Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
24 мая 2007 г. Дело N А60-999/2007-С5
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Ф. Сабировой при ведении протокола судебного заседания судьей М.Ф. Сабировой рассмотрел 11.05.2007 - 17.05.2007 в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЧЕРРИ" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа,
при участии в заседании: от заявителя - О.Б. Шушерин, паспорт, доверенность от 20.10.2006; Ю.А. Чеченов, паспорт, доверенность от 20.10.2006; от заинтересованного лица - Н.Н. Гладких, паспорт, доверенность N 1080 от 19.02.2007; Т.М. Абдулгалимова, удостоверение N 090014, доверенность N 1082 от 19.02.2007; О.Я. Скутина, удостоверение N 202832, доверенность N 29 от 09.01.2007; В.В. Валиев, удостоверение N 086052, доверенность N 30 от 09.01.2007; Ю.Н. Фомина, удостоверение N 089731, доверенность N 2754 от 12.05.2007.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Протокол велся судьей. Отводов суду не заявлено. В судебном заседании по ходатайству сторон 11.05.2007 объявлен перерыв до 8 часов 30 минут 17.05.2007. После перерыва судебное заседание продолжено. От заявителя поступило ходатайство об изменении предмета заявленных требований. Ходатайство судом удовлетворено. Других заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "ЧЕРРИ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением. С учетом удовлетворенного ходатайства об изменении предмета заявленных требований заявитель просит признать недействительным ненормативный правовой акт налогового органа, а именно: решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга об отказе в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес N 03-05/1037 от 12.01.2007. Заявитель также просит суд обязать инспекцию возвратить излишне уплаченный налог на игорный бизнес в сумме 11846125 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на ст. 9 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в соответствии с которой он, как субъект малого предпринимательства, был вправе уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, действующей на момент государственной регистрации организации, а излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату налоговым органом.
Заинтересованное лицо в своем отзыве от 16.05.2007 заявленные требования отклонило, ссылаясь на обоснованность и правомерность принятого им ненормативного акта в связи с отсутствием у предприятия права на применение ставки налога на игорный бизнес, установленной на момент начала деятельности предприятия. Представило контррасчет суммы заявленной обществом к возврату.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
общество с ограниченной ответственностью "ЧЕРРИ" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.04.2003 за основным государственным регистрационным номером 1036602660610 и осуществляет свою деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии от 20 августа 2003 г. N 002420, выданной Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту, сроком действия с 20.08.2003 до 20.08.2008.
Общество как субъект малого предпринимательства на основании ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", считая, что, начиная с момента государственной регистрации оно вправе уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, установленной на тот период, 30.10.2006 в порядке ст. 78 НК РФ обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 11846125 руб. В приеме заявления заявителю было отказано ввиду отсутствия расчета суммы излишне уплаченного налога.
27 ноября 2006 г. ООО "ЧЕРРИ" повторно обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес.
28 ноября 2006 г. общество обратилось к руководителю налогового органа с жалобой на отказ в принятии заявления.
20 декабря 2006 г. заявителем получен ответ на жалобу, в котором заинтересованное лицо сообщило о принятии заявления о возврате излишне уплаченного налога.
Письмом от 12.01.2007 N 03-05/1037 Инспекция Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга отказала в удовлетворении заявления ООО "ЧЕРРИ" о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Полагая, что принятое налоговым органом решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 11846125 руб. является незаконным, так как нарушает права налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 главы 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения; выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Нормы статей 367, 368 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.
При исчислении налога применяются налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат установлены пределы налоговой ставки от 1500 до 7500 руб.
Из указанных положений следует, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у соответствующего лица с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес и именно с этого момента данное лицо становится налогоплательщиком и у него возникает обязанность исчисления и уплаты налога на игорный бизнес в порядке, установленном действующим законодательством.
Законом Свердловской области от 24.11.2000 N 32-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес" (в редакции Областного закона от 29.03.2001 N 30-ОЗ) была установлена ставка за каждый игровой автомат в размере 1500 руб.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса с использованием игровых автоматов. При этом игровые автоматы установлены заявителем в населенных пунктах Свердловской области и регистрировались в качестве объектов налогообложения в различных налоговых инспекциях Свердловской области по месту нахождения игровых залов.
Из материалов дела следует, что общество, получив лицензию N 002420 от 20.08.2003, фактически приступило к осуществлению деятельности в сфере игорного бизнеса с использованием игровых автоматов в июне 2004 года и в период с июня 2004 года по декабрь 2004 года уплачивало налог на игорный бизнес по ставкам в размере 3000 руб. за один игровой автомат, с января 2005 г. по декабрь 2005 года - 3750 руб., с января 2006 г. по август 2006 года - 6250 руб. за один игровой автомат, в сентябре 2006 г. - 7500 руб. за один игровой автомат.
