Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 июля 2005 г. Дело N 10АП-1490/05-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2005 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2005 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей - К.А.М., М.Э.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Р.В., при участии в заседании: от истца (заявителя) - Р., дов. N 9 от 19.11.04, К.И.И., протокол N 3 от 27.02.04, Т., ордер N 053596 от 07.07.05, от ответчика - Щ., дов. от 24.01.05 N 12-1, от третьего лица - В., дов. от 12.01.04, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу КУИ г. Лыткарино на решение Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2005 г. по делу N А41-К2-16628/03, принятое судьей Р., по иску ООО "Барьер" к ИФНС России г. Лыткарино, третье лицо - КУИ г. Лыткарино, о признании недействительным решения, возврате суммы излишне уплаченного налога,
ООО "Барьер" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИМНС РФ г. Лыткарино о признании недействительным решения ИФНС России N 22/06 от 12.09.2003 в части доначисления налога по лицевому счету в сумме 732689,02 руб., признании незаконным отказа ИФНС России в возврате указанной суммы налога, обязании ИФНС России г. Лыткарино возвратить заявителю излишне уплаченный земельный налог в сумме 732869 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 августа 2004 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным решение ИМНС РФ г. Лыткарино N 22/06 от 12.09.2003 в части доначисления суммы земельного налога по лицевому счету - 637089,97 руб.
Признан незаконным отказ ИМНС РФ г. Лыткарино в возврате излишне уплаченной суммы налога в сумме 637089,97 руб.
ИМНС РФ г. Лыткарино обязана возвратить ООО "Барьер" излишне уплаченную сумму земельного налога - 637089,97 руб.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2005 г. решение Арбитражного суда Московской области от 31 августа 2004 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При этом суд кассационной инстанции указал, что из решения арбитражного суда не усматривается, какие фактические обстоятельства были установлены судом и какие доказательства исследовались при принятии судом решения о частичном удовлетворении заявленных требований. Кроме того, суд не привел в решении расчет суммы налога, которая возвращается налогоплательщику, не указал, по каким основаниям отклонил доводы и доказательства ИМНС РФ г. Лыткарино о том, что повышающие коэффициенты, установленные Законом Московской области от 16.06.1995, применены правильно.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2005 г. признано недействительным решение ИФНС России г. Лыткарино Московской области N 22/06 от 12.09.2003 в части доначисления земельного налога за 2000 г. в сумме 33547,80 руб., за 2001 г. - в сумме 201286,80 руб., за 2002 г. - в сумме 402255,86 руб.
ИФНС России г. Лыткарино обязана возвратить ООО "Барьер" излишне уплаченный земельный налог в сумме 637089,97 руб. за 2000 г., 2001 г., 2002 г.
Комитет по управлению имуществом г. Лыткарино, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, считает решение суда незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы Комитет по управлению имуществом указал, что решение Арбитражного суда Московской области о признании недействительным решения ИФНС России г. Лыткарино N 22/06 от 12.09.2003 в части доначисления земельного налога за 2000 г. в сумме 33547,80 руб., за 2001 г. в сумме 201286,80 руб., за 2002 г. в сумме 402255,86 руб. является незаконным, так как ООО "Барьер" такого требования не заявляло и арбитражный суд вышел за пределы заявленного спора.
В нарушение п. 2 ч. 4 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд не сослался на норму материального права, которой не соответствует решение ИФНС России г. Лыткарино N 22/06 от 12.09.2003.
Карточки лицевого счета являются внутренними документами ИФНС России г. Лыткарино, и отраженная в них информация не может породить для налогоплательщика - ООО "Барьер" никаких правовых последствий.
Решение Арбитражного суда Московской области от 25.04.2005 в части понуждения ИФНС России г. Лыткарино возвратить сумму земельного налога в размере 637089,97 руб. за 2000 г., 2001 г., 2002 г. не соответствует фактическим обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права.
В судебном заседании не установлено факта переплаты ООО "Барьер" земельного налога.
ООО "Барьер" в качестве доказательств переплаты суммы земельного налога сослалось на нормы федерального законодательства и предъявило в ИФНС России г. Лыткарино уточненную налоговую декларацию, согласно которой сумма земельного налога, подлежащего уплате, подлежала уменьшению.
Арбитражный суд Московской области, по мнению КУИ г. Лыткарино, необоснованно принял уточненную налоговую декларацию, неправомерно установил ставки земельного налога на 2000 - 2002 гг., что не входит в компетенцию Арбитражного суда Московской области.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
ИФНС России г. Лыткарино не принимала 12.09.2003 решения об отказе в возврате ООО "Барьер" суммы земельного налога в размере 637089,97 руб., суд не признал бездействие ИФНС России г. Лыткарино незаконным.
На основании изложенного КУИ г. Лыткарино просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении требований ООО "Барьер" отказать.
ИФНС России г. Лыткарино в судебное заседание явилась, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом поддерживает, указав, что 18.07.2003 в ИФНС России г. Лыткарино ООО "Барьер" были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на землю в 2000 г., 2001 г., 2002 г. и одновременно заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 732869,02 руб.
На основе представленных налоговых деклараций по земельному налогу налоговой инспекцией в соответствии со ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка.
При проведении проверки было установлено занижение земельного налога в сумме 732869,02 руб. в результате неправильного применения ставки земельного налога.
