Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 июля 2004 года Дело N Ф03-А73/04-2/1546
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" на постановление от 15.04.2004, дополнительное постановление от 19.04.2004 по делу N А73-11828/2003-10 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Хабаровска о признании недействительными решений, встречное заявление: Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Хабаровска к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" о взыскании 16970716 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 14.07.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Хабаровска о привлечении его к налоговой ответственности за неполную уплату сумм акциза на нефтепродукты.
Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Хабаровска подано встречное заявление о взыскании с общества штрафа за неполную уплату сумм акциза на нефтепродукты в сумме 16970716 руб.
Решением суда от 21.01.2004 заявление общества удовлетворено. Оспариваемые решения признаны недействительными на том основании, что вычеты на сумму 66617870 руб. и 18392305 руб. подтверждены надлежаще оформленными подлинными реестрами счетов-фактур, представленными в судебное заседание.
В связи с удовлетворением первоначального заявления встречное требование налогового органа отклонено.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2004 и дополнительным постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2004 решение суда отменено, в удовлетворении заявления ООО "РН-Востокнефтепродукт" отказано.
Встречное заявление инспекции по налогам и сборам удовлетворено в сумме 100000 руб. Суд признал решения налогового органа о доначислении сумм акциза и взыскании штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации правомерными, однако применил статьи 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и снизил размер штрафа до указанной суммы. В качестве смягчающих ответственность обстоятельств судом признано, в частности, частичное погашение в добровольном порядке задолженности.
Признавая оспариваемые решения налогового органа правомерными, апелляционная инстанция исходила из того, что на момент их принятия реестр счетов-фактур не был оформлен в надлежащем порядке - отсутствовали отметки налогового органа на каждой странице реестра. Представленный обществом в судебное заседание реестр счетов-фактур, по мнению суда апелляционной инстанции, не подлежал оценке, поскольку не был проверен налоговым органом.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что отметки налогового органа на реестре счетов-фактур на подлиннике и ксерокопии расположены в разных местах.
Не согласившись с принятыми апелляционной инстанцией постановлением и дополнительным постановлением, ООО "РН-Востокнефтепродукт" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права: принятие дополнительного постановления, не предусмотренного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации при рассмотрении дел в апелляционной инстанции, что является, полагает общество, безусловным основанием для отмены постановления.
В части, касающейся правомерности предъявления к вычету спорной суммы акциза, общество считает, что в силу статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан был при обнаружении ошибок при заполнении документов сообщить об этом налогоплательщику. Поскольку налоговым органом не выполнено требование абзаца 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, он не вправе был доначислять суммы акциза по ненадлежаще оформленным реестрам счетов-фактур.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что суммы акцизов подлежат вычету только после проверки представленных налогоплательщиком документов, противоречит статьям 200, 201 Налогового кодекса Российской Федерации, такие вычеты, считает общество, должны предоставляться по предоставлению документов. Проверка представленных счетов-фактур не приостанавливает применение вычетов.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы и требования кассационной жалобы.
Представители Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Хабаровска просят постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей общества и налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "РН-Востокнефтепродукт" 24.06.2003 и 25.07.2003 представлены в инспекцию по налогам и сборам налоговые декларации по акцизам за май и июнь 2003 года и пакет документов, предусмотренных пунктом 8 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждающих правомерность уменьшения на налоговые вычеты суммы акцизов, подлежащих уплате в бюджет.
По результатам проверки указанных деклараций решениями налогового органа от 24.09.2003 N 10-2582 и от 08.10.2003 N 2670 общество привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату сумм акциза на нефтепродукты в результате завышения вычетов в виде штрафа в сумме 3647142 руб. и 13323574 руб. соответственно. Этими же решениями доначислены суммы акциза за проверяемые периоды в размере 18392305 руб. и 66617870 руб.
