Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Скубаева А.И., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителя МИФНС РФ N 8 по Республике Бурятия Пиноевой С.Н. (доверенность от 14.10.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тимлюйский завод АЦИ" на решение от 23 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление от 1 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-3523/07 (суд первой инстанции - Марактаева И.Г.; суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Доржиев Э.П., Рылов Д.Н.),
открытое акционерное общество "Тимлюйский завод АЦИ" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия (далее - инспекция) N 7069 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.08.2007 в части предложения уплатить:
- - налог на прибыль, подлежащий уплате в федеральный бюджет, в сумме 1112922 рубля, пени в сумме 3242 рубля 30 копеек;
- - налог на прибыль, подлежащий уплате в региональный бюджет, в сумме 3125948 рублей, пени в сумме 9664 рубля 50 копеек.
Решением от 7 декабря 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 8 апреля 2008 года Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 23 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое требование признано недействительным в части предложения уплатить 1456 рублей 9 копеек пени в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в федеральный бюджет, 4552 рубля 93 копейки пени в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в республиканский бюджет. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением от 1 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтены те обстоятельства, что на момент выставления требования у общества имелась переплата в отношении налога на прибыль, которая инспекцией должна была быть зачтена в счет уплаты недоимки. Общество также указывает, что исходя из данных справок N 12244 и N 12290, акта N 1670, общество не имело недоимки в оспариваемый период в отношении налога на прибыль. Общество, кроме того, считает, что его обязанность по уплате налога на прибыль изменилась при подаче уточненных налоговых деклараций, следовательно, изменились размеры платежей, подлежащих уплате в бюджеты.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По делу объявлялся перерыв со 2 декабря 2008 года до 11 часов 4 декабря 2008 года, после перерыва стороны в судебное заседание не явились.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией в адрес общества было направлено требование N 7069 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.08.2007, в котором предложено в срок до 27.08.2007 погасить задолженность по налогам на прибыль и на имущество и соответствующим пени в общей сумме 4284460 рублей 60 копеек.
Считая требование инспекции в указанной выше части необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его в этой части недействительным.
Отказывая частично при новом рассмотрении в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что данные расчетов налоговой инспекции подтверждают, что по состоянию на 06.08.2007 у общества имелась недоимка в отношении налога на прибыль в федеральный и республиканский бюджеты в суммах 1112922 рубля и 3125948 рублей. Инспекция не обязана производить зачет излишне взысканных сумм налога без подачи налогоплательщиком заявления о возврате данного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно налоговой декларации за 1 полугодие 2007 года суммы налога на прибыль в федеральный и республиканский бюджеты на день уплаты 30.07.2007 составили 1042165 рубля и 2802829 рублей соответственно. В соответствии с расчетом налоговой инспекции на 01.07.2007 у общества имелась переплата в отношении налогов на прибыль в оба бюджета в суммах 276631 рубль и 615157 рублей.
В соответствии с актом сверки расчетов по форме N 23-А от 08.02.2006 N 960 на 01.01.2006 у общества имелась недоимка по налогам на прибыль в федеральный и республиканский бюджеты в суммах 16307 рублей 26 копеек и 29151 рубль 93 копейки.
Указанные суммы налогов, недоимки и переплаты отражены в расчетах налоговой инспекции о начисленных и уплаченных обществом сумм налога в федеральный и республиканский бюджеты с 01.01.2006 по 06.08.2007 (л.д. 3 т. 3).
Данные последних расчетов подтверждены налоговой декларацией, актом сверки расчетов, платежными поручениями, представленными обществом по требованию суда.
Таким образом, судами обоснованно сделан вывод о том, что по состоянию на 06.08.2007 согласно представленным документам у общества имелась недоимка в отношении налога на прибыль в федеральный и республиканский бюджеты в суммах 1112922 рубля и 3125948 рублей.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что денежные средства в размере 672980 рублей 3 копейки (пени, начисленные в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в федеральный бюджет) и 92599 рублей (неуплаченный налог на прибыль, подлежащий зачислению в республиканский бюджет) взысканы инспекцией до 01.01.2007 на основании требований, признанных впоследствии недействительными в части взыскания налогов и пени постановлениями от 31 мая 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда (по делам N А10-3531/06 и N А10-6094/06), оставленными в этой части без изменения при обжаловании их в кассационной инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22.03.2007 по делу N А10-6094/06 в удовлетворении заявления ОАО "Тимлюйский завод АЦИ" о признании незаконными действий по выставлению инкассовых распоряжений, решения о лишении налогоплательщика права на реструктуризацию, постановления о взыскании налогов и пени отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2007 решение от 22.03.2007 отменено, принято новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.2007 N А10-6094/06-Ф02-6902/07 постановление от 31.05.2007 Четвертого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.12.2008 N А10-3523/07-Ф02-6082/08 ПО ДЕЛУ N А10-3523/07
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2008 г. N А10-3523/07-Ф02-6082/08
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Скубаева А.И., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании представителя МИФНС РФ N 8 по Республике Бурятия Пиноевой С.Н. (доверенность от 14.10.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тимлюйский завод АЦИ" на решение от 23 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление от 1 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-3523/07 (суд первой инстанции - Марактаева И.Г.; суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Доржиев Э.П., Рылов Д.Н.),
установил:
открытое акционерное общество "Тимлюйский завод АЦИ" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия (далее - инспекция) N 7069 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.08.2007 в части предложения уплатить:
- - налог на прибыль, подлежащий уплате в федеральный бюджет, в сумме 1112922 рубля, пени в сумме 3242 рубля 30 копеек;
- - налог на прибыль, подлежащий уплате в региональный бюджет, в сумме 3125948 рублей, пени в сумме 9664 рубля 50 копеек.