Так как на момент проведения камеральной проверки в лицевом счете налогоплательщика значилась переплата в сумме 732869,02 руб., которая образовалась после уменьшения начисленных сумм земельного налога в связи с представлением уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 г., 2001 г., 2002 г. налоговой инспекцией по результатам проведенной камеральной проверки было принято решение N 22/06 об отказе в привлечении к налоговой ответственности ООО "Барьер" в связи с отсутствием события правонарушения и доначислении земельного налога в сумме 732869,02 руб. за 2000 г., 2001 г., 2002 г.
Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.
Положения Федеральных законов о федеральном бюджете РФ о коэффициенте ставки земельного налога не вводят новых либо иных оснований возникновения, изменения и порядка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Федеральные законы о федеральном бюджете не являются актами законодательства о налогах и сборах в силу ст. 2 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей, что бюджетное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним Федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год являются структурными элементами бюджетного законодательства РФ и регулируют бюджетные правоотношения.
В соответствии со ст. 1 НК РФ, ст. 2 Бюджетного кодекса РФ к нормам Федеральных законов о федеральном бюджете РФ не применимо положение ст. 5 НК РФ о вступлении в силу актов законодательства о налогах и сборах, а следует руководствоваться ст. 5 Бюджетного кодекса РФ, которой установлено, что Закон о бюджете вступает в силу со дня его подписания.
Индексация ставок земельного налога в зависимости от динамики изменения минимального размера оплаты труда была предусмотрена с 1995 г. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" от 09.08.1994 N 22-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" от 27.12.1993 N 2118-1 земельный налог устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению N 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
В соответствии со ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.95 средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 настоящего Закона увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень социально-культурного потенциала и местоположения.
Коэффициент из таблицы 3 Приложения N 2 к Закону РФ N 1738-1 не подлежит применению на территории г. Лыткарино, так как в указанной таблице приведены "Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала" для групп городов с численностью от 100 тысяч человек.
Коэффициент из Приложения N 7 Закона Московской области N 18/95-ОЗ подлежит применению на территории г. Лыткарино, так как в указанном Приложении приведены "Коэффициенты увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса городов и поселков" в соответствии с оценочной зоной, для города Лыткарино - это зеленая зона ближнего Подмосковья.
Основания для неприменения на территории г. Лыткарино коэффициента, установленного ст. 9 Закона Московской области N 18/95-ОЗ, отсутствуют.
На основании изложенного ИФНС России г. Лыткарино просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении требований ООО "Барьер" отказать.
ООО "Барьер" в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений заявитель указал, что ООО "Барьер" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 2,52808 га, расположенный по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Заводская.
За период с 2000 г. по 2002 г. ООО "Барьер" уплатило земельный налог в размере:
- ноябрь - декабрь 2000 г. - 38709 руб.;
- 2001 г. - 232254 руб.;
- 2002 г. - 464140,80 руб.
При расчете суммы налога применялись следующие ставки: 2000 г. - 91800 руб., 2001 г. - 91800 руб., 2002 г. - 183600 руб., установленные Федеральным законом N 1738-1 от 11.10.1991, Федеральным законом N 22-ФЗ от 09.08.94, Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 N 562, Постановлением Правительства РФ от 03.03.1996 N 378, Федеральным законом N 29-ФЗ от 26.02.1997, Федеральным законом N 162-ФЗ от 28.10.1998, Федеральным законом N 36-ФЗ от 22.02.1999, Федеральным законом N 227-ФЗ от 31.12.1999, Федеральным законом N 163-ФЗ от 14.12.2001.
При исчислении земельного налога применялась ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ, устанавливающая повышающий коэффициент за земли городов - 2,5 по отношению к федеральному законодательству, и Приложение N 7, устанавливающее коэффициент увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и местонахождения города в размере 3,0 для г. Лыткарино.
ООО "Барьер" считает, что им неправильно рассчитан земельный налог, в результате чего произошла переплата за период с 2000 г. по 2002 г.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты земельного законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Налоговым периодом по земельному налогу в силу ст. 3 ФЗ "О плате за землю" является календарный год.
В силу изложенного со дня введения в действие первой части Налогового кодекса РФ любые законодательные акты, ухудшающие положение налогоплательщиков, для вступления в силу с 1 января очередного календарного года должны быть опубликованы не позднее 30 ноября предыдущего года.
Закон РФ "О федеральном бюджете на 1999 г." от 22.02.1999 был опубликован 25.02.1999.
Закон РФ "О федеральном бюджете на 2000 г." от 31.12.1999 - 05.01.2000.
Закон РФ "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 - 20.12.2001.
Необоснованным является вывод ИФНС России г. Лыткарино Московской области о том, что Бюджетный кодекс, Федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год относятся исключительно к бюджетному законодательству, а не к законодательству о налогах и сборах.
При расчете земельного налога за 2000 - 2002 гг. необоснованно применялись повышающие коэффициенты, установленные Законом РФ "О федеральном бюджете на 1999 г." от 22.02.1999, Законом РФ "О федеральном бюджете на 2000 г." от 31.12.1999 и Законом РФ "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001.
Необоснованно были применены повышающие коэффициенты, установленные Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ.
ООО "Барьер" считает, что при расчете земельного налога должны действовать ставки, установленные федеральным законодательством до 01.01.1998.
