Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009
по делу N А65-27359/2008
по заявлению открытого акционерного общества "Казанский вертолетный завод" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, с участием третьих лиц: Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Татарстан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10, об обязании произвести возврат суммы переплаты по земельному налогу,
открытое акционерное общество "Казанский вертолетный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) об обязании произвести возврат суммы переплаты по земельному налогу за 2003 год в размере 442 078 рублей.
Решением от 19.02.2009, оставленным без изменения постановлением от 07.05.2009 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены. На налоговый орган возложена обязанность по возврату обществу за счет средств соответствующего бюджета суммы переплаты по земельному налогу за 2003 год в размере 442 078 рублей.
Налоговый орган, обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кассационная жалоба мотивирована пропуском срока для возврата налога, поскольку с момента уплаты прошло более трех лет.
Налоговый орган ссылается при этом на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08 и указывает, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 28.03.2006 общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, исключив из налогооблагаемой базы земельные участки, непосредственно занятые имуществом мобилизационного назначения, поскольку Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ взимание платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, на период с 01.01.2003 по 31.12.2003 было приостановлено.
Наличие у заявителя права на указанную льготу подтверждается Перечнем земельных участков заявителя, непосредственно занятых имуществом мобилизационного назначения на 01.01.2003, утвержденным заместителем руководителя Федерального агентства по промышленности 23.03.2006.
Применение льготы по земельному налогу, заявленной в уточненной декларации, привело к возникновению спорной суммы переплаты в размере 442 078 рублей.
Данная переплата по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006, подтверждается актом сверки от 10.08.2007 N 28502, справкой о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 16.07.2008 N 75176.
Общество 13.09.2007, 01.10.2007 обращалось в налоговый орган с заявлениями, в которых просило вернуть образовавшуюся переплату по земельному налогу.
Налоговый орган письмом от 15.10.2007 N 20-01-13/2987 отказал заявителю в зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога, мотивировав данный отказ тем, что пропущен трехгодичный срок на подачу заявления о возврате, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 НК РФ.
Не согласившись с действиями налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ (в редакции данного Закона), возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до 01.01.2007.
Согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Пунктом 8 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 08.11.2006 N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
В силу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О статья 78 НК РФ не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского иска или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что о наличии переплаты по земельному налогу за 2003 год заявителю стало известно с момента получения (23.03.2006) Перечня земельных участков, непосредственно занятых имуществом мобилизационного назначения на 01.01.2003. До получения указанного перечня и подачи уточненных деклараций (28.03.2006) заявитель не знал о переплате и не мог обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога.
Поскольку с заявлением в суд налогоплательщик обратился 22.12.2008, суды пришли к правильному выводу о том, что оно подано до истечения установленного законом срока.
В связи с изложенным довод налогового органа о нарушении заявителем трехлетнего срока, установленного статьей 78 Кодекса, правомерно признан несостоятельным.
Представленными документами подтверждается правомерность применения заявителем льготы по земельному налогу, заявленной в уточненной декларации.
При таких обстоятельствах требования заявителя о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 442078 руб. правомерно удовлетворены судебными инстанциями.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу N А65-27359/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.08.2009 ПО ДЕЛУ N А65-27359/2008
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2009 г. по делу N А65-27359/2008
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009
по делу N А65-27359/2008
по заявлению открытого акционерного общества "Казанский вертолетный завод" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, с участием третьих лиц: Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Татарстан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10, об обязании произвести возврат суммы переплаты по земельному налогу,
установил:
открытое акционерное общество "Казанский вертолетный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) об обязании произвести возврат суммы переплаты по земельному налогу за 2003 год в размере 442 078 рублей.
Решением от 19.02.2009, оставленным без изменения постановлением от 07.05.2009 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены. На налоговый орган возложена обязанность по возврату обществу за счет средств соответствующего бюджета суммы переплаты по земельному налогу за 2003 год в размере 442 078 рублей.
Налоговый орган, обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кассационная жалоба мотивирована пропуском срока для возврата налога, поскольку с момента уплаты прошло более трех лет.
Налоговый орган ссылается при этом на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08 и указывает, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 28.03.2006 общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, исключив из налогооблагаемой базы земельные участки, непосредственно занятые имуществом мобилизационного назначения, поскольку Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ взимание платы за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, на период с 01.01.2003 по 31.12.2003 было приостановлено.
Наличие у заявителя права на указанную льготу подтверждается Перечнем земельных участков заявителя, непосредственно занятых имуществом мобилизационного назначения на 01.01.2003, утвержденным заместителем руководителя Федерального агентства по промышленности 23.03.2006.
Применение льготы по земельному налогу, заявленной в уточненной декларации, привело к возникновению спорной суммы переплаты в размере 442 078 рублей.
Данная переплата по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006, подтверждается актом сверки от 10.08.2007 N 28502, справкой о состоянии расчетов по налогам по состоянию на 16.07.2008 N 75176.
Общество 13.09.2007, 01.10.2007 обращалось в налоговый орган с заявлениями, в которых просило вернуть образовавшуюся переплату по земельному налогу.
Налоговый орган письмом от 15.10.2007 N 20-01-13/2987 отказал заявителю в зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога, мотивировав данный отказ тем, что пропущен трехгодичный срок на подачу заявления о возврате, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 НК РФ.
Не согласившись с действиями налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ (в редакции данного Закона), возвращаются налогоплательщику в порядке, действовавшем до 01.01.2007.
Согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Пунктом 8 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 08.11.2006 N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
В силу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О статья 78 НК РФ не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского иска или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что о наличии переплаты по земельному налогу за 2003 год заявителю стало известно с момента получения (23.03.2006) Перечня земельных участков, непосредственно занятых имуществом мобилизационного назначения на 01.01.2003. До получения указанного перечня и подачи уточненных деклараций (28.03.2006) заявитель не знал о переплате и не мог обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога.
Поскольку с заявлением в суд налогоплательщик обратился 22.12.2008, суды пришли к правильному выводу о том, что оно подано до истечения установленного законом срока.
В связи с изложенным довод налогового органа о нарушении заявителем трехлетнего срока, установленного статьей 78 Кодекса, правомерно признан несостоятельным.
Представленными документами подтверждается правомерность применения заявителем льготы по земельному налогу, заявленной в уточненной декларации.
При таких обстоятельствах требования заявителя о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 442078 руб. правомерно удовлетворены судебными инстанциями.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.02.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 по делу N А65-27359/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)