Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Е.В. Зимина
при участии
- от Федерального государственного учреждения "Князе-Волконская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации - Мустивая Г.С., представитель по доверенности б/н от 01.04.2011; Мубораккадамов М.Х., представитель по доверенности б/н от 01.06.2011;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю - Митрофанова Е.С., представитель по доверенности от 22.12.2010 N 03-34/13; Есаулова Е.С., представитель по доверенности от 12.01.2011 N 03-34/18; Рудь В.И., представитель по доверенности от 25.01.2011 N 03-34/24;
- Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - Петренкова Н.Л., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 05-04;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федерального государственного учреждения "Князе-Волконская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 10.02.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011
по делу N А73-13406/2010 Арбитражного суда Хабаровского края
- дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Л. Копылова;
- в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д. Пескова, А.И. Михайлова, Е.А. Швец
по заявлению Федерального государственного учреждения "Князе-Волконская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю от 27.04.2010 N 13-16/7607352 и решения Управления ФНС России по Хабаровскому краю от 11.11.2010 N 13-10/405/26080
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 17 часов 30 минут 03 августа 2011 года.
Федеральное государственное учреждение "Князе-Волконская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение, ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю), к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление, Управление ФНС России по Хабаровскому краю) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю от 27.04.2010 N 13-16/7607352 и решения Управления ФНС России по Хабаровскому краю от 11.11.2010 N 13-10/405/26080.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.02.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011, решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю от 27.04.2010 N 13-16/7607352 признано незаконным в части начисления налога на прибыль в сумме, превышающей 2 590 616 руб., соответствующей пени, начисленной на сумму налога, превышающую 2 590 616 руб.; начисления водного налога в сумме 14 985 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 2 997 руб., пени по водному налогу в сумме, превышающей 169 руб. 97 коп.; привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в сумме, превышающей 100 000 руб.; привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафов в сумме, превышающей по налогу на прибыль - 35 руб., по налогу на добавленную стоимость - 65 000 руб. В этой же части признано незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 11.11.2010 N 13-10/405/26080. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района" Минобороны России в части выводов судов о правомерном исключении налоговым органом из расходов 3 050 000 руб. и 9 481 000 руб. при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций за 2007 и 2008 годы, и обоснованном доначислении налога на добавленную стоимость за проверяемый период.
В обоснование доводов кассационной жалобы учреждение сослалось на неправильное установление фактических обстоятельств дела, поскольку расходы по приобретению топлива для обеспечения тепловой энергией и горячей водой платных потребителей в сумме 3 050 000 руб. и 9 841 000 руб. не являлись целевым финансированием, соответственно подлежали учету при определении налогооблагаемой прибыли по внебюджетной деятельности. В части несогласия с выводами судов о правомерном доначислении НДС учреждение указало на отсутствие у последнего обязанности по уплате налога, так как предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляется заявителем в рамках реализации исключительных полномочий Министерства обороны Российской Федерации. В обоснование своей позиции учреждение сослалось на сложившуюся судебную практику.
Представители ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района" Минобороны России доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме, представители Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю, Управления ФНС России по Хабаровскому краю, ссылаясь на их несостоятельность, просили судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю от 09.02.2010 N 2 в период с 09.02.2010 по 11.03.2010 проведена выездная налоговая проверка ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района" Минобороны России по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - за период с 27.06.2007 по 31.12.2008; налога на добавленную стоимость, транспортного налога, водного налога - за период с 27.06.2007 по 31.12.2009; налога на доходы физических лиц за период с 27.06.2007 по 31.01.2010.
По результатам проверки составлен акт от 18.03.2010 N 13-16/13, на основании которого и иных материалов выездной проверки, рассмотрев возражения налогоплательщика, начальником Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю принято решение от 27.04.2010 N 13-16/7607352 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Данным решением учреждению доначислен налог на прибыль организаций в сумме 3 730 033 руб., налог на добавленную стоимость в сумме в сумме 6 675 784 руб., водный налог в сумме 14 985 руб., исчислены пени в общей сумме 2 292 819 руб., назначены штрафы: по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций в сумме 7 048 425 руб., по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль организаций в сумме 955 839 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 1 314 883 руб., водного налога в сумме 2 997 руб.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы учреждения решением Управления ФНС России по Хабаровскому краю решение Межрайонной ИФНС России N 3 изменено. С учетом решения вышестоящего налогового органа от 11.11.2010 N 13-10/405/26080 ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района" доначислен налог на прибыль организаций в сумме 3 706 242 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 6 675 784 руб., пересчитаны пени и размер штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
В ходе выездной налоговой проверки инспекцией установлено, что учреждение в проверяемый период помимо бюджетной деятельности осуществляло внебюджетную (коммерческую) деятельность в виде реализации квартиросъемщикам жилищно-коммунальных услуг - техническое обслуживание жилищного фонда (содержание и текущий ремонт, капитальный ремонт жилищного фонда), водоотведение, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов; предоставления в наем жилья (для нанимателей жилья); предоставления услуг по временному размещению и проживанию граждан в общежитии на возмездной основе; предоставления отдельным категориям населения коммунальных услуг. Получая доход от данной деятельности ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района" Минобороны России не учитывало их для целей налогообложения налогом на прибыль организаций, не исчисляло налог на добавленную стоимость.
