Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2004 N А33-16239/03-С3-Ф02-4242/04-С1

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 20 октября 2004 г. Дело N А33-16239/03-С3-Ф02-4242/04-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Борисова Г.Н., Брюхановой Т.А.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" на решение от 4 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16239/03-С3 (суд первой инстанции: Трукшан Ж.П.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (ОАО) "Красноярскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Красноярскому краю (налоговая инспекция) о признании незаконными действий налогового органа по несвоевременному возврату из бюджета излишне уплаченного налога и обязании налоговой инспекции перечислить 17249 рублей 74 копейки процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Решением суда от 4 июня 2004 года заявленные требования удовлетворены частично, признаны незаконными действия налогового органа по несвоевременному возврату из бюджета 65311 рублей налога на прибыль, на налоговую инспекцию возложена обязанность по уплате ОАО "Красноярскэнерго" 1683 рублей 57 копеек процентов за нарушение сроков возврата налога на прибыль. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
ОАО "Красноярскэнерго" в кассационной жалобе просит изменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о том, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат.
ОАО "Красноярскэнерго" считает, что правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации для возврата излишне уплаченного налога, в полной мере распространяются и на возврат авансовых платежей, являющихся способом уплаты авансом налоговых платежей.
Также заявитель считает ошибочным вывод арбитражного суда о том, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога.
По мнению общества, суммы реструктуризированной задолженности и суммы налога на прибыль, исчисленного с налоговой базы переходного периода, не являются недоимкой, в счет погашения которой налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога, так как сроки уплаты по ним к моменту излишней уплаты налога на прибыль не наступили.
Также в кассационной жалобе заявитель указывает на излишнюю уплату государственной пошлины, считает, что она подлежит возврату из бюджета в размере 18657 рублей 77 копеек.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 27.09.2004 N 2168, от 04.10.2004 N 6859), своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10-00 часов 20 октября 2004 года.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 04.08.2003 N 318н-20/1581 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль по состоянию на 29.07.2003 по структурным подразделениям - СЭС РЭС, СЭС ПС N 44 в сумме 540853 рублей в краевой бюджет и 128318 рублей в местный бюджет, всего 669171 рубль.
Указанное заявление было получено налоговой инспекцией 12.08.2003.
В связи с тем, что в месячный срок налог на прибыль не был возвращен, ОАО "Красноярскэнерго" на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направило налоговой инспекции требования от 06.10.2003 N 318н-20/2029, 318н-20/2030 об уплате процентов за нарушение срока возврата налога за период с 13.09.2003 по 30.09.2003.
Платежными поручениями от 12.11.2003 N 2456, 2457, 2458, 2459, 4301 обществу возвращен налог на прибыль в сумме 669171 рубля.
ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по несвоевременному возврату из бюджета излишне уплаченного налога и обязании налоговой инспекции перечислить 17249 рублей 74 копейки процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Арбитражный суд, частично отказывая в удовлетворении требований ОАО "Красноярскэнерго", исходил из того, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль, а также по базе переходного периода возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат. Также суд указал, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога. При этом суд признал в качестве недоимки реструктуризированную задолженность по налогу и исчисленный налог по базе переходного периода.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции стороны в соответствии со статьей 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достигли соглашения о том, что сумма излишне уплаченного налога на прибыль в размере 669171 рубля сложилась: из переплаты по подразделению "Северные электрические сети", находящемуся в п. Северо-Енисейский по состоянию на 01.01.2003 в сумме 103110 рублей (65311 рублей - местный бюджет, 37799 рублей - краевой бюджет); переплаты, образовавшейся в 2003 году, в том числе по базе переходного периода в связи с подачей в 2003 году уточненной декларации к уменьшению и авансовых платежей, всего в сумме 566061 рубль (63007 рублей - местный бюджет, 503054 рубля - краевой бюджет).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Из статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода.
В силу статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль. Сумма налога на прибыль подлежит уплате по итогам налогового периода, авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Таким образом, переплата по налогу на прибыль может возникнуть только по итогам налогового периода - календарного года. Поэтому авансовые платежи по налогу на прибыль засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода и не подлежат возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе с начислением процентов, предусмотренных пунктом 9 указанной статьи.
Арбитражным судом при рассмотрении дела было установлено наличие у общества по региональному бюджету реструктуризированной задолженности по состоянию на 05.08.2003, размер которой превышает размер заявленного налогоплательщиком к возврату налога по данному бюджету.
Суд признал, что наличие реструктуризированной задолженности исключает возможность возврата налоговым органом излишне уплаченного налога на прибыль в части регионального бюджета в размере 37779 рублей.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Условия, порядок проведения и сроки реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом регулируются не нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а нормами бюджетного законодательства, Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999, и принятыми в соответствии с ними приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, что влечет за собой возможность списания части ее долга по пеням и штрафам по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.09.1999 N АП-3-10/307/102 утверждены Правила по применению вышеназванного Порядка.
