Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011
по делу N А06-4732/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" (ИНН 3444070534, ОГРН 1023403432766) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани, о признании недействительным решения от 21.03.2011 N 11781,
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее - инспекция) от 21.03.2011 N 11781 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшийся судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2009 год (номер корректировки 2), представленной обществом 29.10.2010.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что обществом в 2009 году приобретены объекты основных средств стоимостью более 5 млрд. рублей. Остаточная стоимость имущества по состоянию на 31.12.2009 составила 297 068 821 955 рублей.
В уточненной налоговой декларации по налогу на имущество по налоговой ставке 1,1 процента за 2009 год отражена следующая остаточная стоимость имущества: на 01.04.2009 - 73 243 544 рублей; на 01.05.2009 - 73 005 935 рублей; на 01.06.2009 - 73 005 935 рублей; на 01.07.2009 - 73 005 935 рублей; на 01.08.2009 - 80 562 209 рублей; на 01.09.2009 - 145 833 635 рублей; на 01.10.2009 - 135 745 079 рублей; на 01.11.2009 - 146 533 038 рублей; на 01.12.2009 - 180 420 980 рублей; на 31.12.2009 - 297 068 821 955 рублей.
По мнению инспекции, в связи с тем, что стоимость приобретенного имущества в 2009 году превысила 5 млрд. рублей только в декабре 2009 года, налогоплательщик неправомерно применил льготную ставку 1,1 процента при расчете налога за весь 2009 год.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 11.02.2011 N 11-15100.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений заявителя, налоговым органом вынесено решение от 21.03.2011 N 11781 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде 166 075 рублей 80 копеек штрафа.
Этим же решением инспекция предложила обществу уплатить в бюджет 830 379 рублей недоимки по названному налогу и 76 139 рублей 31 копеек пени.
Жалоба общества на решение инспекции оставлена Управлением Федеральной налоговой службы по Астраханской области без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения налогоплательщиком при расчете налога на имущество за 2009 год налоговой ставки в размере 1,1 процента по введенным в течение налогового периода основным средствам стоимостью свыше 5 млрд. рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Астраханской области от 27.11.2003 N 43/2003-03 "О налоге на имущество организаций" в отношении приобретенного (вновь созданного) и (или) введенного в эксплуатацию в текущем налоговом периоде имущества организаций, осуществляющих разведку и разработку газовых, газоконденсатных, нефтяных месторождений, добычу нефти, газа, газового конденсата, их переработку, производство нефтепродуктов, учитываемого на балансе в качестве основных средств, ставка налога устанавливается в размере 1,1 процента в течение двух последовательных налоговых периодов, если стоимость указанного имущества в сумме превышает 5 млрд. рублей.
Общие правила определения средней стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения за отчетный и налоговый периоды, изложены в пункте 4 статьи 376 Кодекса.
Так, средняя стоимость за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца отчетного периода и первое число месяца, следующего за отчетным периодом на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу. А среднегодовая стоимость имущества за налоговый период, как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (абзац 2 пункта 1 статьи 375 Кодекса). Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств определен Положением бухгалтерского учета 6/01 (утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н) с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н).
Принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приема-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект или оформляется одним актом в случае принятия к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости, принимаемых к бухгалтерскому учету одновременно (пункт 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Далее указанный акт вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая на основании этого документа открывает инвентарную карточку. Дата акта приема-передачи и будет датой постановки на учет основного средства.
Таким образом, при расчете среднегодовой или средней стоимости льготируемого имущества организации оно учитывается для целей исчисления налога на имущество по состоянию на первое число месяца, следующего за месяцем постановки на учет и, следовательно, равнозначно периоду возникновения права на льготу.
Из изложенного следует, что если стоимость приобретенного организацией имущества за 2009 год превысила 5 млрд рублей только в декабре 2009 года, то налогоплательщик не может применять пониженную ставку за весь 2009 год. Право воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 5 статьи 1 вышеназванного Закона, возникло у налогоплательщика только с декабря 2009 года.
