Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 06.06.2005 ПО ДЕЛУ N А13-13572/04-05

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 6 июня 2005 года Дело N А13-13572/04-05
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И., при участии от закрытого акционерного общества "Вологодский подшипниковый завод" Боровских О.А. (доверенность от 11.02.03 N 23), рассмотрев 01.06.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение от 27.12.04 (судья Маганова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 25.02.05 (судьи Пестерева О.Ю., Богатырева В.А., Тарасова О.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-13572/04-05,
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Вологодский подшипниковый завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - инспекция) от 28.09.04 N 74 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 27.12.04 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.02.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, при исчислении подлежащего уплате в 2004 году земельного налога за участок, используемый для эксплуатации и обслуживания дворца культуры, общество неправомерно воспользовалось льготой, поскольку с учетом требований статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации оно не относится к учреждениям культуры, на которые данная льгота распространяется.
Кроме того, налоговый орган указывает на то, что при исчислении подлежащего уплате в спорном периоде земельного налога заявитель не учел поправочный коэффициент "1,1" к ставкам земельного налога, установленный статьей 7 Федерального закона от 07.07.03 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон от 07.07.03 N 117-ФЗ).
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество подало в инспекцию декларацию по земельному налогу за 2004 год, согласно которой подлежащий уплате налог исчислен по ставкам, установленным решением Вологодской городской думы от 19.06.03 N 632 "О внесении изменений в решение Вологодской думы от 21.06.01 N 323 "Об утверждении базовых ставок земельного налога и ставок арендной платы за землю" (далее - решение от 19.06.03 N 632), без учета поправочного коэффициента "1,1", введенного Законом от 07.07.03 N 117-ФЗ. Кроме того, в декларации заявлена льгота по земельному участку, используемому для эксплуатации и обслуживания дворца культуры.
По итогам камеральной проверки налоговый орган принял решение от 28.09.04 N 74 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 4393 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога (с учетом имевшейся переплаты). В решении заявителю также предложено уплатить 1022302 руб. земельного налога и 114 руб. 22 коп. пеней.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал правомерным использование заявителем льготы, поскольку право на ее применение связано с осуществлением определенного вида деятельности, а не с организационно-правовой формой налогоплательщика.
Апелляционная инстанция согласилась с таким выводом суда первой инстанции. Относительно уплаты обществом земельного налога без учета поправочного коэффициента "1,1" суд апелляционной инстанции указал на то, что решение от 19.06.03 N 632 является специальным нормативным правовым актом по отношению к Закону от 07.07.03 N 117-ФЗ, следовательно, земельный налог исчисляется в 2004 году по ставкам, установленным местным представительным органом власти.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Приведенными правовыми нормами закреплена компетенция органов местного самоуправления по зонированию соответствующей территории и установлению ставок земельного налога в зависимости от градостроительной ценности земель.
Реализуя свои полномочия, Вологодская дума приняла решение от 19.06.03 N 632, которым утвердила базовые ставки земельного налога по экономическим зонам города (приложение N 1) и ввела в действие эти ставки с 01.01.04 (пункт 3). Именно эти ставки использованы заявителем при исчислении подлежащего уплате в 2004 году земельного налога.
Согласно статье 7 Закона от 07.07.03 N 117-ФЗ действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Расчет инспекцией подлежащего уплате обществом земельного налога за 2004 год основан на ставках, действовавших в 2003 году, увеличенных на поправочный коэффициент "1,1".
Сложившаяся правовая ситуация обоснованно расценена судом апелляционной инстанции как конкуренция общей (статья 7 Закона от 07.07.03 N 117-ФЗ) и специальной (приложение N 1 к решению от 19.06.03 N 632) норм; приоритет в такой ситуации остается за специальной правовой нормой.
Кроме того, в данном случае порядок уплаты в 2004 году земельного налога регулируется различными нормативными правовыми актами, предусматривающими применение различных налоговых ставок, а следовательно, имеет место противоречие актов законодательства о налогах и сборах, которое в любом случае толкуется в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ).
Кассационная инстанция также считает необходимым отметить, что при уплате земельного налога общество руководствовалось разъяснениями Вологодской думы, изложенными в письме от 03.08.04 N 218, что применительно к подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ означает отсутствие вины заявителя в совершении налогового правонарушения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона о плате за землю от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования.
Адресатами льготы, предусмотренной приведенной нормой, являются не только учреждения, но и спортивные сооружения. Следовательно, наделяя соответствующие субъекты правом на использование названной льготы, законодатель исходит из целевого предназначения соответствующего земельного участка, а не из организационно-правовой формы налогоплательщика. Термин "учреждение" в контексте пункта 10 статьи 12 Закона о плате за землю означает коллективное образование, осуществляющее определенный вид социально значимой деятельности, а не самостоятельное в соответствии с гражданским законодательством юридическое лицо.
Таким образом, общество правомерно воспользовалось льготой по уплате земельного налога за участок, используемый для обслуживания и эксплуатации дворца культуры.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.12.04 и постановление апелляционной инстанции от 25.02.05 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-13572/04-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.

Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОЧЕРОВА Л.И.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)