Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 3 июля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 4 июля 2008 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе
судьи: К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
ОАО "Орскнефтеоргсинтез"
к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительными решения от 30.10.2007 N 52/2519 и требования от 29.04.2008 N 586
при участии
от заявителя: З., дов. от 26.11.2007 N Д-227
от ответчика: Ч., дов. от 01.04.2008 N 48
открытое акционерное общество "Орскнефтеоргсинтез" (далее - общество, заявитель) просит признать недействительными решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, налоговый орган) от 30.10.2007 N 52/2519 "О привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения" и направленное во исполнение этого решения требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 29.04.2008 N 586.
В обоснование своих требований заявитель указал, что он правомерно, в соответствии с положениями п. п. 1 и 2 ст. 184, п. 7 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освободил от налогообложения операции по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы таможенной территории Российской Федерации. В налоговый орган была предоставлена банковская гарантия, предусматривающая обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случае непредставления в порядке и в сроки, предусмотренные пунктом 7 статьи 198 Кодекса документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и пеней.
При этом документы, предусмотренные пунктом 7 статьи 198 Кодекса, были представлены обществом в полном объеме и в установленный срок, в связи с чем налоговый орган подтвердил обоснованность освобождения от уплаты сумм акциза на подакцизные товары в рассматриваемом налоговом периоде.
Инспекция требования не признала по доводам, аналогичным изложенным в решении, указав, что банковская гарантия выдана на срок, не обеспечивающий возможности проведения камеральной проверки представленных налогоплательщиком документов. Исходя из положений гражданского законодательства, такая банковская гарантия обоснованно не была принята налоговым органом.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Общество подало в инспекцию налоговую декларацию по акцизам за май 2007 года. В разделе 2 декларации "Реализация в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым представлены поручительства банков или банковские гарантии" общество заявило освобождение от уплаты акциза при реализации указанных в этом разделе подакцизных товаров (нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, на общую сумму 29 326 483 руб.
С целью подтверждения права на освобождение от уплаты акцизов на нефтепродукты обществом представлена в инспекцию банковская гарантия от 25.06.2007 N 5574, выданная ОАО "БИНБАНК" на сумму 30 809 670 руб. сроком действия до 27.11.2007 включительно.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки декларации инспекцией принято решение от 30.10.2007 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/2519.
Указанным решением: общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса в виде штрафа по акцизу в размере 5 865 296 руб., в том числе по автомобильному бензину в размере 1 848 714 руб., по дизельному топливу в размере 1 061 467 руб., по прямогонному бензину в размере 2 955 115 руб.
Также решением начислены пени по состоянию на 30.10.2007 по акцизам в размере 932 376 руб., в том числе по автомобильному бензину в размере 219 841 руб., по дизельному топливу в размере 100 196 руб., прямогонному бензину в размере 573 785 руб. и предложено уплатить недоимку по акцизам в размере 29 326 483 руб. в том числе по автомобильному бензину в размере 9 243 570 руб., по дизельному топливу в размере 5 307 336 руб., по прямогонному бензину в размере 14 775 577 руб.
Решением по апелляционной жалобе от 22.04.2008 N ММ-26-3/36@ Федеральная налоговая служба утвердила решение инспекции и признала его вступившим в законную силу.
На основании решения N 52/2519 налоговым органом направлено обществу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 29.04.2008 N 586, которым предложено уплатить доначисленные суммы налогов, пени и штрафов.
Судом исследованы и признаны не соответствующими Кодексу изложенные в решении основания для отказа в освобождении от уплаты акциза в сумме 29 326 483 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 184 Кодекса освобождение от налогообложения операций, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 183 Кодекса, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.
Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации либо при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст. 74 Кодекса или банковской гарантии. Такие поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены п. 7 и 7.1 ст. 198 Кодекса, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 184 Кодекса).
В решении инспекция указала, что срок действия банковской гарантии должен покрывать срок проведения камеральной налоговой проверки, установленный налоговым законодательством. Из этого сделан вывод о том, что представленная обществом банковская гарантия от 25.06.2007 N 5574 со сроком действия с 25.06.2007 до 27.11.2007, не соответствует требованиям налогового и гражданского законодательства.
Обосновывая свою позицию, инспекция указала, что согласно п. 2 ст. 74 Кодекса в силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.
