Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2009 ПО ДЕЛУ N А19-15677/08-44

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2009 г. по делу N А19-15677/08-44


Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Рылова Д.Н., Борголовой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бублиевич Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Подстанция Шелехово" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2008 года по делу N А19-15677/08-44 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Подстанция Шелехово" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области о признании незаконным в части решения N 26-16/16289-602 от 21 мая 2008 года
(суд первой инстанции: Гаврилов О.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Мартыненко С.В., представителя по доверенности от 20.10.2008 N 1/08
от налогового органа - Слинюк М.А., представителя по доверенности от 11.01.2009,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Подстанция Шелехово" (далее - ООО "Подстанция Шелехово", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 21 мая 2008 года N 02-08-15/23 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 30.07.2008 года N 26-16/16289-602 "Об изменении решения", в части взыскания налога на прибыль организаций в сумме 1 039 063 руб., соответствующих пени, а также штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в сумме 207 812 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2008 года в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном доначислении Обществу налога на прибыль организаций, пени по налогу на прибыль и привлечении Общества к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль. Суд первой инстанции посчитал правильным вывод налогового органа о неправомерности включения Обществом в состав расходов амортизационных отчислений, начисленных в отношении имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал, исходя из рыночной стоимости имущества. Поскольку сведений об остаточной стоимости имущества по данным налогового учета передающей стороны ОАО "Иркутскэнерго" Обществом в ходе проверки и в суд не представлено, для исчисления налога на прибыль стоимость имущества признается равной нулю. Суд указал на то, что Обществом не доказано, что в результате принятия Федеральным законом N 58-ФЗ от 06.06.2005 дополнений к пункту 1 статьи 277 Налогового кодекса РФ было ухудшено положение налогоплательщика, в связи с чем в силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ данные изменения не могут иметь обратной силы.
Суд первой инстанции также исходил из того, что Обществом не представлено доказательств относительно доначисления налога на прибыль вследствие признания расходов по налогу на имущество организаций неправомерными.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что Налоговый кодекс РФ до внесения изменений Федеральным законом N 58-ФЗ от 06.06.2005 не определял порядок оценки имущества, передаваемого в уставный капитал, и не обязывал налогоплательщика при получении основного средства в уставный капитал принимать его по остаточной стоимости, сформированной в налоговом учете передающей стороны. Изменения, внесенные Федеральным законом N 58-ФЗ от 06.06.2005 пункт 1 статьи 277 Налогового кодекса РФ, ухудшают положение налогоплательщика, поскольку возлагают на него новую обязанность по определению стоимости имущества в соответствии с данными налогового учета передающей стороны и, соответственно, представлению ранее не предусмотренных документов; предусматривают ответственность за непредставление сведений об остаточной стоимости имущества; приводят к увеличению налогооблагаемой прибыли вследствие уменьшения амортизационных отчислений.
Общество не согласно с выводом суда о необходимости до вступления в силу Федерального закона N 58-ФЗ от 06.06.2005 при исчислении стоимости имущества, переданного в качестве вклада в уставный капитал, учитывать разницу между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации, то есть фактически учитывать имущество по его остаточной стоимости. Общество полагает, что имущество, внесенное в уставный капитал общества, подлежало учету по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган ссылается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, проверив правильность соблюдения норм материального права и норм процессуального права, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, в том числе, налога на прибыль за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, по результатам которой составлен Акт выездной налоговой проверки N 02-08-15 от 11.04.2008.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки, а также возражений налогоплательщика, в присутствии директора Общества, заместителем руководителя налогового органа вынесено решение от 21 мая 2008 года N 02-08-15/23 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, единого социального налога в виде штрафа в общем размере 314 412 руб. 02 коп. Обществу предложено уплатить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог в общей сумме 1 572 050 руб. 10 коп., пени в общей сумме 118 566 руб. 54 коп.
