Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.05.2004 N А56-36898/03

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 20 мая 2004 года Дело N А56-36898/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Корабухиной Л.И., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга заместителя начальника отдела Рудневой Е.А. (доверенность от 20.01.2004 N 17/999), рассмотрев 20.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2004 по делу N А56-36898/03 (судья Рыбаков С.П.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Букмекерская контора "Марафон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 30.06.2003 N 10/11571 об отказе вернуть излишне уплаченный налог на игорный бизнес в сумме 440000 руб.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2004 требования общества удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (в редакции от 12.02.2001, далее - Закон на игорный бизнес) и отказать ООО "Букмекерская контора "Марафон" в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество, имея обособленное подразделение в Санкт-Петербурге - зарегистрированную кассу букмекерской конторы, осуществляет прием ставок от игроков и выплату выигрышей, в связи с чем в соответствии с законом заявитель является плательщиком налога на игорный бизнес по месту расположения названного обособленного подразделения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Общество о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество 14.05.2003 направило в Инспекцию заявление о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за обособленное подразделение - пункт приема ставок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский проспект, дом 79.
Инспекция письмом от 30.06.2003 N 10/11571 отказала обществу в удовлетворении заявления, сославшись на разъяснение Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 24.06.2003 N 07-04/12930.
В соответствии с указанным разъяснением ООО "Букмекерская контора "Марафон" является плательщиком налога на игорный бизнес по месту расположения обособленного подразделения и налог на игорный бизнес, уплаченный за это подразделение, не является излишне уплаченным и не подлежит возврату. Выездную документальную проверку деятельности названного филиала Общества Инспекция не проводила.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о налоге на игорный бизнес суммы налога, подлежащие внесению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, определяются плательщиками налога самостоятельно, исходя из количества зарегистрированных объектов налогообложения и ставок налога.
В соответствии со статьей 4 Закона о налоге на игорный бизнес налогом облагаются следующие виды объектов игорного бизнеса:
- игровые столы;
- игровые автоматы;
- кассы тотализаторов;
- кассы букмекерских контор.
В целях применения данного Закона под кассой понимается специально оборудованное место в игорном заведении (тотализаторе или букмекерской конторе), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
При этом организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса в части организации букмекерской конторы, может создавать сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо конкретного события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. Общая сумма сделанных ставок учитывается в головном подразделении организации, организующей букмекерскую контору.
Таким образом, в случае ведения предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса, когда отдельные пункты букмекерской конторы объединены в единую систему, объектом налогообложения в соответствии с Законом о налоге на игорный бизнес, подлежащим регистрации в налоговых органах, будет являться головное подразделение организации, организующей букмекерскую контору, где осуществляется учет общей суммы сделанных ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.03.2003 N 120-О, "под объектом обложения налогом на игорный бизнес понимаются не сами по себе денежные средства, которые могут находиться в кассе игорного заведения, а специально оборудованное место в игорном заведении, в котором производится учет принятых игорным заведением ставок и расчетным путем определяется сумма выигрыша (в тотализаторе, букмекерской конторе)".
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу письмом от 05.06.2003 также разъяснило заявителю, что если организация, осуществляющая деятельность в области игорного бизнеса, создала сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо события, а также выплачивают соответствующие выигрыши, учет которых осуществляется в головном подразделении организации, образующей букмекерскую контору, то плательщиком налога на игорный бизнес является не обособленное подразделение Общества, а головная организация, находящаяся в данном случае в городе Москве.
К таким же выводам пришел и суд первой инстанции.
Документально опровергнуть изложенные обстоятельства представитель Инспекции ни в суде первой инстанции, ни в суде кассационной инстанции не смог.
Как установлено судом первой инстанции, филиал Общества не является кассой букмекерской конторы, а представляет собой пункт приема ставок, объединенный в единую сеть, с головным подразделением организации, находящимся в городе Москве. Пункты приема ставок между собой не связаны и какой-либо информацией о количестве ставок, размерах выплат игрокам в других обособленных подразделениях не располагают, сумму выплат самостоятельно не рассчитывают. Учет ставок с начала деятельности осуществляется головным подразделением Общества в городе Москве.
При таких обстоятельствах у Общества не имелось оснований для уплаты налога на игорный бизнес по деятельности филиала, находящегося в Санкт-Петербурге по адресу: Большой Сампсониевский проспект, дом 79.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы и возвращается за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества о признании недействительным письма Инспекции об отказе возвратить излишне уплаченный налог на игорный бизнес по месту нахождения данного филиала.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2004 по делу N А56-36898/03 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
КОРАБУХИНА Л.И.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)