Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2006, 16.08.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-1339/06

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


9 августа 2006 г. Дело N А41-К2-1339/06

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2006 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2006 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М.Э., судей М.Л., Ч., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д., при участии в заседании от истца (заявителя): С.С. - адвокат (уд. N 5528 от 11.04.2005) по доверенности N 12-БРюр. от 17.01.2006 на 3 года, И. по доверенности N 3-БРюр. от 01.12.2005 на 1 год; от ответчика: В. по доверенности N 12-05/0835 от 07.08.2006 до 31.12.2006 (уд. УР N 015777 от 17.08.2005), С.Н. по доверенности N 12-28837 от 30.12.2005 по 31.12.2006 (уд. УР N 011837 от 05.05.2005), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Воскресенску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2006 г. по делу N А41-К2-1339/06, принятое судьей С., по заявлению ОАО АЦИ "Красный строитель" к ИФНС России по г. Воскресенску Московской области о признании недействительными решений от 20.03.2006 N 749, N 750, N 751 и зачете суммы земельного налога, излишне уплаченного за период 2003 - 2005 гг., в размере 13567009 руб.,
УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество асбестоцементных изделий "Комбинат Красный Строитель" (ОАО АЦИ "Комбинат Красный Строитель") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воскресенску Московской области (ИФНС России по г. Воскресенску МО) о признании недействительными решений инспекции от 20.03.2006 N 749, 750, 751 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании налогового органа произвести возврат излишне уплаченного налога за 2003 - 2005 гг. путем зачета в сумме 13567009 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2006 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г. Воскресенску Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить как незаконное и необоснованное, принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители ИФНС России по г. Воскресенску Московской области поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители ОАО АЦИ "Комбинат Красный Строитель" против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в судебном акте и отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО АЦИ "Комбинат Красный Строитель" состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Воскресенску Московской области, ИНН 5005001215 (т. 1, л.д. 41 - 42).
Общество является плательщиком земельного налога за земельный участок площадью:
- - 413531 кв. м в 2003 году;
- - 392956 кв. м в 2004 году;
- - 375456 кв. м в 2005 году, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Московская, д. 32, предоставленный ОАО АЦИ "Комбинат Красный Строитель" в бессрочное (постоянное) пользование для производственной деятельности (т. 2, л.д. 31 - 40).
ОАО АЦИ "Комбинат Красный Строитель" представило в ИФНС России по г. Воскресенску Московской области:
- - 16.06.2003 - налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, в которой с земельного участка площадью 413531 кв. м исчислило к уплате налог по налоговой ставке 16,524 руб./кв. м, в сумме 6833186 руб. (т. 1, л.д. 68 - 73, т. 2, л.д. 14);
- - 09.11.2004 - налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год, в которой с земельного участка площадью 392956 кв. м исчислило к уплате налог по налоговой ставке 18,1764 руб./кв. м, в сумме 7142526 руб. (т. 1, л.д. 57 - 61, т. 2, л.д. 13);
