Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 апреля 2004 года Дело N А42-7021/03-5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 01.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.11.03 по делу N А42-7021/03-5 (судья Бубен В.Г.),
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с Гильдии российских адвокатов в лице ее филиала - юридической консультации "Адвокатское бюро "Норд" (далее - Адвокатское бюро "Норд") 10125 руб. 40 коп. налоговых санкций.
Решением от 19.11.03 суд удовлетворил требования Инспекции в части взыскания 4825 руб. 40 коп. штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 19.11.03 в отказанной части и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет Адвокатского бюро "Норд" подоходного налога с физических лиц за период с 01.01.2000 по 31.12.01. Кроме того, проведена проверка правильности представления в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, и об удержанных суммах налога за 2000 - 2001 годы; отчетов об итоговых суммах начисленных и выплаченных доходов и удержанного с налогоплательщиков - физических лиц подоходного налога за 2000 год.
По результатам проверки Инспекцией 24.03.03 составлен акт N 08.3-12/271 и принято решение от 21.04.03 N 08.3-12.371 о привлечении Адвокатского бюро "Норд" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 120, пунктом 1 статьи 126 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 10125 руб. 40 коп. штрафа.
На основании решения от 21.04.03 N 08.3-12.371 Инспекция выставила требования об уплате налоговых санкций от 21.03.03 N 08.3-12/3224, N 08.3-12/3225, N 08.3-12/3227.
В связи с неисполнением ответчиком требований об уплате налоговых санкций Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Арбитражный суд решением от 19.11.03 удовлетворил требования Инспекции в части привлечения Адвокатского бюро "Норд" к ответственности. Во взыскании 300 руб. штрафа за непредставление шести документов (сведений о выплате дохода трем частным нотариусам и трех налоговых карточек по ним за 2001 год) на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ и 5000 руб. штрафа за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения по пункту 1 статьи 120 НК РФ отказано.
Отказывая Инспекции в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона "О подоходном налоге" предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода.
Из содержания данной нормы следует, что обязанность по представлению сведений о доходах возложена законодателем на работодателей.
Однако в отношении частных нотариусов Адвокатское бюро "Норд" не являлось работодателем. Иное не подтверждается материалами дела и не доказано Инспекцией.
Частные нотариусы и индивидуальные предприниматели выступают самостоятельными плательщиками подоходного налога. Исчисление, удержание и перечисление таких налоговых платежей предполагается без участия налоговых агентов применительно к статье 24 НК РФ и ранее действовавшим нормам налогового права.
Следовательно, привлечение Адвокатского бюро "Норд" к ответственности за непредставление сведений о денежных средствах, выплаченных указанным лицам, является неправомерным, а выводы суда - правильными.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Одновременно статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности:
- - форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);
- - форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).
Налоговая карточка формы N 1-НДФЛ содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.
Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.
Между тем пунктом 2 статьи 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы предназначены для оформления хозяйственных операций и на их основе ведется бухгалтерский учет.
Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.97 N 835 "О первичных учетных документах" утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации, в частности по учету труда и по его оплате. Налоговая карточка не входит в указанный перечень первичных документов бухгалтерского учета.
Таким образом, форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых подпадает под определение понятия "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", приведенное в пункте 3 статьи 120 НК РФ.
Кроме того, нормы статьи 120 НК РФ не распространяются на налоговых агентов, что прямо указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 НК РФ.
Правильность такой позиции арбитражных судов подтверждена и постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2003 N 4243/03. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал, что налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового учета. Поэтому отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. А поскольку законодатель в статье 120 НК РФ не указал однозначно, что под первичными документами понимаются в том числе и первичные документы налогового учета, а содержание указанной правовой нормы не исключает понимания под первичными документами только документов бухгалтерского учета, привлечение к ответственности в данном случае недопустимо.
