Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
14 октября 2004 г. Дело N А60-24860/04-С8
18 октября 2004 г.
Судья Арбитражного суда Свердловской области Шавейникова О.Э. рассмотрел в судебном заседании 12 - 14.10.2004 дело по заявлению Ирбитского территориального отраслевого управления сельского хозяйства и продовольствия к Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Свердловской области о признании недействительным акта налогового органа.
Протокол судебного заседания оформлен судьей Шавейниковой О.Э.
При участии в судебном заседании: от заявителя - Волкова Н.В., главный специалист (доверенность б/н от 11.10.2004, паспорт); Новгородов А.В., ведущий специалист (доверенность б/н от 17.08.2004, паспорт); от заинтересованного лица - Стихина И.В., главный специалист (доверенность N 92 от 06.01.2004, удостоверение N 130090); Евтеева Е.А. (доверенность N 4696 от 15.01.2004, удостоверение N 131515).
При рассмотрении дела, начатого 12.10.2004, был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 14.10.2004, после перерыва рассмотрение дела возобновлено.
Отводов суду не заявлено. Лицам, участвующим в деле, разъяснены их процессуальные права.
Заявителем представлено ходатайство об уточнении заявленных требований. Ходатайство судом удовлетворено.
Ирбитское территориальное отраслевое управление сельского хозяйства и продовольствия с учетом уточненных требований просит признать недействительным решение N 03-23/576 от 13.08.2004 Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Свердловской области в части возложения на заявителя обязанности по уплате не удержанных сумм налога на доходы физических лиц в сумме 17874 рубля; соответствующих сумм пеней и штрафа в размере 3574 рубля.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, представлен отзыв.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд установил следующее.
Налоговым органом 29.03.2004 проведена выездная налоговая проверка Ирбитского территориального отраслевого управления сельского хозяйства и продовольствия, в ходе которой налоговым органом были выявлены следующие нарушения:
- непредставление сведений о доходах физических лиц: за 2001 г. - 69 физических лиц, за 2002 г. - 74 физических лица, за 2003 г. - 108 физических лиц;
- неуплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы по единому социальному налогу;
- не удержана сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая удержанию и перечислению налоговым агентом за 2001 - 2003 гг. в размере 22460 рублей.
По результатам проверки составлен акт N 03-23/202 от 30.06.2004. Заявителем представлен 13.07.2004 в налоговый орган акт разногласий на акт выездной налоговой проверки N 03-23/202 от 30.06.2004.
Заместитель руководителя Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Свердловской области, рассмотрев материалы выездной налоговой проверки и акт разногласий от 13.07.2004, на отмеченные в акте N 03-23/202 от 30.06.2004 нарушения налогового законодательства вынес решение N 03-23/576 от 13.08.2004 о привлечении Ирбитского территориального отраслевого управления сельского хозяйства и продовольствия к ответственности на основании п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за совершение правонарушения, выразившегося в непредставлении налоговым агентом в налоговый орган сведений о доходах физических лиц за 2001 - 2003 гг. на 251 человека, в виде штрафа в размере 12550 руб. 00 коп.; на основании ст. 123 Налогового кодекса РФ, за совершение нарушения, выразившегося в неправомерном не удержании сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 4492 руб. 00 коп. Пунктом 2.1 решения N 03-23/576 от 13.08.2004 заявителю было предложено уплатить налоговые санкции в общей сумме 17257 руб. 68 коп., пени за несвоевременное перечисление налога в бюджета в сумму 1668 руб. 04 коп., не удержанную сумму налога на доходы физических лиц в размере 22460 руб. 00 коп., пени за несвоевременное не удержание суммы налога на доходы физических лиц в размере 8742 руб. 98 коп.; доначисленную сумму единого социального налога за 2001 - 2003 года в размере 10545 руб., 28 коп., пени за несвоевременное перечисление доначисленных сумм ЕСН в размере 1761 руб. 18 коп.
Заявителем требования налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 12550 рублей за непредставление сведений о доходах физических лиц за 2001 - 2003 года на 251 человека; в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 215 руб. 68 коп. за неполную уплату ЕСН в результате занижения налогооблагаемой базы; а также в части удержания доначисленной суммы ЕСН за 2001 - 2003 гг. в размере 10545 рублей 28 копеек и пеней за несвоевременное перечисление доначисленных сумм ЕСН, исчисленных на дату вынесения решения налогового органа, в размере 1761 руб. 18 коп. признаются полностью и не оспариваются. Указанные требования налогового органа исполнены заявителем в полном объеме.
Заявитель также согласен с требованиями налогового органа об удержании суммы налога на доходы физических лиц в размере 4586 рублей, признавая неправомерность их не удержания.
Из документов, имеющихся в материалах дела, и объяснений сторон следует, что Главой Администрации Муниципального образования "Ирбитский район" ежегодно утверждаются Условия соревнования трудящихся агропромышленного комплекса Ирбитского района, на основании которых проводятся смотры-конкурсы: лучший пекарь; смотр посевов; смотр-конкурс мастеров машинного доения; смотр-конкурс санитарной культуры и подготовки ферм к зиме; смотр-конкурс на лучшее хранение техники; смотр-конкурс "Лучший по профессии" и др. Денежные средства на поощрение победителей конкурсов, соревнований выделяются на основании решения районной сессии народных депутатов из местного бюджета.