- - 14.06.2005 - налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 год, в которой с земельного участка площадью 375456 кв. м исчислило к уплате налог, применив налоговую ставку 19,9940 руб./кв. м, в сумме 7506867 руб. (т. 1, л.д. 43 - 47);
- - 06.09.2005 - уточненную налоговую декларацию за 2005 год, в которой с земельного участка площадью 375456 кв. м исчислило к уплате налог, применив налоговую ставку 13,3294 руб./кв. м, в сумме 5004603 руб.
Общая сумма земельного налога за 2005 год составила 5319957 руб. (т. 1, л.д. 48 - 52, т. 2, л.д. 10, 12).
Общая сумма уплаченного налога за 2003 - 2005 гг. составила 19295669 руб. (6833531 руб. (2003 г.) + 7142526 руб. (2004 г.) + 5319957 руб. (2005 г.)); данная сумма налоговым органом не оспаривается.
При этом суммы земельного налога, исчисленные по названным налоговым декларациям, уплачены Обществом в бюджет в полном объеме (т. 1, л.д. 17 - 40).
20 февраля 2006 года ОАО АЦИ "Комбинат Красный Строитель" представило в ИФНС России по г. Воскресенску Московской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 - 2005 гг.:
- - за 2003 год: сумма налога к уплате исчислена по налоговой ставке 4,4064 руб./кв. м - 1822183 руб. (т. 1, л.д. 131 - 135);
- - за 2004 год: сумма налога к уплате исчислена по налоговой ставке 4,8470 руб./кв. м - 1904658 руб. (т. 1, л.д. 136 - 140);
- - за 2005 год: сумма налога к уплате исчислена по налоговой ставке 5,3317 руб./кв. м - 2001819 руб. (т. 1, л.д. 121 - 125).
До представления уточненных налоговых деклараций - 17 октября 2005 года и 17 ноября 2005 года - ОАО АЦИ "Комбинат Красный Строитель" на основании ст. 78 НК РФ направило в ИФНС России по г. Воскресенску Московской области претензию N 03/44 и письмо N 05/44 соответственно о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2002 - 2005 гг. в сумме 16593252 руб. (т. 1, л.д. 119, 148 - 149).
Кроме того, 25 мая 2006 года налогоплательщик повторно направил письмо N 16/19 в ИФНС России по г. Воскресенску Московской области с просьбой о зачете переплаты по земельному налогу за 2003 г. - в сумме 5011003 руб., за 2004 г. - 5237867 руб., за 2005 г. - 3318138 руб. в счет предстоящих платежей (т. 2, л.д. 66).
ИФНС России по г. Воскресенску Московской области на основании ст. 88 НК РФ была проведена камеральная налоговая проверка представленных обществом уточненных налоговых деклараций, в результате которой установлено, что в указанных налоговых декларациях ставка земельного налога применена обществом без учета коэффициента 2,5 и 1,5, установленных ст. ст. 2, 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
По результатам рассмотрения материалов проверки ИФНС России по г. Воскресенску Московской области вынесены решения от 20 марта 2006 года N 749, N 750, N 751 о доначислении ОАО АЦИ "Комбинат Красный Строитель" земельного налога (т. 1, л.д. 102 - 109).
Кроме того, инспекцией в адрес общества направлено письмо от 05.12.2005 N 11-27195, в котором налоговый орган уведомил ОАО АЦИ "Комбинат Красный Строитель" о невозможности возвратить денежные средства по земельному налогу за 2002 - 2005 гг. в связи с отсутствием переплаты на лицевом счете налогоплательщика по данному налогу (т. 1, л.д. 98).
Не согласившись с решениями ИФНС России по г. Воскресенску Московской области от 20.03.2006 N 749, 750, 751, ОАО АЦИ "Комбинат Красный Строитель" обратилось в арбитражный суд.
В силу ст. ст. 3, 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом (ст. 1 указанного Закона).
Из материалов дела усматривается и налоговым органом не оспаривается, что у общества имеется в пользовании земельный участок площадью 413531 кв. м в 2003 году, 392956 кв. м в 2004 году, 375456 кв. м в 2005 году (т. 2, л.д. 31 - 40).




