Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
27 апреля 2004 г. Дело N А19-4987/04-21
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Т.Ю.Стрижовой,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии:
от истца - Бойко Т.А., доверенность от 12.04.2004 N 08-20/005867, удост. от 13.03.2003 N 198559, Казанковой Ю.Н., доверенность от 22.03.2004 N 08-20/004681, удост. от 02.07.2002 N 154749,
от ответчика - Бичевина Н.П., доверенность от 19.04.2004, удост. N 00099 от 25.12.2002, Скачкова К.В., директора, вод. удост. 38 АМ 645054 от 16.12.1999,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к ООО "Юла" об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд поступило заявление Управления МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к ООО "Юла" об аннулирование лицензии Б 067241 регистрационный номер 173 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, выданную ООО "Юла" 05.02.2002.
Ответчик заявленное требование оспорил.
В судебном заседании объявлен перерыв с 19.04.2004 до 15 часов 21.04.2004, по окончании которого судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
ООО "Юла" зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением мэра от 19.10.1994 N 2211, о чем выдано свидетельство о гос. регистрации серии 38 N 001822434.
Управление МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу лицензией от 05.02.2002 регистрационный номер 173, разрешило осуществление ООО "Юла" закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Срок действия лицензии определен с 05.02.2002 по 05.02.2005.
Администрация Иркутской области аккредитовала ООО "Юла" на право поставки алкогольной продукции для розничной сети и общественного питания, о чем выдан аттестат об аккредитации N 8.
26.12.2003, 30.12.2003, 05.01.2004 должностным лицом Управления МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу совместно с оперуполномоченным ЦБЭП КМ ГУВД и оперуполномоченным ОРИ-1 при ГУВД Иркутской области проведена проверка соблюдения условий действия лицензии на складе, принадлежащем ООО "Юла" и находящемся по адресу: г. Ангарск, 106 квартал, дом 7Б.
В результате проведения проверки было установлено нарушение положений Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", выразившееся в хранении на складе алкогольной продукции, маркированной поддельными региональными специальными марками, а именно: 48 бутылок водки "Свободная классическая", 180 бутылок водки "Континент".
Установлено, что указанная алкогольная продукция получена ООО "Юла" с акцизного склада ООО "Арарат" с полным пакетом документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции (счета-фактуры, товаротранспортные накладные, справки к товаротранспортным накладным, сертификаты соответствия и т.д.).
Управлением МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу 24.02.2004 было принято решение N 11 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии Б 067241 регистрационный номер 173 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции по причине хранения на складе ООО "Юла" алкогольной продукции, маркированной поддельными региональными специальными марками.
На основании п. 3 ст. 20 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" заявитель просит суд аннулировать лицензию Б 067241 регистрационный номер 173 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, выданную ООО "Юла".
Суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ, (далее - Закон), лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом.
Аннулирование лицензии как мера административного принуждения направлена на предупреждение совершения незаконных действий со стороны лицензиата.
Данная мера административного принуждения может быть применена с учетом фактических обстоятельств по одному из оснований, предусмотренных указанным Федеральным законом.
По смыслу Конституции Российской Федерации при применении мер административного принуждения должен быть учтен принцип соразмерности.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 N 6, N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" сообщено, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Как установлено судом, алкогольная продукция с поддельными региональными марками была закуплена ответчиком на акцизном складе ООО "Арарат".
В соответствии со ст. 197 Налогового кодекса РФ, алкогольная продукция, хранящаяся на акцизном складе, находится под режимом налогового склада, т.е. налоговым органом осуществляется комплекс мер и мероприятий по налоговому контролю в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на акцизный склад до момента ее отгрузки (передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию.
Отпуск алкогольной продукции с поддельными региональными марками разрешен ИМНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска, о чем имеется штамп на товаротранспортных накладных "отпуск разрешен", документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции имелись в наличии.
Довод заявителя о том, что сотрудники налогового органа осуществляют выборочную проверку отпускаемой алкогольной продукции, в связи с чем поддельные региональные марки не были обнаружены, не свидетельствует о наличии вины ответчика, поскольку штамп "отпуск разрешен", заверенный подписью сотрудника налогового органа, дает разрешение на отпуск алкогольной продукции с акцизного склада и является подтверждением легальности алкогольной продукции.
