Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 сентября 2004 года Дело N Ф04-6311/2004(А45-4400-33)
Открытое акционерное общество "Куйбышевские ликероводочные изделия" (далее - ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области (далее - налоговое управление) с заявлением о признании недействительными решения налогового органа от 23.12.2002 N 281 в части взыскания 4319200 рублей не полностью уплаченного акциза на алкогольную продукцию, 2481500 рублей пеней, а также требования налогового управления N 281 об уплате налогов по состоянию на 23.12.2002.
Решением от 18.03.2003 заявленные требования удовлетворены.
Принимая решение, суд пришел к выводу, что заявителем в январе и феврале 2000 года уплачены акцизы в бюджет по повышенным ставкам и являются излишне уплаченными. Учитывая, что по рассматриваемой ситуации имеется решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11, которым произведен зачет акцизов в спорной сумме как излишне уплаченных и которое не отменено, суд оценил требования налогового органа о доначислении суммы акцизов и соответствующих размеров пеней как несостоятельные.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.09.2003 решение суда от 18.03.2003 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда. Суд указал на необходимость оценки законности действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Новосибирской области (далее - Межрайонная инспекция) по проведению зачета суммы акцизов, уплаченной налогоплательщиком в завышенном размере, как излишне уплаченной.
При новом рассмотрении дела заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об отказе от требований в части оспаривания решения ответчика N 281 от 23.12.2002 и просил признать недействительным только требование N 281 от 23.12.2002 по тем же основаниям.
Определением суда от 24.12.2003 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Новосибирской области.
Решением от 27.04.2004 заявленные требования налогоплательщика вновь удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
В кассационной жалобе налоговое управление считает принятое по настоящему делу решение необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального права. Указывает, что акциз - это косвенный налог, включаемый в цену товара и компенсированный налогоплательщику покупателями его продукции. Поэтому нельзя считать акцизы, внесенные предприятием в бюджет, излишне уплаченными. По мнению налогового управления, суд неправильно оценил имеющееся в деле вынесенное им решение, выводы которого обязательны для нижестоящей налоговой инспекции и переоценивают выводы, ранее сделанные данной налоговой инспекцией при проверке тех же самых вопросов. Просит судебное решение отменить, принять новое - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ответчика ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" считает принятое по делу решение законным и обоснованным. Указывает, что своим решением налоговое управление незаконно обязало налогоплательщика доплатить сумму налога, возвращенную в сентябре 2000 года, исчисленную по ставкам, не установленным законом на тот период. Полагает, что в налоговом законодательстве отсутствует норма права, позволяющая истребовать в принудительном порядке от налогоплательщика суммы акциза, излишне уплаченные покупателями, после того, как они были возвращены. Просит оставить судебное решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в январе и феврале 2000 года ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" производило отгрузку алкогольной продукции потребителям с учетом ставок акциза, установленных Федеральным законом от 02.01.2000 N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах". В налоговых декларациях по акцизам за январь и февраль 2000 года данный налог был исчислен по увеличенным в сравнении с ранее действовавшими ставкам. В сентябре 2000 года по уточненным налоговым декларациям за январь и февраль 2000 года предприятием произведен перерасчет суммы акциза по ставкам, установленным до вступления в законную силу Федерального закона от 02.01.2000 N 2-ФЗ (в сторону уменьшения). В этой связи Межрайонной инспекцией произведен зачет сумм акциза в размере 4319200 рублей как излишне уплаченных.
Налоговое управление провело повторную проверку ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет акцизов за период с 01.01.99 по 31.12.2000. В ходе указанной проверки налоговым органом был сделан вывод о занижении налогоплательщиком суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет за январь - февраль 2000 года, на сумму 4319200 рублей. По результатам рассмотрения акта проверки с учетом представленных на него возражений налогоплательщика налоговым управлением было вынесено решение от 23.12.2002 N 281 о доначислении обществу акциза в сумме 4319200 рублей и начислены пени в сумме 2481500 рублей, а также выставлено требование N 281 об уплате налога по состоянию на 23.12.2002 в указанных суммах в срок до 14.01.2003.
