Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 октября 2004 года Дело N А57-3982/04-7
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Саратовской области, г. Саратов,
на решение от 31.05.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.08.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-3982/04-7
по заявлению Закрытого акционерного общества "Акционерно-коммерческий банк реконструкции и развития "Экономбанк", г. Саратов, к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество АКБ "Экономбанк" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления МНС России по Саратовской области N 18/01 от 20.02.2004 в части взыскания штрафа в размере 68932,2 руб., недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме 222163 руб. и пени в размере 86672,22 руб.
Решением суда от 31.05.2004 заявление удовлетворено частично. Решение налогового органа признано недействительным в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 222163 руб., пени в размере 86672 руб. и взыскания штрафа по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 44482 руб., и за нарушение правил ведения бухучета в размере 15000 руб. по ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении требований о признании решения недействительным в части взыскания штрафа за непредставление сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, в сумме 9500 руб. за 2001 год по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.08.2004 решение изменено. Решение Управления МНС РФ по Саратовской области признано недействительным также в части взыскания штрафа в сумме 9500 руб. по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе Управление МНС Российской Федерации по Саратовской области просит судебные акты в части признания недействительным решения отменить, в удовлетворении заявления Банка отказать. В жалобе указывается, что заявитель не исполнил обязанности по уплате налога, так как налог, в нарушение п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, был уплачен не по месту нахождения каждого из обособленных подразделений ЗАО АКБ "Экономбанк", а по месту нахождения головного предприятия.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ЗАО АКБ "Экономбанк" по вопросам правильности исчисления, своевременности удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, а также полноты и своевременности представления сведений о доходах физических лиц за период с 01.03.2002 по 25.09.2003.
По результатам проверки вынесено решение N 18/01 от 20.02.2004 о привлечении ЗАО АКБ "Экономбанк" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с данным решением ЗАО АКБ "Экономбанк" предложено уплатить неуплаченный налог на доходы физических лиц в размере 222441 руб. и пени в размере 86672,22 руб., а также налоговые санкции по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации, всего в сумме 69782,2 руб.
Судебная коллегия считает правомерными выводы судов о незаконности начисления налога на доходы физических лиц в размере 222163 руб., пени в сумме 86672 руб. и взыскания штрафа за неуплату налога, на основании ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 44482 руб.
Судами установлено и это не оспаривается налоговым органом, что заявитель в 2001 году перечислил налог на доходы физических лиц - работников обособленных подразделений, расположенных в Саратовской области, в сумме 222163 руб., по месту своего нахождения, то есть по месту нахождения головной организации, а не обособленных подразделений.
Фактически недоимка по налогу в указанной сумме у ЗАО АКБ "Экономбанк" отсутствует, что исключает доначисление налога и начисление пени.
В соответствии со ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением является неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. ЗАО АКБ "Экономбанк" налог на доходы физических лиц по обособленным подразделениям исчисляло и перечисляло по месту нахождения головной организации, то есть фактическое перечисление в бюджет налога имело место. Более того, налог был перечислен именно в тот бюджет, в который необходимо было его уплатить. Согласно приложению N 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" налог на доходы физических лиц в размере 100% поступает в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Приказом Минфина Российской Федерации от 29.12.2000 N 420 предусмотрено, что налог на доходы физических лиц, удержанный предприятиями в 2001 году, подлежал зачислению на балансовый счет 40101 с кодом бюджетной классификации 1010201, что и было сделано заявителем. Кем было произведено перечисление, головной организацией или ее структурными подразделениями, в данной ситуации для признания Банка исполнившим свою обязанность по уплате в бюджет удержанного налога значения не имеет, поскольку налог в любом случае поступает в областной бюджет.
Судебная коллегия также согласна с выводами апелляционной инстанции об отсутствии оснований для привлечения Банка к налоговой ответственности по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет наложение штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Как видно из акта выездной налоговой проверки Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 3 по Саратовской области, г. Вольск, N 94 от 07.10.2003, акта выездной налоговой проверки Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 2 по Саратовской области, г. Балаково, N 1697 от 17.12.2002, сообщений Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 5 по Саратовской области, г. Ртищево, Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 1 по Саратовской области, г. Балашов, Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 17 по Саратовской области, г. Маркс, Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 7 по Саратовской области, г. Энгельс, акта выездной налоговой проверки Управления МНС Российской Федерации по Саратовской области N 1 от 14.01.2004, сведения о доходах физических лиц - работников структурных подразделений - по форме 2-НДФЛ представлялись в установленный ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации срок, но в налоговые инспекции по месту нахождения обособленных подразделений, а не по месту нахождения головного предприятия.
Однако данное обстоятельство не является основанием привлечения заявителя к налоговой ответственности. Согласно ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации объективной стороной налогового правонарушения является непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а не нарушение порядка их представления.
