Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей И.А.Дмитриевой, В.А.Семиглазова
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И.Г.Брюхановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22447/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2011 по делу N А26-6942/2011 (судья С.Н.Гарист), принятое
по заявлению ООО "ЛОБСКОЕ-5"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Строганов А.М. (доверенность от 10.10.2011 N 127)
от ответчика: Бокша А.М. (доверенность от 10.01.2012)
Фрейдлинг Т.А. (доверенность от 28.03.2011)
Захарова М.А. (доверенность от 18.06.2011)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОБСКОЕ-5" (ОГРН 1021001010250, место нахождения: 186350, Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, ст. Пергуба; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия (далее - инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительным решения от 10.06.2011 N 21.
Решением суда от 28.10.2011 заявление общества удовлетворено. Суд признал недействительным решение инспекции от 10.06.2011 N 21 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 9 995 158 руб., соответствующих пеней в сумме 3 463 963 руб. и штрафа в сумме 364 417 руб.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда от 28.10.2011 отменить и отказать обществу в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что технологическая схема производства щебня является частью технологической схемы добычных работ и результатом разработки месторождения "Лобское" является щебень; выводы инспекции о том, что щебень является объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых основаны на представленных в материалы дела правоустанавливающих документах; не состоятелен вывод суда о том, что несоответствия в Условиях пользования недрами лицензии ПТЗ 00619 ТЭ к моменту рассмотрения дела в суде устранены, поскольку изменения не распространяются на проверяемый период.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет следующих налогов и сборов: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, земельного налога, водного налога, транспортного налога, единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2007 по 31.12.2009; правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления регулярных платежей за пользование недрами за период с 01.01.2007 по 31.12.2009; правильности исчисления налога на доходы физических лиц за период с 01.03.2008 по 31.12.2009; полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.03.2008 по 31.10.2010; правильности исчисления полноты и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, о чем составлен акт от 17.03.2011 N 11.
По результатам рассмотрения акта проверки с учетом представленных заявителем возражений инспекцией вынесено решение от 10.06.2011 N 21 о привлечении общества к ответственности в виде штрафа в сумме 364 417 руб., предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых. Указанным решением обществу начислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 9 995 158 руб., а также пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 3 463 963 руб. 85 коп. и по налогу на доходы физических лиц в сумме 49 руб. 26 коп.
Основанием для доначисления обществу налога на добычу полезных ископаемых послужил вывод налогового органа о том, что объектом налогообложения (полезным ископаемым) является щебень как первая по своему качеству продукция, соответствующая стандарту.
Решение инспекции обжаловано обществом в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия (далее - управление). Решением управления от 19.08.2011 N 07-08/08044 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись частично с законностью вступившего в силу решения инспекции, общество обратилось с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что оспариваемое решение инспекции не соответствует требованиям статей 336, 337 НК РФ, нарушает права и законные интересы общества.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Как установил суд, общество осуществляет разработку месторождения гнейсо-гранитов "Лобское" с целью добычи камня строительного фракции 0-250 мм (далее - строительный камень), который является результатом разработки месторождения и первой продукцией, по своему качеству соответствующей Стандарту предприятия СТО 53202258.001-2006 (далее - Стандарт).
Согласно Стандарту продукцией разработки карьера является камень строительный - горная масса фракции 0-250 мм, получаемая в результате первичной обработки добытых (извлеченных) скальных пород со средней насыпной плотностью свыше 2000 кг/куб. м, предназначенная, в том числе, для строительства и производства нерудных строительных материалов.
В соответствии с пунктом 3 Стандарта первичная обработка строительного камня, содержащегося в горной массе, включает в себя технологические операции по доведению до требуемого Стандартом и техническими условиями качества полезных ископаемых: дробление негабаритов, первичное дробление на щековой дробилке (установленной в карьере) и грохочение.
Стандартом предусмотрены показатели качества, которым строительный камень должен соответствовать по физико-механическим и технологическим свойствам.
Виды полезных ископаемых, признаваемых объектами налогообложения, перечислены в пункте 2 статьи 337 НК РФ. В перечень таких ископаемых включен и добываемый обществом строительный камень (подпункт 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ).