Подпунктом "б" пункта 18 указанных Правил предусмотрено, что в случае внесения организацией денежных средств в счет досрочного погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также в случае, если сумма денежных средств возвращается организации как излишне уплаченная или излишне взысканная по решению суда или налогового органа, график погашения задолженности корректировке не подлежит. Денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения реструктуризированной задолженности, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца.
Таким образом, специальные нормы, регулирующие порядок применения реструктуризации кредиторской задолженности организации по налогам и сборам, предусматривают, что досрочное погашение реструктуризированной задолженности по налогам и сборам возможно только по волеизъявлению налогоплательщика.
При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Из материалов дела не следует, что общество обращалось в налоговый орган с заявлением о направлении переплаты по налогу на прибыль на досрочное погашение реструктуризированной задолженности по данному налогу.
Следовательно, налоговый орган не может на основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктуризированной задолженности.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Несмотря на то, что обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль в краевой бюджет уже наступила, срок погашения задолженности по данному налогу перенесен в соответствии с графиком ее реструктуризации.
При соблюдении налогоплательщиком условий реструктуризации, в том числе уплаты задолженности в соответствии с утвержденным графиком, сумма реструктуризированной задолженности налоговым органом принудительно взыскана быть не может.
В соответствии с положениями Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" ОАО "Красноярскэнерго" была сформирована налоговая база переходного периода, с которой отдельно исчислен и подлежал уплате налог на прибыль.
На основании статьи 10 указанного Закона, устанавливающей правила определения налоговой базы переходного периода и порядок уплаты налога по налоговой базе переходного периода, налог на прибыль подлежал уплате налогоплательщиком частями в период с 2002 года по 2006 год в установленные сроки.
Поэтому до наступления сроков уплаты соответствующей части налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, у налогоплательщика не возникает недоимки в понимании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, на погашение которой налоговый орган в силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога.
Следовательно, вывод суда о том, что наличие реструктуризированной задолженности и обязанности по уплате налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, препятствует возврату излишне уплаченного налога, основан на неправильном применении норм материального права.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает, что в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд для проверки фактов излишней уплаты ОАО "Красноярскэнерго" налога на прибыль, исчисленного по базе переходного периода в связи с подачей в 2003 году уточненной декларации к уменьшению, правильности расчета процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль по итогам 2002 года в региональный бюджет, а также по налоговой базе переходного периода.
Кроме того, суду необходимо рассмотреть вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы, с учетом произведенной ОАО "Красноярскэнерго" ее уплаты при рассмотрении дела в судах первой и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 4 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16239/03-С3 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председательствующий
Н.М.ЮДИНА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Т.А.БРЮХАНОВА







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 октября 2004 г. Дело N А33-16239/03-С3-Ф02-4242/04-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Борисова Г.Н., Брюхановой Т.А.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" на решение от 4 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16239/03-С3 (суд первой инстанции: Трукшан Ж.П.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (ОАО) "Красноярскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Красноярскому краю (налоговая инспекция) о признании незаконными действий налогового органа по несвоевременному возврату из бюджета излишне уплаченного налога и обязании налоговой инспекции перечислить 17249 рублей 74 копейки процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Решением суда от 4 июня 2004 года заявленные требования удовлетворены частично, признаны незаконными действия налогового органа по несвоевременному возврату из бюджета 65311 рублей налога на прибыль, на налоговую инспекцию возложена обязанность по уплате ОАО "Красноярскэнерго" 1683 рублей 57 копеек процентов за нарушение сроков возврата налога на прибыль. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
ОАО "Красноярскэнерго" в кассационной жалобе просит изменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о том, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат.
ОАО "Красноярскэнерго" считает, что правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации для возврата излишне уплаченного налога, в полной мере распространяются и на возврат авансовых платежей, являющихся способом уплаты авансом налоговых платежей.
Также заявитель считает ошибочным вывод арбитражного суда о том, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога.
По мнению общества, суммы реструктуризированной задолженности и суммы налога на прибыль, исчисленного с налоговой базы переходного периода, не являются недоимкой, в счет погашения которой налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога, так как сроки уплаты по ним к моменту излишней уплаты налога на прибыль не наступили.
Также в кассационной жалобе заявитель указывает на излишнюю уплату государственной пошлины, считает, что она подлежит возврату из бюджета в размере 18657 рублей 77 копеек.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 27.09.2004 N 2168, от 04.10.2004 N 6859), своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10-00 часов 20 октября 2004 года.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 04.08.2003 N 318н-20/1581 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль по состоянию на 29.07.2003 по структурным подразделениям - СЭС РЭС, СЭС ПС N 44 в сумме 540853 рублей в краевой бюджет и 128318 рублей в местный бюджет, всего 669171 рубль.
Указанное заявление было получено налоговой инспекцией 12.08.2003.
В связи с тем, что в месячный срок налог на прибыль не был возвращен, ОАО "Красноярскэнерго" на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направило налоговой инспекции требования от 06.10.2003 N 318н-20/2029, 318н-20/2030 об уплате процентов за нарушение срока возврата налога за период с 13.09.2003 по 30.09.2003.