В части позиций, являющихся предметом кассационного рассмотрения, арбитражный суд первой инстанции, признавая правомерным невключение инспекцией в расходы при определении налогооблагаемой по налогу на прибыль от внебюджетной деятельности 3 050 000 руб. за 2007 год и 9 841 руб. за 2008 год, исходил из того, что финансирование расходов, связанных с обеспечением тепловой энергией и горячей водой платных потребителей, проживающих в жилищном фонде, находящемся в ведении ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района", производилось за счет средств бюджета Министерства обороны Российской Федерации и являлось целевым финансированием на определенные цели. Суд, руководствуясь пунктом 34 статьи 270 НК РФ, пришел к выводу, что поступившие средства не подлежали учету ни в доходах, ни в расходах учреждения для целей налогообложения прибыли. Ссылаясь на пункт 1 статьи 39, статью 146 НК РФ суд признал операции по оказанию жилищно-коммунальных услуг (услуг по техническому обслуживанию жилищного фонда, по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, горячему водоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, вывозу бытовых отходов), услуг по временному размещению и проживанию граждан в общежитии на возмездной основе объектом обложения НДС. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 251 НК РФ установлено, при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Пунктом 34 статьи 279 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 НК РФ.
Суды обеих инстанций, на основании полной и правильной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, установили, что жидкое котельно-печное топливо поставлялось учреждению в централизованном порядке для получения тепловой энергии на центральное отопление казарм и жилищного фонда военного городка. В бухгалтерском учете приход топлива отражался налогоплательщиком на счетах бухгалтерского учета по бюджетной деятельности.
Полученная от потребителей плата перечислялась в вышестоящий финансовый орган, согласно временной инструкции Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации и Центрального управления ракетного топлива и горючего МО РФ "О порядке возмещения затрат на жидкое котельно-печное топливо, использованное на получение тепловой энергии, горячей воды бюджетными воинскими частями МО РФ для домоуправлений и прочих платных потребителей" от 16.01.2001 N 34/5/Г-99, предусматривающей обязательность восстановления расходов по данному топливу платными потребителями.
Поскольку финансирование рассматриваемых расходов производилось за счет средств Министерства обороны Российской Федерации и являлось целевым, выводы судов об отсутствии правовых оснований для учета расходов по приобретению топлива в целях налогообложения прибыли являются правильными.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Как установлено судами, ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района", являясь бюджетным учреждением, в течение проверяемого периода финансировалось из бюджета и при этом получало доход от иных источников - оказывало физическим и юридическим лицам жилищно-коммунальные услуги, услуги по временному размещению и проживанию граждан в общежитии на возмездной основе. Данные услуги не являются исключительными полномочиями учреждения, поскольку могут быть осуществлены любым юридическим лицом.
В этой связи, довод учреждения об отсутствии у последнего обязанности по исчислению НДС при оказании жилищно-коммунальных услуг, услуг по временному размещению и проживанию граждан в общежитии на возмездной основе правомерно признан судами несостоятельным.
Приведенная заявителем в обоснование правовой позиции судебная практика не содержит выводов, подтверждающих позицию налогоплательщика.
Довод представителей учреждения, заявленный в суде кассационной инстанции о неправильном определении размера НДС, в силу части 2 статьи 287 АПК РФ подлежит отклонению, поскольку не был заявлен ни в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде.
Иные доводы несогласия с судебными актами в обжалуемой части в кассационной жалобе не приведены.