Общество обжаловало решение налогового органа в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области. Решением Управления от 30.07.2008 года N 26-16/16289-602 "Об изменении решения" решение нижестоящей инспекции изменено в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость с 16 041 руб. 61 коп. до 18 852 руб. Таким образом, общая сумма начисленных по решению пени составила 121 376 руб. 93 коп. В остальной части решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Иркутской области оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на прибыль, пени по налогу на прибыль и привлечения к ответственности за неуплату налога на прибыль, заявитель обратился с заявлением об оспаривании в суд.
Как следует из оспариваемого решения, налоговым органом в ходе проверки установлено, что при формировании уставного капитала ООО "Подстанция Шелехово", единственным учредителем ОАО "Иркутскэнерго" в качестве взноса в уставной капитал было передано имущество на сумму 146 688 700 руб. согласно акту передачи имущества от 19.01.2005.
Принятое в качестве взноса в уставной капитал имущество учитывалось ООО "Подстанция Шелехово" в налоговом учете по рыночной стоимости, установленной на основании экспертного заключения оценщика - ЗАО "ЭНТИ Консалт". В ходе выездной налоговой проверки для подтверждения у налогоплательщика права начисление амортизации, требованием N 12 от 22.01.2008 были запрошены документы, подтверждающие стоимость переданного имущества в уставной капитал общества учредителем ОАО "Иркутскэнерго". Истребуемые документы общество не представило, в связи с чем Инспекцией сделан вывод о неправомерности начисления амортизации по имуществу вследствие отсутствия достоверной информации о стоимости переданных средств.
Привлекая Общество к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган сделал вывод о том, что обществом в 2005 году неправомерно включены в состав расходов амортизационные отчисления в сумме 4 795 261, 52 руб., начисленные в отношении имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал, исходя из рыночной стоимости имущества. По мнению инспекции, амортизационные отчисления должны были производиться с остаточной стоимости имущества, по данным бухгалтерского учета передающей стороны (ОАО "Иркутскэнерго"). Поскольку сведений об остаточной стоимости имущества обществом в ходе проверки представлено не было, налоговый орган признал стоимость переданного имущества равной нулю.
В ходе выездной налоговой проверки также установлено, что на балансе предприятия числится имущество, относящееся к линиям электропередач, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов в связи с чем налогоплательщиком применяется льготный режим налогообложения по налогу на имущество организаций в 2005 - 2006 годах. При применении налогоплательщиком льготного режима налогообложения по налогу на имущество организаций необоснованно отнесен на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, налог на имущество организаций за 2005 год в сумме 1 481 511 руб.
В 2006 году налогоплательщиком необоснованно отнесена на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, начисленная амортизация за 2006 год в сумме 7 192 892,28 руб. по основным средствам, принятым на баланс в качестве взноса в уставный капитал; сумма расходов 358 237 руб. не подтверждена налогоплательщиком первичными документами.
По результатам проверки налоговым органом доначислен налог на прибыль в сумме 1 039 063 руб., в том числе за 2005 год в сумме 443 782 руб., за 2006 год в сумме 595 281 руб.; начислены пени за неуплату налога на прибыль в сумме 93189,89 руб.; общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 207812,60 руб.
В соответствии со статьями 246, 247 Налогового кодекса РФ Общество является плательщиком налога на прибыль.
Согласно статье 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях главы 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 253 Налогового кодекса РФ установлено, что в расходы, связанные с производством и реализацией, включаются расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
В силу положений статьи 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.
В соответствии с положениями статьи 272 Налогового кодекса РФ датой возникновения расходов в виде начисленной амортизации для налогоплательщика является дата ввода в эксплуатацию имущества.
Порядок определения стоимости амортизируемого имущества установлен статьей 257 Налогового кодекса РФ.
Под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Восстановительная стоимость амортизируемых основных средств, приобретенных (созданных) до вступления в силу настоящей главы, определяется как их первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок до даты вступления настоящей главы в силу.
