Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 27 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего З.Д. Бац
судей Т.А. Солохиной, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко
при участии
от ОАО "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл": Шафрановская Н.И. по доверенности от 24.02.2011 N ГМК-110224, сроком действия до 24.02.2012, Некрасова Т.Н. по доверенности от 08.11.2010 N ГМК-101101 сроком действия до 08.11.2011, Козлова Т.В. по доверенности от 15.09.2011 N ГМК-110915, сроком действия до 31.12.2012, Сафранова Т.А. по доверенности от 22.11.2010 года сроком действия 24.11.2011
от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю: Котов А.В. по доверенности от 14.03.2011 N 6-123/юр сроком действия до 31.12.2011, Ворожбитова Ю.В. по доверенности от 12.01.2011 N 07-2 сроком действия до 31.12.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-5501/2011
на решение от 07.07.2011
судьи Л.А. Куделинской
по делу N А51-4155/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ОАО "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю
о признании частично недействительным решения
установил:
Открытое акционерное общество "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл" (далее - общество, налогоплательщик, ОАО "ГМК "Дальполиметалл") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее инспекция, налоговый орган, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по ПК) о признании недействительным решения от 11.01.2011 N 09/110-1 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее "УФНС по ПК") от 01.03.2011 N 13-11/98) в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 10.256.066 рублей, пеней в сумме 989.716,85 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 150.000 рублей за не полную уплату НДПИ.
Решением суда от 07.07.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что решение налогового органа в обжалуемой части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества.
Не согласившись с решением суда, Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю подала апелляционную жалобу, просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что ОАО "ГМК "Дальполиметалл" осуществляет добычу полезных ископаемых - полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды, извлекаемых из нее при их направлении внутри предприятия на дальнейшую переработку в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 337 НК РФ, так как в данном случае на обогащение внутри предприятия направлялась многокомпонентная комплексная руда, а не ее полезные компоненты, что не соответствует требованиям пп. 5 п. 2 ст. 337 НК РФ. По мнению налогового органа, в рассматриваемом случае при исчислении НДПИ следует применять положения пп. 4 п. 2 ст. 337 НК РФ, поскольку добываемая Обществом многокомпонентная комплексная руда относится к товарной руде, следовательно, при расчете общего количества добытого полезного ископаемого налоговый орган правомерно учел разубоживающие породы. Учитывая, что в учетной политике Общества на 2007 - 2008 гг. установлено, что определение количества добытого полезного ископаемого осуществляется прямым методом путем непосредственного взвешивания количества добытого на весовой ЦОФ и по результатам анализов содержания металлов в руде службой ОТК предприятия, то перерасчет определенных прямым методом объемов добытого полезного ископаемого в виде исключения разубоживающих пород противоречит прямому методу определения объема добытого полезного ископаемого и законодательству РФ. Заявитель жалобы считает, что налоговый орган в соответствии с положением п. 3 ст. 339 НК РФ определил размер фактических потерь по документам налогоплательщика, по которым он рассчитан как разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Иного порядка определения потерь Глава 26 не предусматривает. При этом, заявитель жалобы указал, что поскольку ОАО "ГМК "Дальполиметалл" не представил данные о ежемесячных потерях многокомпонентной комплексной руды, налоговый орган правомерно, руководствуясь пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, применил расчетный метод при распределении фактических потерь полезных ископаемых, измеренных в последнем месяце квартала, между отдельными месяцами квартала.
Кроме того, налоговый орган считает, что поскольку Теребило В.И. является работником ОАО "ГМК "Дальполиметалл", в соответствии со статьями 90, 96 НК РФ в ходе проведения выездной налоговой проверки он мог быть опрошен только в качестве свидетеля. В данном случае налоговый орган рассматривал Теребило В.И. как свидетеля, а не специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, не заинтересованным в исходе дела.
Представители налогового органа в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
В судебном заседании представители ОАО "ГМК "Дальполиметалл" с доводами жалобы налогового органа не согласились, считают решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.
Проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене или изменению в обжалуемой части по следующим основаниям.
Согласно свидетельству серии 25 N 01014021 ОАО ГМК "Дальполиметалл" зарегистрировано в качестве юридического лица.