Не согласившись с оспариваемыми актами, ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" обратилось в суд.
Рассмотрев дело с учетом уточненных требований, арбитражный суд исходил из того, что статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" изменены в сторону увеличения ставки акцизов по подакцизным товарам, в том числе на алкогольную продукцию. Согласно статье 2 Федерального закона от 02.01.2000 N 2-ФЗ названный Закон вступает в силу с 01.01.2000.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют, поэтому ставки акциза на алкогольную продукцию не могли применяться ранее 01.03.2000.
Суд при этом указал, что акцизы исчисляются к уплате в бюджет по ставкам, действующим в том налоговом периоде, за который они подлежат уплате, а в январе и феврале 2000 года должны были действовать ставки акцизов, установленные до вступления в силу Федерального закона РФ от 02.01.2000 N 2-ФЗ.
Довод налогового управления о том, что затраты, связанные с уплатой данного налога в бюджет, компенсировались налогоплательщику покупателями по ценам, включающим в себя акцизы, исчисленные по повышенной ставке, что подтверждается сформированными на предприятии ценами, отраженными в счетах-фактурах организации, в которых акциз выделен отдельной строкой, судом отклонен, так как не соответствует налоговому законодательству. Федеральный закон Российской Федерации "Об акцизах" не содержит требования о внесении в бюджет сумм акцизов, излишне полученных от покупателей.
У суда кассационной инстанции нет оснований для изменения состоявшегося по делу решения.
В соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику.
Заявитель сообщил Межрайонной инспекции об имеющейся у него переплате по акцизам и просил зачесть эту переплату в счет предстоящих платежей.
Зачет излишне уплаченного акциза в счет недоимок по налогам произведен Межрайонной инспекцией на основании дополнительных налоговых деклараций.
Действия Межрайонной инспекции по проведению зачета в установленном законом порядке не отменены и не признаны незаконными.
Факт и размеры переплаты акцизов в сумме 4319200 рублей в связи с применением повышенных ставок акцизов подтверждены материалами дела, спора в данной части у сторон не имеется.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "Об акцизах" плательщиками акцизов являются: по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (в том числе давальческого сырья), производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий счет), иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, и простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели (далее - организации).
Таким образом, в силу прямого указания налогового законодательства излишне уплаченные акцизы подлежат зачету или возврату налогоплательщику, каковым является заявитель.
Налоговым органом по настоящему делу не доказано, что уплата заявителем акцизов по повышенным ставкам повлекла увеличение цен при реализации его потребителям, и не опровергнут довод налогоплательщика о том, что указанная сумма в 4319200 рублей является прибылью предприятия, на которую исчислен налог на прибыль.
С учетом данных обстоятельств дела суд обоснованно пришел к выводу о незаконности требования налогового управления N 281 об уплате налогов по состоянию на 23.12.2002. Кассационная инстанция не находит основания для отмены принятого по делу судебного решения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.04.2004 N А45-2441/03-СА12/134 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 8 сентября 2004 года Дело N Ф04-6311/2004(А45-4400-33)
Открытое акционерное общество "Куйбышевские ликероводочные изделия" (далее - ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области (далее - налоговое управление) с заявлением о признании недействительными решения налогового органа от 23.12.2002 N 281 в части взыскания 4319200 рублей не полностью уплаченного акциза на алкогольную продукцию, 2481500 рублей пеней, а также требования налогового управления N 281 об уплате налогов по состоянию на 23.12.2002.
Решением от 18.03.2003 заявленные требования удовлетворены.
Принимая решение, суд пришел к выводу, что заявителем в январе и феврале 2000 года уплачены акцизы в бюджет по повышенным ставкам и являются излишне уплаченными. Учитывая, что по рассматриваемой ситуации имеется решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11, которым произведен зачет акцизов в спорной сумме как излишне уплаченных и которое не отменено, суд оценил требования налогового органа о доначислении суммы акцизов и соответствующих размеров пеней как несостоятельные.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.09.2003 решение суда от 18.03.2003 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда. Суд указал на необходимость оценки законности действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Новосибирской области (далее - Межрайонная инспекция) по проведению зачета суммы акцизов, уплаченной налогоплательщиком в завышенном размере, как излишне уплаченной.
