Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 7 декабря 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 декабря 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Черных Л.А. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Санаторный комплекс "Жемчужина"" - Фенова Р.Д. (доверенность от 11.01.2009) и Сарапулова О.Н. (доверенность от 03.12.2009), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края - Сарычева К.И. (доверенность от 30.11.2009), Грицай С.И. (доверенность от 04.12.2009), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапе Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2009 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 по делу N А32-3347/2008-19/22-58/455 (судьи Захарова Л.А., Винокур И.Г., Шимбарева Н.В.), установил следующее.
ООО "Санаторный комплекс "Жемчужина"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 30.12.2007 N 12-01/9808, от 23.11.2007 N 12-01/9644, от 20.12.2007 N 12-01/9811, от 22.04.2008 N 12-1-18/26679 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 19.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2008, заявленные требования общества удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что вывод налогового органа о необходимости применения единой налоговой ставки в размере 1,5 процента кадастровой стоимости спорного земельного участка без учета многофункциональности неделимого земельного участка является неправомерным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2008 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суд не выяснил вопрос о том, какая редакция решения Совета муниципального образования города-курорта Анапа подлежала применению в спорном периоде. Кроме того, суд не учел, что земельный участок общества является неделимым и представляет собой единый комплекс, используемый для извлечения прибыли от санаторно-курортной деятельности.
Решением суда от 11.06.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.09.2009, заявленные требования общества удовлетворены. Судебные акты мотивированы неправомерностью доначисления обществу земельного налога в связи с тем, что органом местного самоуправления не доведены до него сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, вывод суда о том, что общество не располагало сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствует материалам дела, поскольку в кадастровом плане земельного участка от 09.04.2007 кадастровая стоимость 1 129 364 979 рублей 80 копеек указана правомерно, так как выписка сформирована после 16.01.2007 - внесения в Единый государственный реестр земель кадастровой стоимости участка. Кроме того, налоговая инспекция указывает, что суд, сделав вывод о неопределенности кадастровой стоимости земельного участка, фактически освободил общество от уплаты земельного налога, в то время как должен был исследовать вопрос о нормативной стоимости земли.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 03.12.2009 до 14 часов 00 минут 07.12.2009.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что судебные акты не подлежат отмене.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных обществом расчетов авансовых платежей по земельному налогу за 3, 6 и 9 месяцев 2007 года.
По результатам проверки вынесены решения от 20.12.2007 N 12-01/9809 о начислении 753 901 рубля земельного налога, от 23.11.2007 N 12-01/9644 о начислении 2 284 550 рублей земельного налога, от 20.12.2007 N 12-01/9811 о начислении 1 898 712 рублей земельного налога.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации общества по земельному налогу за 2007 год, по результатам проведения которой принято решение от 22.04.2008 N 12-1-18/26679 о начислении 2 727 188 рублей земельного налога и 1 798 382 рублей штрафных санкций.
Полагая, что ненормативные акты налоговой инспекции являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что доначисление земельного налога является неправомерным, поскольку отсутствуют утвержденные показатели кадастровой стоимости земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, общество обязано самостоятельно исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
Постановлением главы администрации города-курорта Анапа от 15.12.2002 N 1245 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений и средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Исследовав указанный нормативно-правовой акт, положения Устава муниципального образования город-курорт Анапа, судебные инстанции установили, что данный нормативный правовой акт не опубликован в установленном порядке, поэтому не подлежит применению.
Исходя из указанных обстоятельств, судебные инстанции пришли к правильному выводу о неправомерности доначисления обществу земельного налога в связи с отсутствием утвержденных показателей кадастровой стоимости земельного участка.
Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Налоговой инспекцией изменения в оспариваемое решение и определение суммы земельного налога на основании нормативной цены земельного участка не производились.
В компетенцию суда не входит право перерасчета кадастровой стоимости отдельно взятого участка земли.
