Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "26" января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" февраля 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Радзиховской В.В.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,
без лиц участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России
на определение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "16" ноября 2009 года по делу N А74-341220/4, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,
общество с ограниченной ответственностью "Прокопьевский хлебо-кормовой комбинат" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании открытого акционерного общества "Фыркал" несостоятельным (банкротом), поскольку должник имеет кредиторскую задолженность по денежным обязательствам в размере 7 642 640 руб., срок исполнения которых наступил более трех месяцев назад и которые общество не в состоянии погасить.
Решением арбитражного суда от 12 апреля 2005 года должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство сроком на 12 месяцев.
Впоследствии конкурсное производство продлялось в общей сложности до 9 декабря 2009 года.
Федеральная налоговая служба 14 октября 2009 года обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов ОАО "Фыркал" денежного требования, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
на сумму 579 874 руб. 28 коп., в том числе:
- налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в сумме 543 222 руб.,
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1 074 руб. 28 коп.,
- налог на имущество организаций, за исключением имущества организаций входящих в ед. сис. газоснаб., в сумме 35 578 руб.
Определением арбитражного суда Республики Хакасия от 16.11.2009 производство по заявлению ФНС о включении в реестр требований кредиторов ОАО "Фыркал" денежного требования в сумму 579 874 руб. 28 коп. прекращено.
Не согласившись с данным определением, Федеральная налоговая служба России обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о включении в реестр требований должника требования уполномоченного органа. Заявитель полагает, что суд первой инстанции необоснованно применил Федеральный закон N 30.12.2008 N 296-ФЗ "О несостоятельности банкротстве)", указав, что обязательные платежи, возникшие в конкурсном производстве, являются текущими.
В настоящее судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, хотя, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Уполномоченный орган просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие не явившихся лиц, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Определением от 22.09.2004 в отношении ОАО "Фыркал" введена процедура наблюдения.
Решением от 12.04.2005 ОАО "Фыркал" признано банкротом, введено конкурсное производство.
В связи с задолженностью по налогам и пени, возникшим в ходе конкурсного производства уполномоченный орган обратился в арбитражный суд о с требованием о включении в реестр требований должника сумм налога и пени.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований и возражений.
В силу статьи 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно рекомендациям, изложенным в пунктах 1, 2, 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 N 130 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", на основании статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 296-ФЗ) данный Закон вступил в силу с 31.12.2008. Закон о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона N 296-ФЗ (пункт 1 статьи 4 Закона N 296-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 296-ФЗ к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона N 296-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу Закона N 296-ФЗ, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Законом N 296-ФЗ.
Поскольку в отношении ОАО "Фыркал" конкурсное производство введено до вступления в силу Закона N 296-ФЗ (решение от 12.04.2005), то вопрос о правовой квалификации требования уполномоченного органа и порядке его рассмотрения должен разрешаться в соответствии с прежней редакцией Закона о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам; все требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
Требования в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном названной статьей.
Таким образом, вопрос о взыскании с должника недоимки по налогам, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, должен решаться конкурсным управляющим в соответствии с Законом о банкротстве.
Из материалов дела следует, что уполномоченным органом заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества "Фыркал" недоимки и пени, возникших в ходе конкурсного производства.
С учетом изложенного, требование уполномоченного органа подлежит рассмотрению в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ОАО "Фыркал" в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для прекращения производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункту 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции может отменить определение и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В пункте 36 Постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении жалоб на определения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 Кодекса). Применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине, в том числе, необоснованного прекращения производства по делу, тогда как в полномочия суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 Кодекса). В этих случаях, поскольку суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Кодекса.
Таким образом, поскольку суд первой инстанции не рассматривал вопрос о включении в реестр требований кредиторов должника требование уполномоченного органа по существу, материалы дела подлежат направлению в суд первой инстанции для рассмотрения заявленных уполномоченным органом требований по существу.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение арбитражного суда о рассмотрении требований кредиторов.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года по делу N А74-3412/2004 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший определение в первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2010 ПО ДЕЛУ N А74-3412/2004
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2010 г. по делу N А74-3412/2004
Резолютивная часть постановления объявлена "26" января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" февраля 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Радзиховской В.В.,
судей: Магда О.В., Споткай Л.Е.,
без лиц участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России
на определение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "16" ноября 2009 года по делу N А74-341220/4, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Прокопьевский хлебо-кормовой комбинат" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании открытого акционерного общества "Фыркал" несостоятельным (банкротом), поскольку должник имеет кредиторскую задолженность по денежным обязательствам в размере 7 642 640 руб., срок исполнения которых наступил более трех месяцев назад и которые общество не в состоянии погасить.