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" указано, что положение пункта 1 статьи 337 НК РФ о том, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.
В связи с этим при определении объекта налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых следует иметь в виду, что, поскольку в силу абзаца второго пункта 1 статьи 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).
Неправомерна и ссылка Инспекции на пункт 7 статьи 339 НК РФ, согласно которому при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 указанной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого выполняется весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Однако, согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированным в пункте 3 Постановления N 64 от 18.12.2007, нормы пункта 7 статьи 339 НК РФ не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
Как установил суд, в технической документации, к которой относятся Стандарт предприятия "Камень строительный - горная масса фракции 0-250 мм СТО 53202258.001-2006, Проект карьера месторождения "Лобское" от 2005 года (далее - Проект карьера), Планы развития горных работ за 2007 - 2009 годы (далее - План развития горных работ), технологические процессы подразделяются на:
1) процесс добычи строительного камня (пункт 3 Стандарта; пункты 3, 4, 2 "Добычные работы" Проекта карьера месторождения "Лобское"; пункт 5.2 "Технология добычных работ" Плана развития горных работ на 2008 - 2009 годы).
2) процесс переработки добытого строительного камня в щебень (пункт 5.2 "Технологическая схема производства" Проекта карьера, пункт 13.1 "Проектное и фактическое состояние производства" Плана развития горных работ на 2008 - 2009 годы).
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 337 НК РФ щебень не может являться объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, поскольку представляет собой продукт дальнейшей переработки (измельчения) добытого полезного ископаемого - строительного камня.
Довод налогового органа о том, что технологическая схема производства щебня является частью технологической схемы добычных работ, является ошибочным.
Данное утверждение противоречит технической документации, в которой отдельно определены процесс добычи строительного камня и процесс переработки добытого строительного камня в щебень. Указанные процессы расположены в разных разделах (главах) и содержат отдельное описание каждой стадии.
Судом обоснованно отклонен довод Инспекции о том, что в соответствии с Лицензией от 18.02.2000 N ПТЗ 00619 ТЭ на добычу гнейсо-гранитов на месторождении "Лобское" для производства щебня (далее - Лицензия) добытым полезным ископаемым является щебень.
Из текста Лицензии, а также Условий пользования недрами (приложение к лицензии) следует, что добываются гнейсо-граниты, которые используются для производства щебня, то есть щебень не добывается, а производится.
В 2003 году дополнительным соглашением к Условиям пользования недрами от 07.08.2003 N 3 были внесены изменения в подпункты 4.3, 4.6, 4.8 пункта 4, а также в пункты 5 и 6.
Согласно дополнительному соглашению в пункт 5 внесена запись: налоговая ставка - 5,5% от стоимости добытого ископаемого с учетом сверхнормативных потерь. Код полезного ископаемого - 08012 (камень строительный).
Добытым полезным ископаемым является щебень, соответствующий ГОСТ 8267-93 "Щебень гравийный из плотных горных пород для строительных работ".
Инспекция считает, что последняя фраза дает основание полагать, что Лицензия предусматривает добычу щебня, как полезного ископаемого.
Указанный вывод является ошибочным.
В пункт 1 "Целевое назначение работ" Условий пользования недрами изменения не вносились. Таким образом, условие о том, что добываются гнейсо-граниты, которые используются для производства щебня, не изменилось.
Следовательно, пункт 5 Условий пользования недрами в редакции дополнительного соглашения N 3 противоречит пункту 1.
Кроме того, данный пункт содержит внутренние противоречия, а именно: сначала в качестве полезного ископаемого указывается строительный камень (код 08012), а затем - щебень.
С целью устранения указанных противоречий, Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 27.01.2011 N 64 в пункт 5 "Ставки платежей при пользовании недрами и земельными участками" Условий пользования недрами было внесено изменение, устраняющее ошибочную редакцию дополнительного соглашения N 3 (в части ссылки на щебень как полезное ископаемое).