При данных обстоятельствах в силу положений статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 по делу N А32-3347/2008-19/22-58/455 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 09.12.2009 ПО ДЕЛУ N А32-3347/2008-19/22-58/455
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. по делу N А32-3347/2008-19/22-58/455
Резолютивная часть постановления объявлена 7 декабря 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 декабря 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Черных Л.А. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Санаторный комплекс "Жемчужина"" - Фенова Р.Д. (доверенность от 11.01.2009) и Сарапулова О.Н. (доверенность от 03.12.2009), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края - Сарычева К.И. (доверенность от 30.11.2009), Грицай С.И. (доверенность от 04.12.2009), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапе Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2009 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 по делу N А32-3347/2008-19/22-58/455 (судьи Захарова Л.А., Винокур И.Г., Шимбарева Н.В.), установил следующее.
ООО "Санаторный комплекс "Жемчужина"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 30.12.2007 N 12-01/9808, от 23.11.2007 N 12-01/9644, от 20.12.2007 N 12-01/9811, от 22.04.2008 N 12-1-18/26679 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 19.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2008, заявленные требования общества удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что вывод налогового органа о необходимости применения единой налоговой ставки в размере 1,5 процента кадастровой стоимости спорного земельного участка без учета многофункциональности неделимого земельного участка является неправомерным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2008 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суд не выяснил вопрос о том, какая редакция решения Совета муниципального образования города-курорта Анапа подлежала применению в спорном периоде. Кроме того, суд не учел, что земельный участок общества является неделимым и представляет собой единый комплекс, используемый для извлечения прибыли от санаторно-курортной деятельности.
Решением суда от 11.06.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.09.2009, заявленные требования общества удовлетворены. Судебные акты мотивированы неправомерностью доначисления обществу земельного налога в связи с тем, что органом местного самоуправления не доведены до него сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, вывод суда о том, что общество не располагало сведениями о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствует материалам дела, поскольку в кадастровом плане земельного участка от 09.04.2007 кадастровая стоимость 1 129 364 979 рублей 80 копеек указана правомерно, так как выписка сформирована после 16.01.2007 - внесения в Единый государственный реестр земель кадастровой стоимости участка. Кроме того, налоговая инспекция указывает, что суд, сделав вывод о неопределенности кадастровой стоимости земельного участка, фактически освободил общество от уплаты земельного налога, в то время как должен был исследовать вопрос о нормативной стоимости земли.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 03.12.2009 до 14 часов 00 минут 07.12.2009.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что судебные акты не подлежат отмене.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных обществом расчетов авансовых платежей по земельному налогу за 3, 6 и 9 месяцев 2007 года.
По результатам проверки вынесены решения от 20.12.2007 N 12-01/9809 о начислении 753 901 рубля земельного налога, от 23.11.2007 N 12-01/9644 о начислении 2 284 550 рублей земельного налога, от 20.12.2007 N 12-01/9811 о начислении 1 898 712 рублей земельного налога.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации общества по земельному налогу за 2007 год, по результатам проведения которой принято решение от 22.04.2008 N 12-1-18/26679 о начислении 2 727 188 рублей земельного налога и 1 798 382 рублей штрафных санкций.
Полагая, что ненормативные акты налоговой инспекции являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что доначисление земельного налога является неправомерным, поскольку отсутствуют утвержденные показатели кадастровой стоимости земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, общество обязано самостоятельно исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
Постановлением главы администрации города-курорта Анапа от 15.12.2002 N 1245 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений и средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Исследовав указанный нормативно-правовой акт, положения Устава муниципального образования город-курорт Анапа, судебные инстанции установили, что данный нормативный правовой акт не опубликован в установленном порядке, поэтому не подлежит применению.
Исходя из указанных обстоятельств, судебные инстанции пришли к правильному выводу о неправомерности доначисления обществу земельного налога в связи с отсутствием утвержденных показателей кадастровой стоимости земельного участка.
Если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Налоговой инспекцией изменения в оспариваемое решение и определение суммы земельного налога на основании нормативной цены земельного участка не производились.
В компетенцию суда не входит право перерасчета кадастровой стоимости отдельно взятого участка земли.
При данных обстоятельствах в силу положений статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2009 по делу N А32-3347/2008-19/22-58/455 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА
Судьи
Л.А.ЧЕРНЫХ
В.Н.ЯЦЕНКО
Т.Н.ДОРОГИНА
Судьи
Л.А.ЧЕРНЫХ
В.Н.ЯЦЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)