Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 7 июля 2004 г. Дело N А19-15126/04-43-32
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Кродиновой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сониным А.А.,
при участии представителей:
от заявителя: Мурылева А.А. по доверенности от 14.01.2004 N 30, Лычагиной О.В. по доверенности от 30.12.2003 N 246,
от ответчика: Власенко Е.Е. по доверенности от 30.10.2003 N 02-201368, Самохвалова И.С. по доверенности от 29.06.2004 N 08-20/010542,
рассмотрев заявление открытого акционерного общества "Сибирьтелеком" о признании незаконным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 21.06.2003 N 01-07.2/13дсп,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" (далее - ОАО "Сибирьтелеком") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями о признании полностью незаконным решения о привлечении ОАО "Сибирьтелеком" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.06.2003 N 01-07.2/13дсп, вынесенного Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговый орган, налоговая инспекция, Управление МНС РФ по Иркутской области и УОБАО).
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Сибирьтелеком" уточнило требования, просило признать незаконным решение Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2003 N 01-07.2/13дсп в части пункта 1.1 о взыскании штрафа по налогу на прибыль в сумме 2937000 рублей, в части подпунктов "б", "в", "г" пункта 2.1 в части налога на прибыль в сумме 14685000 рублей, в части дополнительных платежей в бюджет в сумме 1405000 рублей, в части пени в сумме 7195650 рублей и о признании незаконными действий Инспекции МНС РФ по городу Усть-Куту Иркутской области, выразившихся в исполнении решения Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2003 N 01-07.2/13дсп путем списания денежных средств в сумме 515000 рублей с расчетного счета заявителя в счет недоимки по налогу на прибыль.
Решением от 27.01.2004 суд первой инстанции признал незаконным решение Управления МНС России по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп в части пункта 1.1 о взыскании штрафа по налогу на прибыль в сумме 2937000 рублей, в части подпункта "б", "в", "г" пункта 2.1 в части налога на прибыль в сумме 14685000 рублей, в части дополнительных платежей в бюджет в сумме в сумме 1405000 рублей, в части пени в сумме 7195650 рублей как не соответствующее требованиям статей 75, 101, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, статьям 1, 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пункту 7 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552.
Признаны незаконными действия Инспекции МНС РФ по городу Усть-Куту Иркутской области, выразившиеся в исполнении решения Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2003 N 0107.2/13дсп путем списания с расчетного счета заявителя денежных средств в сумме 515000 рублей недоимки по налогу на прибыль как не соответствующие статьям 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2004 решение суда от 27.01.2004 отменено в части. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области в части проверки законности взыскания дополнительных платежей в сумме 298000 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В настоящем судебном заседании и в представленных по делу пояснениях общество просит признать незаконным пункт 2.1 "в" решения Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп в части взыскания дополнительных платежей в сумме в сумме 298000 руб. 00 коп. по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, представители налогоплательщика пояснили, что постановлением кассационной инстанции от 28.04.2004 решение суда первой инстанции от 27.01.2004 в части признания недействительным решения Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп о взыскании с общества налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 570440 руб. 00 коп., налога на прибыль в сумме 2852200 руб. 00 коп., пени в сумме 1397580 руб. 00 коп. оставлено без изменения. Дело направлено на новое рассмотрение только в части доначисления дополнительных платежей в сумме 298000 руб. 00 коп., которые соответствуют сумме неуплаченного, по мнению налоговой инспекции, налога на прибыль в размере 2852200 руб. 00 коп.
Представители налоговой инспекции требования налогоплательщика не признали, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, и пояснили, что дополнительные платежи в сумме 298000 руб. 00 коп. были начислены предприятию за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога на прибыль в сумме 2852200 руб. 00 коп. по двум эпизодам, а именно: в результате неправомерного исключения из состава доходов от внереализационных операций сумм безвозмездно полученных от юридических лиц кабельных линий в сумме 494200 руб. 00 коп.; в результате занижении ОАО "Электросвязь" выручки для целей налогообложения на 4900100 рублей за 1999 год, 3697300 рублей за 2000 год в результате несоответствия данных отчетности и данных бухгалтерского отчета.