Следовательно, инспекция правомерно доначислила обществу налог на имущество, соответствующие суммы пени и штрафа.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 по делу N А06-4732/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 25.01.2012 N 465.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.03.2012 ПО ДЕЛУ N А06-4732/2011
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2012 г. по делу N А06-4732/2011
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011
по делу N А06-4732/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" (ИНН 3444070534, ОГРН 1023403432766) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани, о признании недействительным решения от 21.03.2011 N 11781,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее - инспекция) от 21.03.2011 N 11781 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.10.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшийся судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2009 год (номер корректировки 2), представленной обществом 29.10.2010.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что обществом в 2009 году приобретены объекты основных средств стоимостью более 5 млрд. рублей. Остаточная стоимость имущества по состоянию на 31.12.2009 составила 297 068 821 955 рублей.
В уточненной налоговой декларации по налогу на имущество по налоговой ставке 1,1 процента за 2009 год отражена следующая остаточная стоимость имущества: на 01.04.2009 - 73 243 544 рублей; на 01.05.2009 - 73 005 935 рублей; на 01.06.2009 - 73 005 935 рублей; на 01.07.2009 - 73 005 935 рублей; на 01.08.2009 - 80 562 209 рублей; на 01.09.2009 - 145 833 635 рублей; на 01.10.2009 - 135 745 079 рублей; на 01.11.2009 - 146 533 038 рублей; на 01.12.2009 - 180 420 980 рублей; на 31.12.2009 - 297 068 821 955 рублей.
По мнению инспекции, в связи с тем, что стоимость приобретенного имущества в 2009 году превысила 5 млрд. рублей только в декабре 2009 года, налогоплательщик неправомерно применил льготную ставку 1,1 процента при расчете налога за весь 2009 год.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 11.02.2011 N 11-15100.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений заявителя, налоговым органом вынесено решение от 21.03.2011 N 11781 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде 166 075 рублей 80 копеек штрафа.
Этим же решением инспекция предложила обществу уплатить в бюджет 830 379 рублей недоимки по названному налогу и 76 139 рублей 31 копеек пени.
Жалоба общества на решение инспекции оставлена Управлением Федеральной налоговой службы по Астраханской области без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения налогоплательщиком при расчете налога на имущество за 2009 год налоговой ставки в размере 1,1 процента по введенным в течение налогового периода основным средствам стоимостью свыше 5 млрд. рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Астраханской области от 27.11.2003 N 43/2003-03 "О налоге на имущество организаций" в отношении приобретенного (вновь созданного) и (или) введенного в эксплуатацию в текущем налоговом периоде имущества организаций, осуществляющих разведку и разработку газовых, газоконденсатных, нефтяных месторождений, добычу нефти, газа, газового конденсата, их переработку, производство нефтепродуктов, учитываемого на балансе в качестве основных средств, ставка налога устанавливается в размере 1,1 процента в течение двух последовательных налоговых периодов, если стоимость указанного имущества в сумме превышает 5 млрд. рублей.
Общие правила определения средней стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения за отчетный и налоговый периоды, изложены в пункте 4 статьи 376 Кодекса.
Так, средняя стоимость за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца отчетного периода и первое число месяца, следующего за отчетным периодом на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу. А среднегодовая стоимость имущества за налоговый период, как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (абзац 2 пункта 1 статьи 375 Кодекса). Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств определен Положением бухгалтерского учета 6/01 (утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н) с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н).
Принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приема-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект или оформляется одним актом в случае принятия к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости, принимаемых к бухгалтерскому учету одновременно (пункт 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Далее указанный акт вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая на основании этого документа открывает инвентарную карточку. Дата акта приема-передачи и будет датой постановки на учет основного средства.
Таким образом, при расчете среднегодовой или средней стоимости льготируемого имущества организации оно учитывается для целей исчисления налога на имущество по состоянию на первое число месяца, следующего за месяцем постановки на учет и, следовательно, равнозначно периоду возникновения права на льготу.
Из изложенного следует, что если стоимость приобретенного организацией имущества за 2009 год превысила 5 млрд рублей только в декабре 2009 года, то налогоплательщик не может применять пониженную ставку за весь 2009 год. Право воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 5 статьи 1 вышеназванного Закона, возникло у налогоплательщика только с декабря 2009 года.
Следовательно, инспекция правомерно доначислила обществу налог на имущество, соответствующие суммы пени и штрафа.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 по делу N А06-4732/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 25.01.2012 N 465.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)