При новом рассмотрении дела заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об отказе от требований в части оспаривания решения ответчика N 281 от 23.12.2002 и просил признать недействительным только требование N 281 от 23.12.2002 по тем же основаниям.
Определением суда от 24.12.2003 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Новосибирской области.
Решением от 27.04.2004 заявленные требования налогоплательщика вновь удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
В кассационной жалобе налоговое управление считает принятое по настоящему делу решение необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального права. Указывает, что акциз - это косвенный налог, включаемый в цену товара и компенсированный налогоплательщику покупателями его продукции. Поэтому нельзя считать акцизы, внесенные предприятием в бюджет, излишне уплаченными. По мнению налогового управления, суд неправильно оценил имеющееся в деле вынесенное им решение, выводы которого обязательны для нижестоящей налоговой инспекции и переоценивают выводы, ранее сделанные данной налоговой инспекцией при проверке тех же самых вопросов. Просит судебное решение отменить, принять новое - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ответчика ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" считает принятое по делу решение законным и обоснованным. Указывает, что своим решением налоговое управление незаконно обязало налогоплательщика доплатить сумму налога, возвращенную в сентябре 2000 года, исчисленную по ставкам, не установленным законом на тот период. Полагает, что в налоговом законодательстве отсутствует норма права, позволяющая истребовать в принудительном порядке от налогоплательщика суммы акциза, излишне уплаченные покупателями, после того, как они были возвращены. Просит оставить судебное решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в январе и феврале 2000 года ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" производило отгрузку алкогольной продукции потребителям с учетом ставок акциза, установленных Федеральным законом от 02.01.2000 N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах". В налоговых декларациях по акцизам за январь и февраль 2000 года данный налог был исчислен по увеличенным в сравнении с ранее действовавшими ставкам. В сентябре 2000 года по уточненным налоговым декларациям за январь и февраль 2000 года предприятием произведен перерасчет суммы акциза по ставкам, установленным до вступления в законную силу Федерального закона от 02.01.2000 N 2-ФЗ (в сторону уменьшения). В этой связи Межрайонной инспекцией произведен зачет сумм акциза в размере 4319200 рублей как излишне уплаченных.
Налоговое управление провело повторную проверку ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет акцизов за период с 01.01.99 по 31.12.2000. В ходе указанной проверки налоговым органом был сделан вывод о занижении налогоплательщиком суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет за январь - февраль 2000 года, на сумму 4319200 рублей. По результатам рассмотрения акта проверки с учетом представленных на него возражений налогоплательщика налоговым управлением было вынесено решение от 23.12.2002 N 281 о доначислении обществу акциза в сумме 4319200 рублей и начислены пени в сумме 2481500 рублей, а также выставлено требование N 281 об уплате налога по состоянию на 23.12.2002 в указанных суммах в срок до 14.01.2003.
Не согласившись с оспариваемыми актами, ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" обратилось в суд.
Рассмотрев дело с учетом уточненных требований, арбитражный суд исходил из того, что статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" изменены в сторону увеличения ставки акцизов по подакцизным товарам, в том числе на алкогольную продукцию. Согласно статье 2 Федерального закона от 02.01.2000 N 2-ФЗ названный Закон вступает в силу с 01.01.2000.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют, поэтому ставки акциза на алкогольную продукцию не могли применяться ранее 01.03.2000.
Суд при этом указал, что акцизы исчисляются к уплате в бюджет по ставкам, действующим в том налоговом периоде, за который они подлежат уплате, а в январе и феврале 2000 года должны были действовать ставки акцизов, установленные до вступления в силу Федерального закона РФ от 02.01.2000 N 2-ФЗ.