На основании решения от 11.05.2010 N 09-68 налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, о чем составлен акт проверки от 22.11.2010 N 09/110.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений общества налоговым органом 11.01.2011 было вынесено решение N 09/110-1 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу доначислены налоги, пени и штрафы, в том числе: налог на добычу полезных ископаемых в сумме 10.256.066 рублей, пени в сумме 1.264.658 рублей, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 150.000 рублей. При вынесении оспариваемого решения налоговый орган пришел к выводу, что в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 336, пп. 4 п. 2 ст. 337, п. 2 ст. 342 НК РФ Общество при исчислении НДПИ в проверенном периоде неправомерно определило видом полезного ископаемого полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды: свинец, цинк, висмут, кадмий и серебро, так как конечным продуктом производственного процесса общества являются концентраты свинца и цинка, а не вышеуказанные полезные компоненты в химически чистом виде. В то же время, налоговый орган в своем решении указал, что многокомпонентная комплексная руда, добываемая Обществом, содержит в своем составе и такие компоненты, как золото, железо, медь, мышьяк, серу, марганец, ртуть, индий, поэлементный состав которых в руде для исчисления налога Обществом не определяется и в целях исчисления НДПИ не учитывается. Кроме того, налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщиком использован неправильный метод определения количества добытого полезного ископаемого. Согласно учетной политике налогоплательщика определение количества добытого полезного ископаемого осуществляется прямым методом путем непосредственного взвешивания количества добытого на весовой ЦОФ. Инспекция считает, что исключение разубоживающих пород противоречит прямому методу определения объема добытого полезного ископаемого. Также, налоговый орган считает, что правомерно на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 337 НК РФ в целях исчисления НДПИ для Общества был определен вид полезного ископаемого - товарная многокомпонентная комплексная руда.
Данное решение было обжаловано заявителем в УФНС по ПК, которое своим решением от 01.03.2011 N 13-11/98 частично изменило решение инспекции, в том числе в части начисления пеней по НДПИ.
Посчитав, что решение налогового органа от 11.01.2011 N 09/110-1 с учетом изменений, внесенных решением вышестоящего налогового органа в части доначисления НДПИ в сумме 10.256.066 рублей, пеней в сумме 989.716,85 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 150.000 рублей за неполную уплату НДПИ, ОАО ГМК "Дальполиметалл" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО ГМК "Дальполиметалл" осуществляет добычу и обогащение свинцово-цинковых руд. В результате переработки многокомпонентной комплексной руды Общество получает свинцовый и цинковый концентрат, который впоследствии реализуется.
На основании лицензий ВЛВ N 01109, 01110, 01111, 01112, 01113 Общество осуществляет добычу полиметаллических руд на Николаевском, Южном, Верхнем, Партизанском месторождениях, месторождении Светлый отвод и зоне Порфиритовой, а также разведку и обработку на условиях предпринимательского риска Майминовского серебро-полиметаллического месторождения. В связи с чем, согласно статьям 334, 335 НК РФ ОАО ГМК "Дальполиметалл" является пользователем недр и налогоплательщиком НДПИ.
Поскольку государственный, отраслевой, региональный или международный стандарты на добываемую обществом многокомпонентную комплексную руду отсутствуют, обществом разработаны и утверждены стандарты предприятия на добываемую полиметаллическую руду. Данным стандартом определено, что руда предназначена для переработки с целью извлечения из нее свинцового, цинкового концентрата и серебросодержащего коллективного флотационного концентрата на обогатительной фабрике общества, представляющей самостоятельный комплекс относительно основного технологического процесса по добыче руды. Извлеченная из недр руда направлялась на обогащение внутри организации, в результате чего получались свинцовый и цинковый концентраты, которые впоследствии реализовывались потребителям. Этот факт налоговым органом не оспаривается.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве вида добытого полезного ископаемого определена многокомпонентная комплексная руда.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления внутри организации указанной руды на дальнейшую переработку объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых являются полезные компоненты этой руды.
Учитывая изложенное, положения подпункта 5 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат применению с учетом требований абзаца 2 пункта 1 статьи 337 названного Кодекса.
Из анализа положений пункта 1 статьи 337 и пункта 7 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что определение конкретного вида добытого полезного ископаемого - объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых необходимо производить с учетом соответствующих стандартов на данный вид полезного ископаемого, а также наличия у налогоплательщика технического проекта разработки месторождения, определяющего в качестве конечного продукта разработки месторождения данный вид полезного ископаемого.
Данный вывод согласуется с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 22.11.2008 N 4822/07 и Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.03.2010 N 430-О-О. Конституционный Суд РФ разъяснил толкование п. 5 п. 2 ст. 337 НК РФ, указанное Президиумом ВАС РФ в своем постановлении, согласно которому в тех случаях, когда стандартом предприятия определяется, что многокомпонентная руда предназначена для переработки с целью извлечения из нее компонентов и получения концентратов на обогатительной фабрике предприятия, представляющей самостоятельный комплекс относительно основного технологического процесса по добыче руды, следует считать, что видом добытого полезного ископаемого являются полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды в форме концентрата.
Исходя из вышеуказанных норм права, следует, что основным критерием признания компонентов многокомпонентной комплексной руды в форме концентрата видом добытого полезного ископаемого является стандарт предприятия, установивший, что многокомпонентная руда предназначена для переработки с целью извлечения из нее компонентов и получения концентратов на обогатительной фабрике предприятия, представляющей самостоятельный комплекс относительно основного технологического процесса по добыче руды.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО ГМК "Дальполиметалл" разработаны и утверждены стандарты предприятия, согласно которым руда поступает на обогатительную фабрику Общества, представляющей самостоятельный комплекс относительно основного технологического процесса по добыче руды, для последующей переработки с целью извлечения из нее свинцового, цинкового концентрата и серебросодержащего коллективного флотационного концентрата.