Платежными поручениями от 12.11.2003 N 2456, 2457, 2458, 2459, 4301 обществу возвращен налог на прибыль в сумме 669171 рубля.
ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по несвоевременному возврату из бюджета излишне уплаченного налога и обязании налоговой инспекции перечислить 17249 рублей 74 копейки процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Арбитражный суд, частично отказывая в удовлетворении требований ОАО "Красноярскэнерго", исходил из того, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль, а также по базе переходного периода возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат. Также суд указал, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога. При этом суд признал в качестве недоимки реструктуризированную задолженность по налогу и исчисленный налог по базе переходного периода.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции стороны в соответствии со статьей 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достигли соглашения о том, что сумма излишне уплаченного налога на прибыль в размере 669171 рубля сложилась: из переплаты по подразделению "Северные электрические сети", находящемуся в п. Северо-Енисейский по состоянию на 01.01.2003 в сумме 103110 рублей (65311 рублей - местный бюджет, 37799 рублей - краевой бюджет); переплаты, образовавшейся в 2003 году, в том числе по базе переходного периода в связи с подачей в 2003 году уточненной декларации к уменьшению и авансовых платежей, всего в сумме 566061 рубль (63007 рублей - местный бюджет, 503054 рубля - краевой бюджет).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Из статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода.
В силу статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль. Сумма налога на прибыль подлежит уплате по итогам налогового периода, авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Таким образом, переплата по налогу на прибыль может возникнуть только по итогам налогового периода - календарного года. Поэтому авансовые платежи по налогу на прибыль засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода и не подлежат возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе с начислением процентов, предусмотренных пунктом 9 указанной статьи.
Арбитражным судом при рассмотрении дела было установлено наличие у общества по региональному бюджету реструктуризированной задолженности по состоянию на 05.08.2003, размер которой превышает размер заявленного налогоплательщиком к возврату налога по данному бюджету.
Суд признал, что наличие реструктуризированной задолженности исключает возможность возврата налоговым органом излишне уплаченного налога на прибыль в части регионального бюджета в размере 37779 рублей.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Условия, порядок проведения и сроки реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом регулируются не нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а нормами бюджетного законодательства, Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999, и принятыми в соответствии с ними приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 5 названного Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, что влечет за собой возможность списания части ее долга по пеням и штрафам по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.09.1999 N АП-3-10/307/102 утверждены Правила по применению вышеназванного Порядка.
Подпунктом "б" пункта 18 указанных Правил предусмотрено, что в случае внесения организацией денежных средств в счет досрочного погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также в случае, если сумма денежных средств возвращается организации как излишне уплаченная или излишне взысканная по решению суда или налогового органа, график погашения задолженности корректировке не подлежит. Денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения реструктуризированной задолженности, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца.
Таким образом, специальные нормы, регулирующие порядок применения реструктуризации кредиторской задолженности организации по налогам и сборам, предусматривают, что досрочное погашение реструктуризированной задолженности по налогам и сборам возможно только по волеизъявлению налогоплательщика.
При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Из материалов дела не следует, что общество обращалось в налоговый орган с заявлением о направлении переплаты по налогу на прибыль на досрочное погашение реструктуризированной задолженности по данному налогу.
Следовательно, налоговый орган не может на основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктуризированной задолженности.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Несмотря на то, что обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль в краевой бюджет уже наступила, срок погашения задолженности по данному налогу перенесен в соответствии с графиком ее реструктуризации.
При соблюдении налогоплательщиком условий реструктуризации, в том числе уплаты задолженности в соответствии с утвержденным графиком, сумма реструктуризированной задолженности налоговым органом принудительно взыскана быть не может.
В соответствии с положениями Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" ОАО "Красноярскэнерго" была сформирована налоговая база переходного периода, с которой отдельно исчислен и подлежал уплате налог на прибыль.
На основании статьи 10 указанного Закона, устанавливающей правила определения налоговой базы переходного периода и порядок уплаты налога по налоговой базе переходного периода, налог на прибыль подлежал уплате налогоплательщиком частями в период с 2002 года по 2006 год в установленные сроки.
Поэтому до наступления сроков уплаты соответствующей части налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, у налогоплательщика не возникает недоимки в понимании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, на погашение которой налоговый орган в силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога.
Следовательно, вывод суда о том, что наличие реструктуризированной задолженности и обязанности по уплате налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, препятствует возврату излишне уплаченного налога, основан на неправильном применении норм материального права.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает, что в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд для проверки фактов излишней уплаты ОАО "Красноярскэнерго" налога на прибыль, исчисленного по базе переходного периода в связи с подачей в 2003 году уточненной декларации к уменьшению, правильности расчета процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль по итогам 2002 года в региональный бюджет, а также по налоговой базе переходного периода.
Кроме того, суду необходимо рассмотреть вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы, с учетом произведенной ОАО "Красноярскэнерго" ее уплаты при рассмотрении дела в судах первой и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 4 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16239/03-С3 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председательствующий
Н.М.ЮДИНА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Т.А.БРЮХАНОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)