Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому
на решение от 20.10.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009
по делу N А24-3781/2008 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению открытого акционерного общества "Камчатнефтепродукт"
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петропавловску-Камчатскому
о признании недействительным решения от 05.06.2008 N 11-11/42/14889 в части
Открытое акционерное общество "Камчатнефтепродукт" (далее - ООО "Камчатнефтепродукт", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция, налоговый орган) от 05.06.2008 N 11-11/42/14889 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уплаты недоимки по земельному налогу, штрафа и пеней по налогу.
Решением суда от 20.10.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным в части начисления земельного налога за 2006 год в сумме 139468 руб., пеней по этому налогу в сумме 20818,79 руб. и штрафа в сумме 27893,60 руб. Судебные акты мотивированны тем, что общество в указанный период не являлось владельцем земельного участка, следовательно, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на него не может быть возложена обязанность по уплате земельного налога за данный земельный участок.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе налогового органа, поддержанной его представителем в заседании суда кассационной инстанции, полагающего, что судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права. По мнению инспекции, возникновение и прекращение обязанности по уплате земельного налога связано с моментом внесения записи об этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем просит обжалуемые решение и постановление судов отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Общество, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, согласно представленному отзыву, против доводов, изложенных в жалобе, возражает, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя налогового органа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением градоначальника г.Петропавловска-Камчатского от 03.08.1994 N 2597 обществу предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, расположенный по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, ул.Космонавтов, кадастровый номер 41:01:010116:0038 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2002 серия 41 КО N 032396), фактически занимаемый детским садом.
Между заявителем и муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 24 общеразвивающего вида" (далее - учреждение) 20.12.2004 заключен договор мены, согласно которому общество обязуется передать в порядке обмена в оперативное управление учреждению здание детского сада с расходным складом продуктов, расположенное по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, ул.Космонавтов, 7. Государственная регистрация перехода права на здание произведена 26.01.2005 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.01.2005 серия 41 АА N 000212), фактически здание передано учреждению 20.01.2005 по акту приема-передачи.
На основании заявления общества, указанного договора мены от 20.12.2004 постановлением градоначальника г.Петропавловска-Камчатского от 05.05.2005 N 455 с изменениями, внесенными постановлением от 16.07.2007 N 1644, постановление от 03.08.1994 N 2597 признано утратившим силу, право пользования земельным участком расположенного по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, ул.Космонавтов, 7, кадастровый номер 41:01:010116:0038 - прекращенным. Запись о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования общества на рассматриваемый земельный участок в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена 15.08.2007.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления), в том числе, земельного налога.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 05.05.2008 N 11-11/25ДСП и принято решение от 05.06.2008 N 11-11/42/14889 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату земельного налога в размере 27893,60 руб. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку, в том числе, по земельному налогу в сумме 139468 руб. и пени по налогу в сумме 20818,79 руб.
Основанием начисления земельного налога, исчисления пеней и применения штрафных санкций явилось, по мнению налогового органа, неправомерное невключение в налоговую базу кадастровой стоимости в размере 9297871,20 руб., земельного участка 41:01:010116:0038, расположенного по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, ул.Космонавтов, что привело к занижению земельного налога за проверяемый период на сумму 139468 руб.
Не согласившись с решением налогового органа в указанной части, общество, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Содержание объема вещных прав титульных собственников раскрывается в статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которой приведенные термины (собственники, землевладельцы, землепользователи) применяются для целей ЗК РФ, регулирующего отношения по использованию и охране земель. Имущественные же отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством (пункт 3 статьи 3 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Аналогичные положения закреплены в статье 35 ЗК РФ.
Следовательно, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации при приобретении объекта недвижимости возникает вещное право на занимаемый указанным объектом недвижимости земельный участок, поэтому у титульного владельца объекта недвижимости возникает обязанность по уплате земельного налога.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, передан в оперативное управление учреждения 20.01.2005. Данный факт налоговым органом не оспаривается. Следовательно, после перехода объекта недвижимости в оперативное управление учреждения, общество перестало быть плательщиком земельного налога за земельный участок, на котором находится переданный объект недвижимости.
Кроме того, в силу пункта 5 статьи 53 ЗК РФ обязанность по обращению за государственной регистрацией прекращения прав на спорный земельный участок, зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возложена на орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок.
