Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Дубровского В.И.,
судей Гусева О.Г., Глазыриной Т.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2009 по делу N А07-10011/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Мега Лэнд" (далее - общество, налогоплательщик) - Письмеров П.В. (доверенность от 11.01.2010 б/н).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салават Республики Башкортостан (далее - ИФНС России по г. Салават РБ) по начислению и выплате обществу процентов в сумме 367 092 руб. за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес и обязании налогового органа устранить допущенное нарушение путем начисления и выплаты обществу процентов в указанной сумме (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 30.06.2009 ИФНС России по г. Салават РБ исключена из числа ответчиков по делу, в качестве надлежащего ответчика привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - ИФНС России по Советскому району г. Уфы).
Решением суда от 16.07.2009 (судья Сафиуллина Р.И.) заявленные требования удовлетворены; суд обязал ИФНС России по Советскому району г. Уфы устранить допущенное нарушение путем начисления и выплаты обществу процентов в сумме 367 092 руб. за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИФНС России по Советскому району г. Уфы просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению ИФНС России по Советскому району г. Уфы, проценты за несвоевременный возврат сумм излишне уплаченного налога на игорный бизнес подлежат начислению с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда, которым установлен факт излишней уплаты налога. Кроме того, ИФНС России по Советскому району г. Уфы считает, что выплата процентов должна быть возложена на налоговый орган, который допустил несвоевременный возврат налога на игорный бизнес.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, обществом в адрес ИФНС России по г. Салават РБ направлено заявление от 30.01.2006 о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2 842 750 руб., уплаченных за период с августа 2004 года по октябрь 2005 года.
В связи с отказом налогового органа в возврате налога, выраженном в письме от 08.02.2006 N 66-08/686, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа ИФНС России по г. Салават РБ по возврату обществу излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2 842 750 руб. и об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог в указанной сумме.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.09.2006 по делу N А07-12667/06 признан незаконным отказ ИФНС России по г. Салават РБ в возврате обществу излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2 842 750 руб.; суд обязал ИФНС России по г. Салават РБ возвратить налогоплательщику излишне уплаченный налог на игорный бизнес в указанной сумме. Данное решение суда вступило в законную силу.
На основании решения суда ИФНС России по г. Салават РБ вынесены решения от 06.04.2007 и от 23.04.2007 о возврате налогоплательщику излишне уплаченного налога на игорный бизнес. Возврат налога произведен инспекцией платежными поручениями от 06.04.2007 N 866 и от 24.04.2007 N 385, что послужило основанием для обращения общества в ИФНС России по г. Салават РБ с заявлением от 16.03.2009 о начислении и выплате процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога.
В связи с бездействием налогового органа по начислению и выплате процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что за несвоевременный возврат налога подлежат начислению проценты по истечении месяца с даты подачи налогоплательщиком соответствующего заявления.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 *** Кодекса *** налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора определен в ст. 78 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
В силу п. 6, 10 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 названной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество первоначально обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес 30.01.2006. Возврат излишне уплаченного налога произведен налоговым органом платежными поручениями от 06.04.2007 и от 23.04.2007 - то есть с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 Кодекса.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что проценты за несвоевременный возврат из бюджета излишне уплаченного налога на игорный бизнес подлежат начислению по истечении месяца с даты подачи заявления за каждый календарный день нарушения срока возврата излишне уплаченного налога, является правильным и соответствует положениям ст. 78 Кодекса.
Доводы ИФНС России по Советскому району г. Уфы о том, что выплата процентов должна быть возложена на налоговый орган, который допустил несвоевременный возврат налога на игорный бизнес, правомерно отклонены судами в силу п. 1 ст. 30 Кодекса, согласно которому налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, а также имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2009 по делу N А07-10011/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 18.01.2010 N Ф09-10914/09-С3 ПО ДЕЛУ N А07-10011/2009 ТРЕБОВАНИЕ: О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ БЕЗДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПО НАЧИСЛЕНИЮ И ВЫПЛАТЕ ОБЩЕСТВУ ПРОЦЕНТОВ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННЫЙ ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА И ОБЯЗАНИИ УСТРАНИТЬ ДОПУЩЕННОЕ НАРУШЕНИЕ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ОБРАТИЛСЯ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ВОЗВРАТЕ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ НАЛОГА НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС. ВОЗВРАТ НАЛОГА ПРОИЗВЕДЕН С НАРУШЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОГО СРОКА.
