Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 18 октября 2005 г. Дело N А33-16004/03-С3-Ф02-5097/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Парской Н.Н., Юдиной Н.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" на решение от 14 июля 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16004/03-С3 (суд первой инстанции: Раздобреева И.А.),
Открытое акционерное общество "Красноярскэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Дивногорску Красноярского края (далее - инспекция) о признании незаконными действий по несвоевременному возврату из бюджета излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 108033 рублей и об обязании инспекции возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на прибыль в указанной сумме с начислением процентов в сумме 22854 рублей 40 копеек.
Решением суда от 10 марта 2004 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21 июня 2004 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 12 октября 2004 года указанные судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела арбитражный суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Дивногорску Красноярского края процессуальным правопреемником - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 22 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам.
Обществом заявленные требования были уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно уточненным требованиям, общество просит признать незаконным бездействие инспекции по невозврату процентов в размере 21484 рублей 84 копеек за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога и обязать инспекцию вернуть из бюджета указанную сумму процентов.
Решением суда от 14 июля 2005 года заявление общества удовлетворено частично: признано незаконным бездействие инспекции, выразившееся в невозврате процентов в сумме 8512 рублей 59 копеек, и на налоговый орган возложена обязанность вернуть обществу из бюджета проценты в указанной сумме. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда от 14 июля 2005 года не проверялись.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и обязать налоговый орган вернуть из бюджета 21484 рубля 84 копейки процентов.
Налогоплательщик не согласен с выводом арбитражного суда о том, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат.
По мнению общества, правила, установленные для возврата излишне уплаченного налога, в полной мере должны распространяться и на возврат авансовых платежей по налогу на прибыль, являющихся способом уплаты авансом такого налога. При этом заявитель ссылается на то, что в отношении авансовых платежей по налогу на прибыль применяются те же способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате, что и в отношении налога.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 26.09.2005 N 72669, 72670), своих представителей на судебное заседание не направили.
Проверив в соответствии с материалами дела обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда отмене или изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлениями от 04.08.2003 N 318н-20/1528, 318н-20/1548 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль по состоянию на 29.07.2003 по своим структурным подразделениям, находящимся в городе Дивногорске, в сумме 456793 рублей в краевой бюджет и 108033 рублей в местный бюджет. Указанные заявления были получены инспекцией 11.08.2003.
В связи с тем, что в месячный срок налог на прибыль не был возвращен, общество на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направило инспекции требования от 06.10.2003 N 318н-20/2022, 318н-20/2021 об уплате процентов за нарушение срока возврата налога в краевой бюджет за период с 11.09.2003 по 01.10.2003 в сумме 3332 рублей 86 копеек, в местный бюджет за период с 12.09.2003 по 30.09.2003 в сумме 1436 рублей 78 копеек.
Платежными поручениями от 02.12.2003 N 3697 и 3699, от 03.12.2003 N 3583, от 04.12.2003 N 3636 обществу возвращен из краевого бюджета налог на прибыль в сумме 456792 рублей 93 копеек.
Общество считает, что у него по состоянию на 01.08.2003 образовалась переплата по налогу на прибыль в местный и региональный бюджеты, в том числе по авансовым платежам и по базе переходного периода. Так как инспекция своевременно не возвратила излишне уплаченную сумму налога, которая впоследствии была зачтена в счет уплаты текущих платежей, общество просит обязать налоговый орган вернуть 21484 рублей 84 копеек процентов.
Вывод арбитражного суда о частичном удовлетворении требований общества является правильным в связи со следующим.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
При рассмотрении дела судом установлено, что на дату обращения с заявлением в налоговый орган у налогоплательщика имелась переплата налога на прибыль в местный и региональный бюджеты - 52438 рублей. Данная переплата возникла в результате излишней уплаты налога в местный бюджет по состоянию на 01.01.2003. Также общество имеет переплату налога по базе переходного периода. Указанные обстоятельства не оспариваются налоговым органом и подтверждаются материалами дела.
В связи с нарушением инспекцией месячного срока возврата излишне уплаченного налога требования общества о начислении процентов за несвоевременный возврат признаны судом правомерными.
При этом арбитражный суд, проверив правильность произведенного заявителем расчета процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль, обоснованно пришел к выводу о том, что размер подлежащих уплате процентов составляет 8512 рублей 12 копеек.
Довод налогоплательщика о том, что правила, установленные для возврата излишне уплаченного налога, в полной мере должны распространяться и на возврат авансовых платежей по налогу на прибыль, являющихся способом уплаты авансом такого налога, не может быть учтен в связи со следующим.
Из статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода.
В силу статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль. Сумма налога на прибыль подлежит уплате по итогам налогового периода, авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Таким образом, переплата по налогу на прибыль может возникнуть только по итогам налогового периода - календарного года. Поэтому авансовые платежи по налогу на прибыль засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода и не подлежат возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе с начислением процентов, предусмотренных пунктом 9 указанной статьи.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 14 июля 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16004/03-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.10.2005 N А33-16004/03-С3-Ф02-5097/05-С1
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 18 октября 2005 г. Дело N А33-16004/03-С3-Ф02-5097/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Парской Н.Н., Юдиной Н.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" на решение от 14 июля 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16004/03-С3 (суд первой инстанции: Раздобреева И.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Красноярскэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Дивногорску Красноярского края (далее - инспекция) о признании незаконными действий по несвоевременному возврату из бюджета излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 108033 рублей и об обязании инспекции возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на прибыль в указанной сумме с начислением процентов в сумме 22854 рублей 40 копеек.