В связи с названными обстоятельствами, суд считает, что общество верно уплачивало налог на игорный бизнес по ставкам, установленным на соответствующий налоговый период, в связи с чем оснований для возврата излишне уплаченного налога у налогового органа не имелось.
При этом суд считает, что увеличение ставки налога произведено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в пределах установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации: от 1500 до 7500 руб.
Ссылка заявителя на то, что он вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки 1500 руб. за игровой автомат, действовавшей на дату государственной регистрации налогоплательщика, исходя из ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", судом не принимается на основании из следующего.
Согласно п. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В связи с тем, что на момент вступления в силу части первой НК РФ действовал порядок налогообложения, установленный ранее принятыми законами, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса подлежат применению нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Статьей 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", утратившей законную силу с 01.01.2005, были установлены гарантии, в соответствии с которыми в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Учитывая социальную направленность данного Закона, государственной гарантией поддержки малого предпринимательства признавалось сохранение неизменного порядка налогообложения как специального налогового режима, включающего в себя не только элементы налогообложения, но и собственно регулируемый законом порядок определения налоговых обязательств. При этом ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства могло заключаться в возложении на них дополнительного налогового бремени в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, что может быть при введении новых налогов или установления новых объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12, подпункта 6 пункта 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на игорный бизнес является региональным налогом, который устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации путем определения основных элементов налогообложения, а вводится в действие законом соответствующего субъекта Российской Федерации путем регламентации неурегулированных элементов налогообложения, в том числе налоговой ставки, а также порядка и сроков уплаты налога.
Таким образом, изменение субъектом Российской Федерации неурегулированного элемента налогообложения не означает изменения порядка налогообложения, поскольку именно такой порядок налогообложения и установлен законодателем в отношении налога на игорный бизнес.
Противоположный подход к данной ситуации означал бы невозможность для налогоплательщиков применять пониженную ставку налога при ее уменьшении, а не увеличении субъектом Российской Федерации. Кроме того, это не соответствует таким основным принципам налогообложения как невозможность различного применения налогов исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрет на установление дифференцированных ставок налога в зависимости от форм собственности, а также установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
На дату начала осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса (возникновение объектов налогообложения) заявителю был известен установленный порядок налогообложения налогом на игорный бизнес, который как раз и предусматривал возможность изменения ставки субъектом Российской Федерации.
Таким образом, положение ООО "ЧЕРРИ" в связи с изменением налоговой ставки не ухудшилось, так как установленный порядок налогообложения не изменился.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21, ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы, то есть определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере, при наличии оснований и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В целях выполнения налогоплательщиком данной обязанности в ст. 80 Кодекса закреплено положение, согласно которому налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии декларации о ее принятии и дату ее представления.
Кодекс не ограничивает налогоплательщиков сроком на представление уточненных налоговых деклараций и в тех случаях, когда уменьшаются исчисленные ранее к уплате в бюджет суммы налога.
Таким образом, налогоплательщик, претендующий на применение льготы, обязан направить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию и подтвердить право на льготу, представив доказательства, подтверждающие наличие у него права на налоговую льготу.
Ст. 81 НК РФ в редакции, действовавшей на момент обращения налогоплательщика с заявлением в налоговый орган в порядке ст. 78 НК РФ, предусматривает необходимость внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию не только в случае обнаружения ошибок, приводящих к занижению сумм налога, но и при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты сведений.
Указанная обязанность налогоплательщиком ООО "ЧЕРРИ" не исполнена, таким образом, у налогового органа отсутствовали законные основания для проверки сумм, заявленных к возврату, и начисления иных сумм налога, чем сумм, заявленных налогоплательщиком в соответствующие периоды в декларациях по всем объектам.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что ссылку заявителя на применение при исчислении налога на игорный бизнес ставки 1500 руб. за игровой автомат, действовавшей на дату государственной регистрации налогоплательщика необоснованной, нарушений законодательства о налогах не имеется, права и законные интересы заявителя не нарушены, и основания для удовлетворения требования ООО "ЧЕРРИ" отсутствуют.
Вместе с тем довод налогового органа о неотнесении заявителя к субъектам малого предпринимательства носит предположительный характер и превышение количества работающих более, чем установлено ст. 9 указанного Закона, не подтверждено документально.