Коэффициенты, установленные федеральными законами за предыдущие налоговые периоды, действовали только в эти периоды и были ограничены по сроку их действия.
В силу изложенного базовой ставкой по земельному налогу за 2001 г. и 2002 г. является ставка, установленная Законом РФ "О плате за землю", а именно 1,7 руб. (с учетом деноминации 0,0017 руб.) за 1 кв. м.
ООО "Барьер" должен уплатить земельный налог:
- за ноябрь - декабрь 2000 г. в сумме 2148,87 руб. (0,51 x 25280,8 / 12 x 2);
- за 2001 г. - 42,98 руб. - 0,0017 x 25280,8;
- за 2002 г. - 0,0017 x 25280,8 - 42,98 руб.
Таким образом, переплата земельного налога за период с 2000 г. по 2002 г. равна 732868,97 руб.
Учитывая указания кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московского округа, которые в соответствии со ст. 289 АПК РФ обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, заслушав доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом г. Лыткарино, ИФНС России г. Лыткарино, возражения ООО "Барьер", апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ООО "Барьер" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 2,5280 га, расположенный по адресу: Московская область, г. Лыткарино, квартал 3а, ул. Заводская (л. д. 53, т. 1).
За период с 2000 г. по 2002 г. ООО "Барьер" уплатило земельный налог в сумме 735103 руб., в том числе за ноябрь - декабрь 2000 г. - 38709 руб., за 2001 г. - 232254 руб., за 2002 г. - 464140,80 руб.
При расчете земельного налога применялись следующие ставки: за 2000 г. - 91800 руб. за 1 га в год, за 2001 г. - 91800 руб. за 1 га в год, за 2002 г. - 183600 руб. за 1 га в год.
Указанные размеры ставок определены на основании базового норматива средней ставки земельного налога (таблица 1 Приложения 2 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1) с учетом повышающих коэффициентов, установленных следующими законодательными актами:
- Федеральный закон N 9-ФЗ от 1 июля 1994 г. "О федеральном бюджете на 1994 г.";
- Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.";
- Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 г.";
- Федеральный закон N 29-ФЗ от 26 февраля 1997 г. "О федеральном бюджете на 1997 г.";
- Федеральный закон N 162-ФЗ от 28 октября 1998 г. "О ставках земельного налога в 1998 г.";
- Федеральный закон N 36-ФЗ от 22 февраля 1999 г. "О федеральном бюджете на 1999 г.";
- Федеральный закон N 227-ФЗ от 31 декабря 1999 г. "О федеральном бюджете на 2000 г.";
- Федеральный закон N 150-ФЗ от 27 декабря 2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 г.";
- Федеральный закон N 163-ФЗ от 14 декабря 2001 г. "Об индексации ставок земельного налога";
- Закон Московской области "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ от 16 июня 1995 г.;
- постановление главы администрации г. Лыткарино N 952-П от 11.09.1995 "О плате за землю в г. Лыткарино Московской области";
- решение Совета депутатов г. Лыткарино "Об утверждении ставок и сроков уплаты земельного налога на территории г. Лыткарино".
18.07.2003 ООО "Барьер" представило в ИМНС России г. Лыткарино уточненные налоговые декларации по налогу на землю за 2001 г., 2002 г. и в соответствии со ст. 78 НК РФ обратилось в ИМНС РФ г. Лыткарино с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога - 732869,02 руб., указав, что при расчете земельного налога за 2000 - 2002 гг. необоснованно применялись повышающие коэффициенты, установленные Законом РФ от 22.02.1999 "О федеральном бюджете на 1999 г.", Законом РФ от 31.12.1999 "О федеральном бюджете на 2000 г.", Законом РФ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", Законом Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
По мнению ООО "Барьер", размер земельного налога, подлежащего уплате за 2000 - 2002 гг., должен был составить 2234,78 руб., в том числе:
- за ноябрь - декабрь 2000 г. - 2148,80 руб. (0,51 x 25280 / 12 x 2);
- за 2001 г. - 42,98 руб. (0,0017 x 25280);
- за 2002 г. - 42,98 руб. (0,0017 x 25280).
Таким образом, переплата земельного налога за период с 2000 г. по 2002 г. составляет 732869,02 руб. (735103,80 - 2234,78) (л. д. 25 - 40, т. 1).
По представленным ООО "Барьер" уточненным налоговым декларациям ИМНС РФ г. Лыткарино была проведена камеральная проверка, по результатам которой 12 сентября 2003 г. вынесено решение о доначислении ООО "Барьер" земельного налога в сумме 732869,02 руб. и указанной суммы в карточке лицевого счета как подлежащей уплате (л. д. 41 - 47, т. 1).
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Согласно п. 2 ст. 21 названного Закона земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории.
При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом РФ "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению N 2 (таблица 1) к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 г. установленные Законом РФ "О плате за землю" ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Правительством РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, установленные в 2000 г.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 г." ставки земельного налога в 2002 г. применяются с коэффициентом 2,0 (л. д. 52 - 107, т. 2).
Под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов, и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет (Постановление Президиума ВАС РФ от 23 марта 2004 г. N 5063/03).
Доводы ООО "Барьер" о том, что при расчете земельного налога за 2000 - 2002 гг. необоснованно применялись повышающие коэффициенты, установленные Законом РФ "О федеральном бюджете на 1999 г." от 22.02.1999, Законом РФ "О федеральном бюджете на 2000 г." от 31.12.1999, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 г.", Законом РФ "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 не принимаются апелляционным судом.
Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2000 г.", "О федеральном бюджете на 2001 г.", "О федеральном бюджете на 2002 г.", устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году с 1 января по 31 декабря. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ порядок исчисления в 2000 г., 2001 г., 2002 г. земельного налога с поправочными коэффициентами подлежал применению за соответствующий налоговый период, не включая тот месяц, который предшествовал вступлению названного Федерального закона в силу.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 12 мая N 186-О нормами, устанавливавшими новые средние ставки земельного налога, конституционные требования о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщика, нарушено не было.
Апелляционный суд считает необоснованным применение повышающих коэффициентов 2,5, 3, установленных Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ.
Коэффициент 2,5 к ставке земельного налога введен статьей 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" как предусмотренный Приложением N 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю". Приложение 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю" предусматривает возможность введения повышающего коэффициента к ставке земельного налога в отношении земель, находящихся в курортных зонах.
Поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит определения термина "курортная зона", то в соответствии со статьей 11 НК РФ этот термин следует применять в том значении, в каком он используется в Законе РФ N 26-ФЗ.
Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ предусмотрено, что курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 Закона N 26-ФЗ).
Границы и режим курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а для курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Признание территории курортом и определение границ курорта осуществляются либо Правительством РФ, либо органами государственной власти субъектов РФ. Поскольку земли г. Лыткарино в установленном порядке не признаны курортом, а также не определены границы курорта, то такие земли не следует считать курортной зоной, а потому не следует применять коэффициент 2,5 при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных в г. Лыткарино Московской области.
Ссылка ИФНС России г. Лыткарино на Определение Верховного Суда РФ от 16 февраля 2005 г. по делу N 4-ГО4-57, которым признаны необоснованными доводы ЗАО "Унитехформ" о том, что всю территорию Московской области нельзя признать зоной отдыха, поскольку это вытекает из Приложения 2 к тексту таблицы 2 к Закону РФ "О плате за землю", не принимается апелляционным судом, так как согласно ст. 391 ГПК РФ определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, в связи с чем указанное выше определение от 16.02.2005 не может распространяться на спорный период.
Кроме того, как видно из свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 25280 кв. м ООО "Барьер", земельный участок предназначен для производственных целей.
Коэффициент 3 при исчислении земельного налога введен статьей 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", как учитывающий статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение. Однако изменение ставок местных налогов может производиться в размерах и на условиях, установленных федеральным законодательством. Закон РФ "О плате за землю" предусматривает возможность введения повышающего коэффициента при исчислении земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, но при этом в качестве городов, в отношении которых может вводиться повышающий коэффициент, могут выступать города с населением не менее 10 тыс. человек.
В 2000 - 2002 гг. население г. Лыткарино составляло примерно 50 тыс. человек, то есть при исчислении земельного налога не могут учитываться его статус и развитие социально-культурного потенциала, а следовательно, устанавливаться соответствующий повышающий коэффициент при исчислении земельного налога.
Доводы ИФНС России г. Лыткарино о том, что коэффициент 3,0, установленный в Приложении N 7 к ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" применен с учетом того, что г. Лыткарино расположен в зеленой зоне Подмосковья, апелляционный суд считает необоснованным, так как указанный критерий установлен в противоречие ст. 8 Федерального закона "О плате за землю".
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 16 февраля 2005 г. статья 9 Закона Московской области вводит дополнительный критерий установления повышающего коэффициента к средней ставке земельного налога - местоположение городов и поселков в нарушение требований ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", хотя Федеральный закон (ст. 8, таблица 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю") не предусматривает такого основания для применения коэффициента увеличения средней ставки земельного налога за земли городов и поселков.
Поскольку статья 9 (Приложение 7) Закона Московской области противоречит Федеральному закону и Приложение N 7 к Закону Московской области является неотъемлемой частью ст. 9 этого Закона, то Приложение N 7 не подлежит применению.
- Исходя из указанных нормативных актов ООО "Барьер" должно уплатить земельный налог за 2000 г. - 5140,27 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и ставки земельного налога 1,22 руб./кв. м;
- за 2001 г. - 30841,60 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и ставки земельного налога 1,22 руб./кв. м;
- за 2002 г. - 61683,20 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и ставки земельного налога 2,44 руб./кв. м.
Всего за период с ноября 2000 г. по 2002 г., включительно обязательства заявителя по уплате земельного налога составляют 97665,07 руб. Земельный налог исчислен по вышеуказанным ставкам за 1 квадратный метр.
Согласно платежным поручениям, не оспариваемым сторонами, земельный налог был уплачен обществом в следующих размерах: 2000 г. (2 месяца) - 38709 руб., 2001 г. - 232254 руб., 2002 г. - 464140,80 руб.
Всего общество уплатило земельный налог в сумме 735103,80 руб.
Таким образом, сумма земельного налога - 637438,73 руб. подлежит возврату обществу как излишне уплаченная.