Решением арбитражного суда от 12 апреля 2005 года должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство сроком на 12 месяцев.
Впоследствии конкурсное производство продлялось в общей сложности до 9 декабря 2009 года.
Федеральная налоговая служба 14 октября 2009 года обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов ОАО "Фыркал" денежного требования, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
на сумму 579 874 руб. 28 коп., в том числе:
- налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в сумме 543 222 руб.,
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1 074 руб. 28 коп.,
- налог на имущество организаций, за исключением имущества организаций входящих в ед. сис. газоснаб., в сумме 35 578 руб.
Определением арбитражного суда Республики Хакасия от 16.11.2009 производство по заявлению ФНС о включении в реестр требований кредиторов ОАО "Фыркал" денежного требования в сумму 579 874 руб. 28 коп. прекращено.
Не согласившись с данным определением, Федеральная налоговая служба России обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о включении в реестр требований должника требования уполномоченного органа. Заявитель полагает, что суд первой инстанции необоснованно применил Федеральный закон N 30.12.2008 N 296-ФЗ "О несостоятельности банкротстве)", указав, что обязательные платежи, возникшие в конкурсном производстве, являются текущими.
В настоящее судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, хотя, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Уполномоченный орган просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие не явившихся лиц, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Определением от 22.09.2004 в отношении ОАО "Фыркал" введена процедура наблюдения.
Решением от 12.04.2005 ОАО "Фыркал" признано банкротом, введено конкурсное производство.
В связи с задолженностью по налогам и пени, возникшим в ходе конкурсного производства уполномоченный орган обратился в арбитражный суд о с требованием о включении в реестр требований должника сумм налога и пени.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований и возражений.
В силу статьи 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно рекомендациям, изложенным в пунктах 1, 2, 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 N 130 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", на основании статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 296-ФЗ) данный Закон вступил в силу с 31.12.2008. Закон о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона N 296-ФЗ (пункт 1 статьи 4 Закона N 296-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 296-ФЗ к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона N 296-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу Закона N 296-ФЗ, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Законом N 296-ФЗ.
Поскольку в отношении ОАО "Фыркал" конкурсное производство введено до вступления в силу Закона N 296-ФЗ (решение от 12.04.2005), то вопрос о правовой квалификации требования уполномоченного органа и порядке его рассмотрения должен разрешаться в соответствии с прежней редакцией Закона о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам; все требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
Требования в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном названной статьей.
Таким образом, вопрос о взыскании с должника недоимки по налогам, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, должен решаться конкурсным управляющим в соответствии с Законом о банкротстве.
Из материалов дела следует, что уполномоченным органом заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества "Фыркал" недоимки и пени, возникших в ходе конкурсного производства.
С учетом изложенного, требование уполномоченного органа подлежит рассмотрению в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ОАО "Фыркал" в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для прекращения производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункту 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции может отменить определение и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В пункте 36 Постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении жалоб на определения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 Кодекса). Применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине, в том числе, необоснованного прекращения производства по делу, тогда как в полномочия суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 Кодекса). В этих случаях, поскольку суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Кодекса.
Таким образом, поскольку суд первой инстанции не рассматривал вопрос о включении в реестр требований кредиторов должника требование уполномоченного органа по существу, материалы дела подлежат направлению в суд первой инстанции для рассмотрения заявленных уполномоченным органом требований по существу.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение арбитражного суда о рассмотрении требований кредиторов.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 ноября 2009 года по делу N А74-3412/2004 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший определение в первой инстанции.
Председательствующий
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
Судьи:
О.В.МАГДА
Л.Е.СПОТКАЙ
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
Судьи:
О.В.МАГДА
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)