Выслушав представителей общества и налогового органа, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Налоговым органом на основании решения от 27.09.2001 N 01-07.6-6 проведена выездная налоговая проверка ОАО "Электросвязь" по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на прибыль, налога с доходов иностранных юридических лиц за период с 01.01.1999 по 31.12.2000, по результатам которой составлен акт от 26.04.2002 N 01-07.1/11дсп.
На основании указанного акта, с учетом представленных предприятием разногласий Управлением МНС РФ по Иркутской области и УОБАО вынесено решение от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной: пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 1999 - 2000 годы в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в сумме 5181000 руб. 00 коп.; статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы иностранных юридических лиц от источников в РФ за 1999 год и 2000 год, в виде штрафа в размере 3080 долларов США и 78507 японских иен. Кроме того, указанным решением налогоплательщику предложено уплатить неуплаченный налог на прибыль в сумме 25907000 рублей и налог на доходы иностранных юридических лиц от источников в РФ - 15400 долларов США, 392536 японских иен, а также дополнительные платежи в сумме 2232000 руб. 00 коп. и пени по налогу на прибыль и по налогу на доходы иностранных юридических лиц от источников в РФ в общей сумме 7195650 руб. 00 коп.
Налогоплательщик, полагая, что указанное решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, а также не соответствует закону, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконным.
Заслушав доводы и возражения представителей заявителя и ответчика, оценив имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд полагает, что требования налогоплательщика в части признания незаконным пункта 2.1 "в" решения Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп в части взыскания дополнительных платежей в сумме в сумме 298000 руб. 00 коп. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога, а налог по фактически полученной прибыли с учетом предоставленных льгот, ставки налога на прибыль и ранее начисленных сумм платежей уплачивают по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. При этом разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную в соответствии со ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Излишне внесенные суммы налога на прибыль засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются налогоплательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.
Названный Закон в части порядка начисления дополнительных платежей отменен с 01.01.2002 при введении в действие главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В Определении от 13.11.2001 N 225-О Конституционный Суд Российской Федерации признал установленный Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок исчисления и уплаты налога на прибыль соответствующим Конституции Российской Федерации.
По вопросу взимания дополнительных платежей Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приняты постановления от 28.01.2003 N 6344/02 и N 2/03, в которых с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации сделан вывод о том, что положения статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" подлежали применению.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не включается в налогооблагаемую базу стоимость различных сооружений и объектов связи, в том числе кабельных линий, построенных за счет средств сторонних инвесторов и безвозмездно принятых в установленном порядке на техническое обслуживание акционерными обществами связи с контрольным пакетом акций у государства. Налоговый орган в нарушение указанной нормы в п. 2.3.2.1 решения относит к нарушениям неотражение в доходах суммы 494200 руб. безвозмездно полученных от юридических лиц кабельных линий. У ОАО "Электросвязь" контрольный пакет акций закреплен в федеральной собственности, то есть у государства.
Как установлено в судебном заседании, акционерное общество открытого типа "Электросвязь" Иркутской области создано путем преобразования государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ", о чем 20.05.1994 выдано свидетельство о государственной регистрации серии ИРП-П, регистрационный номер 0979.
Согласно постановлению Правительства РФ от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи" при преобразовании предприятий связи в акционерные общества контрольный пакет акций закрепляется в федеральной собственности.
В результате приватизации по 1 варианту льгот, в соответствии с планом приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" Иркутской области уставный капитал поделен следующим образом: 25% привилегированных акций типа А безвозмездно переданы работникам ГПСИ, 15% обыкновенных акций размещены среди членов трудового коллектива и должностных лиц ГПСИ; 38%, т.е. контрольный пакет, закреплены в федеральной собственности; 1,62% - в муниципальной собственности; 20,38% - акции, подлежащие свободной продаже. Затем 38% акций, закрепленных в федеральной собственности, переданы ОАО "Инвестиционная компания связи" ("Связьинвест"). Поскольку привилегированные акции не являются голосующими, то из оставшихся 75% уставного капитала 38% обыкновенных акций составляют 51% (контрольный пакет) и находятся у государства в лице ОАО "Связьинвест" на основании постановления Правительства от 25.11.1994 N 1297 "О создании акционерного общества "Связьинвест". Факт владения ОАО "Связьинвест" контрольным пакетом акций ОАО "Электросвязь" Иркутской области подтверждается выпиской из реестра владельцев именных ценных бумаг.
