Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 7 апреля 1998 года Дело N Ф08-531/98-115А
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в заседании представителей Госналогинспекции по Туапсинскому району и Всероссийского Детского центра "Орленок", рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Туапсинскому району на решение арбитражного суда Краснодарского края от 13.01.98 года по делу N А32-10613/97-42/25, установил следующее.
Государственное учреждение дополнительного образования РФ ВДЦ "Орленок" обратился в арбитражный суд Краснодарского края с иском о признании недействительным решения Госналогинспекции по Туапсинскому району по акту тематической проверки от 02.04.97 о взыскании с него земельного налога и пени за просрочку в его уплате в сумме 127097688 руб. и о возврате из бюджета суммы удержанного земельного налога и пени за просрочку в его уплате в размере 127097688 руб.
Решением арбитражного суда от 13.01.98 признано недействительным решение по акту тематической проверки ВДЦ "Орленок" в части п.п. 1.1, 1.2 раздела 1, п. 2 раздела и удовлетворены исковые требования в части возврата из бюджета Туапсинского района суммы удержанного земельного налога и пени в общей сумме 127097688 руб.
В части исковых требований о признании недействительным пунктов 1 и 3 раздела 2 решения по акту тематической проверки ВДЦ "Орленок" производство по делу прекращено, а также истцу возвращена госпошлина по иску.
Принимая такое решение, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет льготу по уплате земельного налога, предусмотренную пунктом 3 статьи 40 Закона РФ "Об образовании", поскольку полученные им средства от кооператива "Стелла" были реинвестированы непосредственно на нужды образовательного учреждения, т.е. на основную деятельность.
В апелляционном порядке данное дело не рассматривалось.
Госналогинспекция по Туапсинскому району обжаловала решение арбитражного суда Краснодарского края в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа и просит его отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права - статью 23 Закона РСФСР от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и пункт 21 статьи 12 Закона РСФСР от 11.10.91 "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ), которыми установлено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче им земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
В судебном заседании представители сторон поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу.
Законность и обоснованность решения проверяется в порядке главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон в судебном заседании, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Как видно из материалов дела, Госналогинспекцией по Туапсинскому району в апреле 1997 года была проведена тематическая проверка по вопросу правильности начисления земельного налога и арендной платы за землю, полноты и своевременности перечисления их в бюджет за период с 01.01.94 по 01.01.97 во Всероссийском детском центре "Орленок". По результатам проверки составлен акт от 02.04.97, в котором отражено, что ВДЦ "Орленок" не уплачивал налог с земель, переданных в аренду, и принято решение о взыскании с ВДЦ "Орленок" суммы доначисленного налога и пени, которая была истцом уплачена на момент предъявления иска в арбитражный суд.
Причиной доначисления земельного налога и пени явилось то обстоятельство, что истец не начислял и не уплачивал данный налог с земель, переданных в аренду кооперативу "Стелла", ссылаясь на статьи 40, 47 Закона РФ "Об образовании", которые, по его мнению, предоставляют ему льготы по всем видам налогов, в т.ч. и по земельному налогу при сдаче земель в аренду при условии, что доход от сдачи реинвестируется непосредственно на нужды данного образовательного учреждения.
Как следует из учредительных документов Всероссийского детского центра "Орленок", он является образовательным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета и в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 (с послед. изменениями) ВДЦ "Орленок" освобожден от уплаты земельного налога.
Частью 4 пункта 23 статьи 12 вышеупомянутого Закона предусмотрено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
С 01.01.92 введен в действие Закон РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", который определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
В статье 23 Закона РФ от 10.10.91 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" указано, что до принятия и введения в действие нового закона РФ о налоговой системе продолжает действовать прежняя налоговая система. Пункт 3 этой же статьи Закона не допускает внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.
Статья 39 Закона РФ "Об образовании" предоставляет право ВДЦ "Орленок" выступать в качестве арендатора и арендодателя земли и предусматривает цели расходования дохода, полученного от аренды.
Пунктом 3 статьи 40 Закона РФ "Об образовании" образовательным учреждениям предоставляется льгота по уплате налогов, в т.ч. платы за землю в части непредпринимательской деятельности и не связывает эту льготу с целевым использованием средств от дохода от предпринимательской деятельности.
Следовательно, ВДЦ "Орленок" неправомерно пользовался льготой по плате за земли, переданные в аренду, и действия налоговой инспекции по начислению земельного налога и пени правомерны.
Суд первой инстанции в данном случае допустил расширительное толкование материального права, в связи с чем решение от 13.01.98 подлежит отмене в части признания недействительным решения по доначислению земельного налога и пени и возврата этих сумм из бюджета, в части прекращения производства по делу судом не допущено процессуальных нарушений и решение в этой части следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 162, 174, 175 (п. 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение арбитражного суда Краснодарского края от 13.01.98 года по делу N А32-10613/97-42/25 отменить в части признания недействительным решения по акту тематической проверки ВДЦ "Орленок" в части п.п. 1.1, 1.2 раздела 1, п. 2 раздела 2 и в части обязания Госналогинспекции по Туапсинскому району возвратить ВДЦ "Орленок" из районного бюджета Туапсинского района 127097 руб. 68 коп., в т.ч. 36351 руб. 70 коп. налога на землю, 90745 руб. 82 коп. - пени. В этой части в иске отказать. В остальной части решение оставить без изменения.