В соответствии со справкой о выпуске готовой продукции ЦОФ за январь 2007 (приложение N 5 к заявлению общества) извлечение полезных компонентов из руды в концентраты составило: в свинцовый концентрат - свинец 93,48%, серебро 75,40%; в цинковый концентрат - цинк 91,46%, серебро 13,71%. Согласно представленным Обществом данных за 2008 на ЦОФ переработано 717,669 тысяч тонн свинцово-цинковой руды, из которой получено 17 164 тонн свинцового концентрата и 32 236 тонн цинкового концентрата. При этом извлечение полезных компонентов в свинцовый концентрат составило: по свинцу, висмуту, серебру - 90,91%, (11211 тонн в концентрате по отношению к 12 332 тоннам в руде), 73,22% (20,279 тонн в концентрате по отношению к 27,695 тонн в руде), 77,37% (25,382 тонны в концентрате по отношению к 32,808 тонн в руде) соответственно.
Таким образом, полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые Обществом для получения концентратов в результате переработки многокомпонентной комплексной руды, являются видом полезного ископаемого и в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых.
Соответственно, Общество правильно определяет в качестве вида добытого полезного ископаемого именно полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, полученные в результате переработки многокомпонентной комплексной руды на обогатительной фабрике Общества.
Коллегия соглашается с выводом суда о том, что налоговый орган необоснованно отнес добываемую Обществом многокомпонентную комплексную руду к товарной руде, поскольку она не отгружается сторонним потребителям, а подлежит обогащению на ЦОФ общества, что подтверждается стандартами предприятия (стандарт предприятия СТП 0208-3.13-02 на руду полиметаллическую рудника "2 Советский" приложение N 8 к заявлению общества). Данный вывод следует из присутствия слов "товарная руда" в тексте первого абзаца подпункта 4 пункта 2 статьи 337 НК РФ применительно ко всем перечисленным в этом подпункте рудам, в том числе и к многокомпонентной комплексной руде.
Поскольку добываемая Обществом многокомпонентная комплексная руда не является товарной рудой, следовательно, налоговый орган неправомерно учел при определении общего количества добытого полезного ископаемого (многокомпонентной комплексной руды) разубоживающие породы для исчисления НДПИ.
В силу п. 1 ст. 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Статьей 339 НК РФ определено, что в зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетом, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Согласно учетной политике ОАО ГМК "Дальполиметалл" количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом путем непосредственного взвешивания количества добытого полезного ископаемого на весовой ЦОФ и по результатам анализов содержания металлов в руде службой ОТК предприятия.
В пункте 9.1 учетных политик для целей налогообложения обществом установлено, что в соответствии со статьей 337 НК РФ добытыми полезными ископаемыми, первыми по своему качеству соответствующие разработанным в соответствии с требованиями действующего законодательства Стандартам предприятия и определенными Проектами разработки месторождений предприятия, являются полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, подлежащие дальнейшей переработке внутри предприятия, а именно свинец в руде, цинк в руде, висмут в руде, кадмий в руде, серебро в руде.
В соответствии с п. 3 ст. 339 НК РФ в случае применения налогоплательщиком прямого метода при определении количества добытого полезного ископаемого учитываются фактические потери полезного ископаемого, определяемые как разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
При добыче твердых полезных ископаемых, в качестве величины, определенной гл. 26 НК РФ как "расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого" будет выступать количество погашенных в недрах запасов полезных ископаемых без учета пустых пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в балансовые запасы.
Исходя из вышеизложенного, следует, что в отношении добываемых Обществом полезных ископаемых разубоживающие (засоряющие) породы не должны увеличивать количество добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ.
При этом следует учитывать положения подпункта "а" п. 8 Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.12.98 г. N 76, N РД-07-261-98, в соответствии с которыми под добытым полезным ископаемым, а также фактически добытыми полезными ископаемыми понимаются твердые полезные ископаемые, выданные из недр на поверхность при подземной разработке месторождения, вывезенные из карьера (разреза) на открытых горных работах и прошедшие первичную обработку, но без учета пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не включены в подсчет запасов.
Судом установлено, что исчисленное инспекцией общее количество добытой многокомпонентной комплексной руды превышает расчетное количество полезного ископаемого, на количество примешанных к добытой руде разубоживающих пород.
Так, за 2008 год инспекцией завышено количество добытой руды на 223,472 тысячи тонн разубоживающих пород (графа 15 формы N 70-тп), что с учетом количества добытой руды 495,573 тысячи тонн составляет 719,045 тысяч тонн.
В результате указанных действий инспекцией занижена стоимость единицы добытого полезного ископаемого, занижена налоговая база для налогообложения нормативных потерь по ставке 0% и, как следствие, завышена налоговая база для налогообложения по ставке 8%.
