Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.07.2011 ПО ДЕЛУ N А32-17794/2010

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2011 г. по делу N А32-17794/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РН-Туапсинский НПЗ" (ИНН 2365004375, ОГРН 1052313098683) - Баженовой И.А. (доверенность от 23.12.2010 N 292), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (ИНН 2310023594, ОГРН 1042305724460) - Адамовой А.С. (доверенность от 25.01.2011 N 03-19/00764), Руденко Ю.М. (доверенность от 25.01.2011 N 03-19/00765) и Кузововой А.В. (доверенность от 25.01.2011 N 03-19/00763), от третьего лица - ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" - Баженовой И.А. (доверенность от 30.12.2010 N ЭХ-503/Д), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2010 (судья Лесных А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 (судьи Николаев Д.В., Винокур И.Г., Гиданкина А.В.) по делу N А32-17794/2010, установил следующее.
ООО "РН-Туапсинский НПЗ" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 17.03.2010 N 08-26/2дсп и требования N 176 по состоянию на 07.06.2010, в части доначисления 44 273 025 рублей акциза, 11 368 322 рублей пени по акцизу, а также 7 969 182 рублей налога на добавленную стоимость и 3 142 957 рублей пени по данному налогу.
Определением Арбитражного суда Ростовской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ОАО "Нефтяная компания "Роснефть", собственник).
Решением суда от 01.10.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.03.2011, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства возникновения у общества объекта налогообложения акцизом в январе 2007 года. По акту приема-передачи от 31.01.2007 передача нефтепродуктов произведена по распоряжению собственника продукции (получившему ее в декабре 2006 года) в адрес третьих лиц, в связи с чем именно у данного лица и возник объект налогообложения акцизом.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Податель жалобы указывает, что передача нефтепродуктов в соответствии с подпунктом 7 пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.01.2007, является объектом налогообложения. Спорные нефтепродукты, выработанные на давальческой основе, переданы обществом собственнику в январе 2007 года, в связи с чем у общества возникла обязанность по уплате акциза, исчисленного с объемов нефтепродуктов, отгруженных в январе 2007 года.
В отзывах на кассационную жалобу общество и ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" просят оставить без изменения решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей за период с 16.11.2005 по 31.12.2007, по налогу на доходы физических лиц за период с 16.11.2005 по 30.09.2008.
По результатам проверки составлен акт от 02.02.2010 N 08-26/1дсп, на который налогоплательщик представил возражения. По итогам рассмотрения материалов проверки, возражений общества, инспекция приняла решение от 17.03.2010 N 08-26/2дсп о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на прибыль организации, зачисляемому в Федеральный бюджет в виде штрафа в размере 439 595 рублей за 2006 год и 566 432 рублей за 2007 год; по налогу на прибыль организации, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 183 525 рублей за 2006 год и 1 525 010 рублей за 2007 год. Указанным решением обществу начислены: пени по налогу на прибыль, акцизам, НДС и водному налогу на общую сумму 19 713 879 рублей; пени по акцизам за несвоевременное представление экспортного пакета подтверждающих документов в сумме 19 337 311 рублей 12 копеек (дизельное топливо) и 13 795 268 рублей 27 копеек (прямогонный бензин). Обществу предложено уплатить недоимку: по налогу на прибыль в сумме 13 542 675 рублей и 5 030 136 рублей; акцизам в сумме 24 804 368 рублей, 16 558 424 рублей, 2 891 134 рублей и 19 099 рублей; по НДС в сумме 1 722 рублей, 119 710 рублей, 713 860 рублей (июль, октябрь и декабрь 2007 года), 7 969 182 рублей (январь 2007 года); по водному налогу в сумме 475 131 рубля, а также уменьшить необоснованно заявленный вычет по НДС на сумму 3 348 рублей.
Налогоплательщик обратился в Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой на решение инспекции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю решением от 26.05.2010 N 16-12-578 изменило решение налоговой инспекции от 17.03.2010 N 08-26/2 путем отмены в резолютивной части: пункта 1 в части штрафа по налогу на прибыль в сумме 3 714 562 рублей; пункта 2 в части пени по налогу на прибыль в сумме 5 032 640 рублей; пункта 2.2 в части пени по акцизам за апрель 2007 в сумме 7 489 094 рублей 80 копеек; пункта 3 в части недоимки по налогу на прибыль в сумме 18 572 811 рублей. В остальной части решение налоговой инспекции от 17.03.2010 N 08-26/2 утверждено.