По мнению инспекции, приведенную норму по смыслу ст. 184 Кодекса в целях налогового законодательства следует применять также в отношении банковской гарантии.
Согласно банковской гарантии от 25.06.2007 N 5574, выданной ОАО "БИНБАНК", в случае неисполнения или ненадлежащего обществом (принципалом) перед инспекцией (бенефициаром) обязательств по представлению в 180-дневный срок с момента отгрузки подакцизных товаров, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, в порядке и сроки, установленные п. 7 ст. 198 Кодекса, и неуплаты заявителем (принципалом) акциза и/или пени, ОАО "БИНБАНК" (гарант) обязуется уплатить любую сумму, не превышающую 30 809 670,04 руб., из которых 29 326 483,15 руб. для уплаты акциза и 1 483 186,89 руб. для уплаты пени, не позднее 10 календарных дней с момента получения письменного требования бенефициара, содержащего указание на то, в чем состоит нарушение принципалом своих обязательств.
Указанная банковская гарантия является безотзывной, вступает в силу с 25.06.2007 и действует до 27.11.2007.
Согласно п. 7 ст. 198 Кодекса при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
2) платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии следующих документов:
- поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничного таможенного органа;
- коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Перечисленные документы для камеральной налоговой проверки декларации по акцизам за май 2007 г. представлены обществом в инспекцию 26.10.2007 (л.д. 66).
Инспекция указывает на то, что на момент окончания камеральной налоговой проверки документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 Кодексом, истек срок банковской гарантии от 25.06.2007 N 5574.
Ссылаясь на статьи 368, 369, 374 Гражданского кодекса Российской Федерации, инспекция указывает, что банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Следовательно, срок, на который выдана банковская гарантия - это срок, в течение которого требование бенефициара может быть заявлено гаранту, а гарант обязуется удовлетворить такое требование.
Из этого следует, по мнению инспекции, что банковская гарантия от 25.06.2007 N 5574 ОАО "БИНБАНК" должна быть выдана на срок, позволяющий налоговому органу провести мероприятия налогового контроля с целью проверки обоснованности заявления налогоплательщиком права на применение налоговых вычетов по акцизам.
Кроме того, инспекция считает, что срок действия гарантийного обязательства не должен истекать в день исполнения основного обязательства, а также не может быть меньше срока исполнения основного обязательства. Иначе банковская гарантия не выполняет функции способа обеспечения исполнения обязательства и должна признаваться ничтожной по этому основанию.
Суд считает, что изложенная позиция инспекции основана на неправильном толковании пункта 2 статьи 184 Кодекса, по смыслу которой банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены п. 7 ст. 198 Кодекса, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
По смыслу приведенной нормы банковская гарантия не должна обеспечивать соответствие представленных налогоплательщиком документов требованиям налогового законодательства, которое может быть выявлено только по завершении камеральной проверки.
Пунктом 7 ст. 198 Кодекса предусмотрено представление документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров.
Иных требований к банковской гарантии налоговым законодательством не установлено.
Таким образом, Кодекс не требует, чтобы срок действия банковской гарантии включал в себя и срок, в течение которого проводится камеральная проверка налоговой декларации и документов, подтверждающих факт экспорта подакцизного товара.
Представленная обществом банковская гарантия предусматривает обязанность банка уплатить сумму, не превышающую 30 809 670,04 руб., из которых 29 326 483,15 руб. для уплаты акциза (что соответствует сумме акциза, начисленной по декларации за май 2007 года) и соответствующие пени в размере 1 483 186,89 руб.
Гарантия выдана сроком действия на 181 день, что позволило бы инспекции потребовать от банка соответствующих выплат в случае непредставления обществом необходимых документов в течение 180-дневного срока. Действие гарантии истекает не в день окончания срока исполнения обязательства, а на следующий день.
Поэтому суд считает, что указанная банковская гарантия полностью соответствует как требованиям статей 368 - 379 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и требованиям пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пакет документов для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при отгрузке товаров на экспорт в мае 2007 года был представлен обществом в инспекцию 26.10.2007. Рассмотрев указанные документы и другие материалы проверки обоснованности подтверждения освобождения от уплаты акциза по подакцизным товарам, переданным в мае 2007 года, 28.01.2008 инспекцией принято решение о подтверждении обоснованности освобождения от уплаты сумм акциза при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ N 52-02-17/173 (л.д. 54 - 58).
