Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 13.04.2007 ПО ДЕЛУ N А40-45084/05-98-359

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 13 апреля 2007 г. Дело N А40-45084/05-98-359

Решение в полном объеме изготовлено 13 апреля 2007 года.
Арбитражный суд в составе: судьи К., при ведении протокола судьей К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Фирма "Энергозащита" Филиал "Энергомонтажтеплоизоляция" к ИФНС России N 19 по г. Москве о признании частично недействительными требования N 1310 от 15.06.2005, решения N 236 от 18.07.2005, с участием: от заявителя Л., дов. от 10.05.2006 N 35, от ответчика не явился,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Фирма Энергозащита" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 19 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган): требования об уплате налога N 1310 от 15.06.2005 в части налога на прибыль в размере 36684,00 руб., пени по налогу на прибыль в размере 1078670,68 руб., суммы пени по налогу на имущество предприятий в размере 147091,65 руб.; решения N 236 от 18.07.2005, принятого на основании вышеуказанного требования, в части сумм налога на прибыль в размере 36684 руб., пени по налогу на прибыль в размере 1078670,68 руб., сумм пени по налогу на имущество предприятий в размере 147091,65 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 2 ноября 2005 года в удовлетворении заявления обществу отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2006 года решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа (далее - ФАС МО) от 09.06.2006 решение от 2 ноября 2005 года и постановление от 16 февраля 2006 года отменены и дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
В соответствии с постановлением ФАС МО при новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо с учетом настоящего постановления исследовать и оценить фактические обстоятельства спора применительно к нормам статей 46 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации и позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 24 января 2006 года N 10353/05, обязав налогоплательщика уточнить оспариваемую часть решения, а также необходимо установить налоговый период, к которому относится спорная сумма, для чего обязать налогоплательщика и инспекцию документально подтвердить свои доводы.
В ходе судебного рассмотрения дела заявителем были уточнены заявленные требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом произведенного и принятого судом уточнения заявителем оспаривается требование об уплате налога N 1310 от 15.06.2005 в части бесспорного взыскания сумм налога на прибыль в размере 36684,00 руб., пени по налогу на прибыль в размере 1050899,80 руб., суммы пени по налогу на имущество предприятий в размере 146455,12 руб. и решение N 236 от 18.07.2005 в части бесспорного взыскания сумм пени по налогу на прибыль в размере 1050899,80 руб., суммы пени по налогу на имущество предприятий в размере 146455,12 руб.
В обоснование своих требований заявитель со ссылками на нарушение налоговым органом положений ст. ст. 69, 70, 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) указывает, что инспекцией незаконно выставлено требование об уплате налога и пени, поскольку недоимка по указанным налогам у общества отсутствует. Соответственно, у инспекции отсутствовали основания для вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ (т. 4 л.д. 137) в судебное заседание не явилась, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие инспекции в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Инспекция заявленные требования не признала по основаниям, ранее изложенным в отзыве (т. 1 л.д. 72 - 73), в котором указала, что пени по налогу на прибыль в размере 1078670,68 руб. образовались у заявителя в период с 1999 г. по декабрь 2002 г.; пени по налогу на имущество предприятий в размере 147091,65 руб. образовались у заявителя в период с 21.09.2004 по 15.06.2005; сумма задолженности по налогу на прибыль в размере 36684 руб. образовалась вследствие неисполнения обществом обязанности по уплате дополнительных платежей в период до 2004 г.
Рассмотрев материалы дела, с учетом указаний ФАС МО, выслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
При повторном рассмотрении дела судом установлено, что инспекцией обществу было направлено требование об уплате налога N 1310 от 15.06.2005, которым обществу предлагалось уплатить суммы пени, в том числе, по налогу на прибыль в размере 36884 руб., по налогу на прибыль в размере 1078670,68 руб., по налогу на имущество предприятий в размере 147091,65 руб.
Согласно решению N 236 от 18.07.2005, принятому на основании вышеуказанного требования, суммы пени по налогу на прибыль в размере 1078670,68 руб., пени по налогу на имущество предприятий в размере 147091,65 руб. подлежат бесспорному взысканию налоговым органом за счет денежных средств, находящихся на счетах общества в банках.
Суд, исследовав оспариваемые акты налогового органа, считает их вынесенными с нарушением норм налогового законодательства.
Согласно статье 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
При этом пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случаях неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Как разъяснено в пункте 19 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.
Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме должен внести обязательные платежи.
В нарушение ст. 69 Кодекса в оспариваемом требовании не указаны основания взимания налоговых платежей, сроки уплаты налога в соответствии с законодательством, размер недоимки и дата, с которой начислена сумма пени по налогу на прибыль и налогу на имущество предприятий, а также ставка пеней.