В соответствии с п. п. 7 - 10 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 269, п. 1, ст. 271 АПК РФ, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу КУИ г. Лыткарино - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2005 ПО ДЕЛУ N 10АП-1490/05-АК
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 14 июля 2005 г. Дело N 10АП-1490/05-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2005 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2005 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей - К.А.М., М.Э.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Р.В., при участии в заседании: от истца (заявителя) - Р., дов. N 9 от 19.11.04, К.И.И., протокол N 3 от 27.02.04, Т., ордер N 053596 от 07.07.05, от ответчика - Щ., дов. от 24.01.05 N 12-1, от третьего лица - В., дов. от 12.01.04, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу КУИ г. Лыткарино на решение Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2005 г. по делу N А41-К2-16628/03, принятое судьей Р., по иску ООО "Барьер" к ИФНС России г. Лыткарино, третье лицо - КУИ г. Лыткарино, о признании недействительным решения, возврате суммы излишне уплаченного налога,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Барьер" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИМНС РФ г. Лыткарино о признании недействительным решения ИФНС России N 22/06 от 12.09.2003 в части доначисления налога по лицевому счету в сумме 732689,02 руб., признании незаконным отказа ИФНС России в возврате указанной суммы налога, обязании ИФНС России г. Лыткарино возвратить заявителю излишне уплаченный земельный налог в сумме 732869 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 августа 2004 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным решение ИМНС РФ г. Лыткарино N 22/06 от 12.09.2003 в части доначисления суммы земельного налога по лицевому счету - 637089,97 руб.
Признан незаконным отказ ИМНС РФ г. Лыткарино в возврате излишне уплаченной суммы налога в сумме 637089,97 руб.
ИМНС РФ г. Лыткарино обязана возвратить ООО "Барьер" излишне уплаченную сумму земельного налога - 637089,97 руб.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2005 г. решение Арбитражного суда Московской области от 31 августа 2004 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При этом суд кассационной инстанции указал, что из решения арбитражного суда не усматривается, какие фактические обстоятельства были установлены судом и какие доказательства исследовались при принятии судом решения о частичном удовлетворении заявленных требований. Кроме того, суд не привел в решении расчет суммы налога, которая возвращается налогоплательщику, не указал, по каким основаниям отклонил доводы и доказательства ИМНС РФ г. Лыткарино о том, что повышающие коэффициенты, установленные Законом Московской области от 16.06.1995, применены правильно.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2005 г. признано недействительным решение ИФНС России г. Лыткарино Московской области N 22/06 от 12.09.2003 в части доначисления земельного налога за 2000 г. в сумме 33547,80 руб., за 2001 г. - в сумме 201286,80 руб., за 2002 г. - в сумме 402255,86 руб.
ИФНС России г. Лыткарино обязана возвратить ООО "Барьер" излишне уплаченный земельный налог в сумме 637089,97 руб. за 2000 г., 2001 г., 2002 г.
Комитет по управлению имуществом г. Лыткарино, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, считает решение суда незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы Комитет по управлению имуществом указал, что решение Арбитражного суда Московской области о признании недействительным решения ИФНС России г. Лыткарино N 22/06 от 12.09.2003 в части доначисления земельного налога за 2000 г. в сумме 33547,80 руб., за 2001 г. в сумме 201286,80 руб., за 2002 г. в сумме 402255,86 руб. является незаконным, так как ООО "Барьер" такого требования не заявляло и арбитражный суд вышел за пределы заявленного спора.
В нарушение п. 2 ч. 4 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд не сослался на норму материального права, которой не соответствует решение ИФНС России г. Лыткарино N 22/06 от 12.09.2003.
Карточки лицевого счета являются внутренними документами ИФНС России г. Лыткарино, и отраженная в них информация не может породить для налогоплательщика - ООО "Барьер" никаких правовых последствий.
Решение Арбитражного суда Московской области от 25.04.2005 в части понуждения ИФНС России г. Лыткарино возвратить сумму земельного налога в размере 637089,97 руб. за 2000 г., 2001 г., 2002 г. не соответствует фактическим обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права.
В судебном заседании не установлено факта переплаты ООО "Барьер" земельного налога.
ООО "Барьер" в качестве доказательств переплаты суммы земельного налога сослалось на нормы федерального законодательства и предъявило в ИФНС России г. Лыткарино уточненную налоговую декларацию, согласно которой сумма земельного налога, подлежащего уплате, подлежала уменьшению.
Арбитражный суд Московской области, по мнению КУИ г. Лыткарино, необоснованно принял уточненную налоговую декларацию, неправомерно установил ставки земельного налога на 2000 - 2002 гг., что не входит в компетенцию Арбитражного суда Московской области.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
ИФНС России г. Лыткарино не принимала 12.09.2003 решения об отказе в возврате ООО "Барьер" суммы земельного налога в размере 637089,97 руб., суд не признал бездействие ИФНС России г. Лыткарино незаконным.
На основании изложенного КУИ г. Лыткарино просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении требований ООО "Барьер" отказать.
ИФНС России г. Лыткарино в судебное заседание явилась, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом поддерживает, указав, что 18.07.2003 в ИФНС России г. Лыткарино ООО "Барьер" были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на землю в 2000 г., 2001 г., 2002 г. и одновременно заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 732869,02 руб.
На основе представленных налоговых деклараций по земельному налогу налоговой инспекцией в соответствии со ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка.
При проведении проверки было установлено занижение земельного налога в сумме 732869,02 руб. в результате неправильного применения ставки земельного налога.