Согласно решению N 52-02-17/173 при проверке документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 Кодекса, представленных в подтверждение обоснованности освобождения от уплаты акциза по нефтепродуктам, отраженным в налоговой декларации по акцизам за май 2007, нарушений не установлено (абз. 2 стр. 5 решения N 52-02-17/173). Обществу подтверждена обоснованность освобождения от уплаты суммы акциза на подакцизные товары, отраженной по строкам 140 налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за октябрь 2007 года в размере 29 326 483 руб., в том числе:
- - по бензину автомобильному с октановым числом до "80" включительно 9 243 570 руб.;
- - по дизельному топливу 5 307 336 руб.;
- - по прямогонному бензину 14 775 577 руб. (стр. 5 решения N 52-02-17/173).
Таким образом, согласно решению инспекции N 52-02-17/173 (3 абзац стр. 5) общество правомерно освобождено от уплаты акциза на основании банковской гарантии от 25.06.2007 N 5574 ОАО "БИНБАНК". Тем самым налоговый орган подтвердил обоснованность освобождения от уплаты суммы акциза на подакцизные товары, переданные на экспорт в мае 2007 года, в том числе, на основании банковской гарантии от 25.06.2007 N 5574.
Следовательно, доначисление оспариваемым решением от 30.10.2007 N 52/2519 налога, пени и штрафа в размере 29 326 483 руб., 932 376 руб. и 2 955 115 руб. соответственно, является неправомерным, а обжалуемое решение недействительным ввиду его несоответствия Кодексу.
В соответствии со ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязании уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В связи с тем, что оспариваемое требование выставлено инспекцией на основании решения N 52/5219, которое признано судом недействительным, указанное требование также является недействительным.
Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина взыскивается с ответчика в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку налоговые органы, выступающие в судах в качестве ответчиков, не освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 167, 170, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
признать недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 30.10.2007 N 52/2519 "О привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 586 по состоянию на 29.04.2008, принятые в отношении ОАО "Орскнефтеоргсинтез".
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Орскнефтеоргсинтез" государственную пошлину в размере 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 04.07.2008 ПО ДЕЛУ N А40-26191/08-99-51
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2008 г. по делу N А40-26191/08-99-51
Резолютивная часть решения объявлена 3 июля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 4 июля 2008 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе
судьи: К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
ОАО "Орскнефтеоргсинтез"
к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительными решения от 30.10.2007 N 52/2519 и требования от 29.04.2008 N 586
при участии
от заявителя: З., дов. от 26.11.2007 N Д-227
от ответчика: Ч., дов. от 01.04.2008 N 48
установил:
открытое акционерное общество "Орскнефтеоргсинтез" (далее - общество, заявитель) просит признать недействительными решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, налоговый орган) от 30.10.2007 N 52/2519 "О привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения" и направленное во исполнение этого решения требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 29.04.2008 N 586.
В обоснование своих требований заявитель указал, что он правомерно, в соответствии с положениями п. п. 1 и 2 ст. 184, п. 7 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освободил от налогообложения операции по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы таможенной территории Российской Федерации. В налоговый орган была предоставлена банковская гарантия, предусматривающая обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случае непредставления в порядке и в сроки, предусмотренные пунктом 7 статьи 198 Кодекса документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и пеней.
При этом документы, предусмотренные пунктом 7 статьи 198 Кодекса, были представлены обществом в полном объеме и в установленный срок, в связи с чем налоговый орган подтвердил обоснованность освобождения от уплаты сумм акциза на подакцизные товары в рассматриваемом налоговом периоде.
Инспекция требования не признала по доводам, аналогичным изложенным в решении, указав, что банковская гарантия выдана на срок, не обеспечивающий возможности проведения камеральной проверки представленных налогоплательщиком документов. Исходя из положений гражданского законодательства, такая банковская гарантия обоснованно не была принята налоговым органом.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Общество подало в инспекцию налоговую декларацию по акцизам за май 2007 года. В разделе 2 декларации "Реализация в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым представлены поручительства банков или банковские гарантии" общество заявило освобождение от уплаты акциза при реализации указанных в этом разделе подакцизных товаров (нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, на общую сумму 29 326 483 руб.