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что инспекцией не доказана законность доначисления обществу налога на добычу полезных ископаемых, соответствующих пеней и штрафов соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2011 по делу N А26-6942/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.01.2012 ПО ДЕЛУ N А26-6942/2011
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2012 г. по делу N А26-6942/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей И.А.Дмитриевой, В.А.Семиглазова
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И.Г.Брюхановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22447/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2011 по делу N А26-6942/2011 (судья С.Н.Гарист), принятое
по заявлению ООО "ЛОБСКОЕ-5"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Строганов А.М. (доверенность от 10.10.2011 N 127)
от ответчика: Бокша А.М. (доверенность от 10.01.2012)
Фрейдлинг Т.А. (доверенность от 28.03.2011)
Захарова М.А. (доверенность от 18.06.2011)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОБСКОЕ-5" (ОГРН 1021001010250, место нахождения: 186350, Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, ст. Пергуба; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия (далее - инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительным решения от 10.06.2011 N 21.
Решением суда от 28.10.2011 заявление общества удовлетворено. Суд признал недействительным решение инспекции от 10.06.2011 N 21 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 9 995 158 руб., соответствующих пеней в сумме 3 463 963 руб. и штрафа в сумме 364 417 руб.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда от 28.10.2011 отменить и отказать обществу в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что технологическая схема производства щебня является частью технологической схемы добычных работ и результатом разработки месторождения "Лобское" является щебень; выводы инспекции о том, что щебень является объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых основаны на представленных в материалы дела правоустанавливающих документах; не состоятелен вывод суда о том, что несоответствия в Условиях пользования недрами лицензии ПТЗ 00619 ТЭ к моменту рассмотрения дела в суде устранены, поскольку изменения не распространяются на проверяемый период.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет следующих налогов и сборов: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, земельного налога, водного налога, транспортного налога, единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2007 по 31.12.2009; правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления регулярных платежей за пользование недрами за период с 01.01.2007 по 31.12.2009; правильности исчисления налога на доходы физических лиц за период с 01.03.2008 по 31.12.2009; полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.03.2008 по 31.10.2010; правильности исчисления полноты и своевременности перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, о чем составлен акт от 17.03.2011 N 11.
По результатам рассмотрения акта проверки с учетом представленных заявителем возражений инспекцией вынесено решение от 10.06.2011 N 21 о привлечении общества к ответственности в виде штрафа в сумме 364 417 руб., предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых. Указанным решением обществу начислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 9 995 158 руб., а также пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 3 463 963 руб. 85 коп. и по налогу на доходы физических лиц в сумме 49 руб. 26 коп.
Основанием для доначисления обществу налога на добычу полезных ископаемых послужил вывод налогового органа о том, что объектом налогообложения (полезным ископаемым) является щебень как первая по своему качеству продукция, соответствующая стандарту.
Решение инспекции обжаловано обществом в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия (далее - управление). Решением управления от 19.08.2011 N 07-08/08044 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись частично с законностью вступившего в силу решения инспекции, общество обратилось с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что оспариваемое решение инспекции не соответствует требованиям статей 336, 337 НК РФ, нарушает права и законные интересы общества.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Как установил суд, общество осуществляет разработку месторождения гнейсо-гранитов "Лобское" с целью добычи камня строительного фракции 0-250 мм (далее - строительный камень), который является результатом разработки месторождения и первой продукцией, по своему качеству соответствующей Стандарту предприятия СТО 53202258.001-2006 (далее - Стандарт).
Согласно Стандарту продукцией разработки карьера является камень строительный - горная масса фракции 0-250 мм, получаемая в результате первичной обработки добытых (извлеченных) скальных пород со средней насыпной плотностью свыше 2000 кг/куб. м, предназначенная, в том числе, для строительства и производства нерудных строительных материалов.
В соответствии с пунктом 3 Стандарта первичная обработка строительного камня, содержащегося в горной массе, включает в себя технологические операции по доведению до требуемого Стандартом и техническими условиями качества полезных ископаемых: дробление негабаритов, первичное дробление на щековой дробилке (установленной в карьере) и грохочение.
Стандартом предусмотрены показатели качества, которым строительный камень должен соответствовать по физико-механическим и технологическим свойствам.
Виды полезных ископаемых, признаваемых объектами налогообложения, перечислены в пункте 2 статьи 337 НК РФ. В перечень таких ископаемых включен и добываемый обществом строительный камень (подпункт 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ).