Учитывая, что судами установлены все существенные для дела обстоятельства и ими дана надлежащая правовая оценка, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены судебных актов в обжалуемой части кассационной инстанцией не установлены, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 10.02.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 по делу N А73-13406/2010 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 10.08.2011 N Ф03-3241/2011 ПО ДЕЛУ N А73-13406/2010
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2011 г. N Ф03-3241/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Е.В. Зимина
при участии
- от Федерального государственного учреждения "Князе-Волконская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации - Мустивая Г.С., представитель по доверенности б/н от 01.04.2011; Мубораккадамов М.Х., представитель по доверенности б/н от 01.06.2011;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю - Митрофанова Е.С., представитель по доверенности от 22.12.2010 N 03-34/13; Есаулова Е.С., представитель по доверенности от 12.01.2011 N 03-34/18; Рудь В.И., представитель по доверенности от 25.01.2011 N 03-34/24;
- Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - Петренкова Н.Л., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 05-04;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федерального государственного учреждения "Князе-Волконская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 10.02.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011
по делу N А73-13406/2010 Арбитражного суда Хабаровского края
- дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Л. Копылова;
- в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д. Пескова, А.И. Михайлова, Е.А. Швец
по заявлению Федерального государственного учреждения "Князе-Волконская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю от 27.04.2010 N 13-16/7607352 и решения Управления ФНС России по Хабаровскому краю от 11.11.2010 N 13-10/405/26080
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 17 часов 30 минут 03 августа 2011 года.
Федеральное государственное учреждение "Князе-Волконская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение, ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю), к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление, Управление ФНС России по Хабаровскому краю) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю от 27.04.2010 N 13-16/7607352 и решения Управления ФНС России по Хабаровскому краю от 11.11.2010 N 13-10/405/26080.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.02.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011, решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю от 27.04.2010 N 13-16/7607352 признано незаконным в части начисления налога на прибыль в сумме, превышающей 2 590 616 руб., соответствующей пени, начисленной на сумму налога, превышающую 2 590 616 руб.; начисления водного налога в сумме 14 985 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 2 997 руб., пени по водному налогу в сумме, превышающей 169 руб. 97 коп.; привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в сумме, превышающей 100 000 руб.; привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафов в сумме, превышающей по налогу на прибыль - 35 руб., по налогу на добавленную стоимость - 65 000 руб. В этой же части признано незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 11.11.2010 N 13-10/405/26080. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района" Минобороны России в части выводов судов о правомерном исключении налоговым органом из расходов 3 050 000 руб. и 9 481 000 руб. при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций за 2007 и 2008 годы, и обоснованном доначислении налога на добавленную стоимость за проверяемый период.
В обоснование доводов кассационной жалобы учреждение сослалось на неправильное установление фактических обстоятельств дела, поскольку расходы по приобретению топлива для обеспечения тепловой энергией и горячей водой платных потребителей в сумме 3 050 000 руб. и 9 841 000 руб. не являлись целевым финансированием, соответственно подлежали учету при определении налогооблагаемой прибыли по внебюджетной деятельности. В части несогласия с выводами судов о правомерном доначислении НДС учреждение указало на отсутствие у последнего обязанности по уплате налога, так как предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляется заявителем в рамках реализации исключительных полномочий Министерства обороны Российской Федерации. В обоснование своей позиции учреждение сослалось на сложившуюся судебную практику.
Представители ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района" Минобороны России доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме, представители Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю, Управления ФНС России по Хабаровскому краю, ссылаясь на их несостоятельность, просили судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании решения Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю от 09.02.2010 N 2 в период с 09.02.2010 по 11.03.2010 проведена выездная налоговая проверка ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района" Минобороны России по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - за период с 27.06.2007 по 31.12.2008; налога на добавленную стоимость, транспортного налога, водного налога - за период с 27.06.2007 по 31.12.2009; налога на доходы физических лиц за период с 27.06.2007 по 31.01.2010.
По результатам проверки составлен акт от 18.03.2010 N 13-16/13, на основании которого и иных материалов выездной проверки, рассмотрев возражения налогоплательщика, начальником Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю принято решение от 27.04.2010 N 13-16/7607352 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Данным решением учреждению доначислен налог на прибыль организаций в сумме 3 730 033 руб., налог на добавленную стоимость в сумме в сумме 6 675 784 руб., водный налог в сумме 14 985 руб., исчислены пени в общей сумме 2 292 819 руб., назначены штрафы: по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций в сумме 7 048 425 руб., по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль организаций в сумме 955 839 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 1 314 883 руб., водного налога в сумме 2 997 руб.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы учреждения решением Управления ФНС России по Хабаровскому краю решение Межрайонной ИФНС России N 3 изменено. С учетом решения вышестоящего налогового органа от 11.11.2010 N 13-10/405/26080 ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района" доначислен налог на прибыль организаций в сумме 3 706 242 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 6 675 784 руб., пересчитаны пени и размер штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
В ходе выездной налоговой проверки инспекцией установлено, что учреждение в проверяемый период помимо бюджетной деятельности осуществляло внебюджетную (коммерческую) деятельность в виде реализации квартиросъемщикам жилищно-коммунальных услуг - техническое обслуживание жилищного фонда (содержание и текущий ремонт, капитальный ремонт жилищного фонда), водоотведение, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов; предоставления в наем жилья (для нанимателей жилья); предоставления услуг по временному размещению и проживанию граждан в общежитии на возмездной основе; предоставления отдельным категориям населения коммунальных услуг. Получая доход от данной деятельности ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района" Минобороны России не учитывало их для целей налогообложения налогом на прибыль организаций, не исчисляло налог на добавленную стоимость.