В соответствии с п. 9 Приказа МНС РФ от 31.03.2003 N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада и единой системы учета ее движения" при хранении алкогольной продукции на акцизном складе с ней проводятся только операции по обеспечению ее сохранности и подготовке к продаже и транспортировке, в том числе маркировка региональными специальными марками, мероприятия по контролю качества, упаковка, сортировка, дробление партий, перемещение в пределах склада с целью рационального размещения, формирование партий для отправки, погрузка и выгрузка.
Как установлено судом, вина юридического лица в совершении правонарушения налоговым органом не была установлена, поскольку несоблюдение названных требований ООО "Юла" в ходе проведенной проверки налоговым органом не установлено.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок, акцизных марок, региональных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение статьи 12 Закона установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Аннулирование лицензии Б 067241 регистрационный номер 173 на закупку хранение и поставку алкогольной продукции как мера административного принуждения в данном случае не соразмерна совершенному правонарушению, поскольку аннулирование лицензии может повлечь за собой прекращение предпринимательской деятельности ООО "Юла", сокращение рабочих мест, что чрезмерно ограничивает право общества на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также права лиц, работающих в ООО "Юла" на основании трудового законодательства.
Кроме того, налоговый орган за хранение на складе ООО "Юла" алкогольной продукции, маркированной поддельными региональными специальными марками вправе был привлечь юридическое лицо к административной ответственности, установленной Кодексом об административных правонарушениях РФ, со взысканием в доход государства суммы штрафных санкций и конфискацией алкогольной продукции.
Учитывая изложенное, суд в соответствии со статьями 15, 18, 55, 123 Конституции Российской Федерации, статьями 10, 11, 16, 20 Федерального закона N 171-ФЗ, учитывая характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины общества, его имущественное положение и другие существенные обстоятельства, полагает, что аннулирование лицензии как мера государственного понуждения судом не может быть применена, поскольку иной подход, с точки зрения негативных для юридического лица последствий, в виде аннулирования лицензии не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 64, 65, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования Управления МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к ООО "Юла" об аннулировании лицензии Б 067241 регистрационный номер 173 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции выданную ООО "Юла" 05.02.2002 отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда г. Иркутска в течение месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.04.2004, 21.04.2004 ПО ДЕЛУ N А19-4987/04-21
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
27 апреля 2004 г. Дело N А19-4987/04-21
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Т.Ю.Стрижовой,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии:
от истца - Бойко Т.А., доверенность от 12.04.2004 N 08-20/005867, удост. от 13.03.2003 N 198559, Казанковой Ю.Н., доверенность от 22.03.2004 N 08-20/004681, удост. от 02.07.2002 N 154749,
от ответчика - Бичевина Н.П., доверенность от 19.04.2004, удост. N 00099 от 25.12.2002, Скачкова К.В., директора, вод. удост. 38 АМ 645054 от 16.12.1999,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к ООО "Юла" об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд поступило заявление Управления МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к ООО "Юла" об аннулирование лицензии Б 067241 регистрационный номер 173 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, выданную ООО "Юла" 05.02.2002.
Ответчик заявленное требование оспорил.
В судебном заседании объявлен перерыв с 19.04.2004 до 15 часов 21.04.2004, по окончании которого судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
ООО "Юла" зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением мэра от 19.10.1994 N 2211, о чем выдано свидетельство о гос. регистрации серии 38 N 001822434.
Управление МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу лицензией от 05.02.2002 регистрационный номер 173, разрешило осуществление ООО "Юла" закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Срок действия лицензии определен с 05.02.2002 по 05.02.2005.
Администрация Иркутской области аккредитовала ООО "Юла" на право поставки алкогольной продукции для розничной сети и общественного питания, о чем выдан аттестат об аккредитации N 8.
26.12.2003, 30.12.2003, 05.01.2004 должностным лицом Управления МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу совместно с оперуполномоченным ЦБЭП КМ ГУВД и оперуполномоченным ОРИ-1 при ГУВД Иркутской области проведена проверка соблюдения условий действия лицензии на складе, принадлежащем ООО "Юла" и находящемся по адресу: г. Ангарск, 106 квартал, дом 7Б.
В результате проведения проверки было установлено нарушение положений Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", выразившееся в хранении на складе алкогольной продукции, маркированной поддельными региональными специальными марками, а именно: 48 бутылок водки "Свободная классическая", 180 бутылок водки "Континент".
