Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.09.2008.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по К-му району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2008 года по делу N А14-4278-2008/27/22,
общество с ограниченной ответственностью В. (далее - ООО В., Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по К-му району г. Воронежа (далее - ИФНС России по К-му району г. Воронежа, Инспекция) о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес N 11-28/11227 от 29.05.08 г. и обязании ИФНС России по К-му району г. Воронежа зарегистрировать объекты налогообложения налогом на игорный бизнес по заявлению ООО В. о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 15.05.08 г.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2008 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ ИФНС России по К-му району г. Воронежа N 11-28/11227 от 29.05.08 г. в выдаче ООО В. свидетельства о государственной регистрации 60 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, также суд обязал Инспекцию выдать ООО В. свидетельства о регистрации 60 объектов обложения налогом на игорный бизнес (игровые автоматы, игровые столы) по месту установки - г. Воронеж, М. проспект, д. 19-г согласно поданному заявлению от 15.05.08 г.(с учетом определения Арбитражного суда Воронежской области от 16.07.2008 г. об исправлении опечатки).
ИФНС России по К-му району г. Воронежа не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.
В обоснование жалобы Инспекция ссылается на то, что Общество с 01.01.08 г. незаконно осуществляет свою деятельность, т.к. в соответствии с Законом Воронежской области N 71-ОЗ с 01.01.08 г. все организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр (кроме казино), должны прекратить свою деятельность.
При этом, Инспекция ссылается также на то, что после 01.01.2007 г. вправе продолжить свою деятельность только те игорные заведения, которые соответствуют требованиям Закона N 244-ФЗ, тогда как с заявлением о регистрации игровых столов, наличие которых является обязательным при определении игорного заведения соответствующего требованиям казино, Общество обратилось лишь 15.05.2008 г.
Также Инспекция ссылается на то, что расчет стоимости чистых активов Общества в 2005 - 2006 гг. был меньше установленного Законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. размера, указывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закон N 244-ФЗ игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы Инспекция также сослалась на то, что у генерального директора Общества, назначенного с апреля 2008 г., отсутствовали полномочия на подписание договоров в январе 2008 г.
Рассмотрение дела откладывалось.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, Обществом были представлены дополнительные доказательства, подтверждающие соответствие ООО В. ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со ст. 262 АПК РФ, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу (абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО В. осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N 004435, выданной 24.05.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму на право осуществления организации и содержания тотализаторов и игорных заведений.
ООО В. было поставлено на налоговый учет 13.12.2005 г. в ИФНС России по К-му району г. Воронежа по адресу: г. Воронеж, проспект Т., д. 67.
15 мая 2008 г. Обществом в адрес Инспекции было подано заявление о постановке на налоговый учет 60 объектов обложения налогом на игорный бизнес (10 игровых столов и 50 автоматов) по адресу: г. Воронеж, М. проспект, д. 19-г.
Письмом N 11-28/11227 от 29.05.08 г. ИФНС РФ по К-му району г. Воронежа отказала в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, мотивируя отказ тем, что в порядке п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) новые игорные заведения с 01.01.07 г. могут быть открыты исключительно в игорных зонах.
ООО В., считая, что данные действия ИФНС России по К-му району г. Воронежа являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В силу п. 3 ст. 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения (п. 4 ст. 366 НК РФ).
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения (п. 5 ст. 366 НК РФ).
Пунктом 6 ст. 366 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
В соответствии с вышеуказанными нормами, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной ст. 366 НК РФ.
Вместе с тем, в силу ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вступившим в силу с 01.01.2007 г., установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5 Закона).
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время, ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии, и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. 1 и 3 - 5 ст. 8; ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 г. (ч. 6 ст. 16 Закона).
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком налога на игорный бизнес обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Пунктом 2 ст. 366 НК РФ установлено, что регистрация объекта (объектов) налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом, в силу п. 3 ст. 30 НК РФ, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. возложен на налоговые органы.
Таким образом, обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям вышеназванного Закона, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства (Постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2008 г. по делу N А14-12009-2007/561/28).
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2007 года, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6; частями 1, 3 - 5 статьи 8; частями 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом в соответствии с п. 9 ст. 16 вышеуказанного Закона деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного данным Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям данного Федерального закона.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Исходя из вышеизложенного, организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, не отвечающие требования вышеуказанных норм законодательства, не вправе осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр после 1 июля 2007 года.