С целью подтверждения права на освобождение от уплаты акцизов на нефтепродукты обществом представлена в инспекцию банковская гарантия от 25.06.2007 N 5574, выданная ОАО "БИНБАНК" на сумму 30 809 670 руб. сроком действия до 27.11.2007 включительно.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки декларации инспекцией принято решение от 30.10.2007 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/2519.
Указанным решением: общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса в виде штрафа по акцизу в размере 5 865 296 руб., в том числе по автомобильному бензину в размере 1 848 714 руб., по дизельному топливу в размере 1 061 467 руб., по прямогонному бензину в размере 2 955 115 руб.
Также решением начислены пени по состоянию на 30.10.2007 по акцизам в размере 932 376 руб., в том числе по автомобильному бензину в размере 219 841 руб., по дизельному топливу в размере 100 196 руб., прямогонному бензину в размере 573 785 руб. и предложено уплатить недоимку по акцизам в размере 29 326 483 руб. в том числе по автомобильному бензину в размере 9 243 570 руб., по дизельному топливу в размере 5 307 336 руб., по прямогонному бензину в размере 14 775 577 руб.
Решением по апелляционной жалобе от 22.04.2008 N ММ-26-3/36@ Федеральная налоговая служба утвердила решение инспекции и признала его вступившим в законную силу.
На основании решения N 52/2519 налоговым органом направлено обществу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 29.04.2008 N 586, которым предложено уплатить доначисленные суммы налогов, пени и штрафов.
Судом исследованы и признаны не соответствующими Кодексу изложенные в решении основания для отказа в освобождении от уплаты акциза в сумме 29 326 483 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 184 Кодекса освобождение от налогообложения операций, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 183 Кодекса, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.
Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации либо при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст. 74 Кодекса или банковской гарантии. Такие поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены п. 7 и 7.1 ст. 198 Кодекса, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 184 Кодекса).
В решении инспекция указала, что срок действия банковской гарантии должен покрывать срок проведения камеральной налоговой проверки, установленный налоговым законодательством. Из этого сделан вывод о том, что представленная обществом банковская гарантия от 25.06.2007 N 5574 со сроком действия с 25.06.2007 до 27.11.2007, не соответствует требованиям налогового и гражданского законодательства.
Обосновывая свою позицию, инспекция указала, что согласно п. 2 ст. 74 Кодекса в силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.
По мнению инспекции, приведенную норму по смыслу ст. 184 Кодекса в целях налогового законодательства следует применять также в отношении банковской гарантии.
Согласно банковской гарантии от 25.06.2007 N 5574, выданной ОАО "БИНБАНК", в случае неисполнения или ненадлежащего обществом (принципалом) перед инспекцией (бенефициаром) обязательств по представлению в 180-дневный срок с момента отгрузки подакцизных товаров, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, в порядке и сроки, установленные п. 7 ст. 198 Кодекса, и неуплаты заявителем (принципалом) акциза и/или пени, ОАО "БИНБАНК" (гарант) обязуется уплатить любую сумму, не превышающую 30 809 670,04 руб., из которых 29 326 483,15 руб. для уплаты акциза и 1 483 186,89 руб. для уплаты пени, не позднее 10 календарных дней с момента получения письменного требования бенефициара, содержащего указание на то, в чем состоит нарушение принципалом своих обязательств.
Указанная банковская гарантия является безотзывной, вступает в силу с 25.06.2007 и действует до 27.11.2007.
Согласно п. 7 ст. 198 Кодекса при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
2) платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации.
При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии следующих документов:
- поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничного таможенного органа;
- коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Перечисленные документы для камеральной налоговой проверки декларации по акцизам за май 2007 г. представлены обществом в инспекцию 26.10.2007 (л.д. 66).
Инспекция указывает на то, что на момент окончания камеральной налоговой проверки документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 Кодексом, истек срок банковской гарантии от 25.06.2007 N 5574.
Ссылаясь на статьи 368, 369, 374 Гражданского кодекса Российской Федерации, инспекция указывает, что банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Следовательно, срок, на который выдана банковская гарантия - это срок, в течение которого требование бенефициара может быть заявлено гаранту, а гарант обязуется удовлетворить такое требование.
Из этого следует, по мнению инспекции, что банковская гарантия от 25.06.2007 N 5574 ОАО "БИНБАНК" должна быть выдана на срок, позволяющий налоговому органу провести мероприятия налогового контроля с целью проверки обоснованности заявления налогоплательщиком права на применение налоговых вычетов по акцизам.