С учетом изложенного довод налогового органа о том, что ОАО "Электросвязь" неправомерно исключило из состава доходов от внереализационных операций сумму безвозмездно полученных от юридических лиц кабельных линий в сумме 494200 рублей, судом во внимание не принимается.
В соответствии с учетной политикой организации выручка от реализации услуг связи по г. Иркутску поступала на расчетные счета и в кассу управления ОАО "Электросвязь", которая после распределения доходов в разрезе оказанных услуг связи передавалась в филиалы, где производилось отражение начисленных и полученных доходов. Учитывая, что обработка полученных доходов и распределение их в разрезе услуг осуществлялась в программном продукте биллинговой системы "МАСКР", который автоматически относил поступившие доходы в разрезе физических лиц и лицевых счетов юридических лиц на оказанные услуги и авансовые платежи, в филиалы передавались только суммы, поступившие в оплату оказанных услуг (текущие платежи и дебиторская задолженность). Следовательно, авансовые платежи, поступившие в счет оказания услуг, не участвовали в распределении по филиалам и оставались на кредите счета 62 "Расчеты по услугам связи" в управлении ОАО "Электросвязь".
В соответствии с п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденным Приказом Минфина РФ 06.05.1999 N 32н, не признаются доходами поступления от других юридических и физических лиц в порядке предварительной оплаты услуг и авансов в счет оплаты услуг, учитывая, что авансовые платежи не являются оплатой оказанных услуг, данные суммы не могли быть включены в выручку, следовательно, на законном основании не учитывались при налогообложении. Поэтому арбитражный суд считает неправомерным вывод налогового органа о занижении ОАО "Электросвязь" выручки для целей налогообложения на 4900100 рублей за 1999 год, 3697300 рублей за 2000 год в результате несоответствия данных отчетности и данных бухгалтерского отчета.
Арбитражный суд, исполняя указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 28.04.2004 и являющиеся обязательными для суда, вновь рассматривающего дело о проверке законности взыскания с предприятия дополнительных платежей в сумме 298000 руб. 00 коп., установил, что по результатам выездной налоговой проверки ОАО "Электросвязь" последнему были начислены в том числе дополнительные платежи в сумме 298000 руб. 00 коп. по двум эпизодам, а именно: в результате неправомерного исключения из состава доходов от внереализационных операций сумм безвозмездно полученных от юридических лиц кабельных линий в сумме 494200 руб. 00 коп.; в результате занижения ОАО "Электросвязь" выручки для целей налогообложения на 4900100 рублей за 1999 год, 3697300 рублей за 2000 год в результате несоответствия данных отчетности и данных бухгалтерского отчета. Указанное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела документами и пояснениями представителей общества и налогового органа.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции при первоначальном рассмотрении дела оспариваемое решение Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп в части доначисления предприятию налога в результате неправомерного исключения из состава доходов от внереализационных операций сумм безвозмездно полученных от юридических лиц кабельных линий в сумме 494200 руб. 00 коп.; в результате занижения ОАО "Электросвязь" выручки для целей налогообложения на 4900100 рублей за 1999 год, 3697300 рублей за 2000 год в результате несоответствия данных отчетности и данных бухгалтерского отчета было признано незаконным.
Законность и обоснованность решения суда от 27.01.2004 в указанной части проверена и подтверждена постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2004. Данное постановление в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступило в законную силу со дня его принятия. Обстоятельства, установленные данным судебным актом, в том числе и указание на толкование закона, являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело, поэтому при настоящем рассмотрении дела у суда отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных данным судебным актом, в том числе и в части доначисления спорного налога на прибыль, из расчета которого были рассчитаны дополнительные платежи в сумме 298000 руб. 00 коп.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования ОАО "Сибирьтелеком" о признании решения Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп в части подпункта "в" пункта 2.1 о взыскании дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 288000 руб. 00 коп. следует удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп в части подпункта "в" пункта 2.1 о взыскании дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 298000 руб. 00 коп. как не соответствующее статье 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Обязать Управление МНС РФ по Иркутской области и УОБАО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Сибирьтелеком".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.07.2004 ПО ДЕЛУ N А19-15126/04-43-32
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2004 г. Дело N А19-15126/04-43-32
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Кродиновой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сониным А.А.,
при участии представителей:
от заявителя: Мурылева А.А. по доверенности от 14.01.2004 N 30, Лычагиной О.В. по доверенности от 30.12.2003 N 246,
от ответчика: Власенко Е.Е. по доверенности от 30.10.2003 N 02-201368, Самохвалова И.С. по доверенности от 29.06.2004 N 08-20/010542,
рассмотрев заявление открытого акционерного общества "Сибирьтелеком" о признании незаконным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 21.06.2003 N 01-07.2/13дсп,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" (далее - ОАО "Сибирьтелеком") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями о признании полностью незаконным решения о привлечении ОАО "Сибирьтелеком" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.06.2003 N 01-07.2/13дсп, вынесенного Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговый орган, налоговая инспекция, Управление МНС РФ по Иркутской области и УОБАО).