В связи с чем, являются правильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие своевременной государственной регистрации прекращения права общества на пользование земельным участком не по вине налогоплательщика не может являться основанием для возложения на него обязанности по уплате земельного налога.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не подтверждают неправильного применения судами правовых норм.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 20.10.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 по делу N А24-3781/2008 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 05.06.2009 N Ф03-2423/2009 ПО ДЕЛУ N А24-3781/2008
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2009 г. N Ф03-2423/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому
на решение от 20.10.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009
по делу N А24-3781/2008 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению открытого акционерного общества "Камчатнефтепродукт"
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петропавловску-Камчатскому
о признании недействительным решения от 05.06.2008 N 11-11/42/14889 в части
Открытое акционерное общество "Камчатнефтепродукт" (далее - ООО "Камчатнефтепродукт", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция, налоговый орган) от 05.06.2008 N 11-11/42/14889 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уплаты недоимки по земельному налогу, штрафа и пеней по налогу.
Решением суда от 20.10.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным в части начисления земельного налога за 2006 год в сумме 139468 руб., пеней по этому налогу в сумме 20818,79 руб. и штрафа в сумме 27893,60 руб. Судебные акты мотивированны тем, что общество в указанный период не являлось владельцем земельного участка, следовательно, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на него не может быть возложена обязанность по уплате земельного налога за данный земельный участок.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе налогового органа, поддержанной его представителем в заседании суда кассационной инстанции, полагающего, что судебные акты приняты с неправильным применением норм материального права. По мнению инспекции, возникновение и прекращение обязанности по уплате земельного налога связано с моментом внесения записи об этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем просит обжалуемые решение и постановление судов отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Общество, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило, согласно представленному отзыву, против доводов, изложенных в жалобе, возражает, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя налогового органа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением градоначальника г.Петропавловска-Камчатского от 03.08.1994 N 2597 обществу предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, расположенный по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, ул.Космонавтов, кадастровый номер 41:01:010116:0038 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2002 серия 41 КО N 032396), фактически занимаемый детским садом.
Между заявителем и муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 24 общеразвивающего вида" (далее - учреждение) 20.12.2004 заключен договор мены, согласно которому общество обязуется передать в порядке обмена в оперативное управление учреждению здание детского сада с расходным складом продуктов, расположенное по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, ул.Космонавтов, 7. Государственная регистрация перехода права на здание произведена 26.01.2005 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.01.2005 серия 41 АА N 000212), фактически здание передано учреждению 20.01.2005 по акту приема-передачи.
На основании заявления общества, указанного договора мены от 20.12.2004 постановлением градоначальника г.Петропавловска-Камчатского от 05.05.2005 N 455 с изменениями, внесенными постановлением от 16.07.2007 N 1644, постановление от 03.08.1994 N 2597 признано утратившим силу, право пользования земельным участком расположенного по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, ул.Космонавтов, 7, кадастровый номер 41:01:010116:0038 - прекращенным. Запись о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования общества на рассматриваемый земельный участок в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена 15.08.2007.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления), в том числе, земельного налога.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 05.05.2008 N 11-11/25ДСП и принято решение от 05.06.2008 N 11-11/42/14889 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату земельного налога в размере 27893,60 руб. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку, в том числе, по земельному налогу в сумме 139468 руб. и пени по налогу в сумме 20818,79 руб.
Основанием начисления земельного налога, исчисления пеней и применения штрафных санкций явилось, по мнению налогового органа, неправомерное невключение в налоговую базу кадастровой стоимости в размере 9297871,20 руб., земельного участка 41:01:010116:0038, расположенного по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, ул.Космонавтов, что привело к занижению земельного налога за проверяемый период на сумму 139468 руб.
Не согласившись с решением налогового органа в указанной части, общество, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Содержание объема вещных прав титульных собственников раскрывается в статье 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которой приведенные термины (собственники, землевладельцы, землепользователи) применяются для целей ЗК РФ, регулирующего отношения по использованию и охране земель. Имущественные же отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством (пункт 3 статьи 3 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Аналогичные положения закреплены в статье 35 ЗК РФ.
Следовательно, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации при приобретении объекта недвижимости возникает вещное право на занимаемый указанным объектом недвижимости земельный участок, поэтому у титульного владельца объекта недвижимости возникает обязанность по уплате земельного налога.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, передан в оперативное управление учреждения 20.01.2005. Данный факт налоговым органом не оспаривается. Следовательно, после перехода объекта недвижимости в оперативное управление учреждения, общество перестало быть плательщиком земельного налога за земельный участок, на котором находится переданный объект недвижимости.
Кроме того, в силу пункта 5 статьи 53 ЗК РФ обязанность по обращению за государственной регистрацией прекращения прав на спорный земельный участок, зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возложена на орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок.
В связи с чем, являются правильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие своевременной государственной регистрации прекращения права общества на пользование земельным участком не по вине налогоплательщика не может являться основанием для возложения на него обязанности по уплате земельного налога.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не подтверждают неправильного применения судами правовых норм.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 20.10.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2009 по делу N А24-3781/2008 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)