В силу ст. 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области. Согласно Приложению 2 (таблица 2) к Закону Московской области от 16 июня 1995 г. N 18/95-ОЗ коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в курортных зонах (курортные районы, зоны отдыха) для Московской области установлен повышающий коэффициент 2,5.
В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение "курортного района" и "зоны отдыха". В силу ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства.
В соответствии с Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Под курортным регионом понимается территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной охраны. Согласно ст. 3 данного Закона признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Земельное законодательство четко разграничивает категории и зоны земель по видам и целям их использования.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий.
В силу п. 1 ст. 96 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Земли поселений в состав земель рекреационного назначения не входят, а также не входят в состав земель пригородных зеленых зон, поскольку не выполняют назначения и функций таких земель.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" лечебно-оздоровительные местности и курорты являются особо охраняемыми природными территориями и должны быть включены в государственный кадастр.




В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.09.1991 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Согласно свидетельствам от 15.04.1993 N 381, от 04.08.1992 N 17, приложению к свидетельству от 04.08.1992 N 17, распоряжениям Главы Воскресенского района от 01.06.1993 N 449-р, от 01.06.1993 N 448-р, от 02.07.1993 N 546-р, постановлениям Главы муниципального образования "Воскресенский район" Московской области от 20.01.2005 N 43, от 23.0.2003 N 455, от 06.10.2004 N 705, ОАО АЦИ "Комбинат Красный Строитель" предоставлен для производственной деятельности земельный участок площадью 413531 кв. м в 2003 году, 392956 кв. м в 2004 году, 375456 кв. м в 2005 году (т. 2, л.д. 24 - 34).
Как следует из материалов дела, земельные участки, занимаемые ОАО АЦИ "Комбинат Красный Строитель", находятся в по ул. Московской, д. 32 г. Воскресенска Московской области и не относятся к курортной зоне; земли города Воскресенска в установленном порядке не признаны курортом, границы курорта не определены; следовательно, применение коэффициента 2,5 при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных в городе Воскресенске, недопустимо.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Инспекцией не представлено доказательств отнесения земель ОАО АЦИ "Комбинат Красный Строитель" к курортным районам или зонам отдыха, поэтому применение коэффициента 2,5 при исчислении суммы налога в данном случае неправомерно.
В соответствии с пп. "и" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В силу п. п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Ст. 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете. Формулировка этих законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 марта 2004 года N 5063/03).
Законом РФ "О плате за землю" установлена средняя ставка земельного налога; органам местного самоуправления предоставлено право дифференциации средней ставки; установлен исчерпывающий перечень полномочий власти субъектов РФ (ст. ст. 3, 4, 5, 13, 17). Таким образом, определяя средние ставки, ФЗ установил пределы, в рамках которых субъекты РФ должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что при исчислении земельного налога в уточненных налоговых декларациях общество правомерно рассчитывало сумму налога, применяя ставки земельного налога в 2003 г. - 4,4064 руб./кв. м; в 2004 г. - 4,847 руб./кв. м; в 2005 г. - 5,3317 руб./кв. м.
Согласно таблице 1 Приложения 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения до 20 тысяч человек Центрального экономического района составляет 1 руб./кв. м.




В соответствии с п. 21 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" установлено, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1 к Приложению 2 Закона "О плате за землю", в 1994 году применяются с коэффициентом 50.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." в 1995 году применяются установленные Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние размеры земельного налога за земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8 (земли поселений), 9, 10, ч. 2 ст. 11 и ч. 3 ст. 12 Закона "О плате за землю" - с коэффициентом 2. Общество применило коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
Статьей 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога за городские земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение.
Применение коэффициента, учитывающего статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, к средним ставкам земельного налога, предусмотрено абзацем 2 ст. 8 Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в соответствии с которым органы местного самоуправления наделяются правом определять размеры данных коэффициентов в зависимости от местоположения и градостроительной ценности территорий (городов).
Для земельных участков на территории Московской области коэффициенты к ставке земельного налога, учитывающие статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение предусмотрены вышеуказанным Приложением N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога применяются с коэффициентом 1,5. Налогоплательщик применил коэффициент 1,5, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. Налогоплательщик применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.




В силу ст. 1 Федерального закона от 18.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 1 января 1999 г. сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Общество применило коэффициент 1,2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Учитывая изложенное, размер ставки земельного налога составляет: в 2003 г. - 4,4064 руб./кв. м; в 2004 г. - 4,847 руб./кв. м; в 2005 г. - 5,3317 руб./кв. м.
Что касается коэффициентов, установленных в таблице N 3 "Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, социально-культурного потенциала" Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю", то они применяются в отношении земель городов с численностью населения от 100 тысяч человек. В данном случае подлежит применению Закон РФ "О плате за землю" как имеющий большую юридическую силу. Согласно справкам Отдела государственной статистики в Воскресенском районе от 31.03.2006 (т. 1, л.д. 10, т. 2, л.д. 11) в 2003 - 2005 гг. численность населения не превышала 100 тысяч человек, следовательно, применение коэффициента увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, социально-культурного потенциала неправомерно.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2006 г. по делу N А41-К2-1339/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Воскресенску Московской области - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)