Таким образом, отказ налогового органа в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, может быть признан судом незаконным в случае соответствия организации, осуществляющей деятельность по организации и проведению азартных игр после 1 июля 2007 г., требованиям, установленным частью 6 статьи 6; частями 1, 3 - 5 статьи 8; частями 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ и отсутствии решения органа государственной власти субъекта РФ о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр. В данном случае подобное бездействие Инспекции нарушает права и законные интересы такой организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в случае не соответствия организации требованиям установленным частью 6 статьи 6; частями 1, 3 - 5 статьи 8; частями 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, а также при наличии решения органа государственной власти субъекта РФ о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр, отказ налогового органа в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, не нарушают права и законные интересы такой организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку осуществление данной деятельности запрещено законом.
Судом апелляционной инстанции учтено, что в соответствии со ст. 1 Закона Воронежской области от 25.06.2007 г. N 71-ОЗ деятельность по организации и проведению азартных игр, за исключением казино, на территории Воронежской области запрещена с 1 января 2008 года.
Таким образом, деятельность игорных заведений на территории Воронежской области до 1 января 2008 г. возможна только в случае их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6; ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8; ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, а после 1 января 2008 г. на территории Воронежской области вправе осуществлять деятельность только игорные заведения в виде казино при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к казино Законом N 244-ФЗ.
В силу ч. 6 ст. 6 Закона N 244-ФЗ стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов не может быть менее 600 миллионов.
В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения. Пунктами 3, 4, 5 данной статьи установлено, что организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр. Работниками организатора азартных игр не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет; используемое в игорном заведении игорное оборудование должно соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям и находиться в собственности организатора азартных игр. В помещении должны находиться документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования указанным требованиям.
Положения ст. 15 Закона N 244-ФЗ содержат требования, предъявляемые к букмекерским конторам и тотализаторам. При этом в соответствии с п. 1 ст. 16 данного Закона требования, установленные частью 2 ст. 15, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Исходя из вышеуказанного, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона, игорные заведения не могут быть расположены в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения; в зданиях, строениях, сооружениях автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных вокзалов, речных портов, аэропортов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта городского и пригородного сообщения; в помещениях, в которых осуществляется деятельность, не связанная с организацией и проведением азартных игр или оказанием сопутствующих азартным играм услуг; в зданиях, строениях, сооружениях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в которых расположены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения и унитарные предприятия; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, игорные заведения должны отвечать следующим требованиям: игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части; игорное заведение не может быть расположено в зданиях, строениях, сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений; площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее чем восемьсот квадратных метров, и в ней должны находиться касса игорного заведения, гардероб, места для отдыха посетителей игорного заведения, туалет. В доступном для посетителей игорного заведения месте должны быть размещены текст настоящего Федерального закона, установленные организатором азартных игр правила азартных игр и правила посещения игорного заведения, лицензия на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений; в зоне обслуживания участников азартных игр в казино должно быть установлено не менее чем десять игровых столов, а также могут быть установлены игровые автоматы, кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы. Игровые столы и игровые автоматы, установленные в казино, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр; в служебной зоне игорного заведения должны находиться помещение для отдыха работников организатора азартных игр, специально оборудованное помещение для приема, выдачи и временного хранения денежных средств, помещение для организации службы безопасности игорного заведения; в случае установки игровых автоматов в зоне обслуживания участников азартных игр в казино на данное игорное заведение распространяются требования, установленные пунктами 8, 10 настоящей части; площадь зоны обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов не может быть менее чем сто квадратных метров, и в ней должны находиться касса игорного заведения и туалет; в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы; в служебной зоне зала игровых автоматов должно находиться специально оборудованное помещение или должно быть установлено оборудование для приема, выдачи и временного хранения денежных средств; игровые автоматы, установленные в зале игровых автоматов, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр. Технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже чем девяносто процентов; организатор азартных игр в букмекерской конторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари, за исключением случаев, установленных федеральными законами; организатор азартных игр в тотализаторе обязан обеспечить участникам азартных игр возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари, в том числе при помощи специального оборудования; положения пунктов 15 - 17 настоящей части применяются также в отношении касс тотализаторов, расположенных в казино, залах игровых автоматов и букмекерских конторах.