Поручить арбитражному суду Краснодарского края решить вопрос о повороте исполнения решения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.04.1998 N Ф08-531/98-115А
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 7 апреля 1998 года Дело N Ф08-531/98-115А
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в заседании представителей Госналогинспекции по Туапсинскому району и Всероссийского Детского центра "Орленок", рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Туапсинскому району на решение арбитражного суда Краснодарского края от 13.01.98 года по делу N А32-10613/97-42/25, установил следующее.
Государственное учреждение дополнительного образования РФ ВДЦ "Орленок" обратился в арбитражный суд Краснодарского края с иском о признании недействительным решения Госналогинспекции по Туапсинскому району по акту тематической проверки от 02.04.97 о взыскании с него земельного налога и пени за просрочку в его уплате в сумме 127097688 руб. и о возврате из бюджета суммы удержанного земельного налога и пени за просрочку в его уплате в размере 127097688 руб.
Решением арбитражного суда от 13.01.98 признано недействительным решение по акту тематической проверки ВДЦ "Орленок" в части п.п. 1.1, 1.2 раздела 1, п. 2 раздела и удовлетворены исковые требования в части возврата из бюджета Туапсинского района суммы удержанного земельного налога и пени в общей сумме 127097688 руб.
В части исковых требований о признании недействительным пунктов 1 и 3 раздела 2 решения по акту тематической проверки ВДЦ "Орленок" производство по делу прекращено, а также истцу возвращена госпошлина по иску.
Принимая такое решение, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет льготу по уплате земельного налога, предусмотренную пунктом 3 статьи 40 Закона РФ "Об образовании", поскольку полученные им средства от кооператива "Стелла" были реинвестированы непосредственно на нужды образовательного учреждения, т.е. на основную деятельность.
В апелляционном порядке данное дело не рассматривалось.
Госналогинспекция по Туапсинскому району обжаловала решение арбитражного суда Краснодарского края в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа и просит его отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права - статью 23 Закона РСФСР от 10.10.91 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и пункт 21 статьи 12 Закона РСФСР от 11.10.91 "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ), которыми установлено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче им земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
В судебном заседании представители сторон поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу.
Законность и обоснованность решения проверяется в порядке главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон в судебном заседании, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Как видно из материалов дела, Госналогинспекцией по Туапсинскому району в апреле 1997 года была проведена тематическая проверка по вопросу правильности начисления земельного налога и арендной платы за землю, полноты и своевременности перечисления их в бюджет за период с 01.01.94 по 01.01.97 во Всероссийском детском центре "Орленок". По результатам проверки составлен акт от 02.04.97, в котором отражено, что ВДЦ "Орленок" не уплачивал налог с земель, переданных в аренду, и принято решение о взыскании с ВДЦ "Орленок" суммы доначисленного налога и пени, которая была истцом уплачена на момент предъявления иска в арбитражный суд.
Причиной доначисления земельного налога и пени явилось то обстоятельство, что истец не начислял и не уплачивал данный налог с земель, переданных в аренду кооперативу "Стелла", ссылаясь на статьи 40, 47 Закона РФ "Об образовании", которые, по его мнению, предоставляют ему льготы по всем видам налогов, в т.ч. и по земельному налогу при сдаче земель в аренду при условии, что доход от сдачи реинвестируется непосредственно на нужды данного образовательного учреждения.
Как следует из учредительных документов Всероссийского детского центра "Орленок", он является образовательным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета и в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 (с послед. изменениями) ВДЦ "Орленок" освобожден от уплаты земельного налога.
Частью 4 пункта 23 статьи 12 вышеупомянутого Закона предусмотрено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
С 01.01.92 введен в действие Закон РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ", который определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
В статье 23 Закона РФ от 10.10.91 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" указано, что до принятия и введения в действие нового закона РФ о налоговой системе продолжает действовать прежняя налоговая система. Пункт 3 этой же статьи Закона не допускает внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.
Статья 39 Закона РФ "Об образовании" предоставляет право ВДЦ "Орленок" выступать в качестве арендатора и арендодателя земли и предусматривает цели расходования дохода, полученного от аренды.
Пунктом 3 статьи 40 Закона РФ "Об образовании" образовательным учреждениям предоставляется льгота по уплате налогов, в т.ч. платы за землю в части непредпринимательской деятельности и не связывает эту льготу с целевым использованием средств от дохода от предпринимательской деятельности.
Следовательно, ВДЦ "Орленок" неправомерно пользовался льготой по плате за земли, переданные в аренду, и действия налоговой инспекции по начислению земельного налога и пени правомерны.
Суд первой инстанции в данном случае допустил расширительное толкование материального права, в связи с чем решение от 13.01.98 подлежит отмене в части признания недействительным решения по доначислению земельного налога и пени и возврата этих сумм из бюджета, в части прекращения производства по делу судом не допущено процессуальных нарушений и решение в этой части следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 162, 174, 175 (п. 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Краснодарского края от 13.01.98 года по делу N А32-10613/97-42/25 отменить в части признания недействительным решения по акту тематической проверки ВДЦ "Орленок" в части п.п. 1.1, 1.2 раздела 1, п. 2 раздела 2 и в части обязания Госналогинспекции по Туапсинскому району возвратить ВДЦ "Орленок" из районного бюджета Туапсинского района 127097 руб. 68 коп., в т.ч. 36351 руб. 70 коп. налога на землю, 90745 руб. 82 коп. - пени. В этой части в иске отказать. В остальной части решение оставить без изменения.
Поручить арбитражному суду Краснодарского края решить вопрос о повороте исполнения решения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)