Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Потеевой А.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 13 сентября 2010 года по делу N А52-2827/2010 (судья Леднева О.А.),
общество с ограниченной ответственностью "Шерлок" (далее - Общество, ООО "Шерлок") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) о признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления от 18.02.2010 о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и возложении обязанности рассмотреть данное заявление.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Указывает на то, что ООО "Шерлок" нарушило срок для подачи заявления о переходе на УСН.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Шерлок" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица 08.02.2010 (свидетельство от 08.02.2010 серии 60 N 000987208).
Общество 18.02.2010 обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе на УСН.
Сообщением от 05.03.2010 N 17-09/18408 ООО "Шерлок" уведомлено о невозможности рассмотрения указанного заявления по причине нарушения сроков, установленных пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Не согласившись с бездействием налогового органа, выразившимся в нерассмотрении заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Порядок применения УСН регулируется главой 26.2 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 346.11 НК РФ названный специальный налоговый режим применяется наряду с иными режимами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном вышеуказанной главой НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 346.12 указанного Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять данный специальный налоговый режим с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Вместе с тем, положения главы 26.2 НК РФ не содержат последствий пропуска налогоплательщиком пятидневного срока на подачу заявления о переходе на УСН.
Заявление о применении УСН носит уведомительный, добровольный характер, и эта глава не предоставляет налоговым органам право запретить или разрешить налогоплательщикам применять указанную систему налогообложения.
Срок подачи заявления о переходе на УСН для вновь зарегистрированных организаций не является пресекательным.
Статьей 346.13 НК РФ не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении УСН, в том числе, в связи с нарушением им сроков подачи заявления в налоговый орган.
Из материалов дела следует, что Общество представило заявление о переходе на УСН после получения свидетельства о государственной регистрации юридического лица, то есть после того, как официально получило статус вновь зарегистрированной организации, тем самым получило возможность выбирать, какую систему налогообложения оно будет применять.
При этом заявление подано в Инспекцию до истечения установленного статьей 346.19 НК РФ налогового или отчетного периода, то есть до возникновения у ООО "Шерлок" обязанности исчислять и уплачивать налог.
Таким образом, заявление от 18.02.2010 о переходе на УСН должно быть принято Инспекцией к сведению.
В письме от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@ "Об информировании налогоплательщиков о праве применения упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога" Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) сообщила об отсутствии оснований для направления налогоплательщику уведомления о возможности или невозможности применения УСН.
В то же время, учитывая заявительный порядок перехода на применение УСН, на основании пункта 39 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н, на налоговый орган возложена обязанность в произвольной форме в общеустановленные сроки письменно проинформировать налогоплательщика, что на основании представленного им заявления он применяет УСН (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие Инспекции по нерассмотрению заявления налогоплательщика применительно к положениям пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации нарушает права и законные интересы Общества, в частности, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации право на получение по месту своего учета от налоговых органов бесплатной информации (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Ссылка подателя жалобы на письмо ФНС от 21.09.2009 N ШС-22-3/730@ "О порядке перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения", согласно которому в случае представления налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в более поздний срок, чем установлено Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговый орган вправе сообщить ему о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи, апелляционным судом не принимается.
Данное письмо указывает на право, а не обязанность налогового органа сообщить о невозможности рассмотрения такого заявления. При этом такое последствие пропуска срока подачи заявления связано с уведомительным характером заявления о переходе на УСН, то есть отсутствием у налогового органа полномочий по разрешению применения УСН. Пропуск срока подачи заявления в зависимости от его продолжительности во взаимосвязи с положениями НК РФ может повлечь невозможность применения УСН, а может и не повлечь такого последствия.
Практически такое сообщение предназначается для уведомления не только о том, что заявление оставлено без рассмотрения, но и свидетельствует о невозможности применения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) специального налогового режима в виде УСН.
В данной ситуации Инспекция не ссылается на невозможность применения Обществом УСН.