Довод налогового управления о том, что затраты, связанные с уплатой данного налога в бюджет, компенсировались налогоплательщику покупателями по ценам, включающим в себя акцизы, исчисленные по повышенной ставке, что подтверждается сформированными на предприятии ценами, отраженными в счетах-фактурах организации, в которых акциз выделен отдельной строкой, судом отклонен, так как не соответствует налоговому законодательству. Федеральный закон Российской Федерации "Об акцизах" не содержит требования о внесении в бюджет сумм акцизов, излишне полученных от покупателей.
У суда кассационной инстанции нет оснований для изменения состоявшегося по делу решения.
В соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику.
Заявитель сообщил Межрайонной инспекции об имеющейся у него переплате по акцизам и просил зачесть эту переплату в счет предстоящих платежей.
Зачет излишне уплаченного акциза в счет недоимок по налогам произведен Межрайонной инспекцией на основании дополнительных налоговых деклараций.
Действия Межрайонной инспекции по проведению зачета в установленном законом порядке не отменены и не признаны незаконными.
Факт и размеры переплаты акцизов в сумме 4319200 рублей в связи с применением повышенных ставок акцизов подтверждены материалами дела, спора в данной части у сторон не имеется.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "Об акцизах" плательщиками акцизов являются: по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (в том числе давальческого сырья), производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий счет), иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, и простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели (далее - организации).
Таким образом, в силу прямого указания налогового законодательства излишне уплаченные акцизы подлежат зачету или возврату налогоплательщику, каковым является заявитель.
Налоговым органом по настоящему делу не доказано, что уплата заявителем акцизов по повышенным ставкам повлекла увеличение цен при реализации его потребителям, и не опровергнут довод налогоплательщика о том, что указанная сумма в 4319200 рублей является прибылью предприятия, на которую исчислен налог на прибыль.
С учетом данных обстоятельств дела суд обоснованно пришел к выводу о незаконности требования налогового управления N 281 об уплате налогов по состоянию на 23.12.2002. Кассационная инстанция не находит основания для отмены принятого по делу судебного решения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.04.2004 N А45-2441/03-СА12/134 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 08.09.2004 N Ф04-6311/2004(А45-4400-33)
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 8 сентября 2004 года Дело N Ф04-6311/2004(А45-4400-33)
Открытое акционерное общество "Куйбышевские ликероводочные изделия" (далее - ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области (далее - налоговое управление) с заявлением о признании недействительными решения налогового органа от 23.12.2002 N 281 в части взыскания 4319200 рублей не полностью уплаченного акциза на алкогольную продукцию, 2481500 рублей пеней, а также требования налогового управления N 281 об уплате налогов по состоянию на 23.12.2002.
Решением от 18.03.2003 заявленные требования удовлетворены.
Принимая решение, суд пришел к выводу, что заявителем в январе и феврале 2000 года уплачены акцизы в бюджет по повышенным ставкам и являются излишне уплаченными. Учитывая, что по рассматриваемой ситуации имеется решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11, которым произведен зачет акцизов в спорной сумме как излишне уплаченных и которое не отменено, суд оценил требования налогового органа о доначислении суммы акцизов и соответствующих размеров пеней как несостоятельные.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.09.2003 решение суда от 18.03.2003 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда. Суд указал на необходимость оценки законности действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Новосибирской области (далее - Межрайонная инспекция) по проведению зачета суммы акцизов, уплаченной налогоплательщиком в завышенном размере, как излишне уплаченной.
При новом рассмотрении дела заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об отказе от требований в части оспаривания решения ответчика N 281 от 23.12.2002 и просил признать недействительным только требование N 281 от 23.12.2002 по тем же основаниям.
Определением суда от 24.12.2003 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Новосибирской области.