Основанием для доначисления сумм акцизов и привлечения общества к ответственности послужило ненадлежащее оформление счетов-фактур, подтверждающих налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 8 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся при предоставлении налогоплательщиком в налоговые органы пакета документов, в том числе реестров счетов-фактур с отметками налогового органа. Порядок проставления отметки согласно названной норме определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-03/38 от 31.01.2003 утвержден Порядок проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, из которого следует, что отметка проставляется на каждой странице первого экземпляра реестра счетов-фактур в случае соответствия сведений, указанных в декларации по акцизам налогоплательщика-покупателя, сведениям, содержащимся в представленных им реестрах счетов-фактур. Поскольку реестры счетов-фактур не имели отметок на каждой странице реестров, налоговым органом правомерно не приняты к вычету спорные суммы акцизов.
Ссылка общества на абзац 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий при выявлении налоговым органом ошибок в заполнении документов извещение налогоплательщика с требованием о внесении исправлений, неосновательна, так как несоблюдение инспекцией по налогам и сборам положений абзаца 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет никаких правовых последствий.
При оформлении впоследствии реестров счетов-фактур в надлежащем порядке налогоплательщик вправе в соответствии со статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации подать в налоговый орган новую налоговую декларацию с внесенными в нее изменениями, касающимися определения сумм акцизов, подлежащих вычету.
Ссылка налогового органа на то, что по юридическому и исполнительному адресам покупатель нефтепродуктов ООО "Алтай-Комплект" не находится, руководители и учредители данной организации скрываются, налоги обществом не уплачиваются, а также на то, что Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю приостановлено, а 01.10.2003 аннулировано свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выданное ООО "Алтай-Комплект", что является основанием для отказа в принятии вычетов, судом кассационной инстанции не может быть принята в связи с тем, что данные доводы не исследовались ни судом первой, ни судом апелляционной инстанций.
Утверждение общества о нарушении апелляционной инстанцией норм процессуального права не основано на действующем законодательстве.
Арбитражный суд апелляционной инстанции вправе применительно к статье 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять дополнительное постановление по заявлению лица, участвующего в деле, или по своей инициативе, если он отменил решение суда первой инстанции полностью или в части и принял новое решение.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановление от 15.04.2004, дополнительное постановление от 19.04.2004 по делу N А73-11828/2003-10 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине отнести на общество с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 14.07.2004 N Ф03-А73/04-2/1546
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 14 июля 2004 года Дело N Ф03-А73/04-2/1546
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" на постановление от 15.04.2004, дополнительное постановление от 19.04.2004 по делу N А73-11828/2003-10 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Хабаровска о признании недействительными решений, встречное заявление: Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Хабаровска к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" о взыскании 16970716 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 14.07.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Хабаровска о привлечении его к налоговой ответственности за неполную уплату сумм акциза на нефтепродукты.
Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Хабаровска подано встречное заявление о взыскании с общества штрафа за неполную уплату сумм акциза на нефтепродукты в сумме 16970716 руб.
Решением суда от 21.01.2004 заявление общества удовлетворено. Оспариваемые решения признаны недействительными на том основании, что вычеты на сумму 66617870 руб. и 18392305 руб. подтверждены надлежаще оформленными подлинными реестрами счетов-фактур, представленными в судебное заседание.
В связи с удовлетворением первоначального заявления встречное требование налогового органа отклонено.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2004 и дополнительным постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2004 решение суда отменено, в удовлетворении заявления ООО "РН-Востокнефтепродукт" отказано.
Встречное заявление инспекции по налогам и сборам удовлетворено в сумме 100000 руб. Суд признал решения налогового органа о доначислении сумм акциза и взыскании штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации правомерными, однако применил статьи 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и снизил размер штрафа до указанной суммы. В качестве смягчающих ответственность обстоятельств судом признано, в частности, частичное погашение в добровольном порядке задолженности.
Признавая оспариваемые решения налогового органа правомерными, апелляционная инстанция исходила из того, что на момент их принятия реестр счетов-фактур не был оформлен в надлежащем порядке - отсутствовали отметки налогового органа на каждой странице реестра. Представленный обществом в судебное заседание реестр счетов-фактур, по мнению суда апелляционной инстанции, не подлежал оценке, поскольку не был проверен налоговым органом.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что отметки налогового органа на реестре счетов-фактур на подлиннике и ксерокопии расположены в разных местах.