При указанных обстоятельствах сообщение Инспекции не соответствует требованиям НК РФ и нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, так как влечет за собой возможность предъявления Инспекцией требования об уплате налогов исходя из общего режима налогообложения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Псковской области от 13 сентября 2010 года по делу N А52-2827/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.11.2010 ПО ДЕЛУ N А52-2827/2010
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2010 г. по делу N А52-2827/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Потеевой А.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 13 сентября 2010 года по делу N А52-2827/2010 (судья Леднева О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шерлок" (далее - Общество, ООО "Шерлок") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция) о признании незаконным бездействия по нерассмотрению заявления от 18.02.2010 о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и возложении обязанности рассмотреть данное заявление.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Указывает на то, что ООО "Шерлок" нарушило срок для подачи заявления о переходе на УСН.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Шерлок" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица 08.02.2010 (свидетельство от 08.02.2010 серии 60 N 000987208).
Общество 18.02.2010 обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе на УСН.
Сообщением от 05.03.2010 N 17-09/18408 ООО "Шерлок" уведомлено о невозможности рассмотрения указанного заявления по причине нарушения сроков, установленных пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Не согласившись с бездействием налогового органа, выразившимся в нерассмотрении заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Порядок применения УСН регулируется главой 26.2 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 346.11 НК РФ названный специальный налоговый режим применяется наряду с иными режимами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном вышеуказанной главой НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 346.12 указанного Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять данный специальный налоговый режим с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Вместе с тем, положения главы 26.2 НК РФ не содержат последствий пропуска налогоплательщиком пятидневного срока на подачу заявления о переходе на УСН.
Заявление о применении УСН носит уведомительный, добровольный характер, и эта глава не предоставляет налоговым органам право запретить или разрешить налогоплательщикам применять указанную систему налогообложения.
Срок подачи заявления о переходе на УСН для вновь зарегистрированных организаций не является пресекательным.
Статьей 346.13 НК РФ не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении УСН, в том числе, в связи с нарушением им сроков подачи заявления в налоговый орган.
Из материалов дела следует, что Общество представило заявление о переходе на УСН после получения свидетельства о государственной регистрации юридического лица, то есть после того, как официально получило статус вновь зарегистрированной организации, тем самым получило возможность выбирать, какую систему налогообложения оно будет применять.
При этом заявление подано в Инспекцию до истечения установленного статьей 346.19 НК РФ налогового или отчетного периода, то есть до возникновения у ООО "Шерлок" обязанности исчислять и уплачивать налог.
Таким образом, заявление от 18.02.2010 о переходе на УСН должно быть принято Инспекцией к сведению.
В письме от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@ "Об информировании налогоплательщиков о праве применения упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога" Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) сообщила об отсутствии оснований для направления налогоплательщику уведомления о возможности или невозможности применения УСН.
В то же время, учитывая заявительный порядок перехода на применение УСН, на основании пункта 39 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н, на налоговый орган возложена обязанность в произвольной форме в общеустановленные сроки письменно проинформировать налогоплательщика, что на основании представленного им заявления он применяет УСН (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие Инспекции по нерассмотрению заявления налогоплательщика применительно к положениям пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации нарушает права и законные интересы Общества, в частности, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации право на получение по месту своего учета от налоговых органов бесплатной информации (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Ссылка подателя жалобы на письмо ФНС от 21.09.2009 N ШС-22-3/730@ "О порядке перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения", согласно которому в случае представления налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в более поздний срок, чем установлено Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговый орган вправе сообщить ему о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи, апелляционным судом не принимается.
Данное письмо указывает на право, а не обязанность налогового органа сообщить о невозможности рассмотрения такого заявления. При этом такое последствие пропуска срока подачи заявления связано с уведомительным характером заявления о переходе на УСН, то есть отсутствием у налогового органа полномочий по разрешению применения УСН. Пропуск срока подачи заявления в зависимости от его продолжительности во взаимосвязи с положениями НК РФ может повлечь невозможность применения УСН, а может и не повлечь такого последствия.
Практически такое сообщение предназначается для уведомления не только о том, что заявление оставлено без рассмотрения, но и свидетельствует о невозможности применения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) специального налогового режима в виде УСН.
В данной ситуации Инспекция не ссылается на невозможность применения Обществом УСН.
При указанных обстоятельствах сообщение Инспекции не соответствует требованиям НК РФ и нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, так как влечет за собой возможность предъявления Инспекцией требования об уплате налогов исходя из общего режима налогообложения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 13 сентября 2010 года по делу N А52-2827/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.В.ПОТЕЕВА
О.Б.РАЛЬКО
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.В.ПОТЕЕВА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)