Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2010 ПО ДЕЛУ N А35-8625/08-С10

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2010 г. по делу N А35-8625/08-С10


Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 07.07.09 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.09 г. по делу N А35-8625/08-С10,
установил:

открытое акционерное общество "Ростелеком" в лице Территориального управления N 7 Центрального филиала ОАО "Ростелеком" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Курску (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения, оформленного письмом от 01.12.08 г. N 11-37/168884, об отказе в возврате уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в виде авансовых платежей за полугодие 2008 года, в сумме 6896610,25 руб., бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в сумме 6896610,25 руб., и обязании Инспекции произвести действия по возврату излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в сумме 6896610,25 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 07.07.09 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.09 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителя Общества, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 28.10.08 г. о возврате излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль, зачисляемых в бюджет субъекта РФ, за первое полугодие 2008 года в сумме 6896960 руб.
Инспекция письмом от 01.12.08 г. N 11-37/168884 отказала Обществу в осуществлении возврата излишне уплаченного налога на прибыль.
Налогоплательщик, полагая, что действия налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченного налога на прибыль нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 21 и п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, установленном НК РФ. Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов регламентирован статьей 78 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей (п. 2 ст. 78 НК РФ).
Пунктом 8 ст. 78 НК РФ установлено, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Согласно разъяснению, данному в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 28.02.01 г. N 5, в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.
Как установлено судом и следует из материалов дела, факт наличия у Общества переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 6896610,25 руб., не оспаривается налоговым органом.
Вместе с тем, Инспекция обосновала свой отказ тем, что, поскольку Территориальное управление N 7 Центрального филиала ОАО "Ростелеком" является обособленным подразделением ОАО "Ростелеком", ИФНС России по г. Курску был направлен запрос в налоговый орган по месту постановки на учет ОАО "Ростелеком" о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.
19.12.08 г. налоговым органом была получена указанная справка о состоянии расчетов ОАО "Ростелеком", согласно которой задолженность по федеральным налогам, пене и штрафам составила: по пене по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 8229360,41 руб., по НДС в сумме 345982488,22 руб., по штрафам по НДС в сумме 64312348,44 руб. Общая сумма задолженности составила 444462371,21 руб., в то время как переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет составила 438839467,96 руб.
В связи с этим, Инспекцией сделан вывод о том, что в рассматриваемом случае необходимые условия, предусмотренные ст. 78 НК РФ для возврата налога, не выполнены, и 29.12.08 г. приняла решение N 11-31/181549 "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)".
Из материалов дела усматривается, что Общество просило возвратить сумму переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ в размере доли, приходящейся на обособленное подразделение, находящееся в г. Курске, которая рассчитывается без учета прибыли федерального бюджета.
Доказательств наличия задолженности у Общества по налогам по месту нахождения обособленного подразделения в г. Курске налоговым органом не представлено. Также из материалов дела не следует, что налоговый орган предпринимал действия к проведению зачета излишне уплаченного налога на прибыль в счет имеющейся недоимки по налогам по месту нахождения юридического лица в г. Москве или имел возможность провести такой зачет исходя из норм НК РФ или иных нормативных актов.
Наличие недоимки по федеральным налогам, пене и штрафам свидетельствует лишь об отсутствии правовых оснований для произведения возврата суммы переплаты, образовавшейся у налогоплательщика по налогам того же уровня бюджетной системы, т.е. федерального в пределах суммы недоимки, числящейся по месту нахождения юридического лица.
В данном случае, переплата образовалась за счет излишней уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ.
На основании изложенного, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в возврате излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в сумме 6896610,25 руб.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции инспекции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 7 июля 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2009 года по делу N А35-8625/08-С10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)