Решением от 27.04.2004 заявленные требования налогоплательщика вновь удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
В кассационной жалобе налоговое управление считает принятое по настоящему делу решение необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального права. Указывает, что акциз - это косвенный налог, включаемый в цену товара и компенсированный налогоплательщику покупателями его продукции. Поэтому нельзя считать акцизы, внесенные предприятием в бюджет, излишне уплаченными. По мнению налогового управления, суд неправильно оценил имеющееся в деле вынесенное им решение, выводы которого обязательны для нижестоящей налоговой инспекции и переоценивают выводы, ранее сделанные данной налоговой инспекцией при проверке тех же самых вопросов. Просит судебное решение отменить, принять новое - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ответчика ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" считает принятое по делу решение законным и обоснованным. Указывает, что своим решением налоговое управление незаконно обязало налогоплательщика доплатить сумму налога, возвращенную в сентябре 2000 года, исчисленную по ставкам, не установленным законом на тот период. Полагает, что в налоговом законодательстве отсутствует норма права, позволяющая истребовать в принудительном порядке от налогоплательщика суммы акциза, излишне уплаченные покупателями, после того, как они были возвращены. Просит оставить судебное решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в январе и феврале 2000 года ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" производило отгрузку алкогольной продукции потребителям с учетом ставок акциза, установленных Федеральным законом от 02.01.2000 N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах". В налоговых декларациях по акцизам за январь и февраль 2000 года данный налог был исчислен по увеличенным в сравнении с ранее действовавшими ставкам. В сентябре 2000 года по уточненным налоговым декларациям за январь и февраль 2000 года предприятием произведен перерасчет суммы акциза по ставкам, установленным до вступления в законную силу Федерального закона от 02.01.2000 N 2-ФЗ (в сторону уменьшения). В этой связи Межрайонной инспекцией произведен зачет сумм акциза в размере 4319200 рублей как излишне уплаченных.
Налоговое управление провело повторную проверку ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет акцизов за период с 01.01.99 по 31.12.2000. В ходе указанной проверки налоговым органом был сделан вывод о занижении налогоплательщиком суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет за январь - февраль 2000 года, на сумму 4319200 рублей. По результатам рассмотрения акта проверки с учетом представленных на него возражений налогоплательщика налоговым управлением было вынесено решение от 23.12.2002 N 281 о доначислении обществу акциза в сумме 4319200 рублей и начислены пени в сумме 2481500 рублей, а также выставлено требование N 281 об уплате налога по состоянию на 23.12.2002 в указанных суммах в срок до 14.01.2003.
Не согласившись с оспариваемыми актами, ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" обратилось в суд.
Рассмотрев дело с учетом уточненных требований, арбитражный суд исходил из того, что статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" изменены в сторону увеличения ставки акцизов по подакцизным товарам, в том числе на алкогольную продукцию. Согласно статье 2 Федерального закона от 02.01.2000 N 2-ФЗ названный Закон вступает в силу с 01.01.2000.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют, поэтому ставки акциза на алкогольную продукцию не могли применяться ранее 01.03.2000.
Суд при этом указал, что акцизы исчисляются к уплате в бюджет по ставкам, действующим в том налоговом периоде, за который они подлежат уплате, а в январе и феврале 2000 года должны были действовать ставки акцизов, установленные до вступления в силу Федерального закона РФ от 02.01.2000 N 2-ФЗ.
Довод налогового управления о том, что затраты, связанные с уплатой данного налога в бюджет, компенсировались налогоплательщику покупателями по ценам, включающим в себя акцизы, исчисленные по повышенной ставке, что подтверждается сформированными на предприятии ценами, отраженными в счетах-фактурах организации, в которых акциз выделен отдельной строкой, судом отклонен, так как не соответствует налоговому законодательству. Федеральный закон Российской Федерации "Об акцизах" не содержит требования о внесении в бюджет сумм акцизов, излишне полученных от покупателей.
У суда кассационной инстанции нет оснований для изменения состоявшегося по делу решения.
В соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику.
Заявитель сообщил Межрайонной инспекции об имеющейся у него переплате по акцизам и просил зачесть эту переплату в счет предстоящих платежей.
Зачет излишне уплаченного акциза в счет недоимок по налогам произведен Межрайонной инспекцией на основании дополнительных налоговых деклараций.
Действия Межрайонной инспекции по проведению зачета в установленном законом порядке не отменены и не признаны незаконными.