В материалы дела Обществом были представлены документы, подтверждающие, что деятельность ООО В. соответствует вышеуказанным требованиям, предъявляемым к организатору азартных игр, а именно:
- аудиторские заключения, содержащие расчеты стоимости чистых активов ООО В. на 01.01.08 г., на 31.03.08 г., на 30.06.2008 г. по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 02.05.2007 г. N 29н, из которых следует, что размер чистых активов Общества на 01.01.08 г., на 31.03.08 г., на 30.06.2008 г. составляет соответственно 622 млн. рублей, 643 млн. рублей, 633,5 млн. рублей
- - свидетельство от 11.09.2003 г., в соответствии с которым Общество является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке на территории Российской Федерации;
- - лицензия N 004435, выданной 24.05.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму на право осуществления организации и содержания тотализаторов и игорных заведений;
- - договор аренды N 3 от 21.06.2008 г., приложения N 1 и N 2 к данному договору, в которых указан план расположения помещений на 1 и 2 этажах, из которых следует, что игорное заведение разбито на зону обслуживания (игорная зона) и служебную зону. При этом, зона обслуживания составляет 800 кв. м., а общая площадь игорного заведения составляет 820 кв. м. В зоне обслуживания размещены в том числе касса игорного заведения и туалет. В служебной зоне игорного заведения расположены помещения для отдыха работников организатора азартных игр, специально оборудованное помещение для приема, выдачи и временного хранения денежных средств, помещение для организации службы безопасности игорного заведения;
- - договоры купли-продажи автоматов, игровых столов, акты приемки-передачи объектов основных средств, в соответствии с которыми, автоматы и игровые столы находятся в собственности организатора азартных игр;
- - декларации соответствия игрового оборудования требованиям, предъявляемым к игровому аппарату, а также акты о проведении контроля за игровыми автоматами с денежным выигрышем, подтверждающие, что технологически заложенный средний процент выигрыша составляет не менее 90% а также отсутствие недекларированных возможностей по изменению процента выигрыша;
- - список сотрудников обособленного подразделения (М. проспект, 19-г), из которого следует, что все сотрудники подразделения старше 18 лет;
- - отчет организатора азартных игр, представляемый в ФНС России по состоянию на 30.06.08 г.
При этом, Инспекции была предоставлена возможность представить возражения относительно представленных Обществом документов. Каких-либо возражений Инспекцией не заявлено. Доказательств, опровергающих содержание вышеуказанных документов, Инспекцией не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, для лицензиатов срок действия лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, выданных до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ и действующих на день его вступления в силу, продлевается до 30 июня 2009 г. вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО В. зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 39 по г. Москве 11.09.2003 г. за N и осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N 004435, выданной 24.05.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму на право осуществления организации и содержания тотализаторов и игорных заведений.
Инспекцией не представлено в суд доказательств отзыва названной лицензии Общества, либо несоответствия ООО В. ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные Обществом доказательства в подтверждение соответствия Общества требованиям установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанным требованиям Общество соответствует.
Судом не принимается довод Инспекции о том, что Общество с 01.01.08 г. незаконно осуществляет свою деятельность, т.к. в соответствии с Законом N 244-ФЗ, Законом Воронежской области N 71-ОЗ все организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр (кроме казино), должны прекратить свою деятельность, в силу следующего.
Согласно ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Федеральным законом N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ.
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время, ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии, и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. 1 и 3 - 5 ст. 8; ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 (ч. 6 ст. 16 Закона).
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, если игорное заведение (в любом его виде - зал игровых автоматов или казино) на 01.01.07 г. соответствовало требованиям Закона N 244-ФЗ, то оно вправе заниматься указанной деятельностью и после указанной даты с учетом того, что на территории Воронежской области с 01.01.2008 г. вправе осуществлять свою деятельность игорные заведения в виде казино.
Доводы апелляционной жалобы о создании Обществом нового игорного заведения в нарушение п. 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ судом апелляционной инстанции не принимаются.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона N 244-ФЗ игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
В деле имеется уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, из которого следует, что ООО В. 19.12.2005 г. поставлено на учет по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г. Воронеж, М. проспект, 19-г, т.е. до вступления в силу Закона N 244-ФЗ.