Следовательно, привлечение Адвокатского бюро "Норд" к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является неправомерным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы Инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.11.03 по делу N А42-7021/03-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.04.2004 N А42-7021/03-5
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2004 года Дело N А42-7021/03-5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 01.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.11.03 по делу N А42-7021/03-5 (судья Бубен В.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с Гильдии российских адвокатов в лице ее филиала - юридической консультации "Адвокатское бюро "Норд" (далее - Адвокатское бюро "Норд") 10125 руб. 40 коп. налоговых санкций.
Решением от 19.11.03 суд удовлетворил требования Инспекции в части взыскания 4825 руб. 40 коп. штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 19.11.03 в отказанной части и удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет Адвокатского бюро "Норд" подоходного налога с физических лиц за период с 01.01.2000 по 31.12.01. Кроме того, проведена проверка правильности представления в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, и об удержанных суммах налога за 2000 - 2001 годы; отчетов об итоговых суммах начисленных и выплаченных доходов и удержанного с налогоплательщиков - физических лиц подоходного налога за 2000 год.
По результатам проверки Инспекцией 24.03.03 составлен акт N 08.3-12/271 и принято решение от 21.04.03 N 08.3-12.371 о привлечении Адвокатского бюро "Норд" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 120, пунктом 1 статьи 126 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 10125 руб. 40 коп. штрафа.
На основании решения от 21.04.03 N 08.3-12.371 Инспекция выставила требования об уплате налоговых санкций от 21.03.03 N 08.3-12/3224, N 08.3-12/3225, N 08.3-12/3227.
В связи с неисполнением ответчиком требований об уплате налоговых санкций Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Арбитражный суд решением от 19.11.03 удовлетворил требования Инспекции в части привлечения Адвокатского бюро "Норд" к ответственности. Во взыскании 300 руб. штрафа за непредставление шести документов (сведений о выплате дохода трем частным нотариусам и трех налоговых карточек по ним за 2001 год) на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ и 5000 руб. штрафа за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения по пункту 1 статьи 120 НК РФ отказано.
Отказывая Инспекции в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона "О подоходном налоге" предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода.
Из содержания данной нормы следует, что обязанность по представлению сведений о доходах возложена законодателем на работодателей.
Однако в отношении частных нотариусов Адвокатское бюро "Норд" не являлось работодателем. Иное не подтверждается материалами дела и не доказано Инспекцией.
Частные нотариусы и индивидуальные предприниматели выступают самостоятельными плательщиками подоходного налога. Исчисление, удержание и перечисление таких налоговых платежей предполагается без участия налоговых агентов применительно к статье 24 НК РФ и ранее действовавшим нормам налогового права.
Следовательно, привлечение Адвокатского бюро "Норд" к ответственности за непредставление сведений о денежных средствах, выплаченных указанным лицам, является неправомерным, а выводы суда - правильными.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Одновременно статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности:
- - форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);
- - форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).
Налоговая карточка формы N 1-НДФЛ содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.
Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.
Между тем пунктом 2 статьи 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы предназначены для оформления хозяйственных операций и на их основе ведется бухгалтерский учет.
Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.97 N 835 "О первичных учетных документах" утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации, в частности по учету труда и по его оплате. Налоговая карточка не входит в указанный перечень первичных документов бухгалтерского учета.
Таким образом, форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых подпадает под определение понятия "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", приведенное в пункте 3 статьи 120 НК РФ.
Кроме того, нормы статьи 120 НК РФ не распространяются на налоговых агентов, что прямо указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 НК РФ.
Правильность такой позиции арбитражных судов подтверждена и постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2003 N 4243/03. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал, что налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового учета. Поэтому отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. А поскольку законодатель в статье 120 НК РФ не указал однозначно, что под первичными документами понимаются в том числе и первичные документы налогового учета, а содержание указанной правовой нормы не исключает понимания под первичными документами только документов бухгалтерского учета, привлечение к ответственности в данном случае недопустимо.
Следовательно, привлечение Адвокатского бюро "Норд" к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является неправомерным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы Инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.11.03 по делу N А42-7021/03-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судьи
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
КОЧЕРОВА Л.И.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судьи
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
КОЧЕРОВА Л.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)