Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 апреля 2007 г. Дело N 17АП-2200/07-АК
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике (далее - налоговый орган, инспекция) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.02.2007 по делу N А71-9229/2006-А17 по заявлению индивидуального предпринимателя Р. (далее - предприниматель) к налоговому органу о признании в части недействительным решения и
УСТАНОВИЛ:
предприниматель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом заявления об уточнении требований) о признании недействительным п. 2 решения налогового органа от 26.10.2005 N 53 об отказе в привлечении к налоговой ответственности в части уменьшения исчисленной в завышенном размере суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащей возмещению из бюджета, в сумме 712599 руб.
Предпринимателем заявлено ходатайство о восстановлении срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.02.2007 срок для подачи заявления о признании недействительным решения налогового органа восстановлен. Заявленные предпринимателем требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение по делу отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению налогового органа, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия, то есть на 2002 г.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из обстоятельств дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя, по результатам которой составлен акт от 07.09.2005 N 13-15, и с учетом представленных предпринимателем возражений вынесено решение от 26.10.2005 N 53, которым уменьшен исчисленный в завышенном размере НДС, подлежащий возмещению из бюджета, в сумме 712599 руб.
В частности, проверяющими установлено, что, применяя упрощенную систему налогообложения по виду деятельности - оптовая торговля (патент АС 18 102572), предусмотренную Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон), предприниматель неправомерно в 2002 г. применил вычет, предусмотренный ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации и отнес к возмещению из бюджета спорную сумму НДС.
По мнению налогового органа, в связи с тем, что п. 3 ст. 1 Закона признан Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П не соответствующим Конституции Российской Федерации, и с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в данном Постановлении, предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты НДС, и, следовательно, не имеют права на вычет и на возмещение налога.
Оспаривая решение инспекции, предприниматель указал, что предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, утратили статус плательщиков НДС после вынесения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 19.06.2003 N 11-П, а до 19.06.2003 они признавались плательщиками НДС.
Признавая недействительным п. 2 оспариваемого решения инспекции, суд согласился с доводами предпринимателя.
Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ введена в действие гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость".
Согласно ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью (далее - патент).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П норма п. 3 ст. 1 Закона признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся на его основе правоприменительной практикой, она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации официально подтвердил факт возложения на предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, обязанности по уплате НДС до вступления в силу вынесенного им постановления, т.е. до 19.06.2003.
Таким образом, возложение на предпринимателей налогового бремени, связанного с уплатой НДС, свидетельствует о законодательном признании за ними статуса плательщика НДС до 19.06.2003, а как следствие, о предоставлении им прав, вытекающих из обязанностей по уплате НДС, в том числе прав на налоговые вычеты.
Наличие у предпринимателя в 2002 г. статуса плательщика НДС косвенно подтверждается и самим Управлением Министерства по налогам и сборам.
Довод инспекции о том, что Постановление Конституционного Суда N 11-П распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия, то есть на 2002 г., правомерно отклонен судом.
Согласно ч. 1, 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения; акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу.
Ни одно из положений действующего законодательства не позволяет сделать вывод о том, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации автоматически приобретает обратную силу в отношении всех лиц, интересы которых оно затрагивает, и требует пересмотра вынесенных в отношении данных лиц решений.
В соответствии с ч. 3 ст. 79 указанного выше Закона решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Перечень случаев, являющихся основанием для придания решениям Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным обратной силы, указан, в частности, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.1999 N 4-О.
Согласно данному определению Постановление Конституционного Суда Российской Федерации приобретает обратную силу в отношении граждан, по жалобам которых Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционным закон, примененный в конкретном деле, т.е. в отношении участников конституционного судопроизводства.
Распространение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации на отношения, возникшие до его вынесения (в частности, на правоотношения, существовавшие между предпринимателем и налоговым органом за проверяемый период в 2002 г.), ухудшит положение предпринимателя по сравнению с периодом, предшествовавшим признанию неконституционным п. 3 ст. 1 Закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности".
Таким образом, до 19.06.2003 предприниматель являлся плательщиком НДС и, соответственно, при соблюдении всех предусмотренных законом условий предприниматель мог воспользоваться предоставленным ему законодательством правом на вычет по НДС, уплаченному в 2002 г.
Лишение его статуса плательщика НДС после 19.06.2003 лишает предпринимателя права на вычет по налогу, обязанность уплаты которого в целом была возложена на индивидуальных предпринимателей ст. 143 Кодекса.
А придание Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П обратной силы применительно к предпринимателю повлечет за собой нарушение ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющей принцип равенства налогообложения.
При таких обстоятельствах суд правомерно указал, что при вынесении оспариваемого решения налоговый орган должен был руководствоваться нормативно-правовыми актами, действовавшими в проверяемый им период, то есть в 2002 г.
В связи с этим, оснований для выводов о том, что предприниматель не является плательщиком НДС и, как следствие, не должен уплачивать налог и предъявлять к оплате покупателям суммы НДС при реализации товаров, у инспекции не имелось.
