Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2009 N 15АП-7823/2008 ПО ДЕЛУ N А32-17570/2008-59/215

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2009 г. N 15АП-7823/2008

Дело N А32-17570/2008-59/215

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Е.В. Андреевой, И.Г. Винокур
при ведении протокола судебного заседания Шимбаревой Н.В.
при участии:
- от заявителя: не явился;
- от заинтересованного лица: Назарян А.А. по доверенности от 25.12.2008 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2008 г. по делу N А32-17570/2008-59/215
по заявлению ООО "Компания "Бонус"
к заинтересованному лицу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения от 18.03.2008 г.
принятое в составе судьи Гонзус И.П.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Бонус" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 18 марта 2008 г. N 1664/1663/1662/1661/1660/1659/1658/1657/1656/1655 о доначислении в лицевой счет налогоплательщика с общества с ограниченной ответственностью "Компания "Бонус" неуплаченных налогов на игорный бизнес в общей сумме 516750 рублей и о восстановлении пропущенного трехмесячного срока на подачу заявления об оспаривании решения налогового органа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2008 г. по делу N А32-17570/2008-59/215 признаны недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю от 18.03.2008 г. N 1664/1663/1662/1661/ 1660/1659/1658/1657/1656/1655 как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации. Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю суд обязал устранить допущенное нарушение прав заявителя. Решение мотивировано тем, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. С апреля 2006 г. по февраль 2007 г. обществом излишне уплачено в бюджет 516750 руб. налога на игорный бизнес.
Не согласившись с указанным решением, налоговая инспекция обратилась с апелляционной жалобой. Податель жалобы полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 г. статья 9 Закона N 88-ФЗ отменена. Предоставленные налогоплательщику гарантии неизменности элементов налогового обязательства распространяются на те объекты налогообложения (игровые автоматы), которые зарегистрированы на 01.01.2005 г. Общество в феврале - сентябре 2005 года имело право исчислять и уплачивать налог на игорный бизнес по ставке 1500 руб. с игровых автоматов, зарегистрированных до 01.01.2005 и по ставке 7500 руб. после 01.01.2005 г. Спорные игровые автоматы зарегистрированы после 01.01.2005 г.
В судебное заседание Представитель ООО "Компания "Бонус" не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство судом удовлетворено, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя инспекции, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц 19.03.03 за N 1032311681126 Инспекцией МНС России по г. Сочи территориальный участок 2320 по Центральному району, адрес местонахождения исполнительного органа юридического лица: г. Сочи, ул. Соколова, д. 2/1, ИНН 2320112116.
Общество состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю и осуществляет деятельность по организации и содержанию игорных заведений на основании лицензии Федерального агентства по физической культуре и спору от 06.08.03 N 002230.
03.04.2006 года обществом представлено заявление в инспекцию о регистрации 2 игровых автоматов по адресу: г. Сочи, ул. Черноморская, 3, в дальнейшем (28.04.2006 г.) было представлено заявление о регистрации 7 игровых автоматов по тому же адресу.
Общество 25.12.2007 г. представило уточненные декларации по налогу на игорный бизнес за апрель 2006 г. - февраль 2007 г., в которых применена ставка налога на игорный бизнес в размере 1500 рублей за один игровой автомат в месяц, в связи с чем сумма налога, исчисленная по уточненным налоговым декларациям к уплате уменьшилась и составила 128250 рублей. Сумма налога на игорный бизнес, подлежащая возврату из бюджета составила 516 750 рублей.
Налоговой инспекцией была проведена камеральная проверка представленных уточненных деклараций общества. По результатам проверки был составлен акт N 14/6372/6370/6369/6368/6367/6365/6364/6363/6361/6330 от 18.02.2008 г., по которому была установлена неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) и было предложено доначислить в лицевой счет налогоплательщика - общества сумму налога на игорный бизнес по срокам уплаты: 22.05.2006 г. - в сумме 54000 руб.; 20.06.2006 г. - в сумме 54000 руб.; 20.07.2006 г. - в сумме 54000 руб.; 21.08.2006 г. - в сумме 54000 руб.; 20.09.2006 г. - в сумме 54000 руб.; 20.10.2006 г. - в сумме 54000 руб.; 20.11.2006 г. - в сумме 54000 руб.; 20.12.2006 г. - в сумме 54000 руб.; 22.01.2007 г. - в сумме 54000 руб.; 20.03.2007 г. - в сумме 30750 руб. Всего - 516 750 руб.