Также, суд отмечает, что контррасчет налогового органа, составленный при условии отсутствия уточненных налоговых деклараций налогоплательщика, свидетельствует лишь о предположениях налогового органа о недостоверности суммы, заявленной налогоплательщиком к возврату. Сумму, подлежащую возврату в порядке ст. 78 НК РФ, сам заявитель в установленном законом порядке с соблюдением требований ст. 81 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007, суду также не представил.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ЧЕРРИ" отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.05.2007, 17.05.2007 ПО ДЕЛУ N А60-999/2007-С5
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
24 мая 2007 г. Дело N А60-999/2007-С5
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Ф. Сабировой при ведении протокола судебного заседания судьей М.Ф. Сабировой рассмотрел 11.05.2007 - 17.05.2007 в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЧЕРРИ" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа,
при участии в заседании: от заявителя - О.Б. Шушерин, паспорт, доверенность от 20.10.2006; Ю.А. Чеченов, паспорт, доверенность от 20.10.2006; от заинтересованного лица - Н.Н. Гладких, паспорт, доверенность N 1080 от 19.02.2007; Т.М. Абдулгалимова, удостоверение N 090014, доверенность N 1082 от 19.02.2007; О.Я. Скутина, удостоверение N 202832, доверенность N 29 от 09.01.2007; В.В. Валиев, удостоверение N 086052, доверенность N 30 от 09.01.2007; Ю.Н. Фомина, удостоверение N 089731, доверенность N 2754 от 12.05.2007.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Протокол велся судьей. Отводов суду не заявлено. В судебном заседании по ходатайству сторон 11.05.2007 объявлен перерыв до 8 часов 30 минут 17.05.2007. После перерыва судебное заседание продолжено. От заявителя поступило ходатайство об изменении предмета заявленных требований. Ходатайство судом удовлетворено. Других заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "ЧЕРРИ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением. С учетом удовлетворенного ходатайства об изменении предмета заявленных требований заявитель просит признать недействительным ненормативный правовой акт налогового органа, а именно: решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга об отказе в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес N 03-05/1037 от 12.01.2007. Заявитель также просит суд обязать инспекцию возвратить излишне уплаченный налог на игорный бизнес в сумме 11846125 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на ст. 9 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в соответствии с которой он, как субъект малого предпринимательства, был вправе уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, действующей на момент государственной регистрации организации, а излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату налоговым органом.
Заинтересованное лицо в своем отзыве от 16.05.2007 заявленные требования отклонило, ссылаясь на обоснованность и правомерность принятого им ненормативного акта в связи с отсутствием у предприятия права на применение ставки налога на игорный бизнес, установленной на момент начала деятельности предприятия. Представило контррасчет суммы заявленной обществом к возврату.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЧЕРРИ" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.04.2003 за основным государственным регистрационным номером 1036602660610 и осуществляет свою деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии от 20 августа 2003 г. N 002420, выданной Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту, сроком действия с 20.08.2003 до 20.08.2008.
Общество как субъект малого предпринимательства на основании ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", считая, что, начиная с момента государственной регистрации оно вправе уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, установленной на тот период, 30.10.2006 в порядке ст. 78 НК РФ обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 11846125 руб. В приеме заявления заявителю было отказано ввиду отсутствия расчета суммы излишне уплаченного налога.
27 ноября 2006 г. ООО "ЧЕРРИ" повторно обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес.
28 ноября 2006 г. общество обратилось к руководителю налогового органа с жалобой на отказ в принятии заявления.
20 декабря 2006 г. заявителем получен ответ на жалобу, в котором заинтересованное лицо сообщило о принятии заявления о возврате излишне уплаченного налога.
Письмом от 12.01.2007 N 03-05/1037 Инспекция Федеральной налоговой службы России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга отказала в удовлетворении заявления ООО "ЧЕРРИ" о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Полагая, что принятое налоговым органом решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 11846125 руб. является незаконным, так как нарушает права налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 главы 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения; выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Нормы статей 367, 368 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.
При исчислении налога применяются налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат установлены пределы налоговой ставки от 1500 до 7500 руб.
Из указанных положений следует, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у соответствующего лица с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес и именно с этого момента данное лицо становится налогоплательщиком и у него возникает обязанность исчисления и уплаты налога на игорный бизнес в порядке, установленном действующим законодательством.
Законом Свердловской области от 24.11.2000 N 32-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес" (в редакции Областного закона от 29.03.2001 N 30-ОЗ) была установлена ставка за каждый игровой автомат в размере 1500 руб.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса с использованием игровых автоматов. При этом игровые автоматы установлены заявителем в населенных пунктах Свердловской области и регистрировались в качестве объектов налогообложения в различных налоговых инспекциях Свердловской области по месту нахождения игровых залов.
Из материалов дела следует, что общество, получив лицензию N 002420 от 20.08.2003, фактически приступило к осуществлению деятельности в сфере игорного бизнеса с использованием игровых автоматов в июне 2004 года и в период с июня 2004 года по декабрь 2004 года уплачивало налог на игорный бизнес по ставкам в размере 3000 руб. за один игровой автомат, с января 2005 г. по декабрь 2005 года - 3750 руб., с января 2006 г. по август 2006 года - 6250 руб. за один игровой автомат, в сентябре 2006 г. - 7500 руб. за один игровой автомат.