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" указано, что положение пункта 1 статьи 337 НК РФ о том, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.
В связи с этим при определении объекта налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых следует иметь в виду, что, поскольку в силу абзаца второго пункта 1 статьи 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).
Неправомерна и ссылка Инспекции на пункт 7 статьи 339 НК РФ, согласно которому при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 указанной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого выполняется весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Однако, согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированным в пункте 3 Постановления N 64 от 18.12.2007, нормы пункта 7 статьи 339 НК РФ не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
Как установил суд, в технической документации, к которой относятся Стандарт предприятия "Камень строительный - горная масса фракции 0-250 мм СТО 53202258.001-2006, Проект карьера месторождения "Лобское" от 2005 года (далее - Проект карьера), Планы развития горных работ за 2007 - 2009 годы (далее - План развития горных работ), технологические процессы подразделяются на:
1) процесс добычи строительного камня (пункт 3 Стандарта; пункты 3, 4, 2 "Добычные работы" Проекта карьера месторождения "Лобское"; пункт 5.2 "Технология добычных работ" Плана развития горных работ на 2008 - 2009 годы).
2) процесс переработки добытого строительного камня в щебень (пункт 5.2 "Технологическая схема производства" Проекта карьера, пункт 13.1 "Проектное и фактическое состояние производства" Плана развития горных работ на 2008 - 2009 годы).
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 337 НК РФ щебень не может являться объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, поскольку представляет собой продукт дальнейшей переработки (измельчения) добытого полезного ископаемого - строительного камня.
Довод налогового органа о том, что технологическая схема производства щебня является частью технологической схемы добычных работ, является ошибочным.
Данное утверждение противоречит технической документации, в которой отдельно определены процесс добычи строительного камня и процесс переработки добытого строительного камня в щебень. Указанные процессы расположены в разных разделах (главах) и содержат отдельное описание каждой стадии.
Судом обоснованно отклонен довод Инспекции о том, что в соответствии с Лицензией от 18.02.2000 N ПТЗ 00619 ТЭ на добычу гнейсо-гранитов на месторождении "Лобское" для производства щебня (далее - Лицензия) добытым полезным ископаемым является щебень.
Из текста Лицензии, а также Условий пользования недрами (приложение к лицензии) следует, что добываются гнейсо-граниты, которые используются для производства щебня, то есть щебень не добывается, а производится.
В 2003 году дополнительным соглашением к Условиям пользования недрами от 07.08.2003 N 3 были внесены изменения в подпункты 4.3, 4.6, 4.8 пункта 4, а также в пункты 5 и 6.
Согласно дополнительному соглашению в пункт 5 внесена запись: налоговая ставка - 5,5% от стоимости добытого ископаемого с учетом сверхнормативных потерь. Код полезного ископаемого - 08012 (камень строительный).
Добытым полезным ископаемым является щебень, соответствующий ГОСТ 8267-93 "Щебень гравийный из плотных горных пород для строительных работ".
Инспекция считает, что последняя фраза дает основание полагать, что Лицензия предусматривает добычу щебня, как полезного ископаемого.
Указанный вывод является ошибочным.
В пункт 1 "Целевое назначение работ" Условий пользования недрами изменения не вносились. Таким образом, условие о том, что добываются гнейсо-граниты, которые используются для производства щебня, не изменилось.
Следовательно, пункт 5 Условий пользования недрами в редакции дополнительного соглашения N 3 противоречит пункту 1.
Кроме того, данный пункт содержит внутренние противоречия, а именно: сначала в качестве полезного ископаемого указывается строительный камень (код 08012), а затем - щебень.
С целью устранения указанных противоречий, Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 27.01.2011 N 64 в пункт 5 "Ставки платежей при пользовании недрами и земельными участками" Условий пользования недрами было внесено изменение, устраняющее ошибочную редакцию дополнительного соглашения N 3 (в части ссылки на щебень как полезное ископаемое).
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что инспекцией не доказана законность доначисления обществу налога на добычу полезных ископаемых, соответствующих пеней и штрафов соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2011 по делу N А26-6942/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)