Также судом апелляционной инстанции не могут быть приняты доводы Инспекции о том, что стоимость чистых активов Общества в 2005 - 2006 гг. была менее 600 млн. рублей в силу следующего, в связи с чем, по мнению Инспекции, деятельность Общества не соответствует требованиям Федерального закона N 244-ФЗ.
В силу ч. 6 ст. 6 Закона N 244-ФЗ стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов не может быть менее 600 миллионов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закон N 244-ФЗ вступил в силу 1 января 2007 г., в том числе и в части ограничений стоимости чистых активов игорного заведения.
Таким образом, требования закона к стоимости чистых активов игорного заведения не могут распространяться на время до вступления в силу Закона N 244-ФЗ, поскольку данными положениями Закона не предусмотрено придание им обратной силы.
Следовательно, указанные Инспекцией обстоятельства не могут свидетельствовать о несоответствии Общества требованиям казино в 2008 г.
В соответствии с п. п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными о обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, суд первой инстанции, установив незаконность отказа ИФНС России по К-му району г. Воронежа N 11-28/11227 от 29.05.08 г. в выдаче ООО В. свидетельства о государственной регистрации 60 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, обоснованно обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по К-му району г. Воронежа выдать ООО В. свидетельства о регистрации 60 объектов обложения налогом на игорный бизнес (игровые автоматы, игровые столы) по месту установки - г. Воронеж, М. проспект, д. 19-г согласно поданному заявлению от 15.05.08 г.
Довод Инспекции об отсутствии полномочий у генерального директора на подписание договоров не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку из имеющегося в материалах дела Устава Общества (пункт 10) следует, что генеральный директор избирается ежегодно сроком на один год, причем избираться одно и то же лицо может неограниченное число раз.
Доказательств подписания спорных договоров неуполномоченным лицом, а также доказательств того, что договоры купли-продажи не были исполнены, Инспекцией не представлено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2008 года по делу N А14-4278-2008/27/22 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по К-му району г. Воронежа без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2008 года по делу N А14-4278-2008/27/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по К-му району г. Воронежа без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2008 ПО ДЕЛУ N А14-4278/2008/27/22
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2008 г. по делу N А14-4278/2008/27/22
Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.09.2008.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по К-му району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2008 года по делу N А14-4278-2008/27/22,
установил:
общество с ограниченной ответственностью В. (далее - ООО В., Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по К-му району г. Воронежа (далее - ИФНС России по К-му району г. Воронежа, Инспекция) о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес N 11-28/11227 от 29.05.08 г. и обязании ИФНС России по К-му району г. Воронежа зарегистрировать объекты налогообложения налогом на игорный бизнес по заявлению ООО В. о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 15.05.08 г.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2008 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ ИФНС России по К-му району г. Воронежа N 11-28/11227 от 29.05.08 г. в выдаче ООО В. свидетельства о государственной регистрации 60 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, также суд обязал Инспекцию выдать ООО В. свидетельства о регистрации 60 объектов обложения налогом на игорный бизнес (игровые автоматы, игровые столы) по месту установки - г. Воронеж, М. проспект, д. 19-г согласно поданному заявлению от 15.05.08 г.(с учетом определения Арбитражного суда Воронежской области от 16.07.2008 г. об исправлении опечатки).
ИФНС России по К-му району г. Воронежа не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.
В обоснование жалобы Инспекция ссылается на то, что Общество с 01.01.08 г. незаконно осуществляет свою деятельность, т.к. в соответствии с Законом Воронежской области N 71-ОЗ с 01.01.08 г. все организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр (кроме казино), должны прекратить свою деятельность.
При этом, Инспекция ссылается также на то, что после 01.01.2007 г. вправе продолжить свою деятельность только те игорные заведения, которые соответствуют требованиям Закона N 244-ФЗ, тогда как с заявлением о регистрации игровых столов, наличие которых является обязательным при определении игорного заведения соответствующего требованиям казино, Общество обратилось лишь 15.05.2008 г.
Также Инспекция ссылается на то, что расчет стоимости чистых активов Общества в 2005 - 2006 гг. был меньше установленного Законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. размера, указывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закон N 244-ФЗ игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы Инспекция также сослалась на то, что у генерального директора Общества, назначенного с апреля 2008 г., отсутствовали полномочия на подписание договоров в январе 2008 г.