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2010 г. N Ф09-10914/09-С3
Дело N А07-10011/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Дубровского В.И.,
судей Гусева О.Г., Глазыриной Т.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2009 по делу N А07-10011/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Мега Лэнд" (далее - общество, налогоплательщик) - Письмеров П.В. (доверенность от 11.01.2010 б/н).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салават Республики Башкортостан (далее - ИФНС России по г. Салават РБ) по начислению и выплате обществу процентов в сумме 367 092 руб. за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес и обязании налогового органа устранить допущенное нарушение путем начисления и выплаты обществу процентов в указанной сумме (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 30.06.2009 ИФНС России по г. Салават РБ исключена из числа ответчиков по делу, в качестве надлежащего ответчика привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - ИФНС России по Советскому району г. Уфы).
Решением суда от 16.07.2009 (судья Сафиуллина Р.И.) заявленные требования удовлетворены; суд обязал ИФНС России по Советскому району г. Уфы устранить допущенное нарушение путем начисления и выплаты обществу процентов в сумме 367 092 руб. за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИФНС России по Советскому району г. Уфы просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению ИФНС России по Советскому району г. Уфы, проценты за несвоевременный возврат сумм излишне уплаченного налога на игорный бизнес подлежат начислению с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда, которым установлен факт излишней уплаты налога. Кроме того, ИФНС России по Советскому району г. Уфы считает, что выплата процентов должна быть возложена на налоговый орган, который допустил несвоевременный возврат налога на игорный бизнес.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, обществом в адрес ИФНС России по г. Салават РБ направлено заявление от 30.01.2006 о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2 842 750 руб., уплаченных за период с августа 2004 года по октябрь 2005 года.
В связи с отказом налогового органа в возврате налога, выраженном в письме от 08.02.2006 N 66-08/686, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа ИФНС России по г. Салават РБ по возврату обществу излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2 842 750 руб. и об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог в указанной сумме.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.09.2006 по делу N А07-12667/06 признан незаконным отказ ИФНС России по г. Салават РБ в возврате обществу излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2 842 750 руб.; суд обязал ИФНС России по г. Салават РБ возвратить налогоплательщику излишне уплаченный налог на игорный бизнес в указанной сумме. Данное решение суда вступило в законную силу.
На основании решения суда ИФНС России по г. Салават РБ вынесены решения от 06.04.2007 и от 23.04.2007 о возврате налогоплательщику излишне уплаченного налога на игорный бизнес. Возврат налога произведен инспекцией платежными поручениями от 06.04.2007 N 866 и от 24.04.2007 N 385, что послужило основанием для обращения общества в ИФНС России по г. Салават РБ с заявлением от 16.03.2009 о начислении и выплате процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога.
В связи с бездействием налогового органа по начислению и выплате процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что за несвоевременный возврат налога подлежат начислению проценты по истечении месяца с даты подачи налогоплательщиком соответствующего заявления.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 *** Кодекса *** налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора определен в ст. 78 Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
В силу п. 6, 10 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 названной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество первоначально обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес 30.01.2006. Возврат излишне уплаченного налога произведен налоговым органом платежными поручениями от 06.04.2007 и от 23.04.2007 - то есть с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 Кодекса.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что проценты за несвоевременный возврат из бюджета излишне уплаченного налога на игорный бизнес подлежат начислению по истечении месяца с даты подачи заявления за каждый календарный день нарушения срока возврата излишне уплаченного налога, является правильным и соответствует положениям ст. 78 Кодекса.
Доводы ИФНС России по Советскому району г. Уфы о том, что выплата процентов должна быть возложена на налоговый орган, который допустил несвоевременный возврат налога на игорный бизнес, правомерно отклонены судами в силу п. 1 ст. 30 Кодекса, согласно которому налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, а также имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2009 по делу N А07-10011/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Председательствующий
ДУБРОВСКИЙ В.И.
Судьи
ГУСЕВ О.Г.
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
ДУБРОВСКИЙ В.И.
Судьи
ГУСЕВ О.Г.
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)