В связи с чем, коллегия считает правильным вывод суда о нарушении налоговым органом пункта 3 статьи 339 НК РФ при расчете общего количества добытой многокомпонентной комплексной руды, а довод заявителя жалобы в указанной части - необоснованным.
Коллегия соглашается с выводом суда о том, что инспекцией неправомерно произведено распределение фактических потерь полезных ископаемых, измеренных в последнем месяце квартала, между отдельными месяцами соответствующего квартала по следующим основаниям.
Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого в соответствии с п. 3 ст. 339 НК РФ. Из совместного применения п. 3 ст. 339, ст. 341, абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ следует, что точное значение фактических и нормативных потерь может быть определено только при наступлении следующих событий: на конец календарного года (на 31 декабря года по результатам измерений потерь геолого-маркшейдерской службой предприятия); после полной отработки выемочной единицы (по завершению всего комплекса технологических операций: (процессов) по добыче, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого, по состоянию на конец месяца, в котором завершен полный технологический цикл добычи полезного ископаемого (полный цикл отработки выемочной единицы).
В соответствии с п. 19 "Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами", утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.1998 N 76 (РД-07-261-98) и согласованных с МПР и МНС России учет добычи и потерь твердых полезных ископаемых ведется, как правило, по данным маркшейдерских замеров объемов (массы) и геологического опробования полезных ископаемых по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку, уступу, залежи и др.), осуществляемых не реже одного раза в год геолого - маркшейдерской службой пользователя недр.
В случаях, когда при добыче полезных ископаемых прямое определение потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных полезных ископаемых определяется условно по установленному для данной выемочной единицы нормативу потерь и количеству добытых из нее полезных ископаемых. Окончательное количество потерянных полезных ископаемых по выемочной единице определяется после ее полной отработки.
Из материалов дела следует, что Общество составляло ежеквартальные расчеты фактических показателей потерь и разубоживания руды по рудникам в соответствии с объективно действующей системой геолого-маркшейдерского учета и отчетности, установленной методическими указаниями по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утвержденными постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.12.1998 N 79 (N РД-07-261-98) по согласованию с Минфином России, Минэкономики России, МПР России, МНС России.
Поскольку налоговый орган располагал данными о фактических потерях руды по итогам каждого квартала согласно п. 7 требования N 68-15 от 22.07.2010 при объективном отсутствии у Общества помесячного геолого-маркшейдерского учета движения балансовых запасов, в том числе погашенных в недрах запасов руды, добычи руды и потерь руды, в соответствии с п. 3 ст. 339 НК РФ налоговый орган должен был учесть данные потери в расчетах за последний налоговый период квартала, то есть за март, июнь, сентябрь и декабрь.
Разногласия по вопросам определения геолого-маркшейдерских горнотехнических исходных данных для расчетов платежей рассматриваются совместно органами государственного горного надзора и государственными налоговыми инспекциями (п. 20 N РД-07-261-98).
Однако, Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю, приняла решение о привлечении ОАО "ГМК "Дальполиметалл" к ответственности за совершение налогового правонарушения без получения разъяснений специалистов из органов государственного горного надзора в части рационального использования и охраны недр, самостоятельно распределив квартальные потери по месяцам с применением расчетного метода, что привело к искажению стоимости единицы добытого полезного ископаемого и неправомерному доначислению налога.
Коллегия соглашается с позицией суда о том, что ведение Обществом ежеквартального (а не ежемесячного) учета потерь руды не может быть квалифицированно ни как отсутствие учета объектов налогообложения, ни как ведение учета с нарушением установленного порядка, позволяющее налоговому органу на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ применить расчетный метод определения помесячных потерь руды.
В связи с чем, коллегия считает необоснованным довод заявителя жалобы о том, что налоговый орган, руководствуясь пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, правомерно произвел распределение фактических потерь полезных ископаемых, измеренных в последнем месяце квартала, между отдельными месяцами квартала.
Довод заявителя жалобы о том, что главный геолог Теребило В.И. мог быть опрошен только в качестве специалиста, коллегия отклоняет, так как Теребило В.И. является работником проверяемого предприятия, т.е. лицом, заинтересованным в исходе дела, следовательно, по правилам статьи 90 НК РФ он мог быть опрошен только в качестве свидетеля.
Использование инспекцией при доначислении оспариваемого налога показаний специалиста, каковым является главный геолог Общества, является неправомерным.
На основании изложенного, коллегия считает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления ГМК "Дальполиметалл" налога на добычу полезных ископаемых, соответствующих пеней и штрафов.