Установлено, что указанная алкогольная продукция получена ООО "Юла" с акцизного склада ООО "Арарат" с полным пакетом документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции (счета-фактуры, товаротранспортные накладные, справки к товаротранспортным накладным, сертификаты соответствия и т.д.).
Управлением МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу 24.02.2004 было принято решение N 11 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии Б 067241 регистрационный номер 173 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции по причине хранения на складе ООО "Юла" алкогольной продукции, маркированной поддельными региональными специальными марками.
На основании п. 3 ст. 20 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" заявитель просит суд аннулировать лицензию Б 067241 регистрационный номер 173 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, выданную ООО "Юла".
Суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ, (далее - Закон), лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом.
Аннулирование лицензии как мера административного принуждения направлена на предупреждение совершения незаконных действий со стороны лицензиата.
Данная мера административного принуждения может быть применена с учетом фактических обстоятельств по одному из оснований, предусмотренных указанным Федеральным законом.
По смыслу Конституции Российской Федерации при применении мер административного принуждения должен быть учтен принцип соразмерности.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 N 6, N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" сообщено, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Как установлено судом, алкогольная продукция с поддельными региональными марками была закуплена ответчиком на акцизном складе ООО "Арарат".
В соответствии со ст. 197 Налогового кодекса РФ, алкогольная продукция, хранящаяся на акцизном складе, находится под режимом налогового склада, т.е. налоговым органом осуществляется комплекс мер и мероприятий по налоговому контролю в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на акцизный склад до момента ее отгрузки (передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию.
Отпуск алкогольной продукции с поддельными региональными марками разрешен ИМНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска, о чем имеется штамп на товаротранспортных накладных "отпуск разрешен", документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции имелись в наличии.
Довод заявителя о том, что сотрудники налогового органа осуществляют выборочную проверку отпускаемой алкогольной продукции, в связи с чем поддельные региональные марки не были обнаружены, не свидетельствует о наличии вины ответчика, поскольку штамп "отпуск разрешен", заверенный подписью сотрудника налогового органа, дает разрешение на отпуск алкогольной продукции с акцизного склада и является подтверждением легальности алкогольной продукции.
В соответствии с п. 9 Приказа МНС РФ от 31.03.2003 N БГ-3-07/154 "Об утверждении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада и единой системы учета ее движения" при хранении алкогольной продукции на акцизном складе с ней проводятся только операции по обеспечению ее сохранности и подготовке к продаже и транспортировке, в том числе маркировка региональными специальными марками, мероприятия по контролю качества, упаковка, сортировка, дробление партий, перемещение в пределах склада с целью рационального размещения, формирование партий для отправки, погрузка и выгрузка.
Как установлено судом, вина юридического лица в совершении правонарушения налоговым органом не была установлена, поскольку несоблюдение названных требований ООО "Юла" в ходе проведенной проверки налоговым органом не установлено.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок, акцизных марок, региональных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение статьи 12 Закона установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Аннулирование лицензии Б 067241 регистрационный номер 173 на закупку хранение и поставку алкогольной продукции как мера административного принуждения в данном случае не соразмерна совершенному правонарушению, поскольку аннулирование лицензии может повлечь за собой прекращение предпринимательской деятельности ООО "Юла", сокращение рабочих мест, что чрезмерно ограничивает право общества на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также права лиц, работающих в ООО "Юла" на основании трудового законодательства.
Кроме того, налоговый орган за хранение на складе ООО "Юла" алкогольной продукции, маркированной поддельными региональными специальными марками вправе был привлечь юридическое лицо к административной ответственности, установленной Кодексом об административных правонарушениях РФ, со взысканием в доход государства суммы штрафных санкций и конфискацией алкогольной продукции.
Учитывая изложенное, суд в соответствии со статьями 15, 18, 55, 123 Конституции Российской Федерации, статьями 10, 11, 16, 20 Федерального закона N 171-ФЗ, учитывая характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины общества, его имущественное положение и другие существенные обстоятельства, полагает, что аннулирование лицензии как мера государственного понуждения судом не может быть применена, поскольку иной подход, с точки зрения негативных для юридического лица последствий, в виде аннулирования лицензии не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 64, 65, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования Управления МНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к ООО "Юла" об аннулировании лицензии Б 067241 регистрационный номер 173 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции выданную ООО "Юла" 05.02.2002 отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда г. Иркутска в течение месяца.
Судья
Т.Ю.СТРИЖОВА
Т.Ю.СТРИЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)