Из представленных инспекцией документов - расчетов сумм пени по налогу на прибыль по состоянию на 08.06.2005 (т. 1 л.д. 78 - 85) и по налогу на имущество предприятий по состоянию на 16.05.2005 (т. 1 л.д. 88 - 90), пояснений относительно сроков образования налоговой задолженности налогоплательщика (т. 4 л.д. 19 - 21), следует, что недоимка по налогу на прибыль образовалась у налогоплательщика в период до 17.01.2000. По состоянию на 01.01.2000 у налогоплательщика имелась задолженность по суммам пени по налогу на прибыль в размере 1003500 руб., образовавшаяся в период до 1998 г. Недоимка по налогу на прибыль в размере 36684 руб. была погашена налогоплательщиком 29.03.2002. На дату 23.12.2002 сумма пени по налогу на прибыль составила 1078670,68 руб. Суммы пени по налогу на имущество в размере 147091,65 руб. образовались у налогоплательщика в период с 1998 г. по 15.03.2001.
Согласно представленному сторонами акту сверки расчетов с бюджетом за период с 01.01.2005 по 15.06.2005 (т. 4 л.д. 14 - 17) суммы недоимки составляют: по налогу на прибыль - недоимка отсутствует; суммы задолженности по дополнительным платежам на прибыль составляют 36684 руб.; суммы пени по налогу на прибыль по данным инспекции составляют: 1078670,68 руб., 27770,88 руб.; суммы пени по налогу на имущество по данным инспекции составляют: 206221,62 руб., по данным налогоплательщика - 636,53 руб.
Суммы недоимки, указанные обществом в акте сверки подтверждаются представленными в ходе судебного рассмотрения первичными документами (в т.ч. расчет налога, платежные поручения) по налогу на прибыль (т. 2 л.д. 2 - 89), по налогу на имущество (т. 3 л.д. 2 - 102) и выписками из банка о перечислении сумм налоговых платежей.
Документов, опровергающих указанные налогоплательщиком суммы налоговой задолженности налоговым органом не представлено.
Инспекция не представила никаких доказательств и пояснений по поводу начисления налогов и пени, указанных в требованиях, в то время как обязанность доказывания этого обстоятельства возлагается на инспекцию (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 69 Кодекса).
Помимо указанного, направленное инспекцией требование N 1310 от 15.06.2005 об уплате налога в части взыскания суммы пени по налогу на прибыль является повторным, поскольку данные суммы пени в размере 1078670,68 руб. были включены налоговым органом в состав сумм, содержащихся в требовании об уплате налога N 1543 от 05.12.2003 (т. 1 л.д. 18).
Повторное направление требования возможно только в случае, предусмотренном ст. 71 Кодекса, если обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов изменилась после направления первоначального требования, что требует внесения уточненных сведений. В случае же изменения суммы пени по причине увеличения срока неуплаты налога обязанность налогоплательщика по уплате налога не изменяется, так как не меняется сумма налога, предъявленная к уплате, а также сроки его уплаты.
Таким образом, поскольку ст. 70 Кодекса не предусмотрено неоднократное направление требования об уплате налога, если задолженность не погашается в добровольном порядке, то повторное направление налоговым органом обжалуемого требования является незаконным и неправомерно продляющим срок бесспорного взыскания указанных сумм пени.
Также в нарушение ст. 45 Кодекса в требованиях отсутствуют подробные данные об основаниях взимания налогов, в связи с чем невозможно установить, в каком налоговом периоде возникла недоимка, а также невозможно проверить правильность начисления пени.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога и соответствующих пеней должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Как указано в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Кодекса, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
В соответствии с пунктом 9 статьи 46 Кодекса положения этой статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога.
Согласно толкованию, данному Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2005 N 13592/04, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса. Именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организаций.
В пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 указано, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Согласно статье 70 Кодекса требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Несоблюдение указанного срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Кодексом, но и не влечет изменения порядка их исчисления. (Постановление от 22.07.2003 N 2100/03).
Из изложенного следует, что предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога и пени включает в себя: срок уплаты налога + 3 месяца на направление требования + 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке + 60 дней на бесспорное взыскание соответствующей суммы путем направления в банк инкассового поручения + 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.
Таким образом, по всем оспариваемым суммам инспекцией также пропущен срок на принудительное взыскание недоимок.
Кроме того, в нарушение п. 4 ст. 69 Кодекса даты об установленных сроках уплаты оспариваемых сумм налогов в требовании указаны произвольно и не основаны на налоговых декларациях, представленных обществом.
Таким образом, требования общества подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:

признать недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации, требование Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 19 по г. Москве об уплате налога N 1310 от 15.06.2005 в части бесспорного взыскания сумм налога на прибыль в размере 36684,00 руб., пени по налогу на прибыль в размере 1050899,80 руб., суммы пени по налогу на имущество предприятий в размере 146455,12 руб. и решение N 236 от 18.07.2005 в части бесспорного взыскания сумм пени по налогу на прибыль в размере 1050899,80 руб. и суммы пени по налогу на имущество предприятий в размере 146455,12 руб., вынесенные в отношении ОАО "Фирма Энергозащита".
Возвратить ОАО "Фирма Энергозащита" из соответствующего бюджета госпошлину в сумме 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок после принятия решения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)