Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 27.10.2005, 22.09.2005 ПО ДЕЛУ N А40-44936/05-114-389

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


27 октября 2005 г. - изготовлено Дело N А40-44936/05-114-389

Арбитражный суд в составе: судьи С., при ведении протокола судебного заседания судьей, с участием представителей от заявителя: А. - дов. N 66 от 29.08.05, Е. - дов. N 65 от 29.08.05; от налогового органа: Л. - дов. N 02-17/296 от 20.01.05, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Подольский завод цветных металлов" к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в размере 1504800 руб.,
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Подольский завод цветных металлов" обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области с заявлением об обязании налогового органа произвести зачет суммы излишне уплаченного в 2001 г. земельного налога в размере 1504800 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу и налогу на прибыль.
Заявленные требования основаны на следующем. Сумма уплаченного земельного налога за 2001 г. согласно первоначально поданной декларации составила 2909600 руб.
12.11.2004 ОАО "Подольский завод цветных металлов" пересчитало ставки земельного налога и представило в Налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2001 г., где сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 290452,86 руб. Таким образом, размер излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. составил 2619147 руб. 14 коп., из них сумма земельного налога, уплаченная в пределах трехлетнего срока, составляет 1504800 руб.
Заявитель считает, что налоговым органом допущено бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по осуществлению зачета суммы излишне уплаченного земельного налога.
Излишняя уплата земельного налога объясняется тем, что при расчете и уплате земельного налога для своих земельных участков за 2001 г. заявитель ошибочно применял для себя установленный ст. 2 Закона Московской области от 16.06.96 N 18/96-ОЗ "О плате за землю в Московской области" коэффициент 2,5.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", для земель городов - с коэффициентом 2,5.
Как следует из наименования таблицы 2 Приложения 2 Закона РФ "О плате за землю" в таблице 2 коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога определены в курортных зонах.
При этом нормы Закона РФ "О плате за землю" и нормы Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" должны применяться в совокупности.
Поскольку в Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", то в силу п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 96 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 N 136-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
Земли, предоставленные в пользование ОАО "Подольский завод цветных металлов", не относятся к особо охраняемым природным территориям, а также не предназначены для лечения и отдыха граждан, предоставленные заявителю земли определены как земли для промышленных целей и под дошкольные учреждения.
Таким образом, в силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса земли промышленности и земли поселений являются самостоятельной категорией земель и не могут являться землями особо охраняемых территорий (курортов).
Налоговый орган заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 16.06.95 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога за земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающим коэффициентом за земли городов - 2,5.
В соответствии с п. 1.4 решения Совета депутатов муниципального образования "Подольский район" от 16.05.2000 N 11/2 предусмотрено, что ставка земельного налога поселка Львовский на земли предприятий, организаций, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, используемые под цели, кроме перечисленных в п. п. 1.2 и 1.3, устанавливается в размере 7,2 руб. кв. м.
В силу п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате или зачете может быть подано в течение трех лет со дня уплаты суммы налога.
По сроку уплаты земельного налога 01.08.2001 сумма земельного налога зачету не подлежит.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные доказательства, дав им оценку в совокупности с доводами, суд пришел к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Подольский завод цветных металлов" 12 ноября 2004 г. направило в Налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2001 г., согласно которой сумма земельного налога к начислению составила 290452 руб. 86 коп. 15 ноября 2004 г. налоговым органом были получены уточненная налоговая декларация и заявление о проведении зачета 1504800 руб., что подтверждается материалами дела, и налоговым органом факт получения уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2001 г. и заявления о зачете не отрицается.
При этом сумма уплаченного земельного налога по первоначальной налоговой декларации по земельному налогу за 2001 г. составила 2909600 руб., что подтверждается платежными поручениями N 001123 от 31.05.01 на сумму 250000 руб., 001594 от 25.07.01 на сумму 1104800 руб., 002426 от 13.11.01 на сумму 1504800 руб.
Факт уплаты земельного налога за 2001 г. в вышеуказанном размере органом не оспаривается.
Направление в Налоговую инспекцию заявления о зачете 1504800 руб. в установленный трехлетний срок подтверждается также описью вложения в ценное письмо с отметкой почтового отделения связи о принятии отправления 12.11.2004, квитанциями Минсвязи от 12.11.2004, оригиналы судом исследованы и приобщены к материалам дела.
