Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск,
на решение от 07.06.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление от 06.09.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-6999/07,
по заявлению открытого акционерного общества "Альметьевскагропромснаб", г. Альметьевск, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, о признании незаконными действий налогового органа и обязании произвести возврат излишне уплаченной суммы в размере 34040,38 руб.,
установил:
открытое акционерное общество "Альметьевскагропромснаб" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России, с учетом уточнения, о признании незаконным ее бездействия, выразившееся в невозврате заявителю суммы излишне уплаченных налогов в сумме 28158,73 руб. (в том числе налога на прибыль в размере 4381,50 руб., налога на имущество организаций за исключением имущества организаций, входящих в единую систему газоснабжения, в сумме 7081 руб., транспортного налога в сумме 11232,30 руб., налога на имущество предприятий в сумме 5463,93 руб.) и обязании ее произвести ему возврат излишне уплаченной суммы налогов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2007, заявленные требования ОАО "Альметьевскагропромснаб" удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
По его мнению возврат излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности), тогда как по лицевой карточке Общества числилась недоимка по налогу на прибыль организаций, зачисляемая в бюджет субъекта РФ и в федеральный бюджет Российской Федерации в сумме 15582,26 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия считает, что не имеется правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, 27.02.2007 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет налогоплательщика излишне уплаченных налогов в общей сумме 34040,38 руб. (в т.ч. налога на прибыль в сумме 4381,5 руб. налога на имущество организаций, за исключением имущества организаций, входящих в Единую систему газоснабжения, в размере 7081 руб., транспортного налога в сумме 11232,3 руб., налога на имущество предприятий в сумме 5463,93 руб.).
Письмом от 12.03.2007 налоговый орган сообщил о том, что у Общества по состоянию на 01.03.2007 имеется недоимка по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ и в федеральный бюджет, на основании чего отказал в возврате указанных сумм налогоплательщику, предложив зачесть их в счет погашения задолженности по налогу на прибыль.
Коллегия выводы арбитражных судов об удовлетворении заявленных требований находит правильными.
В соответствии с положениями п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Пункт 5 указанной статьи предоставляет налоговым органам право самостоятельно произвести зачет в случае, если у налогоплательщика имеется недоимка по другим налогам.
Учитывая, что определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2006 по делу N А65-10296/2006-СГ4-21 в отношении заявителя введена процедура наблюдения и решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2006 по тому же делу заявитель признан банкротом и в отношении него открыта процедура конкурсного производства, то выводы суда со ссылкой на положения п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" о том, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства, являются правомерными.
Согласно статье 63 этого же Закона с даты вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим федеральным законом порядка предъявления требований к должнику. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 названного Закона очередность удовлетворения требований кредиторов.
Следовательно, исходя из положений статьи 5 Закона, зачет переплаты возможен только по текущим налоговым обязательствам должника.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что у Общества на момент обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных суммы налогов в сумме 28158,73 руб. имелась задолженность по налогу на прибыль, являющаяся текущей в соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона N 127-ФЗ.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениями (пунктом 2) Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" установлено об отсутствии оснований для освобождения налоговых органов от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной (кассационной) жалобы по делам, по которым они выступали в качестве ответчиков.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
постановил:
решение от 07.06.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление от 06.09.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-6999/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
В соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.11.2007 ПО ДЕЛУ N А65-6999/07
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2007 г. по делу N А65-6999/07
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск,
на решение от 07.06.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление от 06.09.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-6999/07,
по заявлению открытого акционерного общества "Альметьевскагропромснаб", г. Альметьевск, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, о признании незаконными действий налогового органа и обязании произвести возврат излишне уплаченной суммы в размере 34040,38 руб.,
установил:
открытое акционерное общество "Альметьевскагропромснаб" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России, с учетом уточнения, о признании незаконным ее бездействия, выразившееся в невозврате заявителю суммы излишне уплаченных налогов в сумме 28158,73 руб. (в том числе налога на прибыль в размере 4381,50 руб., налога на имущество организаций за исключением имущества организаций, входящих в единую систему газоснабжения, в сумме 7081 руб., транспортного налога в сумме 11232,30 руб., налога на имущество предприятий в сумме 5463,93 руб.) и обязании ее произвести ему возврат излишне уплаченной суммы налогов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2007, заявленные требования ОАО "Альметьевскагропромснаб" удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
По его мнению возврат излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности), тогда как по лицевой карточке Общества числилась недоимка по налогу на прибыль организаций, зачисляемая в бюджет субъекта РФ и в федеральный бюджет Российской Федерации в сумме 15582,26 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия считает, что не имеется правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, 27.02.2007 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет налогоплательщика излишне уплаченных налогов в общей сумме 34040,38 руб. (в т.ч. налога на прибыль в сумме 4381,5 руб. налога на имущество организаций, за исключением имущества организаций, входящих в Единую систему газоснабжения, в размере 7081 руб., транспортного налога в сумме 11232,3 руб., налога на имущество предприятий в сумме 5463,93 руб.).
Письмом от 12.03.2007 налоговый орган сообщил о том, что у Общества по состоянию на 01.03.2007 имеется недоимка по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ и в федеральный бюджет, на основании чего отказал в возврате указанных сумм налогоплательщику, предложив зачесть их в счет погашения задолженности по налогу на прибыль.
Коллегия выводы арбитражных судов об удовлетворении заявленных требований находит правильными.
В соответствии с положениями п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Пункт 5 указанной статьи предоставляет налоговым органам право самостоятельно произвести зачет в случае, если у налогоплательщика имеется недоимка по другим налогам.
Учитывая, что определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2006 по делу N А65-10296/2006-СГ4-21 в отношении заявителя введена процедура наблюдения и решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2006 по тому же делу заявитель признан банкротом и в отношении него открыта процедура конкурсного производства, то выводы суда со ссылкой на положения п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" о том, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства, являются правомерными.
Согласно статье 63 этого же Закона с даты вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим федеральным законом порядка предъявления требований к должнику. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 названного Закона очередность удовлетворения требований кредиторов.
Следовательно, исходя из положений статьи 5 Закона, зачет переплаты возможен только по текущим налоговым обязательствам должника.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что у Общества на момент обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных суммы налогов в сумме 28158,73 руб. имелась задолженность по налогу на прибыль, являющаяся текущей в соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона N 127-ФЗ.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениями (пунктом 2) Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" установлено об отсутствии оснований для освобождения налоговых органов от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной (кассационной) жалобы по делам, по которым они выступали в качестве ответчиков.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
постановил:
решение от 07.06.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление от 06.09.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-6999/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
В соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)