратах, трубопроводах, подписанных уполномоченным лицом Общества, акты приема-сдачи нефти на пункте ПСП "Клин" Куйбышевского управления ОАО МН "Дружба".
Общество ежемесячно, на основании документов о добыче углеводородного сырья (МЭРов), подписанных уполномоченным лицом Общества, актов инвентаризации остатков нефти в резервуарах, дренажных емкостях, технологических аппаратах, трубопроводах, подписанных уполномоченным лицом Общества, актов на списание технологических потерь при сборе, транспортировке, подготовке и сдачи, также подписанных уполномоченным лицом Общества, а также актов приема-сдачи нефти по СИКН, подписанных уполномоченным представителем ЗАО "СП "Нафта-Ульяновск", самостоятельно определяет количество добытого полезного ископаемого, что соответствует пункту 1 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
Наличие раздельного учета количества подготовленной нефти и фактических потерь ОАО "Ульяновскнефть" и ЗАО "СП "Нафта-Ульяновск" подтвержден договором N 2255/02//5108 - 06 от 01.01.2006 г. на оказание услуг по приему, подготовке, транспортировке, учету и сдаче нефти.
В соответствии с указанным договором пунктами приема-сдачи сырой нефти от Заказчика Исполнителю являются производственные площадки установки подготовки и переработки нефти (УППН) в рабочем поселке Новоспасское и установки подготовки нефти (УПН) в селе Вишенки.
Согласно пункту 3.1.1. договора Исполнитель обязуется принимать от Заказчика сырую нефть доставленную на УППН автомобильными - цистернами, с записью в журнале оператора и в сопроводительных документах (товарно-транспортные накладные) объема принятой сырой нефти, доставленную на УПН, с составлением актов приема-сдачи нефти.
В соответствии с указанным договором (пункт 3.1.4.) Исполнитель обязан составлять двухсторонний акт на принятую и подготовленную нефть.
Количество сданной на подготовку сырой нефти определяется представителем Заказчика в присутствии представителя Исполнителя: на УППН по калиброванным автоцистернам с предварительным дренажом подтоварной воды и последующим отбором точечных проб, согласно пункту 2.11.1. ГОСТа 2517-85, на высоте 0,33 диаметра цистерны от нижней образующей; на УПН по вертикальным резервуарам (согласно РД 153-39.4-042-99).
Согласно договору стороны ежемесячно подписывают акты выполненных работ, которые содержат сведения о количестве сданной в АК "Транснефть" нефти, потерях на объектах ОАО "Ульяновскнефть", количестве подготовленной нефти, количестве принятой на подготовку нефти, остатках (нетто) на начало и конец периода.
Материалы дела, помимо актов выполненных работ содержат исполнительные балансы по добыче и сдаче нефти ОАО "Ульяновскнефть" за апрель - декабрь 2007 г., из которых усматривается, что учет ведется в разрезе нескольких организаций (том 4 л.д. 18 - 26).
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенных обстоятельств решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 апреля 2011 года по делу N А72-452/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)