Так как на момент проведения камеральной проверки в лицевом счете налогоплательщика значилась переплата в сумме 732869,02 руб., которая образовалась после уменьшения начисленных сумм земельного налога в связи с представлением уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 г., 2001 г., 2002 г. налоговой инспекцией по результатам проведенной камеральной проверки было принято решение N 22/06 об отказе в привлечении к налоговой ответственности ООО "Барьер" в связи с отсутствием события правонарушения и доначислении земельного налога в сумме 732869,02 руб. за 2000 г., 2001 г., 2002 г.
Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.
Положения Федеральных законов о федеральном бюджете РФ о коэффициенте ставки земельного налога не вводят новых либо иных оснований возникновения, изменения и порядка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Федеральные законы о федеральном бюджете не являются актами законодательства о налогах и сборах в силу ст. 2 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей, что бюджетное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним Федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год являются структурными элементами бюджетного законодательства РФ и регулируют бюджетные правоотношения.
В соответствии со ст. 1 НК РФ, ст. 2 Бюджетного кодекса РФ к нормам Федеральных законов о федеральном бюджете РФ не применимо положение ст. 5 НК РФ о вступлении в силу актов законодательства о налогах и сборах, а следует руководствоваться ст. 5 Бюджетного кодекса РФ, которой установлено, что Закон о бюджете вступает в силу со дня его подписания.
Индексация ставок земельного налога в зависимости от динамики изменения минимального размера оплаты труда была предусмотрена с 1995 г. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" от 09.08.1994 N 22-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" от 27.12.1993 N 2118-1 земельный налог устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению N 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
В соответствии со ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.95 средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 настоящего Закона увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень социально-культурного потенциала и местоположения.
Коэффициент из таблицы 3 Приложения N 2 к Закону РФ N 1738-1 не подлежит применению на территории г. Лыткарино, так как в указанной таблице приведены "Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала" для групп городов с численностью от 100 тысяч человек.
Коэффициент из Приложения N 7 Закона Московской области N 18/95-ОЗ подлежит применению на территории г. Лыткарино, так как в указанном Приложении приведены "Коэффициенты увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса городов и поселков" в соответствии с оценочной зоной, для города Лыткарино - это зеленая зона ближнего Подмосковья.
Основания для неприменения на территории г. Лыткарино коэффициента, установленного ст. 9 Закона Московской области N 18/95-ОЗ, отсутствуют.
На основании изложенного ИФНС России г. Лыткарино просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении требований ООО "Барьер" отказать.
ООО "Барьер" в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений заявитель указал, что ООО "Барьер" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 2,52808 га, расположенный по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Заводская.
За период с 2000 г. по 2002 г. ООО "Барьер" уплатило земельный налог в размере:
- ноябрь - декабрь 2000 г. - 38709 руб.;
- 2001 г. - 232254 руб.;
- 2002 г. - 464140,80 руб.
При расчете суммы налога применялись следующие ставки: 2000 г. - 91800 руб., 2001 г. - 91800 руб., 2002 г. - 183600 руб., установленные Федеральным законом N 1738-1 от 11.10.1991, Федеральным законом N 22-ФЗ от 09.08.94, Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 N 562, Постановлением Правительства РФ от 03.03.1996 N 378, Федеральным законом N 29-ФЗ от 26.02.1997, Федеральным законом N 162-ФЗ от 28.10.1998, Федеральным законом N 36-ФЗ от 22.02.1999, Федеральным законом N 227-ФЗ от 31.12.1999, Федеральным законом N 163-ФЗ от 14.12.2001.
При исчислении земельного налога применялась ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ, устанавливающая повышающий коэффициент за земли городов - 2,5 по отношению к федеральному законодательству, и Приложение N 7, устанавливающее коэффициент увеличения средних ставок земельного налога за счет статуса, социально-культурного потенциала и местонахождения города в размере 3,0 для г. Лыткарино.
ООО "Барьер" считает, что им неправильно рассчитан земельный налог, в результате чего произошла переплата за период с 2000 г. по 2002 г.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты земельного законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Налоговым периодом по земельному налогу в силу ст. 3 ФЗ "О плате за землю" является календарный год.
В силу изложенного со дня введения в действие первой части Налогового кодекса РФ любые законодательные акты, ухудшающие положение налогоплательщиков, для вступления в силу с 1 января очередного календарного года должны быть опубликованы не позднее 30 ноября предыдущего года.
Закон РФ "О федеральном бюджете на 1999 г." от 22.02.1999 был опубликован 25.02.1999.
Закон РФ "О федеральном бюджете на 2000 г." от 31.12.1999 - 05.01.2000.
Закон РФ "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 - 20.12.2001.
Необоснованным является вывод ИФНС России г. Лыткарино Московской области о том, что Бюджетный кодекс, Федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год относятся исключительно к бюджетному законодательству, а не к законодательству о налогах и сборах.
При расчете земельного налога за 2000 - 2002 гг. необоснованно применялись повышающие коэффициенты, установленные Законом РФ "О федеральном бюджете на 1999 г." от 22.02.1999, Законом РФ "О федеральном бюджете на 2000 г." от 31.12.1999 и Законом РФ "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001.
Необоснованно были применены повышающие коэффициенты, установленные Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ.
ООО "Барьер" считает, что при расчете земельного налога должны действовать ставки, установленные федеральным законодательством до 01.01.1998.