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Сибирьтелеком" уточнило требования, просило признать незаконным решение Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2003 N 01-07.2/13дсп в части пункта 1.1 о взыскании штрафа по налогу на прибыль в сумме 2937000 рублей, в части подпунктов "б", "в", "г" пункта 2.1 в части налога на прибыль в сумме 14685000 рублей, в части дополнительных платежей в бюджет в сумме 1405000 рублей, в части пени в сумме 7195650 рублей и о признании незаконными действий Инспекции МНС РФ по городу Усть-Куту Иркутской области, выразившихся в исполнении решения Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2003 N 01-07.2/13дсп путем списания денежных средств в сумме 515000 рублей с расчетного счета заявителя в счет недоимки по налогу на прибыль.
Решением от 27.01.2004 суд первой инстанции признал незаконным решение Управления МНС России по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп в части пункта 1.1 о взыскании штрафа по налогу на прибыль в сумме 2937000 рублей, в части подпункта "б", "в", "г" пункта 2.1 в части налога на прибыль в сумме 14685000 рублей, в части дополнительных платежей в бюджет в сумме в сумме 1405000 рублей, в части пени в сумме 7195650 рублей как не соответствующее требованиям статей 75, 101, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, статьям 1, 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пункту 7 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552.
Признаны незаконными действия Инспекции МНС РФ по городу Усть-Куту Иркутской области, выразившиеся в исполнении решения Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2003 N 0107.2/13дсп путем списания с расчетного счета заявителя денежных средств в сумме 515000 рублей недоимки по налогу на прибыль как не соответствующие статьям 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2004 решение суда от 27.01.2004 отменено в части. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области в части проверки законности взыскания дополнительных платежей в сумме 298000 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В настоящем судебном заседании и в представленных по делу пояснениях общество просит признать незаконным пункт 2.1 "в" решения Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп в части взыскания дополнительных платежей в сумме в сумме 298000 руб. 00 коп. по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, представители налогоплательщика пояснили, что постановлением кассационной инстанции от 28.04.2004 решение суда первой инстанции от 27.01.2004 в части признания недействительным решения Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп о взыскании с общества налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 570440 руб. 00 коп., налога на прибыль в сумме 2852200 руб. 00 коп., пени в сумме 1397580 руб. 00 коп. оставлено без изменения. Дело направлено на новое рассмотрение только в части доначисления дополнительных платежей в сумме 298000 руб. 00 коп., которые соответствуют сумме неуплаченного, по мнению налоговой инспекции, налога на прибыль в размере 2852200 руб. 00 коп.
Представители налоговой инспекции требования налогоплательщика не признали, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, и пояснили, что дополнительные платежи в сумме 298000 руб. 00 коп. были начислены предприятию за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога на прибыль в сумме 2852200 руб. 00 коп. по двум эпизодам, а именно: в результате неправомерного исключения из состава доходов от внереализационных операций сумм безвозмездно полученных от юридических лиц кабельных линий в сумме 494200 руб. 00 коп.; в результате занижении ОАО "Электросвязь" выручки для целей налогообложения на 4900100 рублей за 1999 год, 3697300 рублей за 2000 год в результате несоответствия данных отчетности и данных бухгалтерского отчета.