Обществу выставлено требование N 76 об уплате НДС, акцизов и пени по состоянию на 07.06.2010.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения налоговой инспекции от 17.03.2010 N 08-26/2 и требования N 76 в части доначисления 44 273 025 рублей акцизов, 11 368 322 рублей пени по акцизам и 7 969 182 рублей НДС и 3 142 957 рублей пени по НДС.
Как видно из материалов дела, ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" (заказчик) и общество заключили генеральный договор от 28.06.2006 N 0000606/0996Д на оказание услуг по переработке нефти (л. д. 127 - 134, том 1). Согласно пункту 1.1 договора заказчик передает, а общество принимает на себя обязательства по переработке нефти, принадлежащей заказчику и отгрузке нефтепродуктов. Разделом 4 договора предусмотрены условия переработки сырья, ответственность сторон за его потери. Пунктом 4.4. раздела 4 договора определено, что материальный баланс переработки сырья уточняется сторонами ежемесячно при составлении "Актов сверки ресурсов". Разделом 5 договора определен порядок отгрузки нефтепродуктов.
Судебные инстанции установили, что в соответствии с указанным договором общество в декабре 2006 года осуществляло переработку давальческой нефти, собственником которой и выработанных из нее нефтепродуктов являлось ОАО "Нефтяная компания "Роснефть", имеющее свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов серии 99 N 000018540.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 01.01.2007) объектом налогообложения признается получение на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. Согласно пункту 3 статьи 187 Кодекса налоговая база по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи 182 Кодекса, определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении.
Для целей главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей в момент спорных правоотношений) получением нефтепродуктов признается приобретение их в собственность. Объектом налогообложения акцизами признается получение нефтепродуктов организацией, имеющей свидетельство, выданное в соответствии со статьей 179.1 Кодекса. Таким образом, до 01.01.2007 плательщиком акциза по выработанным во исполнение генерального договора нефтепродуктам являлось ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" - собственник давальческого сырья и произведенных из него нефтепродуктов, у которого после получения нефтепродуктов, возникала обязанность по исчислению и уплате в бюджет акцизов.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2007 объектом налогообложения акцизами стала передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов).
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" установлено, что по нефтепродуктам, полученным (оприходованным) налогоплательщиками до 01.012007 и (или) отгруженным им до указанной даты, применяются положения главы 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2006, если иное не установлено этой статьей.
Удовлетворяя требования общества, судебные инстанции исходили из того, что в декабре 2006 года общество произвело переработку 439 129 тн. давальческой нефти и продукты переработки передало собственнику, получившему их 31.12.2006. При этом суд сослался на акт сверки ресурсов от 31.12.2006 по состоянию на 31.12.2006 по генеральному договору от 28.06.2006 N 0000606/0996Д/422, которым стороны подтвердили, что остатки нефтепродуктов, принадлежащие собственнику, находятся в резервуарах и технологических объектах общества. Поскольку, как указал суд, заказчик получил продукты переработки в декабре 2006 года, то он обоснованно, применив положения главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей до 01.01.2007, исчислил и уплатил акцизы по полученным в декабре 2006 года нефтепродуктам. При этом судебные инстанции сослались на акт сверки ресурсов от 31.12.2006 года, выписку из оборотно-сальдовой ведомости по счету 4301010000 по подакцизным нефтепродуктам, платежные поручения N 117, 186, 202 и 178, а также указали, что суммы акцизов по объемам нефтепродуктов, полученным собственником в декабре 2006 года и отгруженным обществом третьим лицам в январе 2007 года правомерно отражены к уплате в налоговой декларации ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" за декабрь 2006 года и уплачены им в бюджет.
Вывод судебных инстанций об отсутствии у общества обязанности уплаты акцизов по объемам нефтепродуктов, переданных в январе 2007 года третьим лицам по распоряжению собственника, является недостаточно обоснованным.