Поэтому суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о незаконности привлечения Закрытого акционерного общества АКБ "Экономбанк" к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 9500 руб. по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление 190 сведений о доходах, выплаченных физическим лицам за 2001 г.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.05.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.08.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-3982/04-7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.10.2004 ПО ДЕЛУ N А57-3982/04-7
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 октября 2004 года Дело N А57-3982/04-7
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Саратовской области, г. Саратов,
на решение от 31.05.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.08.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-3982/04-7
по заявлению Закрытого акционерного общества "Акционерно-коммерческий банк реконструкции и развития "Экономбанк", г. Саратов, к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество АКБ "Экономбанк" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления МНС России по Саратовской области N 18/01 от 20.02.2004 в части взыскания штрафа в размере 68932,2 руб., недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме 222163 руб. и пени в размере 86672,22 руб.
Решением суда от 31.05.2004 заявление удовлетворено частично. Решение налогового органа признано недействительным в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 222163 руб., пени в размере 86672 руб. и взыскания штрафа по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 44482 руб., и за нарушение правил ведения бухучета в размере 15000 руб. по ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении требований о признании решения недействительным в части взыскания штрафа за непредставление сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, в сумме 9500 руб. за 2001 год по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.08.2004 решение изменено. Решение Управления МНС РФ по Саратовской области признано недействительным также в части взыскания штрафа в сумме 9500 руб. по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе Управление МНС Российской Федерации по Саратовской области просит судебные акты в части признания недействительным решения отменить, в удовлетворении заявления Банка отказать. В жалобе указывается, что заявитель не исполнил обязанности по уплате налога, так как налог, в нарушение п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, был уплачен не по месту нахождения каждого из обособленных подразделений ЗАО АКБ "Экономбанк", а по месту нахождения головного предприятия.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ЗАО АКБ "Экономбанк" по вопросам правильности исчисления, своевременности удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, а также полноты и своевременности представления сведений о доходах физических лиц за период с 01.03.2002 по 25.09.2003.
По результатам проверки вынесено решение N 18/01 от 20.02.2004 о привлечении ЗАО АКБ "Экономбанк" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с данным решением ЗАО АКБ "Экономбанк" предложено уплатить неуплаченный налог на доходы физических лиц в размере 222441 руб. и пени в размере 86672,22 руб., а также налоговые санкции по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации, всего в сумме 69782,2 руб.
Судебная коллегия считает правомерными выводы судов о незаконности начисления налога на доходы физических лиц в размере 222163 руб., пени в сумме 86672 руб. и взыскания штрафа за неуплату налога, на основании ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 44482 руб.
Судами установлено и это не оспаривается налоговым органом, что заявитель в 2001 году перечислил налог на доходы физических лиц - работников обособленных подразделений, расположенных в Саратовской области, в сумме 222163 руб., по месту своего нахождения, то есть по месту нахождения головной организации, а не обособленных подразделений.
Фактически недоимка по налогу в указанной сумме у ЗАО АКБ "Экономбанк" отсутствует, что исключает доначисление налога и начисление пени.
В соответствии со ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением является неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. ЗАО АКБ "Экономбанк" налог на доходы физических лиц по обособленным подразделениям исчисляло и перечисляло по месту нахождения головной организации, то есть фактическое перечисление в бюджет налога имело место. Более того, налог был перечислен именно в тот бюджет, в который необходимо было его уплатить. Согласно приложению N 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" налог на доходы физических лиц в размере 100% поступает в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Приказом Минфина Российской Федерации от 29.12.2000 N 420 предусмотрено, что налог на доходы физических лиц, удержанный предприятиями в 2001 году, подлежал зачислению на балансовый счет 40101 с кодом бюджетной классификации 1010201, что и было сделано заявителем. Кем было произведено перечисление, головной организацией или ее структурными подразделениями, в данной ситуации для признания Банка исполнившим свою обязанность по уплате в бюджет удержанного налога значения не имеет, поскольку налог в любом случае поступает в областной бюджет.
Судебная коллегия также согласна с выводами апелляционной инстанции об отсутствии оснований для привлечения Банка к налоговой ответственности по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет наложение штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Как видно из акта выездной налоговой проверки Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 3 по Саратовской области, г. Вольск, N 94 от 07.10.2003, акта выездной налоговой проверки Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 2 по Саратовской области, г. Балаково, N 1697 от 17.12.2002, сообщений Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 5 по Саратовской области, г. Ртищево, Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 1 по Саратовской области, г. Балашов, Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 17 по Саратовской области, г. Маркс, Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 7 по Саратовской области, г. Энгельс, акта выездной налоговой проверки Управления МНС Российской Федерации по Саратовской области N 1 от 14.01.2004, сведения о доходах физических лиц - работников структурных подразделений - по форме 2-НДФЛ представлялись в установленный ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации срок, но в налоговые инспекции по месту нахождения обособленных подразделений, а не по месту нахождения головного предприятия.
Однако данное обстоятельство не является основанием привлечения заявителя к налоговой ответственности. Согласно ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации объективной стороной налогового правонарушения является непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а не нарушение порядка их представления.
Поэтому суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о незаконности привлечения Закрытого акционерного общества АКБ "Экономбанк" к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 9500 руб. по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление 190 сведений о доходах, выплаченных физическим лицам за 2001 г.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.05.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 06.08.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-3982/04-7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)