Следовательно, решение налогового органа от 01.03.2011 N 13-11/98) в части доначисления НДПИ в сумме 10.256.066 рублей, пеней в сумме 989.716,85 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 150.000 рублей является незаконным, а требование Общества - подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.07.2011 по делу N А51-4155/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2011 N 05АП-5501/2011 ПО ДЕЛУ N А51-4155/2011
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2011 г. N 05АП-5501/2011
Дело N А51-4155/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 27 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего З.Д. Бац
судей Т.А. Солохиной, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко
при участии
от ОАО "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл": Шафрановская Н.И. по доверенности от 24.02.2011 N ГМК-110224, сроком действия до 24.02.2012, Некрасова Т.Н. по доверенности от 08.11.2010 N ГМК-101101 сроком действия до 08.11.2011, Козлова Т.В. по доверенности от 15.09.2011 N ГМК-110915, сроком действия до 31.12.2012, Сафранова Т.А. по доверенности от 22.11.2010 года сроком действия 24.11.2011
от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю: Котов А.В. по доверенности от 14.03.2011 N 6-123/юр сроком действия до 31.12.2011, Ворожбитова Ю.В. по доверенности от 12.01.2011 N 07-2 сроком действия до 31.12.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-5501/2011
на решение от 07.07.2011
судьи Л.А. Куделинской
по делу N А51-4155/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ОАО "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю
о признании частично недействительным решения
установил:
Открытое акционерное общество "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл" (далее - общество, налогоплательщик, ОАО "ГМК "Дальполиметалл") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее инспекция, налоговый орган, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по ПК) о признании недействительным решения от 11.01.2011 N 09/110-1 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее "УФНС по ПК") от 01.03.2011 N 13-11/98) в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 10.256.066 рублей, пеней в сумме 989.716,85 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 150.000 рублей за не полную уплату НДПИ.
Решением суда от 07.07.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что решение налогового органа в обжалуемой части не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества.
Не согласившись с решением суда, Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю подала апелляционную жалобу, просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что ОАО "ГМК "Дальполиметалл" осуществляет добычу полезных ископаемых - полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды, извлекаемых из нее при их направлении внутри предприятия на дальнейшую переработку в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 337 НК РФ, так как в данном случае на обогащение внутри предприятия направлялась многокомпонентная комплексная руда, а не ее полезные компоненты, что не соответствует требованиям пп. 5 п. 2 ст. 337 НК РФ. По мнению налогового органа, в рассматриваемом случае при исчислении НДПИ следует применять положения пп. 4 п. 2 ст. 337 НК РФ, поскольку добываемая Обществом многокомпонентная комплексная руда относится к товарной руде, следовательно, при расчете общего количества добытого полезного ископаемого налоговый орган правомерно учел разубоживающие породы. Учитывая, что в учетной политике Общества на 2007 - 2008 гг. установлено, что определение количества добытого полезного ископаемого осуществляется прямым методом путем непосредственного взвешивания количества добытого на весовой ЦОФ и по результатам анализов содержания металлов в руде службой ОТК предприятия, то перерасчет определенных прямым методом объемов добытого полезного ископаемого в виде исключения разубоживающих пород противоречит прямому методу определения объема добытого полезного ископаемого и законодательству РФ. Заявитель жалобы считает, что налоговый орган в соответствии с положением п. 3 ст. 339 НК РФ определил размер фактических потерь по документам налогоплательщика, по которым он рассчитан как разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Иного порядка определения потерь Глава 26 не предусматривает. При этом, заявитель жалобы указал, что поскольку ОАО "ГМК "Дальполиметалл" не представил данные о ежемесячных потерях многокомпонентной комплексной руды, налоговый орган правомерно, руководствуясь пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, применил расчетный метод при распределении фактических потерь полезных ископаемых, измеренных в последнем месяце квартала, между отдельными месяцами квартала.
Кроме того, налоговый орган считает, что поскольку Теребило В.И. является работником ОАО "ГМК "Дальполиметалл", в соответствии со статьями 90, 96 НК РФ в ходе проведения выездной налоговой проверки он мог быть опрошен только в качестве свидетеля. В данном случае налоговый орган рассматривал Теребило В.И. как свидетеля, а не специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, не заинтересованным в исходе дела.
Представители налогового органа в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
В судебном заседании представители ОАО "ГМК "Дальполиметалл" с доводами жалобы налогового органа не согласились, считают решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.
Проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене или изменению в обжалуемой части по следующим основаниям.
Согласно свидетельству серии 25 N 01014021 ОАО ГМК "Дальполиметалл" зарегистрировано в качестве юридического лица.