Факт и размеры переплаты акцизов в сумме 4319200 рублей в связи с применением повышенных ставок акцизов подтверждены материалами дела, спора в данной части у сторон не имеется.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "Об акцизах" плательщиками акцизов являются: по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (в том числе давальческого сырья), производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий счет), иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, и простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели (далее - организации).
Таким образом, в силу прямого указания налогового законодательства излишне уплаченные акцизы подлежат зачету или возврату налогоплательщику, каковым является заявитель.
Налоговым органом по настоящему делу не доказано, что уплата заявителем акцизов по повышенным ставкам повлекла увеличение цен при реализации его потребителям, и не опровергнут довод налогоплательщика о том, что указанная сумма в 4319200 рублей является прибылью предприятия, на которую исчислен налог на прибыль.
С учетом данных обстоятельств дела суд обоснованно пришел к выводу о незаконности требования налогового управления N 281 об уплате налогов по состоянию на 23.12.2002. Кассационная инстанция не находит основания для отмены принятого по делу судебного решения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.04.2004 N А45-2441/03-СА12/134 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 8 сентября 2004 года Дело N Ф04-6311/2004(А45-4400-33)
Открытое акционерное общество "Куйбышевские ликероводочные изделия" (далее - ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области (далее - налоговое управление) с заявлением о признании недействительными решения налогового органа от 23.12.2002 N 281 в части взыскания 4319200 рублей не полностью уплаченного акциза на алкогольную продукцию, 2481500 рублей пеней, а также требования налогового управления N 281 об уплате налогов по состоянию на 23.12.2002.
Решением от 18.03.2003 заявленные требования удовлетворены.
Принимая решение, суд пришел к выводу, что заявителем в январе и феврале 2000 года уплачены акцизы в бюджет по повышенным ставкам и являются излишне уплаченными. Учитывая, что по рассматриваемой ситуации имеется решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11, которым произведен зачет акцизов в спорной сумме как излишне уплаченных и которое не отменено, суд оценил требования налогового органа о доначислении суммы акцизов и соответствующих размеров пеней как несостоятельные.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.09.2003 решение суда от 18.03.2003 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда. Суд указал на необходимость оценки законности действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Новосибирской области (далее - Межрайонная инспекция) по проведению зачета суммы акцизов, уплаченной налогоплательщиком в завышенном размере, как излишне уплаченной.
При новом рассмотрении дела заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об отказе от требований в части оспаривания решения ответчика N 281 от 23.12.2002 и просил признать недействительным только требование N 281 от 23.12.2002 по тем же основаниям.
Определением суда от 24.12.2003 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Новосибирской области.
Решением от 27.04.2004 заявленные требования налогоплательщика вновь удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
В кассационной жалобе налоговое управление считает принятое по настоящему делу решение необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального права. Указывает, что акциз - это косвенный налог, включаемый в цену товара и компенсированный налогоплательщику покупателями его продукции. Поэтому нельзя считать акцизы, внесенные предприятием в бюджет, излишне уплаченными. По мнению налогового управления, суд неправильно оценил имеющееся в деле вынесенное им решение, выводы которого обязательны для нижестоящей налоговой инспекции и переоценивают выводы, ранее сделанные данной налоговой инспекцией при проверке тех же самых вопросов. Просит судебное решение отменить, принять новое - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ответчика ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" считает принятое по делу решение законным и обоснованным. Указывает, что своим решением налоговое управление незаконно обязало налогоплательщика доплатить сумму налога, возвращенную в сентябре 2000 года, исчисленную по ставкам, не установленным законом на тот период. Полагает, что в налоговом законодательстве отсутствует норма права, позволяющая истребовать в принудительном порядке от налогоплательщика суммы акциза, излишне уплаченные покупателями, после того, как они были возвращены. Просит оставить судебное решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в январе и феврале 2000 года ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" производило отгрузку алкогольной продукции потребителям с учетом ставок акциза, установленных Федеральным законом от 02.01.2000 N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах". В налоговых декларациях по акцизам за январь и февраль 2000 года данный налог был исчислен по увеличенным в сравнении с ранее действовавшими ставкам. В сентябре 2000 года по уточненным налоговым декларациям за январь и февраль 2000 года предприятием произведен перерасчет суммы акциза по ставкам, установленным до вступления в законную силу Федерального закона от 02.01.2000 N 2-ФЗ (в сторону уменьшения). В этой связи Межрайонной инспекцией произведен зачет сумм акциза в размере 4319200 рублей как излишне уплаченных.