Судебные инстанции неполно исследовали довод налогового органа и представленные в материалы дела доказательства относительно периода передачи собственнику части нефтепродуктов, отгруженных обществом третьим лицам. Налоговая инспекция указывает, что часть спорных нефтепродуктов отгружена обществом третьим лицам в январе 2007 года (остатки нефтепродуктов, принадлежащие собственнику, находящиеся в резервуарах и технологических объектах общества), что подтверждается актом приема-передачи от 31.01.2007, следовательно, передача остатка нефтепродуктов в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.01.2007, является объектом налогообложения, в связи с чем у общества возникла обязанность по уплате акциза, исчисленного с объемов нефтепродуктов, отгруженных в январе 2007 года. Не приняв указанный довод налогового органа и, сославшись на акт сверки ресурсов от 31.12.2006, судебные инстанции указали, что данный акт подтверждает передачу заказчику нефтепродуктов выработанных из 439 129 тн. давальческой нефти наряду с другими нефтепродуктами (бензин экспортный технологический - 69 728 тонн, дизельное топливо летнее - 147 029 тонн, бензин А76 н/э - 10 798 тонн, бензин АИ-92 - 3 134 тонн), а актом приема-передачи от 31.01.2007 подтверждается факт передачи нефтепродуктов третьим лицам по распоряжению собственника, а не получение спорного сырья данным лицом.
При этом судебные инстанции не оценили представленный в материалы дела акт на переработку обществом 439 129 тн. давальческой нефти по генеральному договору от 28.06.2006 N 0000606/0996Д, за декабрь 2006 года, в разделе "Движение нефти и нефтепродуктов по НПЗ" (графа остаток на 01.01.2007) которого числится, в частности, бензин экспортный технологический БЭТ А-1 - 6 232,0 тн., дизельное топливо - 22 967,0 тн., бензин А-76 - 1 088, 199 тн., бензин АИ-92 - 5 263 тн., мазут топочный М-100 - 9 272,0 тн. и др.; акт приема - передачи нефти и передачи нефтепродуктов за период с 01.01.2007 по 31.01.2007 по генеральному договору от 28.06.2006 N 0000606/0996Д в разделе 1 которого указано, что непереработанные остатки нефти, принадлежащие заказчику и находящиеся в резервуарах и технологических объектах общества по состоянию на 31.12.2006 составляли 17 682 тн.
Из оспариваемого решения налогового органа следует, что относительно расхождений между данными, отраженными в актах приема-передачи нефти и передачи нефтепродуктов от 31.01.2007 и данными, отраженными обществом в декларации за январь 2007 (расхождения составляют остатки произведенных нефтепродуктов в декабре 2006 года, но переданные "давальцу" по актам за период с 01.01.2007 по 31.01.2007) составлен протокол допроса свидетеля - главного бухгалтера Машуровой Е.Д., из показаний которой следует, что декларация за январь 2007 года по акцизу на нефтепродукты заполняется в соответствии с выставленным счетом-фактурой. В связи с тем, что счет-фактура выставлена "давальцу" и принята им на переданные нефтепродукты только из выработки января 2007 года, соответственно и в декларацию включены только нефтепродукты, переданные из выработки января 2007 года. На остатки нефтепродуктов, переданных из декабря 2006 года, акциз не начислялся, поскольку общество в 2006 году не являлось плательщиком акцизов, а остатки нефтепродуктов были произведены в 2006 году. Показания главного бухгалтера в совокупности с актами на переработку давальческой нефти и приема-передачи нефти и нефтепродуктов судебными инстанциями не оценены.
Судебные инстанции не оценили также довод налоговой инспекции о том, что акт передачи нефтепродуктов от 31.01.2007 подтверждает, что бензин экспортный технологический БЭТ А-1 - 6 232,0 тн., дизельное топливо - 22 967,0 тн., бензин А-76 - 1 088, 199 тн., бензин АИ-92 - 5 263 тн., мазут топочный М-100 - 9 272,0 тн. и др. согласно условиям генерального договора переданы обществом третьему лицу по распоряжению собственника из остатка на 01.01.2007 в объемах соответствующих показателям акта переработки давальческой нефти за декабрь 2006 года и акта приема- передачи нефтепродуктов за январь 2007 года.
Поскольку судебные инстанции недостаточно полно исследовали фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, и не оценили представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующим в деле лиц в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 по делу N А32-17794/2010 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)