Решением суда от 10 марта 2004 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21 июня 2004 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 12 октября 2004 года указанные судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела арбитражный суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Дивногорску Красноярского края процессуальным правопреемником - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 22 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам.
Обществом заявленные требования были уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно уточненным требованиям, общество просит признать незаконным бездействие инспекции по невозврату процентов в размере 21484 рублей 84 копеек за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога и обязать инспекцию вернуть из бюджета указанную сумму процентов.
Решением суда от 14 июля 2005 года заявление общества удовлетворено частично: признано незаконным бездействие инспекции, выразившееся в невозврате процентов в сумме 8512 рублей 59 копеек, и на налоговый орган возложена обязанность вернуть обществу из бюджета проценты в указанной сумме. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда от 14 июля 2005 года не проверялись.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и обязать налоговый орган вернуть из бюджета 21484 рубля 84 копейки процентов.
Налогоплательщик не согласен с выводом арбитражного суда о том, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат.
По мнению общества, правила, установленные для возврата излишне уплаченного налога, в полной мере должны распространяться и на возврат авансовых платежей по налогу на прибыль, являющихся способом уплаты авансом такого налога. При этом заявитель ссылается на то, что в отношении авансовых платежей по налогу на прибыль применяются те же способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате, что и в отношении налога.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 26.09.2005 N 72669, 72670), своих представителей на судебное заседание не направили.
Проверив в соответствии с материалами дела обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда отмене или изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлениями от 04.08.2003 N 318н-20/1528, 318н-20/1548 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль по состоянию на 29.07.2003 по своим структурным подразделениям, находящимся в городе Дивногорске, в сумме 456793 рублей в краевой бюджет и 108033 рублей в местный бюджет. Указанные заявления были получены инспекцией 11.08.2003.
В связи с тем, что в месячный срок налог на прибыль не был возвращен, общество на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направило инспекции требования от 06.10.2003 N 318н-20/2022, 318н-20/2021 об уплате процентов за нарушение срока возврата налога в краевой бюджет за период с 11.09.2003 по 01.10.2003 в сумме 3332 рублей 86 копеек, в местный бюджет за период с 12.09.2003 по 30.09.2003 в сумме 1436 рублей 78 копеек.
Платежными поручениями от 02.12.2003 N 3697 и 3699, от 03.12.2003 N 3583, от 04.12.2003 N 3636 обществу возвращен из краевого бюджета налог на прибыль в сумме 456792 рублей 93 копеек.
Общество считает, что у него по состоянию на 01.08.2003 образовалась переплата по налогу на прибыль в местный и региональный бюджеты, в том числе по авансовым платежам и по базе переходного периода. Так как инспекция своевременно не возвратила излишне уплаченную сумму налога, которая впоследствии была зачтена в счет уплаты текущих платежей, общество просит обязать налоговый орган вернуть 21484 рублей 84 копеек процентов.
Вывод арбитражного суда о частичном удовлетворении требований общества является правильным в связи со следующим.
Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
При рассмотрении дела судом установлено, что на дату обращения с заявлением в налоговый орган у налогоплательщика имелась переплата налога на прибыль в местный и региональный бюджеты - 52438 рублей. Данная переплата возникла в результате излишней уплаты налога в местный бюджет по состоянию на 01.01.2003. Также общество имеет переплату налога по базе переходного периода. Указанные обстоятельства не оспариваются налоговым органом и подтверждаются материалами дела.
В связи с нарушением инспекцией месячного срока возврата излишне уплаченного налога требования общества о начислении процентов за несвоевременный возврат признаны судом правомерными.
При этом арбитражный суд, проверив правильность произведенного заявителем расчета процентов за несвоевременный возврат налога на прибыль, обоснованно пришел к выводу о том, что размер подлежащих уплате процентов составляет 8512 рублей 12 копеек.
Довод налогоплательщика о том, что правила, установленные для возврата излишне уплаченного налога, в полной мере должны распространяться и на возврат авансовых платежей по налогу на прибыль, являющихся способом уплаты авансом такого налога, не может быть учтен в связи со следующим.
Из статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода.
В силу статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль. Сумма налога на прибыль подлежит уплате по итогам налогового периода, авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Таким образом, переплата по налогу на прибыль может возникнуть только по итогам налогового периода - календарного года. Поэтому авансовые платежи по налогу на прибыль засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода и не подлежат возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе с начислением процентов, предусмотренных пунктом 9 указанной статьи.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14 июля 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16004/03-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Н.Н.ПАРСКАЯ
Н.М.ЮДИНА
Н.Н.ПАРСКАЯ
Н.М.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)