Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.03.2008 N 17АП-989/2008-АК ПО ДЕЛУ N А60-24087/2007

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2008 г. N 17АП-989/2008-АК

Дело N А60-24087/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 марта 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "А": не явились
от ответчика - Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области: М., удостоверение, доверенность от 08.02.2008 г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 3 декабря 2007 года
по делу N А60-24087/2007,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А"
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
о признании незаконным бездействия налогового органа
установил:

общество с ограниченной ответственностью "А" (далее - общество, заявитель) обратилось в суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области, выразившемся в не регистрации объектов налогообложения (игровых автоматов).
Решением арбитражного суда от 03.12.2007 г. (резолютивная часть от 29.11.2007 г.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, полагая, что судом нарушены нормы процессуального права, неправильно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы сводятся к тому, что Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственной регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон, Закон N 244-ФЗ) определено понятие игорных заведений, которые могут быть открыты исключительно в игорных зонах. Игорным заведением признается зал игровых автоматов, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов. С 01.01.2007 г. в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона N 244-ФЗ на территории Российской Федерации предусмотрено создание четырех игорных зон в Алтайском и Приморском краях, Калининградской области, Краснодарском крае и Ростовской области. Действия заявителя, направленные на размещение игровых автоматов в игорных заведениях - залах игровых автоматов, открываемых им после 01.01.2007 г. вне территории игорных зон (на территории города Нижний Тагил), являются незаконными, прямо противоречащими правилу п. 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ. Применение в рассматриваемом споре судом письма Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 29.06.2007 г. N 18-0-09/0191 @ необоснованно.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы жалобы, пояснил, что поскольку до июля 2007 года заявителем деятельность по организации азартных игр на территории г. Нижний Тагил не велась, то действия налогового органа, выразившиеся в нерегистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес и не выдаче свидетельства об их регистрации, правомерны.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на отсутствия в Налоговом кодексе Российской Федерации оснований для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Представители заявителя, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, заслушав представителя налогового органа, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в Межрайонную ИФНС России N 16 по Свердловской области с заявлениями от 21.06.2007 г. (отправленными почтой 19.07.2007 г.) о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в семи обособленных подразделениях, расположенных в городе Нижний Тагил по ул. Пархоменко, 123, ул. Космонавтов, 11, ул. Металлургов, 46, ул. Ленина, 71, ул. Ильича, д. 1, стр. 2, пр. Октябрьский 15, пересечении улиц Победы - Карла Либкнехта. Заявления получены налоговым органом 31.07.2007 г.
По каждому обособленному подразделению общество просило зарегистрировать 50 игровых автоматов. Общее количество заявленных к регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес составило 350 штук.
Письмом от 03.08.2007 г. заявитель обратился в налоговый орган с просьбой дать письменные объяснения по нарушению установленного п. 6 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации пятидневного срока регистрации объектов налогообложения, а также выдачи свидетельства о регистрации (получено налоговым органом 07.08.2007 г.). Обращение налогоплательщика оставлено без ответа.
Полагая, что бездействия налогового органа нарушают права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось с заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган допустил неправомерное бездействие, не исполнив свою обязанность по регистрации объектов налогообложения, предусмотренную ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ). Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Объектами обложения налогом на игорный бизнес в силу пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство (п. 3 ст. 366 НК РФ).
В соответствии со ст. 364 НК РФ под игровым автоматом подразумевается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
С 01.01.2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", установивший в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах, в порядке установленном настоящим Федеральным законом. На территории Российской Федерации созданы четыре игорные зоны: в Алтайском и Приморском краях, Калининградской области, Краснодарском крае и Ростовской области (ст. 9 Закона N 244-ФЗ).
Согласно подп. 11 ст. 4 Закона N 244-ФЗ под игорным заведением понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
В соответствии с подп. 18 ст. 4 Закона N 244-ФЗ под игровым автоматом подразумевается игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Пунктом 7 статьи 16 Закона N 244-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что Закон N 244-ФЗ устанавливает ограничения (в том числе в виде запрета) осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (п. 1 ст. 1 Закона). Следовательно, в силу ст. 1 НК РФ Закон N 244-ФЗ не является актом законодательства о налогах и сборах и соответственно согласно ст. 2 НК РФ не может распространять свое действие на налоговые правоотношения.
Налог на игорный бизнес установлен на территории Свердловской области Областным законом от 27.11.2003 г. N 36-ОЗ. Деятельность по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений) на территории области не запрещена.
Таким образом, регистрация объектов налогообложения игорным бизнесом (в том числе игровых автоматов) должна быть произведена налоговым орган в пятидневный срок с даты получения соответствующего заявления от налогоплательщика в порядке, установленном налоговым законодательством.
Из материалов дела следует, что общество имеет лицензию N 002998 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, сроком действия с 29.10.2003 г. по 29.10.2008 г.
ООО "А" состоит на налоговом учете в ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга и имеет ряд обособленных подразделений в г. Нижнем Тагиле, зарегистрированных в Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области 19.07.2007 г.
Заявления налогоплательщика от 21.06.2007 г. о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес соответствуют требованиям формы, установленной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.01.2005 г. N 8н "Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогами на игорный бизнес".
При изложенных обстоятельствах вывод арбитражного суда первой инстанции о допущенном налоговым органом бездействии, выразившемся в неисполнении обязанности, установленной пунктом 6 ст. 366 НК РФ, по регистрации объектов налогообложения является законным.
Доводы апелляционной жалобы отклонены арбитражным апелляционным судом, так как они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка налогового органа на необоснованное применение судом первой инстанции применительно к рассматриваемому спору письма Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 29.06.2007 г. N 18-0-09/0191 @, разъясняющего порядок осуществления Федеральной налоговой службы и ее территориальными налоговыми органами мероприятий по проверке технического состояния игрового оборудования и контролю за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, принята арбитражным апелляционным судом. Действительно, указанное письмо по вопросу применения Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ относится к контрольным мероприятиям и не несет информации, имеющей отношения к спору. Но данный вывод не влияет на результат рассмотрения апелляционной жалобы налогового органа.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции по настоящему делу отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 3 декабря 2007 года по делу N А60-24087/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)