Рассмотрение дела откладывалось.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, Обществом были представлены дополнительные доказательства, подтверждающие соответствие ООО В. ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы в соответствии со ст. 262 АПК РФ, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу (абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО В. осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N 004435, выданной 24.05.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму на право осуществления организации и содержания тотализаторов и игорных заведений.
ООО В. было поставлено на налоговый учет 13.12.2005 г. в ИФНС России по К-му району г. Воронежа по адресу: г. Воронеж, проспект Т., д. 67.
15 мая 2008 г. Обществом в адрес Инспекции было подано заявление о постановке на налоговый учет 60 объектов обложения налогом на игорный бизнес (10 игровых столов и 50 автоматов) по адресу: г. Воронеж, М. проспект, д. 19-г.
Письмом N 11-28/11227 от 29.05.08 г. ИФНС РФ по К-му району г. Воронежа отказала в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, мотивируя отказ тем, что в порядке п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) новые игорные заведения с 01.01.07 г. могут быть открыты исключительно в игорных зонах.
ООО В., считая, что данные действия ИФНС России по К-му району г. Воронежа являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В силу п. 3 ст. 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения (п. 4 ст. 366 НК РФ).
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения (п. 5 ст. 366 НК РФ).
Пунктом 6 ст. 366 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
В соответствии с вышеуказанными нормами, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной ст. 366 НК РФ.
Вместе с тем, в силу ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вступившим в силу с 01.01.2007 г., установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5 Закона).
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время, ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии, и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. 1 и 3 - 5 ст. 8; ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 г. (ч. 6 ст. 16 Закона).
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком налога на игорный бизнес обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Пунктом 2 ст. 366 НК РФ установлено, что регистрация объекта (объектов) налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом, в силу п. 3 ст. 30 НК РФ, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. возложен на налоговые органы.
Таким образом, обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям вышеназванного Закона, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства (Постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2008 г. по делу N А14-12009-2007/561/28).
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2007 года, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6; частями 1, 3 - 5 статьи 8; частями 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом в соответствии с п. 9 ст. 16 вышеуказанного Закона деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного данным Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям данного Федерального закона.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Исходя из вышеизложенного, организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, не отвечающие требования вышеуказанных норм законодательства, не вправе осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр после 1 июля 2007 года.
Таким образом, отказ налогового органа в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, может быть признан судом незаконным в случае соответствия организации, осуществляющей деятельность по организации и проведению азартных игр после 1 июля 2007 г., требованиям, установленным частью 6 статьи 6; частями 1, 3 - 5 статьи 8; частями 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ и отсутствии решения органа государственной власти субъекта РФ о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр. В данном случае подобное бездействие Инспекции нарушает права и законные интересы такой организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в случае не соответствия организации требованиям установленным частью 6 статьи 6; частями 1, 3 - 5 статьи 8; частями 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, а также при наличии решения органа государственной власти субъекта РФ о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр, отказ налогового органа в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, не нарушают права и законные интересы такой организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку осуществление данной деятельности запрещено законом.
Судом апелляционной инстанции учтено, что в соответствии со ст. 1 Закона Воронежской области от 25.06.2007 г. N 71-ОЗ деятельность по организации и проведению азартных игр, за исключением казино, на территории Воронежской области запрещена с 1 января 2008 года.
Таким образом, деятельность игорных заведений на территории Воронежской области до 1 января 2008 г. возможна только в случае их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6; ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8; ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, а после 1 января 2008 г. на территории Воронежской области вправе осуществлять деятельность только игорные заведения в виде казино при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к казино Законом N 244-ФЗ.
В силу ч. 6 ст. 6 Закона N 244-ФЗ стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов не может быть менее 600 миллионов.
В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения. Пунктами 3, 4, 5 данной статьи установлено, что организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр. Работниками организатора азартных игр не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет; используемое в игорном заведении игорное оборудование должно соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям и находиться в собственности организатора азартных игр. В помещении должны находиться документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования указанным требованиям.