Не согласившись с принятыми апелляционной инстанцией постановлением и дополнительным постановлением, ООО "РН-Востокнефтепродукт" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права: принятие дополнительного постановления, не предусмотренного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации при рассмотрении дел в апелляционной инстанции, что является, полагает общество, безусловным основанием для отмены постановления.
В части, касающейся правомерности предъявления к вычету спорной суммы акциза, общество считает, что в силу статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан был при обнаружении ошибок при заполнении документов сообщить об этом налогоплательщику. Поскольку налоговым органом не выполнено требование абзаца 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, он не вправе был доначислять суммы акциза по ненадлежаще оформленным реестрам счетов-фактур.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что суммы акцизов подлежат вычету только после проверки представленных налогоплательщиком документов, противоречит статьям 200, 201 Налогового кодекса Российской Федерации, такие вычеты, считает общество, должны предоставляться по предоставлению документов. Проверка представленных счетов-фактур не приостанавливает применение вычетов.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы и требования кассационной жалобы.
Представители Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Индустриальному району города Хабаровска просят постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей общества и налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "РН-Востокнефтепродукт" 24.06.2003 и 25.07.2003 представлены в инспекцию по налогам и сборам налоговые декларации по акцизам за май и июнь 2003 года и пакет документов, предусмотренных пунктом 8 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждающих правомерность уменьшения на налоговые вычеты суммы акцизов, подлежащих уплате в бюджет.
По результатам проверки указанных деклараций решениями налогового органа от 24.09.2003 N 10-2582 и от 08.10.2003 N 2670 общество привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату сумм акциза на нефтепродукты в результате завышения вычетов в виде штрафа в сумме 3647142 руб. и 13323574 руб. соответственно. Этими же решениями доначислены суммы акциза за проверяемые периоды в размере 18392305 руб. и 66617870 руб.
Основанием для доначисления сумм акцизов и привлечения общества к ответственности послужило ненадлежащее оформление счетов-фактур, подтверждающих налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 8 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся при предоставлении налогоплательщиком в налоговые органы пакета документов, в том числе реестров счетов-фактур с отметками налогового органа. Порядок проставления отметки согласно названной норме определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-03/38 от 31.01.2003 утвержден Порядок проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, из которого следует, что отметка проставляется на каждой странице первого экземпляра реестра счетов-фактур в случае соответствия сведений, указанных в декларации по акцизам налогоплательщика-покупателя, сведениям, содержащимся в представленных им реестрах счетов-фактур. Поскольку реестры счетов-фактур не имели отметок на каждой странице реестров, налоговым органом правомерно не приняты к вычету спорные суммы акцизов.
Ссылка общества на абзац 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий при выявлении налоговым органом ошибок в заполнении документов извещение налогоплательщика с требованием о внесении исправлений, неосновательна, так как несоблюдение инспекцией по налогам и сборам положений абзаца 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет никаких правовых последствий.
При оформлении впоследствии реестров счетов-фактур в надлежащем порядке налогоплательщик вправе в соответствии со статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации подать в налоговый орган новую налоговую декларацию с внесенными в нее изменениями, касающимися определения сумм акцизов, подлежащих вычету.
Ссылка налогового органа на то, что по юридическому и исполнительному адресам покупатель нефтепродуктов ООО "Алтай-Комплект" не находится, руководители и учредители данной организации скрываются, налоги обществом не уплачиваются, а также на то, что Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю приостановлено, а 01.10.2003 аннулировано свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выданное ООО "Алтай-Комплект", что является основанием для отказа в принятии вычетов, судом кассационной инстанции не может быть принята в связи с тем, что данные доводы не исследовались ни судом первой, ни судом апелляционной инстанций.
Утверждение общества о нарушении апелляционной инстанцией норм процессуального права не основано на действующем законодательстве.
Арбитражный суд апелляционной инстанции вправе применительно к статье 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять дополнительное постановление по заявлению лица, участвующего в деле, или по своей инициативе, если он отменил решение суда первой инстанции полностью или в части и принял новое решение.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 15.04.2004, дополнительное постановление от 19.04.2004 по делу N А73-11828/2003-10 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине отнести на общество с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)