Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 12.12.2007 N 91-Г07-27

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 декабря 2007 г. N 91-Г07-27


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова
судей Т.И. Еременко и В.Н. Соловьева
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Псковской области о признании недействующими подпункта 1.1 пункта 1 статьи 3 и пункта 1 статьи 4 Закона Псковской области от 12 октября 2005 года N 473-ОЗ (в редакции Законов от 10.07.2006 N 568-ОЗ, от 26.07.2007 N 687-ОЗ) "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области" в части по кассационной жалобе администрации Псковской области на решение Псковского областного суда от 3 октября 2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:

Псковским областным собранием депутатов 29 сентября 2005 года принят закон N 473-оз "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области", который подписан главой администрации Псковской области 12 октября 2005 года и официально опубликован в газете "Псковская правда" 18 октября 2005 года.
Заместитель прокурора Псковской области обратился в Псковский областной суд с заявлением о признании названного Закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части устанавливающей право на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций от остаточной стоимости не бывших ранее в эксплуатации на территории области основных средств, вновь созданных, модернизируемых или приобретенных объектов основных средств.
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что оспариваемые нормы противоречат положениям ст. ст. 53, 374, 375, 376 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Псковской областной прокуратуры уточнила требования и просила признать недействующими только пп. 1.1 п. 1 ст. 3 и п. 1 ст. 4 Закона N 473-ОЗ в части устанавливающей право применения пониженной ставки по налогу на имущество организаций от остаточной стоимости на бывших ранее в эксплуатации на территории области основных средств, вновь созданных, модернизируемых или приобретенных объектов основных средств.
Псковское областное Собрание депутатов и администрация Псковской области просили суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Решением Псковского областного суда от 3 октября 2007 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункт 1.1 пункта 1 статьи 3 и пункт 1 статьи 4 Закона Псковской области от 12 октября 2005 года N 473-ОЗ (в редакции Законов от 10.07.2006 N 568-ОЗ, от 26.07.2007 N 687-ОЗ) "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области" в части устанавливающей право на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций от остаточной стоимости не бывших ранее в эксплуатации на территории области основных средств, вновь созданных, модернизируемых или приобретенных объектов основных средств.
В кассационной жалобе администрация Псковской области просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, а в силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно п. 4 статьи 1 Налогового кодекса РФ законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Следует согласиться с суждением суда о том, что субъект Российской Федерации в силу ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации вправе лишь понизить размер ставки налога, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков.
Как установлено в судебном заседании, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 3 Закона N 473-ОЗ применяется пониженная ставка по налогу на имущество организаций по осуществленным инвестициям в части вновь созданного, модернизированного или приобретенного имущества в соответствии со ст. 4 настоящего Закона (заявительский порядок).
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 473-ОЗ установлено, что инвесторам, осуществлявшим инвестиции в приобретение не бывших ранее в эксплуатации на территории области основных средств, в строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкцию и модернизацию основных средств, предоставляется право исчислять и уплачивать налог на имущество организаций по ставке 0,01% от остаточной стоимости указанных объектов основных средств.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, областной суд обоснованно исходил из того, что в соответствии со ст. 372 Налогового кодекса РФ, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно ст. 14 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций является региональным налогом.
Вместе с тем, в пункте 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Анализируя оспариваемые в настоящем деле нормы областного Закона, суд обоснованно признал то обстоятельство, что законодатель субъекта Российской Федерации фактически установил особый порядок формирования налоговой базы при понижении ставки налога на имущество организаций.
Установив, что в положениях оспариваемого Закона области имеются противоречия нормам федерального законодательства, суд обоснованно признал их недействующими.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования в суде и не нашли подтверждения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемого постановления.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:

решение Псковского областного суда от 3 октября 2007 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Псковской области - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)