Кроме того, инспекция считает, что срок действия гарантийного обязательства не должен истекать в день исполнения основного обязательства, а также не может быть меньше срока исполнения основного обязательства. Иначе банковская гарантия не выполняет функции способа обеспечения исполнения обязательства и должна признаваться ничтожной по этому основанию.
Суд считает, что изложенная позиция инспекции основана на неправильном толковании пункта 2 статьи 184 Кодекса, по смыслу которой банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены п. 7 ст. 198 Кодекса, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
По смыслу приведенной нормы банковская гарантия не должна обеспечивать соответствие представленных налогоплательщиком документов требованиям налогового законодательства, которое может быть выявлено только по завершении камеральной проверки.
Пунктом 7 ст. 198 Кодекса предусмотрено представление документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в течение 180 календарных дней со дня реализации указанных товаров.
Иных требований к банковской гарантии налоговым законодательством не установлено.
Таким образом, Кодекс не требует, чтобы срок действия банковской гарантии включал в себя и срок, в течение которого проводится камеральная проверка налоговой декларации и документов, подтверждающих факт экспорта подакцизного товара.
Представленная обществом банковская гарантия предусматривает обязанность банка уплатить сумму, не превышающую 30 809 670,04 руб., из которых 29 326 483,15 руб. для уплаты акциза (что соответствует сумме акциза, начисленной по декларации за май 2007 года) и соответствующие пени в размере 1 483 186,89 руб.
Гарантия выдана сроком действия на 181 день, что позволило бы инспекции потребовать от банка соответствующих выплат в случае непредставления обществом необходимых документов в течение 180-дневного срока. Действие гарантии истекает не в день окончания срока исполнения обязательства, а на следующий день.
Поэтому суд считает, что указанная банковская гарантия полностью соответствует как требованиям статей 368 - 379 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и требованиям пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пакет документов для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при отгрузке товаров на экспорт в мае 2007 года был представлен обществом в инспекцию 26.10.2007. Рассмотрев указанные документы и другие материалы проверки обоснованности подтверждения освобождения от уплаты акциза по подакцизным товарам, переданным в мае 2007 года, 28.01.2008 инспекцией принято решение о подтверждении обоснованности освобождения от уплаты сумм акциза при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ N 52-02-17/173 (л.д. 54 - 58).
Согласно решению N 52-02-17/173 при проверке документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 Кодекса, представленных в подтверждение обоснованности освобождения от уплаты акциза по нефтепродуктам, отраженным в налоговой декларации по акцизам за май 2007, нарушений не установлено (абз. 2 стр. 5 решения N 52-02-17/173). Обществу подтверждена обоснованность освобождения от уплаты суммы акциза на подакцизные товары, отраженной по строкам 140 налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий за октябрь 2007 года в размере 29 326 483 руб., в том числе:
- - по бензину автомобильному с октановым числом до "80" включительно 9 243 570 руб.;
- - по дизельному топливу 5 307 336 руб.;
- - по прямогонному бензину 14 775 577 руб. (стр. 5 решения N 52-02-17/173).
Таким образом, согласно решению инспекции N 52-02-17/173 (3 абзац стр. 5) общество правомерно освобождено от уплаты акциза на основании банковской гарантии от 25.06.2007 N 5574 ОАО "БИНБАНК". Тем самым налоговый орган подтвердил обоснованность освобождения от уплаты суммы акциза на подакцизные товары, переданные на экспорт в мае 2007 года, в том числе, на основании банковской гарантии от 25.06.2007 N 5574.
Следовательно, доначисление оспариваемым решением от 30.10.2007 N 52/2519 налога, пени и штрафа в размере 29 326 483 руб., 932 376 руб. и 2 955 115 руб. соответственно, является неправомерным, а обжалуемое решение недействительным ввиду его несоответствия Кодексу.
В соответствии со ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязании уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В связи с тем, что оспариваемое требование выставлено инспекцией на основании решения N 52/5219, которое признано судом недействительным, указанное требование также является недействительным.
Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина взыскивается с ответчика в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку налоговые органы, выступающие в судах в качестве ответчиков, не освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 167, 170, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 30.10.2007 N 52/2519 "О привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 586 по состоянию на 29.04.2008, принятые в отношении ОАО "Орскнефтеоргсинтез".
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Орскнефтеоргсинтез" государственную пошлину в размере 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)