Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 14.07.2004 N КА-А41/5882-04

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 14 июля 2004 г. Дело N КА-А41/5882-04

Решением от 15.04.2004 отказано в удовлетворении заявленного требования Межрайонной инспекции МНС РФ N 7 по Московской области к предпринимателю без образования юридического лица Б. о взыскании 14481 руб. 17 коп. недоимки по единому социальному налогу в 2002 году по патенту, не допускающего ухудшения положения налогоплательщика, а также на то, что Федеральный закон N 198-ФЗ от 31.12.2001, введенный в действие с 01.01.2003 и не распространяющийся на 2002 год, в апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность решения суда проверяются в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Поскольку суд неправильно применил нормы материального права.
Стороны в заседание суда не явились, налогоплательщик отзыв на кассационную жалобу не представил. Суд, совещаясь на месте, определил: дело рассмотреть в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суд первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, правильно применил Закон РФ N 198-ФЗ от 31.12.2001, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О.
Как следует из материалов дела, установлено судом, налоговый орган по итогам работы ПБОЮЛ Б. за 2002 год установил недоимку в размере 14481 руб. по единому социальному налогу и просил суд взыскать недоимку.




Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд обоснованно исходил из того, что предприниматель в 2002 году не являлся налогоплательщиком данного налога, поскольку предприниматель Б. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 25.12.2000 и в соответствии с Федеральным законом от 22.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности..." находился на упрощенной системе налогообложения. В 2002 году предприниматель работал по патенту стоимостью 10000 руб.
Довод налогового органа о том, что в соответствии со ст. 5 Закона РФ N 198-ФЗ от 31.12.01 "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах", для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база для исчисления ЕСН определяется как произведение выручки и коэффициента 0,1, не принимается судом по следующим основаниям.
Указанная норма в соответствии со ст. 10 Закона РФ N 198-ФЗ от 31.12.01 "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах" вступила в силу с 01.01.2003, то есть после регистрации ответчика в качестве ПБОЮЛ.
В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации" субъектам малого предпринимательства, к которым отнесены и индивидуальные предприниматели, предоставлена гарантия стабильности условий хозяйствования в течение 4-х лет с момента регистрации. В соответствии со ст. 9 указанного Закона, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Введение в действие указанного Закона с иной системой расчета налогооблагаемой базы и ставки ЕСН привело к созданию для предпринимателя менее благоприятных условий по сравнению с ранее действовавшими. В связи с изменением порядка налогообложения, вызванного введением ФЗ от 31.12.01 N 198, ухудшилось положение индивидуального предпринимателя в связи с увеличением налогооблагаемой базы и, как следствие, увеличение суммы налога, подлежащей уплате в бюджеты.
В Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.02 N 37-О указано, что возникновение у индивидуальных предпринимателей указанных обязанностей, ранее отсутствующих, является безусловным ухудшением их положения.
Исходя из правовой позиции вышеуказанного Определения Конституционного Суда РФ и Определения Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 N 111-О следует, что нормы налогового законодательства не должны применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения налогового регулирования, и ответчик не является плательщиком ЕСН в указанном налоговым органом объеме.
Кроме того, Федеральный закон N 198-ФЗ от 31.12.2001 введен в действие с 01.01.2003, как указано самим истцом, и не может в силу ст. 19 Конституции РФ, ст. 5 п. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяться на налоговые правоотношения, имевшие место до 01.01.2003.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.04.2004 по делу N А41-К2-1835/04 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу МИМНС РФ N 7 по Московской области - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)