Положения ст. 15 Закона N 244-ФЗ содержат требования, предъявляемые к букмекерским конторам и тотализаторам. При этом в соответствии с п. 1 ст. 16 данного Закона требования, установленные частью 2 ст. 15, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Исходя из вышеуказанного, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона, игорные заведения не могут быть расположены в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения; в зданиях, строениях, сооружениях автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных вокзалов, речных портов, аэропортов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта городского и пригородного сообщения; в помещениях, в которых осуществляется деятельность, не связанная с организацией и проведением азартных игр или оказанием сопутствующих азартным играм услуг; в зданиях, строениях, сооружениях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в которых расположены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения и унитарные предприятия; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, игорные заведения должны отвечать следующим требованиям: игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части; игорное заведение не может быть расположено в зданиях, строениях, сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений; площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее чем восемьсот квадратных метров, и в ней должны находиться касса игорного заведения, гардероб, места для отдыха посетителей игорного заведения, туалет. В доступном для посетителей игорного заведения месте должны быть размещены текст настоящего Федерального закона, установленные организатором азартных игр правила азартных игр и правила посещения игорного заведения, лицензия на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений; в зоне обслуживания участников азартных игр в казино должно быть установлено не менее чем десять игровых столов, а также могут быть установлены игровые автоматы, кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы. Игровые столы и игровые автоматы, установленные в казино, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр; в служебной зоне игорного заведения должны находиться помещение для отдыха работников организатора азартных игр, специально оборудованное помещение для приема, выдачи и временного хранения денежных средств, помещение для организации службы безопасности игорного заведения; в случае установки игровых автоматов в зоне обслуживания участников азартных игр в казино на данное игорное заведение распространяются требования, установленные пунктами 8, 10 настоящей части; площадь зоны обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов не может быть менее чем сто квадратных метров, и в ней должны находиться касса игорного заведения и туалет; в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы; в служебной зоне зала игровых автоматов должно находиться специально оборудованное помещение или должно быть установлено оборудование для приема, выдачи и временного хранения денежных средств; игровые автоматы, установленные в зале игровых автоматов, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр. Технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже чем девяносто процентов; организатор азартных игр в букмекерской конторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари, за исключением случаев, установленных федеральными законами; организатор азартных игр в тотализаторе обязан обеспечить участникам азартных игр возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари, в том числе при помощи специального оборудования; положения пунктов 15 - 17 настоящей части применяются также в отношении касс тотализаторов, расположенных в казино, залах игровых автоматов и букмекерских конторах.
В материалы дела Обществом были представлены документы, подтверждающие, что деятельность ООО В. соответствует вышеуказанным требованиям, предъявляемым к организатору азартных игр, а именно:
- аудиторские заключения, содержащие расчеты стоимости чистых активов ООО В. на 01.01.08 г., на 31.03.08 г., на 30.06.2008 г. по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 02.05.2007 г. N 29н, из которых следует, что размер чистых активов Общества на 01.01.08 г., на 31.03.08 г., на 30.06.2008 г. составляет соответственно 622 млн. рублей, 643 млн. рублей, 633,5 млн. рублей
- - свидетельство от 11.09.2003 г., в соответствии с которым Общество является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке на территории Российской Федерации;
- - лицензия N 004435, выданной 24.05.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму на право осуществления организации и содержания тотализаторов и игорных заведений;
- - договор аренды N 3 от 21.06.2008 г., приложения N 1 и N 2 к данному договору, в которых указан план расположения помещений на 1 и 2 этажах, из которых следует, что игорное заведение разбито на зону обслуживания (игорная зона) и служебную зону. При этом, зона обслуживания составляет 800 кв. м., а общая площадь игорного заведения составляет 820 кв. м. В зоне обслуживания размещены в том числе касса игорного заведения и туалет. В служебной зоне игорного заведения расположены помещения для отдыха работников организатора азартных игр, специально оборудованное помещение для приема, выдачи и временного хранения денежных средств, помещение для организации службы безопасности игорного заведения;
- - договоры купли-продажи автоматов, игровых столов, акты приемки-передачи объектов основных средств, в соответствии с которыми, автоматы и игровые столы находятся в собственности организатора азартных игр;
- - декларации соответствия игрового оборудования требованиям, предъявляемым к игровому аппарату, а также акты о проведении контроля за игровыми автоматами с денежным выигрышем, подтверждающие, что технологически заложенный средний процент выигрыша составляет не менее 90% а также отсутствие недекларированных возможностей по изменению процента выигрыша;
- - список сотрудников обособленного подразделения (М. проспект, 19-г), из которого следует, что все сотрудники подразделения старше 18 лет;
- - отчет организатора азартных игр, представляемый в ФНС России по состоянию на 30.06.08 г.