На основании решения от 11.05.2010 N 09-68 налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, о чем составлен акт проверки от 22.11.2010 N 09/110.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений общества налоговым органом 11.01.2011 было вынесено решение N 09/110-1 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу доначислены налоги, пени и штрафы, в том числе: налог на добычу полезных ископаемых в сумме 10.256.066 рублей, пени в сумме 1.264.658 рублей, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 150.000 рублей. При вынесении оспариваемого решения налоговый орган пришел к выводу, что в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 336, пп. 4 п. 2 ст. 337, п. 2 ст. 342 НК РФ Общество при исчислении НДПИ в проверенном периоде неправомерно определило видом полезного ископаемого полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды: свинец, цинк, висмут, кадмий и серебро, так как конечным продуктом производственного процесса общества являются концентраты свинца и цинка, а не вышеуказанные полезные компоненты в химически чистом виде. В то же время, налоговый орган в своем решении указал, что многокомпонентная комплексная руда, добываемая Обществом, содержит в своем составе и такие компоненты, как золото, железо, медь, мышьяк, серу, марганец, ртуть, индий, поэлементный состав которых в руде для исчисления налога Обществом не определяется и в целях исчисления НДПИ не учитывается. Кроме того, налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщиком использован неправильный метод определения количества добытого полезного ископаемого. Согласно учетной политике налогоплательщика определение количества добытого полезного ископаемого осуществляется прямым методом путем непосредственного взвешивания количества добытого на весовой ЦОФ. Инспекция считает, что исключение разубоживающих пород противоречит прямому методу определения объема добытого полезного ископаемого. Также, налоговый орган считает, что правомерно на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 337 НК РФ в целях исчисления НДПИ для Общества был определен вид полезного ископаемого - товарная многокомпонентная комплексная руда.
Данное решение было обжаловано заявителем в УФНС по ПК, которое своим решением от 01.03.2011 N 13-11/98 частично изменило решение инспекции, в том числе в части начисления пеней по НДПИ.
Посчитав, что решение налогового органа от 11.01.2011 N 09/110-1 с учетом изменений, внесенных решением вышестоящего налогового органа в части доначисления НДПИ в сумме 10.256.066 рублей, пеней в сумме 989.716,85 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 150.000 рублей за неполную уплату НДПИ, ОАО ГМК "Дальполиметалл" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО ГМК "Дальполиметалл" осуществляет добычу и обогащение свинцово-цинковых руд. В результате переработки многокомпонентной комплексной руды Общество получает свинцовый и цинковый концентрат, который впоследствии реализуется.
На основании лицензий ВЛВ N 01109, 01110, 01111, 01112, 01113 Общество осуществляет добычу полиметаллических руд на Николаевском, Южном, Верхнем, Партизанском месторождениях, месторождении Светлый отвод и зоне Порфиритовой, а также разведку и обработку на условиях предпринимательского риска Майминовского серебро-полиметаллического месторождения. В связи с чем, согласно статьям 334, 335 НК РФ ОАО ГМК "Дальполиметалл" является пользователем недр и налогоплательщиком НДПИ.
Поскольку государственный, отраслевой, региональный или международный стандарты на добываемую обществом многокомпонентную комплексную руду отсутствуют, обществом разработаны и утверждены стандарты предприятия на добываемую полиметаллическую руду. Данным стандартом определено, что руда предназначена для переработки с целью извлечения из нее свинцового, цинкового концентрата и серебросодержащего коллективного флотационного концентрата на обогатительной фабрике общества, представляющей самостоятельный комплекс относительно основного технологического процесса по добыче руды. Извлеченная из недр руда направлялась на обогащение внутри организации, в результате чего получались свинцовый и цинковый концентраты, которые впоследствии реализовывались потребителям. Этот факт налоговым органом не оспаривается.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве вида добытого полезного ископаемого определена многокомпонентная комплексная руда.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления внутри организации указанной руды на дальнейшую переработку объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых являются полезные компоненты этой руды.
Учитывая изложенное, положения подпункта 5 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат применению с учетом требований абзаца 2 пункта 1 статьи 337 названного Кодекса.
Из анализа положений пункта 1 статьи 337 и пункта 7 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что определение конкретного вида добытого полезного ископаемого - объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых необходимо производить с учетом соответствующих стандартов на данный вид полезного ископаемого, а также наличия у налогоплательщика технического проекта разработки месторождения, определяющего в качестве конечного продукта разработки месторождения данный вид полезного ископаемого.
Данный вывод согласуется с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 22.11.2008 N 4822/07 и Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.03.2010 N 430-О-О. Конституционный Суд РФ разъяснил толкование п. 5 п. 2 ст. 337 НК РФ, указанное Президиумом ВАС РФ в своем постановлении, согласно которому в тех случаях, когда стандартом предприятия определяется, что многокомпонентная руда предназначена для переработки с целью извлечения из нее компонентов и получения концентратов на обогатительной фабрике предприятия, представляющей самостоятельный комплекс относительно основного технологического процесса по добыче руды, следует считать, что видом добытого полезного ископаемого являются полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды в форме концентрата.
Исходя из вышеуказанных норм права, следует, что основным критерием признания компонентов многокомпонентной комплексной руды в форме концентрата видом добытого полезного ископаемого является стандарт предприятия, установивший, что многокомпонентная руда предназначена для переработки с целью извлечения из нее компонентов и получения концентратов на обогатительной фабрике предприятия, представляющей самостоятельный комплекс относительно основного технологического процесса по добыче руды.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ОАО ГМК "Дальполиметалл" разработаны и утверждены стандарты предприятия, согласно которым руда поступает на обогатительную фабрику Общества, представляющей самостоятельный комплекс относительно основного технологического процесса по добыче руды, для последующей переработки с целью извлечения из нее свинцового, цинкового концентрата и серебросодержащего коллективного флотационного концентрата.