Налоговое управление провело повторную проверку ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет акцизов за период с 01.01.99 по 31.12.2000. В ходе указанной проверки налоговым органом был сделан вывод о занижении налогоплательщиком суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет за январь - февраль 2000 года, на сумму 4319200 рублей. По результатам рассмотрения акта проверки с учетом представленных на него возражений налогоплательщика налоговым управлением было вынесено решение от 23.12.2002 N 281 о доначислении обществу акциза в сумме 4319200 рублей и начислены пени в сумме 2481500 рублей, а также выставлено требование N 281 об уплате налога по состоянию на 23.12.2002 в указанных суммах в срок до 14.01.2003.
Не согласившись с оспариваемыми актами, ОАО "Куйбышевские ликероводочные изделия" обратилось в суд.
Рассмотрев дело с учетом уточненных требований, арбитражный суд исходил из того, что статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" изменены в сторону увеличения ставки акцизов по подакцизным товарам, в том числе на алкогольную продукцию. Согласно статье 2 Федерального закона от 02.01.2000 N 2-ФЗ названный Закон вступает в силу с 01.01.2000.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты законодательства о налогах и сборах, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют, поэтому ставки акциза на алкогольную продукцию не могли применяться ранее 01.03.2000.
Суд при этом указал, что акцизы исчисляются к уплате в бюджет по ставкам, действующим в том налоговом периоде, за который они подлежат уплате, а в январе и феврале 2000 года должны были действовать ставки акцизов, установленные до вступления в силу Федерального закона РФ от 02.01.2000 N 2-ФЗ.
Довод налогового управления о том, что затраты, связанные с уплатой данного налога в бюджет, компенсировались налогоплательщику покупателями по ценам, включающим в себя акцизы, исчисленные по повышенной ставке, что подтверждается сформированными на предприятии ценами, отраженными в счетах-фактурах организации, в которых акциз выделен отдельной строкой, судом отклонен, так как не соответствует налоговому законодательству. Федеральный закон Российской Федерации "Об акцизах" не содержит требования о внесении в бюджет сумм акцизов, излишне полученных от покупателей.
У суда кассационной инстанции нет оснований для изменения состоявшегося по делу решения.
В соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику.
Заявитель сообщил Межрайонной инспекции об имеющейся у него переплате по акцизам и просил зачесть эту переплату в счет предстоящих платежей.
Зачет излишне уплаченного акциза в счет недоимок по налогам произведен Межрайонной инспекцией на основании дополнительных налоговых деклараций.
Действия Межрайонной инспекции по проведению зачета в установленном законом порядке не отменены и не признаны незаконными.
Факт и размеры переплаты акцизов в сумме 4319200 рублей в связи с применением повышенных ставок акцизов подтверждены материалами дела, спора в данной части у сторон не имеется.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "Об акцизах" плательщиками акцизов являются: по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (в том числе давальческого сырья), производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий счет), иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, и простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели (далее - организации).
Таким образом, в силу прямого указания налогового законодательства излишне уплаченные акцизы подлежат зачету или возврату налогоплательщику, каковым является заявитель.
Налоговым органом по настоящему делу не доказано, что уплата заявителем акцизов по повышенным ставкам повлекла увеличение цен при реализации его потребителям, и не опровергнут довод налогоплательщика о том, что указанная сумма в 4319200 рублей является прибылью предприятия, на которую исчислен налог на прибыль.
С учетом данных обстоятельств дела суд обоснованно пришел к выводу о незаконности требования налогового управления N 281 об уплате налогов по состоянию на 23.12.2002. Кассационная инстанция не находит основания для отмены принятого по делу судебного решения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.04.2004 N А45-2441/03-СА12/134 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)