В связи с названными обстоятельствами, суд считает, что общество верно уплачивало налог на игорный бизнес по ставкам, установленным на соответствующий налоговый период, в связи с чем оснований для возврата излишне уплаченного налога у налогового органа не имелось.
При этом суд считает, что увеличение ставки налога произведено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в пределах установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации: от 1500 до 7500 руб.
Ссылка заявителя на то, что он вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки 1500 руб. за игровой автомат, действовавшей на дату государственной регистрации налогоплательщика, исходя из ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", судом не принимается на основании из следующего.
Согласно п. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В связи с тем, что на момент вступления в силу части первой НК РФ действовал порядок налогообложения, установленный ранее принятыми законами, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса подлежат применению нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Статьей 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", утратившей законную силу с 01.01.2005, были установлены гарантии, в соответствии с которыми в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Учитывая социальную направленность данного Закона, государственной гарантией поддержки малого предпринимательства признавалось сохранение неизменного порядка налогообложения как специального налогового режима, включающего в себя не только элементы налогообложения, но и собственно регулируемый законом порядок определения налоговых обязательств. При этом ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства могло заключаться в возложении на них дополнительного налогового бремени в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, что может быть при введении новых налогов или установления новых объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12, подпункта 6 пункта 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на игорный бизнес является региональным налогом, который устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации путем определения основных элементов налогообложения, а вводится в действие законом соответствующего субъекта Российской Федерации путем регламентации неурегулированных элементов налогообложения, в том числе налоговой ставки, а также порядка и сроков уплаты налога.
Таким образом, изменение субъектом Российской Федерации неурегулированного элемента налогообложения не означает изменения порядка налогообложения, поскольку именно такой порядок налогообложения и установлен законодателем в отношении налога на игорный бизнес.
Противоположный подход к данной ситуации означал бы невозможность для налогоплательщиков применять пониженную ставку налога при ее уменьшении, а не увеличении субъектом Российской Федерации. Кроме того, это не соответствует таким основным принципам налогообложения как невозможность различного применения налогов исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрет на установление дифференцированных ставок налога в зависимости от форм собственности, а также установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
На дату начала осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса (возникновение объектов налогообложения) заявителю был известен установленный порядок налогообложения налогом на игорный бизнес, который как раз и предусматривал возможность изменения ставки субъектом Российской Федерации.
Таким образом, положение ООО "ЧЕРРИ" в связи с изменением налоговой ставки не ухудшилось, так как установленный порядок налогообложения не изменился.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21, ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы, то есть определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере, при наличии оснований и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В целях выполнения налогоплательщиком данной обязанности в ст. 80 Кодекса закреплено положение, согласно которому налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии декларации о ее принятии и дату ее представления.
Кодекс не ограничивает налогоплательщиков сроком на представление уточненных налоговых деклараций и в тех случаях, когда уменьшаются исчисленные ранее к уплате в бюджет суммы налога.
Таким образом, налогоплательщик, претендующий на применение льготы, обязан направить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию и подтвердить право на льготу, представив доказательства, подтверждающие наличие у него права на налоговую льготу.
Ст. 81 НК РФ в редакции, действовавшей на момент обращения налогоплательщика с заявлением в налоговый орган в порядке ст. 78 НК РФ, предусматривает необходимость внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию не только в случае обнаружения ошибок, приводящих к занижению сумм налога, но и при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты сведений.
Указанная обязанность налогоплательщиком ООО "ЧЕРРИ" не исполнена, таким образом, у налогового органа отсутствовали законные основания для проверки сумм, заявленных к возврату, и начисления иных сумм налога, чем сумм, заявленных налогоплательщиком в соответствующие периоды в декларациях по всем объектам.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что ссылку заявителя на применение при исчислении налога на игорный бизнес ставки 1500 руб. за игровой автомат, действовавшей на дату государственной регистрации налогоплательщика необоснованной, нарушений законодательства о налогах не имеется, права и законные интересы заявителя не нарушены, и основания для удовлетворения требования ООО "ЧЕРРИ" отсутствуют.
Вместе с тем довод налогового органа о неотнесении заявителя к субъектам малого предпринимательства носит предположительный характер и превышение количества работающих более, чем установлено ст. 9 указанного Закона, не подтверждено документально.
Также, суд отмечает, что контррасчет налогового органа, составленный при условии отсутствия уточненных налоговых деклараций налогоплательщика, свидетельствует лишь о предположениях налогового органа о недостоверности суммы, заявленной налогоплательщиком к возврату. Сумму, подлежащую возврату в порядке ст. 78 НК РФ, сам заявитель в установленном законом порядке с соблюдением требований ст. 81 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007, суду также не представил.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ЧЕРРИ" отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
САБИРОВА М.Ф.
САБИРОВА М.Ф.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)