В части позиций, являющихся предметом кассационного рассмотрения, арбитражный суд первой инстанции, признавая правомерным невключение инспекцией в расходы при определении налогооблагаемой по налогу на прибыль от внебюджетной деятельности 3 050 000 руб. за 2007 год и 9 841 руб. за 2008 год, исходил из того, что финансирование расходов, связанных с обеспечением тепловой энергией и горячей водой платных потребителей, проживающих в жилищном фонде, находящемся в ведении ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района", производилось за счет средств бюджета Министерства обороны Российской Федерации и являлось целевым финансированием на определенные цели. Суд, руководствуясь пунктом 34 статьи 270 НК РФ, пришел к выводу, что поступившие средства не подлежали учету ни в доходах, ни в расходах учреждения для целей налогообложения прибыли. Ссылаясь на пункт 1 статьи 39, статью 146 НК РФ суд признал операции по оказанию жилищно-коммунальных услуг (услуг по техническому обслуживанию жилищного фонда, по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, горячему водоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, вывозу бытовых отходов), услуг по временному размещению и проживанию граждан в общежитии на возмездной основе объектом обложения НДС. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 251 НК РФ установлено, при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Пунктом 34 статьи 279 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 НК РФ.
Суды обеих инстанций, на основании полной и правильной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, установили, что жидкое котельно-печное топливо поставлялось учреждению в централизованном порядке для получения тепловой энергии на центральное отопление казарм и жилищного фонда военного городка. В бухгалтерском учете приход топлива отражался налогоплательщиком на счетах бухгалтерского учета по бюджетной деятельности.
Полученная от потребителей плата перечислялась в вышестоящий финансовый орган, согласно временной инструкции Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации и Центрального управления ракетного топлива и горючего МО РФ "О порядке возмещения затрат на жидкое котельно-печное топливо, использованное на получение тепловой энергии, горячей воды бюджетными воинскими частями МО РФ для домоуправлений и прочих платных потребителей" от 16.01.2001 N 34/5/Г-99, предусматривающей обязательность восстановления расходов по данному топливу платными потребителями.
Поскольку финансирование рассматриваемых расходов производилось за счет средств Министерства обороны Российской Федерации и являлось целевым, выводы судов об отсутствии правовых оснований для учета расходов по приобретению топлива в целях налогообложения прибыли являются правильными.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Как установлено судами, ФГУ "Князе-Волконская КЭЧ района", являясь бюджетным учреждением, в течение проверяемого периода финансировалось из бюджета и при этом получало доход от иных источников - оказывало физическим и юридическим лицам жилищно-коммунальные услуги, услуги по временному размещению и проживанию граждан в общежитии на возмездной основе. Данные услуги не являются исключительными полномочиями учреждения, поскольку могут быть осуществлены любым юридическим лицом.
В этой связи, довод учреждения об отсутствии у последнего обязанности по исчислению НДС при оказании жилищно-коммунальных услуг, услуг по временному размещению и проживанию граждан в общежитии на возмездной основе правомерно признан судами несостоятельным.
Приведенная заявителем в обоснование правовой позиции судебная практика не содержит выводов, подтверждающих позицию налогоплательщика.
Довод представителей учреждения, заявленный в суде кассационной инстанции о неправильном определении размера НДС, в силу части 2 статьи 287 АПК РФ подлежит отклонению, поскольку не был заявлен ни в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде.
Иные доводы несогласия с судебными актами в обжалуемой части в кассационной жалобе не приведены.
Учитывая, что судами установлены все существенные для дела обстоятельства и ими дана надлежащая правовая оценка, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены судебных актов в обжалуемой части кассационной инстанцией не установлены, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 10.02.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 по делу N А73-13406/2010 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.К.Кургузова
Л.К.Кургузова
Судьи
Н.В.Меркулова
Е.В.Зимин
Н.В.Меркулова
Е.В.Зимин
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)