В связи с изложенным оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.02.2007 по делу N А71-9229/2006-А17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Исполнительный лист выдать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.04.2007 N 17АП-2200/07-АК ПО ДЕЛУ N А71-9229/2006-А17
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 19 апреля 2007 г. Дело N 17АП-2200/07-АК
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике (далее - налоговый орган, инспекция) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.02.2007 по делу N А71-9229/2006-А17 по заявлению индивидуального предпринимателя Р. (далее - предприниматель) к налоговому органу о признании в части недействительным решения и
УСТАНОВИЛ:
предприниматель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом заявления об уточнении требований) о признании недействительным п. 2 решения налогового органа от 26.10.2005 N 53 об отказе в привлечении к налоговой ответственности в части уменьшения исчисленной в завышенном размере суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащей возмещению из бюджета, в сумме 712599 руб.
Предпринимателем заявлено ходатайство о восстановлении срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.02.2007 срок для подачи заявления о признании недействительным решения налогового органа восстановлен. Заявленные предпринимателем требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение по делу отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению налогового органа, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия, то есть на 2002 г.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из обстоятельств дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя, по результатам которой составлен акт от 07.09.2005 N 13-15, и с учетом представленных предпринимателем возражений вынесено решение от 26.10.2005 N 53, которым уменьшен исчисленный в завышенном размере НДС, подлежащий возмещению из бюджета, в сумме 712599 руб.
В частности, проверяющими установлено, что, применяя упрощенную систему налогообложения по виду деятельности - оптовая торговля (патент АС 18 102572), предусмотренную Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон), предприниматель неправомерно в 2002 г. применил вычет, предусмотренный ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации и отнес к возмещению из бюджета спорную сумму НДС.
По мнению налогового органа, в связи с тем, что п. 3 ст. 1 Закона признан Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П не соответствующим Конституции Российской Федерации, и с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в данном Постановлении, предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты НДС, и, следовательно, не имеют права на вычет и на возмещение налога.
Оспаривая решение инспекции, предприниматель указал, что предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, утратили статус плательщиков НДС после вынесения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 19.06.2003 N 11-П, а до 19.06.2003 они признавались плательщиками НДС.
Признавая недействительным п. 2 оспариваемого решения инспекции, суд согласился с доводами предпринимателя.
Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ введена в действие гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость".
Согласно ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью (далее - патент).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П норма п. 3 ст. 1 Закона признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся на его основе правоприменительной практикой, она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации официально подтвердил факт возложения на предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, обязанности по уплате НДС до вступления в силу вынесенного им постановления, т.е. до 19.06.2003.
Таким образом, возложение на предпринимателей налогового бремени, связанного с уплатой НДС, свидетельствует о законодательном признании за ними статуса плательщика НДС до 19.06.2003, а как следствие, о предоставлении им прав, вытекающих из обязанностей по уплате НДС, в том числе прав на налоговые вычеты.
Наличие у предпринимателя в 2002 г. статуса плательщика НДС косвенно подтверждается и самим Управлением Министерства по налогам и сборам.
Довод инспекции о том, что Постановление Конституционного Суда N 11-П распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия, то есть на 2002 г., правомерно отклонен судом.
Согласно ч. 1, 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения; акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу.
Ни одно из положений действующего законодательства не позволяет сделать вывод о том, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации автоматически приобретает обратную силу в отношении всех лиц, интересы которых оно затрагивает, и требует пересмотра вынесенных в отношении данных лиц решений.
В соответствии с ч. 3 ст. 79 указанного выше Закона решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Перечень случаев, являющихся основанием для придания решениям Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным обратной силы, указан, в частности, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.1999 N 4-О.
Согласно данному определению Постановление Конституционного Суда Российской Федерации приобретает обратную силу в отношении граждан, по жалобам которых Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционным закон, примененный в конкретном деле, т.е. в отношении участников конституционного судопроизводства.
Распространение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации на отношения, возникшие до его вынесения (в частности, на правоотношения, существовавшие между предпринимателем и налоговым органом за проверяемый период в 2002 г.), ухудшит положение предпринимателя по сравнению с периодом, предшествовавшим признанию неконституционным п. 3 ст. 1 Закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности".
Таким образом, до 19.06.2003 предприниматель являлся плательщиком НДС и, соответственно, при соблюдении всех предусмотренных законом условий предприниматель мог воспользоваться предоставленным ему законодательством правом на вычет по НДС, уплаченному в 2002 г.
Лишение его статуса плательщика НДС после 19.06.2003 лишает предпринимателя права на вычет по налогу, обязанность уплаты которого в целом была возложена на индивидуальных предпринимателей ст. 143 Кодекса.
А придание Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П обратной силы применительно к предпринимателю повлечет за собой нарушение ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющей принцип равенства налогообложения.
При таких обстоятельствах суд правомерно указал, что при вынесении оспариваемого решения налоговый орган должен был руководствоваться нормативно-правовыми актами, действовавшими в проверяемый им период, то есть в 2002 г.
В связи с этим, оснований для выводов о том, что предприниматель не является плательщиком НДС и, как следствие, не должен уплачивать налог и предъявлять к оплате покупателям суммы НДС при реализации товаров, у инспекции не имелось.
В связи с изложенным оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.02.2007 по делу N А71-9229/2006-А17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Удмуртской Республике госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Исполнительный лист выдать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)