Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.05.2005 N Ф04-3088/2005(11415-А27-33)

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 18 мая 2005 года Дело N Ф04-3088/2005(11415-А27-33)


Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 29.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19343/2004-6 по заявлению открытого акционерного общества "Мелькорм", г. Кемерово, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании незаконными решения и требования,
УСТАНОВИЛА:

Открытое акционерное общество "Мелькорм", г. Кемерово (далее - ОАО "Мелькорм", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) от 13.08.2004 N 59912 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) и требования от 13.08.2004 N 123654 об уплате доначисленного за 2004 год земельного налога.
Заявленное требование мотивировано тем, что обжалуемое решение основано на неправильном применении налоговым органом действующего законодательства о налогах и сборах. Общество полагает, что оно правомерно исчислило земельный налог 2004 год без учета повышающих коэффициентов, устанавливаемых законами о федеральном бюджете на очередной год.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.10.2004, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 09.02.2005 без изменения, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в результате неправильного истолкования закона, а также с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных ОАО "Мелькорм" требований отказать.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, ОАО "Мелькорм" считает вынесенное по делу судебное решение и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Судом в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с осуществленной реорганизацией произведена замена ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.06.2004 ОАО "Мелькорм" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год, в соответствии с которой уплате в бюджет подлежало 1299564 руб. (платежи в размере 324891 руб. по сроку уплаты 15 апреля, 15 июля, 15 ноября 2004 года).
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации налоговой инспекцией принято решение N 59912 от 10.08.2004 о привлечении ОАО "Мелькорм" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 130007,36 руб. Кроме того, обществу предложено уплатить доначисленную сумму земельного налога в размере 1300073,6 руб. и пени в размере 18209,76 руб.
Основанием для принятия названного решения послужило необоснованное, по мнению налогового органа, неприменение налогоплательщиком при расчете сумм налога всех повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога, предусмотренных законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Налоговой инспекцией было выставлено требование об уплате налога от 13.08.2004 N 123654 со сроком исполнения до 23.08.2004.
Полагая, что указанные решения и требование не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "Мелькорм" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд кассационной инстанции, оставляя без удовлетворения кассационную жалобу, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.97.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.97 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ установлено, что ставки земельного налога применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2 к действовавшим в 1996 году, коэффициент 2 не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
Таким образом, довод налоговой инспекции о том, что коэффициент 2 должен быть применен к ставкам 1997 года, не основан на законе.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога являются основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, которым в соответствии со статьей 69 Кодекса признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Из материалов дела усматривается, что на момент выставления требования у ОАО "Мелкорм" отсутствовала недоимка по земельному налогу. Данный факт подтверждается выпиской из лицевого счета общества.
Таким образом, выводы арбитражного суда о незаконности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и доначисления земельного налога за 2004 год основаны на нормах права и достоверно установленных судом фактических обстоятельствах дела.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены состоявшихся судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 29.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19343/2004-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 18 мая 2005 года Дело N Ф04-3088/2005(11415-А27-33)


Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 29.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19343/2004-6 по заявлению открытого акционерного общества "Мелькорм", г. Кемерово, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании незаконными решения и требования,
УСТАНОВИЛА:

Открытое акционерное общество "Мелькорм", г. Кемерово (далее - ОАО "Мелькорм", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция) от 13.08.2004 N 59912 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) и требования от 13.08.2004 N 123654 об уплате доначисленного за 2004 год земельного налога.
Заявленное требование мотивировано тем, что обжалуемое решение основано на неправильном применении налоговым органом действующего законодательства о налогах и сборах. Общество полагает, что оно правомерно исчислило земельный налог 2004 год без учета повышающих коэффициентов, устанавливаемых законами о федеральном бюджете на очередной год.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.10.2004, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 09.02.2005 без изменения, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в результате неправильного истолкования закона, а также с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных ОАО "Мелькорм" требований отказать.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, ОАО "Мелькорм" считает вынесенное по делу судебное решение и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Судом в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с осуществленной реорганизацией произведена замена ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.06.2004 ОАО "Мелькорм" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год, в соответствии с которой уплате в бюджет подлежало 1299564 руб. (платежи в размере 324891 руб. по сроку уплаты 15 апреля, 15 июля, 15 ноября 2004 года).
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации налоговой инспекцией принято решение N 59912 от 10.08.2004 о привлечении ОАО "Мелькорм" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 130007,36 руб. Кроме того, обществу предложено уплатить доначисленную сумму земельного налога в размере 1300073,6 руб. и пени в размере 18209,76 руб.
Основанием для принятия названного решения послужило необоснованное, по мнению налогового органа, неприменение налогоплательщиком при расчете сумм налога всех повышающих коэффициентов к ставкам земельного налога, предусмотренных законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Налоговой инспекцией было выставлено требование об уплате налога от 13.08.2004 N 123654 со сроком исполнения до 23.08.2004.
Полагая, что указанные решения и требование не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "Мелькорм" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд кассационной инстанции, оставляя без удовлетворения кассационную жалобу, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.97.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.97 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ установлено, что ставки земельного налога применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2 к действовавшим в 1996 году, коэффициент 2 не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
Таким образом, довод налоговой инспекции о том, что коэффициент 2 должен быть применен к ставкам 1997 года, не основан на законе.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога являются основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, которым в соответствии со статьей 69 Кодекса признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Из материалов дела усматривается, что на момент выставления требования у ОАО "Мелкорм" отсутствовала недоимка по земельному налогу. Данный факт подтверждается выпиской из лицевого счета общества.
Таким образом, выводы арбитражного суда о незаконности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и доначисления земельного налога за 2004 год основаны на нормах права и достоверно установленных судом фактических обстоятельствах дела.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены состоявшихся судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 29.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19343/2004-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)