Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 сентября 2005 года Дело N А26-1432/2005-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Зубаревой Н.А., Корпусовой О.А., рассмотрев 14.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2005 по делу N А26-1432/2005-28 (судья Кохвакко В.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (после реорганизации Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия, далее - налоговая инспекция) о признании недействительным ее решения от 21.02.2005 N 3.1-19/47.
Решением суда от 11.04.2005 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Постановление N 504). Налогоплательщик необоснованно пользовался льготой по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ в 1 квартале 2004 года, поскольку перечень льготируемого имущества утвержден постановлением Правительства Российской Федерации только 30.09.2004. Инспекция считает, что до утверждения этого перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, спорная льгота по налогу на имущество не может быть применена.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного обществом измененного расчета по налогу на имущество за 1 квартал 2004 года в части Петрозаводского отделения-филиала, о чем составила акт от 19.01.2005 N 3.1-08/18. Из акта проверки следует, что налоговая инспекция выявила занижение налогоплательщиком суммы этого налога в связи с необоснованным применением льготы, установленной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, в отношении: железнодорожных путей общего пользования, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов: лотков железобетонных, путепроводов металлических и железобетонных, труб железобетонных, каменных, металлических, бетонных, подъездного пути к предприятию, зданий, кабельной ЛЭП, оборудования, канализации, линии сигнальной.
По результатам налоговой проверки налоговая инспекция приняла решение от 21.02.2005 N 3.1-19/47 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности, доначислении 458152 руб. налога на имущество за 1 квартал 2004 года. На основании указанного решения налогоплательщику направлено требование от 01.03.2005 N 4479 об уплате налога.
В обоснование решения от 01.07.2004 N 10-20/728 Инспекция указала на то, что в проверяемый период постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 381 НК РФ не был утвержден перечень имущества, относящегося к льготируемому.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что постановлением Правительства N 504 утвержден перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, которое применяется к правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций, возникшим с 01.01.2004.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод правильным и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации утвердило такой перечень Постановлением N 504. В пункте 2 названного Постановления указано, что оно применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2004 и касающимся обложения налогом на имущество предприятий.
Судебные инстанции установили, материалами дела подтверждается и налоговым органом по существу не оспаривается то, что имущество, в отношении которого заявлена льгота, относится к железнодорожным путям общего пользования и включено в перечень освобожденного от налогообложения имущества, утвержденный Постановлением N 504.
Таким образом, суды сделали правильный вывод, что Общество правомерно использовало право на льготу по налогу на имущество организаций, предусмотренную пунктом 11 статьи 381 НК РФ.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2005 по делу N А26-1432/2005-28 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
ЗУБАРЕВА Н.А.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 14.09.2005 N А26-1432/2005-28
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2005 года Дело N А26-1432/2005-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Зубаревой Н.А., Корпусовой О.А., рассмотрев 14.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2005 по делу N А26-1432/2005-28 (судья Кохвакко В.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (после реорганизации Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия, далее - налоговая инспекция) о признании недействительным ее решения от 21.02.2005 N 3.1-19/47.
Решением суда от 11.04.2005 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Постановление N 504). Налогоплательщик необоснованно пользовался льготой по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ в 1 квартале 2004 года, поскольку перечень льготируемого имущества утвержден постановлением Правительства Российской Федерации только 30.09.2004. Инспекция считает, что до утверждения этого перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, спорная льгота по налогу на имущество не может быть применена.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного обществом измененного расчета по налогу на имущество за 1 квартал 2004 года в части Петрозаводского отделения-филиала, о чем составила акт от 19.01.2005 N 3.1-08/18. Из акта проверки следует, что налоговая инспекция выявила занижение налогоплательщиком суммы этого налога в связи с необоснованным применением льготы, установленной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, в отношении: железнодорожных путей общего пользования, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов: лотков железобетонных, путепроводов металлических и железобетонных, труб железобетонных, каменных, металлических, бетонных, подъездного пути к предприятию, зданий, кабельной ЛЭП, оборудования, канализации, линии сигнальной.
По результатам налоговой проверки налоговая инспекция приняла решение от 21.02.2005 N 3.1-19/47 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности, доначислении 458152 руб. налога на имущество за 1 квартал 2004 года. На основании указанного решения налогоплательщику направлено требование от 01.03.2005 N 4479 об уплате налога.
В обоснование решения от 01.07.2004 N 10-20/728 Инспекция указала на то, что в проверяемый период постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 381 НК РФ не был утвержден перечень имущества, относящегося к льготируемому.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что постановлением Правительства N 504 утвержден перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, которое применяется к правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций, возникшим с 01.01.2004.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод правильным и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации утвердило такой перечень Постановлением N 504. В пункте 2 названного Постановления указано, что оно применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2004 и касающимся обложения налогом на имущество предприятий.
Судебные инстанции установили, материалами дела подтверждается и налоговым органом по существу не оспаривается то, что имущество, в отношении которого заявлена льгота, относится к железнодорожным путям общего пользования и включено в перечень освобожденного от налогообложения имущества, утвержденный Постановлением N 504.
Таким образом, суды сделали правильный вывод, что Общество правомерно использовало право на льготу по налогу на имущество организаций, предусмотренную пунктом 11 статьи 381 НК РФ.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2005 по делу N А26-1432/2005-28 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
ЗУБАРЕВА Н.А.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)