Решением от 7 декабря 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 8 апреля 2008 года Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 23 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое требование признано недействительным в части предложения уплатить 1456 рублей 9 копеек пени в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в федеральный бюджет, 4552 рубля 93 копейки пени в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в республиканский бюджет. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением от 1 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтены те обстоятельства, что на момент выставления требования у общества имелась переплата в отношении налога на прибыль, которая инспекцией должна была быть зачтена в счет уплаты недоимки. Общество также указывает, что исходя из данных справок N 12244 и N 12290, акта N 1670, общество не имело недоимки в оспариваемый период в отношении налога на прибыль. Общество, кроме того, считает, что его обязанность по уплате налога на прибыль изменилась при подаче уточненных налоговых деклараций, следовательно, изменились размеры платежей, подлежащих уплате в бюджеты.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По делу объявлялся перерыв со 2 декабря 2008 года до 11 часов 4 декабря 2008 года, после перерыва стороны в судебное заседание не явились.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией в адрес общества было направлено требование N 7069 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.08.2007, в котором предложено в срок до 27.08.2007 погасить задолженность по налогам на прибыль и на имущество и соответствующим пени в общей сумме 4284460 рублей 60 копеек.
Считая требование инспекции в указанной выше части необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его в этой части недействительным.
Отказывая частично при новом рассмотрении в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что данные расчетов налоговой инспекции подтверждают, что по состоянию на 06.08.2007 у общества имелась недоимка в отношении налога на прибыль в федеральный и республиканский бюджеты в суммах 1112922 рубля и 3125948 рублей. Инспекция не обязана производить зачет излишне взысканных сумм налога без подачи налогоплательщиком заявления о возврате данного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно налоговой декларации за 1 полугодие 2007 года суммы налога на прибыль в федеральный и республиканский бюджеты на день уплаты 30.07.2007 составили 1042165 рубля и 2802829 рублей соответственно. В соответствии с расчетом налоговой инспекции на 01.07.2007 у общества имелась переплата в отношении налогов на прибыль в оба бюджета в суммах 276631 рубль и 615157 рублей.
В соответствии с актом сверки расчетов по форме N 23-А от 08.02.2006 N 960 на 01.01.2006 у общества имелась недоимка по налогам на прибыль в федеральный и республиканский бюджеты в суммах 16307 рублей 26 копеек и 29151 рубль 93 копейки.
Указанные суммы налогов, недоимки и переплаты отражены в расчетах налоговой инспекции о начисленных и уплаченных обществом сумм налога в федеральный и республиканский бюджеты с 01.01.2006 по 06.08.2007 (л.д. 3 т. 3).
Данные последних расчетов подтверждены налоговой декларацией, актом сверки расчетов, платежными поручениями, представленными обществом по требованию суда.
Таким образом, судами обоснованно сделан вывод о том, что по состоянию на 06.08.2007 согласно представленным документам у общества имелась недоимка в отношении налога на прибыль в федеральный и республиканский бюджеты в суммах 1112922 рубля и 3125948 рублей.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что денежные средства в размере 672980 рублей 3 копейки (пени, начисленные в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате в федеральный бюджет) и 92599 рублей (неуплаченный налог на прибыль, подлежащий зачислению в республиканский бюджет) взысканы инспекцией до 01.01.2007 на основании требований, признанных впоследствии недействительными в части взыскания налогов и пени постановлениями от 31 мая 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда (по делам N А10-3531/06 и N А10-6094/06), оставленными в этой части без изменения при обжаловании их в кассационной инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 22.03.2007 по делу N А10-6094/06 в удовлетворении заявления ОАО "Тимлюйский завод АЦИ" о признании незаконными действий по выставлению инкассовых распоряжений, решения о лишении налогоплательщика права на реструктуризацию, постановления о взыскании налогов и пени отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2007 решение от 22.03.2007 отменено, принято новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.2007 N А10-6094/06-Ф02-6902/07 постановление от 31.05.2007 Четвертого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)