В соответствии со справкой о выпуске готовой продукции ЦОФ за январь 2007 (приложение N 5 к заявлению общества) извлечение полезных компонентов из руды в концентраты составило: в свинцовый концентрат - свинец 93,48%, серебро 75,40%; в цинковый концентрат - цинк 91,46%, серебро 13,71%. Согласно представленным Обществом данных за 2008 на ЦОФ переработано 717,669 тысяч тонн свинцово-цинковой руды, из которой получено 17 164 тонн свинцового концентрата и 32 236 тонн цинкового концентрата. При этом извлечение полезных компонентов в свинцовый концентрат составило: по свинцу, висмуту, серебру - 90,91%, (11211 тонн в концентрате по отношению к 12 332 тоннам в руде), 73,22% (20,279 тонн в концентрате по отношению к 27,695 тонн в руде), 77,37% (25,382 тонны в концентрате по отношению к 32,808 тонн в руде) соответственно.
Таким образом, полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые Обществом для получения концентратов в результате переработки многокомпонентной комплексной руды, являются видом полезного ископаемого и в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых.
Соответственно, Общество правильно определяет в качестве вида добытого полезного ископаемого именно полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, полученные в результате переработки многокомпонентной комплексной руды на обогатительной фабрике Общества.
Коллегия соглашается с выводом суда о том, что налоговый орган необоснованно отнес добываемую Обществом многокомпонентную комплексную руду к товарной руде, поскольку она не отгружается сторонним потребителям, а подлежит обогащению на ЦОФ общества, что подтверждается стандартами предприятия (стандарт предприятия СТП 0208-3.13-02 на руду полиметаллическую рудника "2 Советский" приложение N 8 к заявлению общества). Данный вывод следует из присутствия слов "товарная руда" в тексте первого абзаца подпункта 4 пункта 2 статьи 337 НК РФ применительно ко всем перечисленным в этом подпункте рудам, в том числе и к многокомпонентной комплексной руде.
Поскольку добываемая Обществом многокомпонентная комплексная руда не является товарной рудой, следовательно, налоговый орган неправомерно учел при определении общего количества добытого полезного ископаемого (многокомпонентной комплексной руды) разубоживающие породы для исчисления НДПИ.
В силу п. 1 ст. 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Статьей 339 НК РФ определено, что в зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетом, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Согласно учетной политике ОАО ГМК "Дальполиметалл" количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом путем непосредственного взвешивания количества добытого полезного ископаемого на весовой ЦОФ и по результатам анализов содержания металлов в руде службой ОТК предприятия.
В пункте 9.1 учетных политик для целей налогообложения обществом установлено, что в соответствии со статьей 337 НК РФ добытыми полезными ископаемыми, первыми по своему качеству соответствующие разработанным в соответствии с требованиями действующего законодательства Стандартам предприятия и определенными Проектами разработки месторождений предприятия, являются полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, подлежащие дальнейшей переработке внутри предприятия, а именно свинец в руде, цинк в руде, висмут в руде, кадмий в руде, серебро в руде.
В соответствии с п. 3 ст. 339 НК РФ в случае применения налогоплательщиком прямого метода при определении количества добытого полезного ископаемого учитываются фактические потери полезного ископаемого, определяемые как разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
При добыче твердых полезных ископаемых, в качестве величины, определенной гл. 26 НК РФ как "расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого" будет выступать количество погашенных в недрах запасов полезных ископаемых без учета пустых пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в балансовые запасы.
Исходя из вышеизложенного, следует, что в отношении добываемых Обществом полезных ископаемых разубоживающие (засоряющие) породы не должны увеличивать количество добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ.
При этом следует учитывать положения подпункта "а" п. 8 Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.12.98 г. N 76, N РД-07-261-98, в соответствии с которыми под добытым полезным ископаемым, а также фактически добытыми полезными ископаемыми понимаются твердые полезные ископаемые, выданные из недр на поверхность при подземной разработке месторождения, вывезенные из карьера (разреза) на открытых горных работах и прошедшие первичную обработку, но без учета пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не включены в подсчет запасов.
Судом установлено, что исчисленное инспекцией общее количество добытой многокомпонентной комплексной руды превышает расчетное количество полезного ископаемого, на количество примешанных к добытой руде разубоживающих пород.
Так, за 2008 год инспекцией завышено количество добытой руды на 223,472 тысячи тонн разубоживающих пород (графа 15 формы N 70-тп), что с учетом количества добытой руды 495,573 тысячи тонн составляет 719,045 тысяч тонн.
В результате указанных действий инспекцией занижена стоимость единицы добытого полезного ископаемого, занижена налоговая база для налогообложения нормативных потерь по ставке 0% и, как следствие, завышена налоговая база для налогообложения по ставке 8%.