Коэффициенты, установленные федеральными законами за предыдущие налоговые периоды, действовали только в эти периоды и были ограничены по сроку их действия.
В силу изложенного базовой ставкой по земельному налогу за 2001 г. и 2002 г. является ставка, установленная Законом РФ "О плате за землю", а именно 1,7 руб. (с учетом деноминации 0,0017 руб.) за 1 кв. м.
ООО "Барьер" должен уплатить земельный налог:
- за ноябрь - декабрь 2000 г. в сумме 2148,87 руб. (0,51 x 25280,8 / 12 x 2);
- за 2001 г. - 42,98 руб. - 0,0017 x 25280,8;
- за 2002 г. - 0,0017 x 25280,8 - 42,98 руб.
Таким образом, переплата земельного налога за период с 2000 г. по 2002 г. равна 732868,97 руб.
Учитывая указания кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московского округа, которые в соответствии со ст. 289 АПК РФ обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, заслушав доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению имуществом г. Лыткарино, ИФНС России г. Лыткарино, возражения ООО "Барьер", апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ООО "Барьер" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 2,5280 га, расположенный по адресу: Московская область, г. Лыткарино, квартал 3а, ул. Заводская (л. д. 53, т. 1).
За период с 2000 г. по 2002 г. ООО "Барьер" уплатило земельный налог в сумме 735103 руб., в том числе за ноябрь - декабрь 2000 г. - 38709 руб., за 2001 г. - 232254 руб., за 2002 г. - 464140,80 руб.
При расчете земельного налога применялись следующие ставки: за 2000 г. - 91800 руб. за 1 га в год, за 2001 г. - 91800 руб. за 1 га в год, за 2002 г. - 183600 руб. за 1 га в год.
Указанные размеры ставок определены на основании базового норматива средней ставки земельного налога (таблица 1 Приложения 2 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1) с учетом повышающих коэффициентов, установленных следующими законодательными актами:
- Федеральный закон N 9-ФЗ от 1 июля 1994 г. "О федеральном бюджете на 1994 г.";
- Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.";
- Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 г.";
- Федеральный закон N 29-ФЗ от 26 февраля 1997 г. "О федеральном бюджете на 1997 г.";
- Федеральный закон N 162-ФЗ от 28 октября 1998 г. "О ставках земельного налога в 1998 г.";
- Федеральный закон N 36-ФЗ от 22 февраля 1999 г. "О федеральном бюджете на 1999 г.";
- Федеральный закон N 227-ФЗ от 31 декабря 1999 г. "О федеральном бюджете на 2000 г.";
- Федеральный закон N 150-ФЗ от 27 декабря 2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 г.";
- Федеральный закон N 163-ФЗ от 14 декабря 2001 г. "Об индексации ставок земельного налога";
- Закон Московской области "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ от 16 июня 1995 г.;
- постановление главы администрации г. Лыткарино N 952-П от 11.09.1995 "О плате за землю в г. Лыткарино Московской области";
- решение Совета депутатов г. Лыткарино "Об утверждении ставок и сроков уплаты земельного налога на территории г. Лыткарино".
18.07.2003 ООО "Барьер" представило в ИМНС России г. Лыткарино уточненные налоговые декларации по налогу на землю за 2001 г., 2002 г. и в соответствии со ст. 78 НК РФ обратилось в ИМНС РФ г. Лыткарино с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога - 732869,02 руб., указав, что при расчете земельного налога за 2000 - 2002 гг. необоснованно применялись повышающие коэффициенты, установленные Законом РФ от 22.02.1999 "О федеральном бюджете на 1999 г.", Законом РФ от 31.12.1999 "О федеральном бюджете на 2000 г.", Законом РФ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", Законом Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
По мнению ООО "Барьер", размер земельного налога, подлежащего уплате за 2000 - 2002 гг., должен был составить 2234,78 руб., в том числе:
- за ноябрь - декабрь 2000 г. - 2148,80 руб. (0,51 x 25280 / 12 x 2);
- за 2001 г. - 42,98 руб. (0,0017 x 25280);
- за 2002 г. - 42,98 руб. (0,0017 x 25280).
Таким образом, переплата земельного налога за период с 2000 г. по 2002 г. составляет 732869,02 руб. (735103,80 - 2234,78) (л. д. 25 - 40, т. 1).
По представленным ООО "Барьер" уточненным налоговым декларациям ИМНС РФ г. Лыткарино была проведена камеральная проверка, по результатам которой 12 сентября 2003 г. вынесено решение о доначислении ООО "Барьер" земельного налога в сумме 732869,02 руб. и указанной суммы в карточке лицевого счета как подлежащей уплате (л. д. 41 - 47, т. 1).
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Согласно п. 2 ст. 21 названного Закона земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории.
При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом РФ "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению N 2 (таблица 1) к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 г. установленные Законом РФ "О плате за землю" ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Правительством РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, установленные в 2000 г.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 г." ставки земельного налога в 2002 г. применяются с коэффициентом 2,0 (л. д. 52 - 107, т. 2).
Под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов, и коэффициент, определенный Законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет (Постановление Президиума ВАС РФ от 23 марта 2004 г. N 5063/03).
Доводы ООО "Барьер" о том, что при расчете земельного налога за 2000 - 2002 гг. необоснованно применялись повышающие коэффициенты, установленные Законом РФ "О федеральном бюджете на 1999 г." от 22.02.1999, Законом РФ "О федеральном бюджете на 2000 г." от 31.12.1999, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 г.", Законом РФ "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 не принимаются апелляционным судом.
Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2000 г.", "О федеральном бюджете на 2001 г.", "О федеральном бюджете на 2002 г.", устанавливающие коэффициенты индексации ставок земельного налога, являются нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ закон о бюджете принимается, а годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году с 1 января по 31 декабря. Закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ порядок исчисления в 2000 г., 2001 г., 2002 г. земельного налога с поправочными коэффициентами подлежал применению за соответствующий налоговый период, не включая тот месяц, который предшествовал вступлению названного Федерального закона в силу.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 12 мая N 186-О нормами, устанавливавшими новые средние ставки земельного налога, конституционные требования о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщика, нарушено не было.
Апелляционный суд считает необоснованным применение повышающих коэффициентов 2,5, 3, установленных Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ.
Коэффициент 2,5 к ставке земельного налога введен статьей 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" как предусмотренный Приложением N 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю". Приложение 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю" предусматривает возможность введения повышающего коэффициента к ставке земельного налога в отношении земель, находящихся в курортных зонах.
Поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит определения термина "курортная зона", то в соответствии со статьей 11 НК РФ этот термин следует применять в том значении, в каком он используется в Законе РФ N 26-ФЗ.
Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ предусмотрено, что курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 Закона N 26-ФЗ).
Границы и режим курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а для курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Признание территории курортом и определение границ курорта осуществляются либо Правительством РФ, либо органами государственной власти субъектов РФ. Поскольку земли г. Лыткарино в установленном порядке не признаны курортом, а также не определены границы курорта, то такие земли не следует считать курортной зоной, а потому не следует применять коэффициент 2,5 при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных в г. Лыткарино Московской области.
Ссылка ИФНС России г. Лыткарино на Определение Верховного Суда РФ от 16 февраля 2005 г. по делу N 4-ГО4-57, которым признаны необоснованными доводы ЗАО "Унитехформ" о том, что всю территорию Московской области нельзя признать зоной отдыха, поскольку это вытекает из Приложения 2 к тексту таблицы 2 к Закону РФ "О плате за землю", не принимается апелляционным судом, так как согласно ст. 391 ГПК РФ определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, в связи с чем указанное выше определение от 16.02.2005 не может распространяться на спорный период.
Кроме того, как видно из свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 25280 кв. м ООО "Барьер", земельный участок предназначен для производственных целей.
Коэффициент 3 при исчислении земельного налога введен статьей 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", как учитывающий статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение. Однако изменение ставок местных налогов может производиться в размерах и на условиях, установленных федеральным законодательством. Закон РФ "О плате за землю" предусматривает возможность введения повышающего коэффициента при исчислении земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, но при этом в качестве городов, в отношении которых может вводиться повышающий коэффициент, могут выступать города с населением не менее 10 тыс. человек.
В 2000 - 2002 гг. население г. Лыткарино составляло примерно 50 тыс. человек, то есть при исчислении земельного налога не могут учитываться его статус и развитие социально-культурного потенциала, а следовательно, устанавливаться соответствующий повышающий коэффициент при исчислении земельного налога.
Доводы ИФНС России г. Лыткарино о том, что коэффициент 3,0, установленный в Приложении N 7 к ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" применен с учетом того, что г. Лыткарино расположен в зеленой зоне Подмосковья, апелляционный суд считает необоснованным, так как указанный критерий установлен в противоречие ст. 8 Федерального закона "О плате за землю".
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 16 февраля 2005 г. статья 9 Закона Московской области вводит дополнительный критерий установления повышающего коэффициента к средней ставке земельного налога - местоположение городов и поселков в нарушение требований ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", хотя Федеральный закон (ст. 8, таблица 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю") не предусматривает такого основания для применения коэффициента увеличения средней ставки земельного налога за земли городов и поселков.
Поскольку статья 9 (Приложение 7) Закона Московской области противоречит Федеральному закону и Приложение N 7 к Закону Московской области является неотъемлемой частью ст. 9 этого Закона, то Приложение N 7 не подлежит применению.
- Исходя из указанных нормативных актов ООО "Барьер" должно уплатить земельный налог за 2000 г. - 5140,27 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и ставки земельного налога 1,22 руб./кв. м;
- за 2001 г. - 30841,60 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и ставки земельного налога 1,22 руб./кв. м;
- за 2002 г. - 61683,20 руб., исходя из размера земельного участка 25280 кв. м и ставки земельного налога 2,44 руб./кв. м.
Всего за период с ноября 2000 г. по 2002 г., включительно обязательства заявителя по уплате земельного налога составляют 97665,07 руб. Земельный налог исчислен по вышеуказанным ставкам за 1 квадратный метр.
Согласно платежным поручениям, не оспариваемым сторонами, земельный налог был уплачен обществом в следующих размерах: 2000 г. (2 месяца) - 38709 руб., 2001 г. - 232254 руб., 2002 г. - 464140,80 руб.
Всего общество уплатило земельный налог в сумме 735103,80 руб.
Таким образом, сумма земельного налога - 637438,73 руб. подлежит возврату обществу как излишне уплаченная.
В соответствии с п. п. 7 - 10 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 269, п. 1, ст. 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу КУИ г. Лыткарино - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)