Выслушав представителей общества и налогового органа, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Налоговым органом на основании решения от 27.09.2001 N 01-07.6-6 проведена выездная налоговая проверка ОАО "Электросвязь" по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на прибыль, налога с доходов иностранных юридических лиц за период с 01.01.1999 по 31.12.2000, по результатам которой составлен акт от 26.04.2002 N 01-07.1/11дсп.
На основании указанного акта, с учетом представленных предприятием разногласий Управлением МНС РФ по Иркутской области и УОБАО вынесено решение от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной: пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 1999 - 2000 годы в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в сумме 5181000 руб. 00 коп.; статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы иностранных юридических лиц от источников в РФ за 1999 год и 2000 год, в виде штрафа в размере 3080 долларов США и 78507 японских иен. Кроме того, указанным решением налогоплательщику предложено уплатить неуплаченный налог на прибыль в сумме 25907000 рублей и налог на доходы иностранных юридических лиц от источников в РФ - 15400 долларов США, 392536 японских иен, а также дополнительные платежи в сумме 2232000 руб. 00 коп. и пени по налогу на прибыль и по налогу на доходы иностранных юридических лиц от источников в РФ в общей сумме 7195650 руб. 00 коп.
Налогоплательщик, полагая, что указанное решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, а также не соответствует закону, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконным.
Заслушав доводы и возражения представителей заявителя и ответчика, оценив имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд полагает, что требования налогоплательщика в части признания незаконным пункта 2.1 "в" решения Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп в части взыскания дополнительных платежей в сумме в сумме 298000 руб. 00 коп. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога, а налог по фактически полученной прибыли с учетом предоставленных льгот, ставки налога на прибыль и ранее начисленных сумм платежей уплачивают по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. При этом разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную в соответствии со ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Излишне внесенные суммы налога на прибыль засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются налогоплательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.
Названный Закон в части порядка начисления дополнительных платежей отменен с 01.01.2002 при введении в действие главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В Определении от 13.11.2001 N 225-О Конституционный Суд Российской Федерации признал установленный Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок исчисления и уплаты налога на прибыль соответствующим Конституции Российской Федерации.
По вопросу взимания дополнительных платежей Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приняты постановления от 28.01.2003 N 6344/02 и N 2/03, в которых с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации сделан вывод о том, что положения статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" подлежали применению.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не включается в налогооблагаемую базу стоимость различных сооружений и объектов связи, в том числе кабельных линий, построенных за счет средств сторонних инвесторов и безвозмездно принятых в установленном порядке на техническое обслуживание акционерными обществами связи с контрольным пакетом акций у государства. Налоговый орган в нарушение указанной нормы в п. 2.3.2.1 решения относит к нарушениям неотражение в доходах суммы 494200 руб. безвозмездно полученных от юридических лиц кабельных линий. У ОАО "Электросвязь" контрольный пакет акций закреплен в федеральной собственности, то есть у государства.
Как установлено в судебном заседании, акционерное общество открытого типа "Электросвязь" Иркутской области создано путем преобразования государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ", о чем 20.05.1994 выдано свидетельство о государственной регистрации серии ИРП-П, регистрационный номер 0979.
Согласно постановлению Правительства РФ от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи" при преобразовании предприятий связи в акционерные общества контрольный пакет акций закрепляется в федеральной собственности.
В результате приватизации по 1 варианту льгот, в соответствии с планом приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" Иркутской области уставный капитал поделен следующим образом: 25% привилегированных акций типа А безвозмездно переданы работникам ГПСИ, 15% обыкновенных акций размещены среди членов трудового коллектива и должностных лиц ГПСИ; 38%, т.е. контрольный пакет, закреплены в федеральной собственности; 1,62% - в муниципальной собственности; 20,38% - акции, подлежащие свободной продаже. Затем 38% акций, закрепленных в федеральной собственности, переданы ОАО "Инвестиционная компания связи" ("Связьинвест"). Поскольку привилегированные акции не являются голосующими, то из оставшихся 75% уставного капитала 38% обыкновенных акций составляют 51% (контрольный пакет) и находятся у государства в лице ОАО "Связьинвест" на основании постановления Правительства от 25.11.1994 N 1297 "О создании акционерного общества "Связьинвест". Факт владения ОАО "Связьинвест" контрольным пакетом акций ОАО "Электросвязь" Иркутской области подтверждается выпиской из реестра владельцев именных ценных бумаг.