В связи с чем, коллегия считает правильным вывод суда о нарушении налоговым органом пункта 3 статьи 339 НК РФ при расчете общего количества добытой многокомпонентной комплексной руды, а довод заявителя жалобы в указанной части - необоснованным.
Коллегия соглашается с выводом суда о том, что инспекцией неправомерно произведено распределение фактических потерь полезных ископаемых, измеренных в последнем месяце квартала, между отдельными месяцами соответствующего квартала по следующим основаниям.
Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого в соответствии с п. 3 ст. 339 НК РФ. Из совместного применения п. 3 ст. 339, ст. 341, абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ следует, что точное значение фактических и нормативных потерь может быть определено только при наступлении следующих событий: на конец календарного года (на 31 декабря года по результатам измерений потерь геолого-маркшейдерской службой предприятия); после полной отработки выемочной единицы (по завершению всего комплекса технологических операций: (процессов) по добыче, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого, по состоянию на конец месяца, в котором завершен полный технологический цикл добычи полезного ископаемого (полный цикл отработки выемочной единицы).
В соответствии с п. 19 "Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами", утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.1998 N 76 (РД-07-261-98) и согласованных с МПР и МНС России учет добычи и потерь твердых полезных ископаемых ведется, как правило, по данным маркшейдерских замеров объемов (массы) и геологического опробования полезных ископаемых по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку, уступу, залежи и др.), осуществляемых не реже одного раза в год геолого - маркшейдерской службой пользователя недр.
В случаях, когда при добыче полезных ископаемых прямое определение потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных полезных ископаемых определяется условно по установленному для данной выемочной единицы нормативу потерь и количеству добытых из нее полезных ископаемых. Окончательное количество потерянных полезных ископаемых по выемочной единице определяется после ее полной отработки.
Из материалов дела следует, что Общество составляло ежеквартальные расчеты фактических показателей потерь и разубоживания руды по рудникам в соответствии с объективно действующей системой геолого-маркшейдерского учета и отчетности, установленной методическими указаниями по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утвержденными постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.12.1998 N 79 (N РД-07-261-98) по согласованию с Минфином России, Минэкономики России, МПР России, МНС России.
Поскольку налоговый орган располагал данными о фактических потерях руды по итогам каждого квартала согласно п. 7 требования N 68-15 от 22.07.2010 при объективном отсутствии у Общества помесячного геолого-маркшейдерского учета движения балансовых запасов, в том числе погашенных в недрах запасов руды, добычи руды и потерь руды, в соответствии с п. 3 ст. 339 НК РФ налоговый орган должен был учесть данные потери в расчетах за последний налоговый период квартала, то есть за март, июнь, сентябрь и декабрь.
Разногласия по вопросам определения геолого-маркшейдерских горнотехнических исходных данных для расчетов платежей рассматриваются совместно органами государственного горного надзора и государственными налоговыми инспекциями (п. 20 N РД-07-261-98).
Однако, Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю, приняла решение о привлечении ОАО "ГМК "Дальполиметалл" к ответственности за совершение налогового правонарушения без получения разъяснений специалистов из органов государственного горного надзора в части рационального использования и охраны недр, самостоятельно распределив квартальные потери по месяцам с применением расчетного метода, что привело к искажению стоимости единицы добытого полезного ископаемого и неправомерному доначислению налога.
Коллегия соглашается с позицией суда о том, что ведение Обществом ежеквартального (а не ежемесячного) учета потерь руды не может быть квалифицированно ни как отсутствие учета объектов налогообложения, ни как ведение учета с нарушением установленного порядка, позволяющее налоговому органу на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ применить расчетный метод определения помесячных потерь руды.
В связи с чем, коллегия считает необоснованным довод заявителя жалобы о том, что налоговый орган, руководствуясь пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, правомерно произвел распределение фактических потерь полезных ископаемых, измеренных в последнем месяце квартала, между отдельными месяцами квартала.
Довод заявителя жалобы о том, что главный геолог Теребило В.И. мог быть опрошен только в качестве специалиста, коллегия отклоняет, так как Теребило В.И. является работником проверяемого предприятия, т.е. лицом, заинтересованным в исходе дела, следовательно, по правилам статьи 90 НК РФ он мог быть опрошен только в качестве свидетеля.
Использование инспекцией при доначислении оспариваемого налога показаний специалиста, каковым является главный геолог Общества, является неправомерным.
На основании изложенного, коллегия считает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления ГМК "Дальполиметалл" налога на добычу полезных ископаемых, соответствующих пеней и штрафов.
Следовательно, решение налогового органа от 01.03.2011 N 13-11/98) в части доначисления НДПИ в сумме 10.256.066 рублей, пеней в сумме 989.716,85 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 150.000 рублей является незаконным, а требование Общества - подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.07.2011 по делу N А51-4155/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
З.Д.БАЦ
З.Д.БАЦ
Судьи
Т.А.СОЛОХИНА
А.В.ПЯТКОВА
Т.А.СОЛОХИНА
А.В.ПЯТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)