По результатам проведенной камеральной проверки уточненных (корректирующих) налоговых деклараций налоговым органом было принято решение N 1664/1663/1662/1661/1660/1659/1658/1657/1656/1655 от 18.03.2008 г. в соответствии с которым обществу было доначислено 516 750 руб.
Не согласившись с вышеназванным решением, общество в порядке ст. 137 - 138 НК РФ обратилось в арбитражный суд.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При подаче заявления ООО "Компания "Бонус" ходатайствовало о восстановлении пропущенного трехмесячного срока на подачу заявления об оспаривании решения налогового органа.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявление по существу, фактически удовлетворил ходатайство общества о восстановлении пропущенного трехмесячного срока. В связи с чем, довод инспекции о пропуске трехмесячного срока на подачу заявления подлежит отклонению.
При вынесении решения, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 364 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налога на игорный бизнес является предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
В силу пункта 3 статьи 15 Кодекса налог на игорный бизнес является региональным налогом, вводится в действие и прекращает действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах (часть 3 статьи 12 НК РФ).
Частью 3 статьи 12 Кодекса предусмотрено, что при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом.
Как следует из статьи 369 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
1) за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;
2) за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей.
В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:
1) за один игровой стол - 25000 рублей;
2) за один игровой автомат - 1500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25000 рублей.
На момент государственной регистрации заявителя, как юридического лица (19.03.2003 г.) начисление и уплата налога на игорный бизнес производилась в соответствии с Законом Краснодарского края от 26.10.1998 г. N 148-КЗ "О налоге на игорный бизнес" с учетом изменений, внесенных в него Законом Краснодарского края от 07.08.2002 N 503-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О налоге на игорный бизнес". В соответствии с указанным Законом Краснодарского края "О налоге на игорный бизнес" установлена ставка налога на игорный бизнес за 1 игровой автомат, действующая на момент государственной регистрации юридического лица - общества из расчета 15 МРОТ за 1 игровой автомат.
В дальнейшем ставки налога на игорный бизнес были изменены и с 1 января 2004 г. ставка налога за 1 игровой автомат составляет 7500 руб. (Закон Краснодарского края от 20.10.03 N 611-КЗ).
Вместе с тем, в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Постановлением от 19.06.2003 г. N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что статья 9 Закона N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся объектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Налоговая инспекция не оспаривает, что общество относится к субъектам малого предпринимательства.
В силу положений статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки являются элементом налогообложения.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового закона в силу абзаца 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 09.07.2004 N 242-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П).
Довод налоговой инспекции о том, что предоставленные налогоплательщику гарантии неизменности элементов налогового обязательства распространяются на те объекты налогообложения (игровые автоматы), которые зарегистрированы до 01.01.2005 г., подлежит отклонению. Из смысла вышеизложенных норм следует, что льгота предоставлена субъекту малого предпринимательства, а не объектам. В законодательстве отсутствуют нормы, ставящие возможность применения субъектом малого предпринимательства льготы в зависимость от даты постановки объектов (игровых автоматов) на налоговый учет.
Таким образом, ООО "Компания "Бонус" была вправе применять ставки, действовавшие на момент регистрации, в течение 4-х лет (включительно до февраля 2007 г.), иными словами, с апреля 2006 г. по февраль 2007 г. ООО "Компания "Бонус" правомерно отразила изменения в налоговых декларациях.
Суд выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Определением от 20.11.2008 г. инспекции была предоставлена отсрочка в уплате госпошлины. В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации а также п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.07 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2008 г. по делу N А32-17570/2008-59/215 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА

Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
И.Г.ВИНОКУР














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)