При этом, Инспекции была предоставлена возможность представить возражения относительно представленных Обществом документов. Каких-либо возражений Инспекцией не заявлено. Доказательств, опровергающих содержание вышеуказанных документов, Инспекцией не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, для лицензиатов срок действия лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, выданных до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ и действующих на день его вступления в силу, продлевается до 30 июня 2009 г. вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО В. зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 39 по г. Москве 11.09.2003 г. за N и осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N 004435, выданной 24.05.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму на право осуществления организации и содержания тотализаторов и игорных заведений.
Инспекцией не представлено в суд доказательств отзыва названной лицензии Общества, либо несоответствия ООО В. ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные Обществом доказательства в подтверждение соответствия Общества требованиям установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанным требованиям Общество соответствует.
Судом не принимается довод Инспекции о том, что Общество с 01.01.08 г. незаконно осуществляет свою деятельность, т.к. в соответствии с Законом N 244-ФЗ, Законом Воронежской области N 71-ОЗ все организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр (кроме казино), должны прекратить свою деятельность, в силу следующего.
Согласно ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Федеральным законом N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ.
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время, ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии, и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. 1 и 3 - 5 ст. 8; ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 (ч. 6 ст. 16 Закона).
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, если игорное заведение (в любом его виде - зал игровых автоматов или казино) на 01.01.07 г. соответствовало требованиям Закона N 244-ФЗ, то оно вправе заниматься указанной деятельностью и после указанной даты с учетом того, что на территории Воронежской области с 01.01.2008 г. вправе осуществлять свою деятельность игорные заведения в виде казино.
Доводы апелляционной жалобы о создании Обществом нового игорного заведения в нарушение п. 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ судом апелляционной инстанции не принимаются.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона N 244-ФЗ игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
В деле имеется уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, из которого следует, что ООО В. 19.12.2005 г. поставлено на учет по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г. Воронеж, М. проспект, 19-г, т.е. до вступления в силу Закона N 244-ФЗ.
Также судом апелляционной инстанции не могут быть приняты доводы Инспекции о том, что стоимость чистых активов Общества в 2005 - 2006 гг. была менее 600 млн. рублей в силу следующего, в связи с чем, по мнению Инспекции, деятельность Общества не соответствует требованиям Федерального закона N 244-ФЗ.
В силу ч. 6 ст. 6 Закона N 244-ФЗ стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов не может быть менее 600 миллионов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закон N 244-ФЗ вступил в силу 1 января 2007 г., в том числе и в части ограничений стоимости чистых активов игорного заведения.
Таким образом, требования закона к стоимости чистых активов игорного заведения не могут распространяться на время до вступления в силу Закона N 244-ФЗ, поскольку данными положениями Закона не предусмотрено придание им обратной силы.
Следовательно, указанные Инспекцией обстоятельства не могут свидетельствовать о несоответствии Общества требованиям казино в 2008 г.
В соответствии с п. п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными о обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, суд первой инстанции, установив незаконность отказа ИФНС России по К-му району г. Воронежа N 11-28/11227 от 29.05.08 г. в выдаче ООО В. свидетельства о государственной регистрации 60 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, обоснованно обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по К-му району г. Воронежа выдать ООО В. свидетельства о регистрации 60 объектов обложения налогом на игорный бизнес (игровые автоматы, игровые столы) по месту установки - г. Воронеж, М. проспект, д. 19-г согласно поданному заявлению от 15.05.08 г.
Довод Инспекции об отсутствии полномочий у генерального директора на подписание договоров не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку из имеющегося в материалах дела Устава Общества (пункт 10) следует, что генеральный директор избирается ежегодно сроком на один год, причем избираться одно и то же лицо может неограниченное число раз.
Доказательств подписания спорных договоров неуполномоченным лицом, а также доказательств того, что договоры купли-продажи не были исполнены, Инспекцией не представлено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2008 года по делу N А14-4278-2008/27/22 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по К-му району г. Воронежа без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2008 года по делу N А14-4278-2008/27/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по К-му району г. Воронежа без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)