С учетом изложенного довод налогового органа о том, что ОАО "Электросвязь" неправомерно исключило из состава доходов от внереализационных операций сумму безвозмездно полученных от юридических лиц кабельных линий в сумме 494200 рублей, судом во внимание не принимается.
В соответствии с учетной политикой организации выручка от реализации услуг связи по г. Иркутску поступала на расчетные счета и в кассу управления ОАО "Электросвязь", которая после распределения доходов в разрезе оказанных услуг связи передавалась в филиалы, где производилось отражение начисленных и полученных доходов. Учитывая, что обработка полученных доходов и распределение их в разрезе услуг осуществлялась в программном продукте биллинговой системы "МАСКР", который автоматически относил поступившие доходы в разрезе физических лиц и лицевых счетов юридических лиц на оказанные услуги и авансовые платежи, в филиалы передавались только суммы, поступившие в оплату оказанных услуг (текущие платежи и дебиторская задолженность). Следовательно, авансовые платежи, поступившие в счет оказания услуг, не участвовали в распределении по филиалам и оставались на кредите счета 62 "Расчеты по услугам связи" в управлении ОАО "Электросвязь".
В соответствии с п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденным Приказом Минфина РФ 06.05.1999 N 32н, не признаются доходами поступления от других юридических и физических лиц в порядке предварительной оплаты услуг и авансов в счет оплаты услуг, учитывая, что авансовые платежи не являются оплатой оказанных услуг, данные суммы не могли быть включены в выручку, следовательно, на законном основании не учитывались при налогообложении. Поэтому арбитражный суд считает неправомерным вывод налогового органа о занижении ОАО "Электросвязь" выручки для целей налогообложения на 4900100 рублей за 1999 год, 3697300 рублей за 2000 год в результате несоответствия данных отчетности и данных бухгалтерского отчета.
Арбитражный суд, исполняя указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 28.04.2004 и являющиеся обязательными для суда, вновь рассматривающего дело о проверке законности взыскания с предприятия дополнительных платежей в сумме 298000 руб. 00 коп., установил, что по результатам выездной налоговой проверки ОАО "Электросвязь" последнему были начислены в том числе дополнительные платежи в сумме 298000 руб. 00 коп. по двум эпизодам, а именно: в результате неправомерного исключения из состава доходов от внереализационных операций сумм безвозмездно полученных от юридических лиц кабельных линий в сумме 494200 руб. 00 коп.; в результате занижения ОАО "Электросвязь" выручки для целей налогообложения на 4900100 рублей за 1999 год, 3697300 рублей за 2000 год в результате несоответствия данных отчетности и данных бухгалтерского отчета. Указанное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела документами и пояснениями представителей общества и налогового органа.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции при первоначальном рассмотрении дела оспариваемое решение Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп в части доначисления предприятию налога в результате неправомерного исключения из состава доходов от внереализационных операций сумм безвозмездно полученных от юридических лиц кабельных линий в сумме 494200 руб. 00 коп.; в результате занижения ОАО "Электросвязь" выручки для целей налогообложения на 4900100 рублей за 1999 год, 3697300 рублей за 2000 год в результате несоответствия данных отчетности и данных бухгалтерского отчета было признано незаконным.
Законность и обоснованность решения суда от 27.01.2004 в указанной части проверена и подтверждена постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2004. Данное постановление в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступило в законную силу со дня его принятия. Обстоятельства, установленные данным судебным актом, в том числе и указание на толкование закона, являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело, поэтому при настоящем рассмотрении дела у суда отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных данным судебным актом, в том числе и в части доначисления спорного налога на прибыль, из расчета которого были рассчитаны дополнительные платежи в сумме 298000 руб. 00 коп.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования ОАО "Сибирьтелеком" о признании решения Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп в части подпункта "в" пункта 2.1 о взыскании дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 288000 руб. 00 коп. следует удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления МНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 21.06.2002 N 01-07.2/13дсп в части подпункта "в" пункта 2.1 о взыскании дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 298000 руб. 00 коп. как не соответствующее статье 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Обязать Управление МНС РФ по Иркутской области и УОБАО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Сибирьтелеком".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Л.Н.КРОДИНОВА
Л.Н.КРОДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)