При определении восстановительной стоимости амортизируемых основных средств в целях настоящей главы учитывается переоценка основных средств, осуществленная по решению налогоплательщика по состоянию на 1 января 2002 года и отраженная в бухгалтерском учете налогоплательщика после 1 января 2002 года. Указанная переоценка принимается в целях налогообложения в размере, не превышающем 30 процентов от восстановительной стоимости соответствующих объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 1 января 2001 года (с учетом переоценки по состоянию на 1 января 2001 года произведенной по решению налогоплательщика и отраженной в бухгалтерском учете в 2001 году). При этом величина переоценки (уценки) по состоянию на 1 января 2002 года, отраженной налогоплательщиком в 2002 году, не признается доходом (расходом) налогоплательщика в целях налогообложения. В аналогичном порядке принимается в целях налогообложения соответствующая переоценка сумм амортизации.
При проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу настоящей главы переоценки (уценки) стоимости объектов основных, средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения в соответствии с настоящей главой.
Остаточная стоимость основных средств, введенных до вступления в силу настоящей главы, определяется как разница между восстановительной стоимостью таких основных средств и суммой амортизации, определенных в порядке, установленном абзацем пятым настоящего пункта. Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу настоящей главы, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
Статья 277 Налогового кодекса РФ определяет особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда).
Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в указанную статью внесены изменения, абзац 5 пункта 1, устанавливающий порядок определения стоимости имущества, полученного в качестве взноса в уставной капитал, предусматривающий, что имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.
Изменения, внесенные в статью 277 Налогового кодекса РФ, распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года (пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ).
Из материалов дела следует, что спорное амортизируемое имущество было передано и принято к учету по акту приема-передачи от 19 января 2005 года, следовательно, на данные правоотношения распространяются требования пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона N 58-ФЗ от 06.06.2005. При определении расходов в виде начисленной амортизации, стоимость имущества, полученного в качестве взноса в уставный капитал, подлежала определению по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности ухудшения положения налогоплательщика в результате принятия Федеральным законом N 58-ФЗ от 06.06.2005 дополнений к пункту 1 статьи 277 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Положения пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ, конкретизировали порядок определения стоимости имущества, полученного в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли и не ввели нового порядка исчисления сумм амортизационных отчислений.
В связи с чем доводы заявителя апелляционной жалобы о возложении на налогоплательщика новой обязанности по определению стоимости имущества, представлению ранее не предусмотренных документов, введении ответственности за непредставление сведений об остаточной стоимости имущества, увеличении налогооблагаемой прибыли вследствие уменьшения амортизационных отчислений являются необоснованными и судом отклоняются.
Сведения об остаточной стоимости имущества по данным налогового учета передающей стороны ОАО "Иркутскэнерго" Обществом в ходе выездной налоговой проверки и в суд не представлены, следовательно, налоговый орган обоснованно для исчисления налога на прибыль признал стоимость имущества равной нулю, сделав вывод о неправомерности включения в состав расходов амортизационных отчислений, начисленных в отношении имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал, исходя из рыночной стоимости имущества.
Суд апелляционной инстанции считает правильным и вывод суда первой инстанции о правомерности исключения из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, налога на имущество организаций за 2005 год. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, имущество, числящееся на балансе Общества, относится к имуществу, к которому применяется льготный режим налогообложения, и в налоговых декларациях по налогу на имущество сумма исчисленного налога равна нулю. Доказательства наличия фактических затрат на уплату налога на имущества Обществом не представлены, доводов в обоснование незаконности решения налогового органа в данной части в заявлении об оспаривании решения и в апелляционной жалобе не приведено. Не представлено также доказательств в подтверждение обоснованности включения Обществом в состав расходов суммы 358237 руб. в 2006 году.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности доначисления налога на прибыль, пени по налогу на прибыль и привлечения Общества к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль.
Доводы заявителя апелляционной жалобы приводились в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка и они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2008 года по делу N А19-15677/08-44, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2008 года по делу N А19-15677/08-44 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Г.В.БОРГОЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)