Таким образом, в отношении земельного налога, уплаченного по пл. пор. N 002426 от 13.11.2001, трехлетний срок налогоплательщиком не пропущен.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.09.91 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Согласно свидетельству N 743 на право на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданному ОАО "Подольский завод цветных металлов" в поселке Львовский, заявителю предоставлено для производственной деятельности 41,8 га.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Порядок же взимания земельного налога регулируется Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
При этом субъектам Российской Федерации не предоставлено права устанавливать какие-либо коэффициенты, увеличивающие средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", для земель городов с коэффициентом 2,5 (для Подольского района Московской области Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" установлен коэффициент 4).
Однако в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", на которое ссылается Закон Московской области "О плате за землю в Московской области" от 10.06.95 N 18/95-ОЗ, установлен коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха, в том числе в зоне отдыха Москвы.
При этом коэффициенты установлены по градостроительным зонам для земель высокой и меньшей рекреационной ценности.
При этом статья 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" установила повышающие коэффициенты для земельных участков всех категорий на территории Московской области, что противоречит федеральному Закону.
В налоговом законодательстве отсутствует определение терминов "курортный район", "зона отдыха", "земли рекреационного назначения", поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.
Земельное законодательство четко разграничивает категории и зоны земель по видам и целям их использования.
В соответствии с п. 1 статьи 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В соответствии с п. 5 ст. 98 Земельного кодекса РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ земли поселений делятся на территориальные зоны. Исходя из п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель поселений (земель городов) входят земельные участки, которые в соответствии с градостроительными регламентами относятся к производственным, рекреационным или иным территориальным зонам.
Таким образом, Земельный кодекс РФ в составе земель городов рекреационные зоны выделяет отдельно.
Рекреационная ценность земли напрямую связана с целью ее использования.
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Земли поселений в состав земель рекреационного назначения не входят, а также не входят в состав земель пригородных зеленых зон, поскольку не выполняют назначения и функций таких земель.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" лечебно-оздоровительные местности и курорты являются особо охраняемыми природными территориями и должны быть включены в государственный кадастр.
У ОАО "Подольский завод цветных металлов" документы, свидетельствующие о принадлежности выделенных ему в бессрочное пользование земель к рекреационным зонам и зонам отдыха г. Москвы, отсутствуют.
Спорные земельные участки находятся в поселке Львовский Московской области и не отнесены в установленном порядке к курортной зоне или зоне отдыха ни федеральным законодательством, ни законодательством Московской области.
Налоговый орган не представил суду доказательств того, что выделенные заявителю земельные участки относятся к рекреационным зонам и зонам отдыха Москвы, курортным районам, что они включены в установленном порядке в государственный кадастр.
Следовательно, к землям поселений (городов), относящимся к отдельной категории земель и не имеющим рекреационной ценности, не может применяться повышающий коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Кроме того, Законом РФ "О плате за землю" не установлено, что вся территория Московской области относится к зоне отдыха Москвы для целей налогообложения.
Судом не принимается ссылка налогового органа на Закон Московской области "О плате за землю в Московской области", так как данный Закон не может противоречить Федеральному закону, из смысла которого вытекает возможность применения коэффициента 2,5 только в курортных зонах и зонах отдыха.
Не принимается судом довод налогового органа в отношении того, что налогоплательщиком (заявителем) был уменьшен размер земельного участка при подаче уточненной налоговой декларации, так как это противоречит фактическим обстоятельствам.
Так, согласно постановлению Главы Подольского района N 1583 от 10.11.2003 был согласован и утвержден проект границ земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании ОАО "Подольский завод цветных металлов", по фактическому пользованию.
В связи с чем налогоплательщик не занизил налогооблагаемую площадь земельного участка.
Таким образом, получив от налогоплательщика заявление о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога, налоговый орган в силу п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ в течение двух недель со дня подачи заявления должен был проинформировать налогоплательщика о проведенном зачете.
Налоговым органом этого сделано не было.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на сторон пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 181, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

удовлетворить заявление ОАО "Подольский завод цветных металлов".
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области произвести зачет суммы излишне уплаченного ОАО "Подольский завод цветных металлов" в 2001 г. земельного налога в размере 1504800 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу и налогу на прибыль.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в размере 19100 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)