Из материалов дела усматривается, что заявителем по итогам вышеуказанных смотров-конкурсов издаются приказы о награждении победителей данных конкурсов, при этом денежные выплаты победителям не носят производственного характера, а представляют собой денежное вознаграждение (приз) по итогам смотров-конкурсов согласно занятому призовому месту. Налоговым органом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств, что указанные суммы входят в систему оплаты труда Ирбитского территориального отраслевого управления сельского хозяйства и продовольствия.
Ссылка налогового органа на то, что в указанных приказах, издаваемых по итогам конкурсов, для применения положений п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ, должно быть зафиксировано слово "приз", судом не принимается, поскольку из приказов, актов Главы муниципального образования "Ирбитский район", приказов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области следует, что выплачиваемые в соответствии с указанными актами суммы, по своей природе являются денежными вознаграждениями (призами) победителям агропромышленного комплекса по итогам смотров-конкурсов.
Всего сумма призов, полученных победителями в соревнованиях в 2001 г., 2002 г., 2003 г., составила 183150 руб.
В 2001 г. на основании Постановления Главы Муниципального образования "Ирбитский район" и приказа Ирбитского управления сельского хозяйства и продовольствия N 47 от 10.2001 выплачена премия 12 физическим лицам, не являющимся работниками заявителя, в общей сумме 8200 руб., по мнению налогового органа, сумма не удержанного налога составила 1069 руб.; на основании Постановления Главы Муниципального образования "Ирбитский район" от 08.11.2001 N 566 выплачена премия 45 физическим лицам по платежным ведомостям на общую сумму 42200 руб., по мнению налогового органа, сумма не удержанного налога составила 5486 руб.; на основании приказа N 32 от 27.06.2001 Ирбитского управления сельского хозяйства и продовольствия по платежным ведомостям N 1, N 2 от 23.07.2001 выплачена денежная премия 9 физическим лицам в размере 6500 руб., по мнению налогового органа, сумма неудержанного налога составила 845 руб.
Согласно п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет (внебюджетные фонды) налогов.
В соответствии с п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
По смыслу вышеуказанной нормы права, обязанность по представлению сведений о доходах физических лиц возлагается на налоговых агентов в том случае, если физическим лицам выплачивается налогооблагаемый доход.
На основании п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению доходы, полученные физическими лицами в налогооблагаемый период, не превышающие 2000 рублей, полученные от стоимости призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления.
Заявителем признаются доводы налогового органа о неправомерности неудержания в 2001 году НДФЛ с 6 человек на сумму 352 руб. и НДФЛ с сумм, уплаченных Рычковой С.П. в размере 840 руб.; в 2002 году НДФЛ с 10 человек на сумму 909 руб.; в 2003 году НДФЛ неправомерно не удержанного с Терского М.А. на сумму 677 руб., а также НДФЛ с 12 человек на сумму 1190 руб.
Судом установлено, что в 2001 г. доход свыше 2000 рублей составил у Никифорова А.С. - 1400 руб. (налог на доходы физических лиц - 182 руб.), Никифорова В.С. - 700 руб. (налог на доходы физических лиц - 91 руб.), Шарапова С.В. - 450 руб. (налог на доходы физических лиц - 59 руб.). Данные лица не являются работниками заявителя. Документами, имеющимся в материалах дела, подтверждается, что доходы остальных участников соревнований, проводимых в 2001 г., не превысили 2000 руб., следовательно, на основании п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению, соответственно у заявителя не возникло обязанности по удержанию суммы налога в размере 6858 руб. Таким образом, заявителем неправомерно не удержан налог за 2001 год на сумму 1524 руб. (182 руб. + 91 руб. + 59 руб. + 352 руб. + 840 руб.).
В 2002 году победителям Областных конкурсов на звание лучший по профессии и соревнования трудящихся агропромышленного комплекса Ирбитского района в 2002 г. выплачены денежные премии на общую сумму 6818 рублей.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, суд установил, что в 2002 г. доход свыше 2000 рублей составил у Никифорова А.С. - 600 руб. (налог на доходы физических лиц - 78 руб.), Гущина Г.В. - 500 руб. (налог на доходы физических лиц - 65 руб.), Завьялова А.Н. - 300 руб. (налог на доходы физических лиц - 39 руб.), Зырянова Л.Г. - 300 руб. (налог на доходы физических лиц - 39 руб.).
Заявителем в 2002 г. отправлены по месту основной работы получателей доходов письма с просьбой, включить полученные суммы в совокупный доход налогоплательщиков. Налоговым органом при проведении налоговой проверки установлено, что в 2002 г. налоговыми агентами (работодателями, у которых постоянно работали получатели дохода) был удержан с указанных лиц налог на доходы физических лиц в сумме 884 руб. Таким образом, заявителем неправомерно не удержан налог на доходы физических лиц в сумме 1130 руб.(78 руб. + 65 руб. + 39 руб. + 39 руб. + 909 руб.) Все налогоплательщики, получившие доход, за исключением Гущиной Г.В., не являются работниками заявителя. Как следует из материалов дела, доходы остальных участников соревнований не превысили 2000 руб., соответственно, в силу п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ заявителем правомерно не удержан налог на доходы физических лиц в сумме 5688 руб.
Из материалов дела следует, в 2003 г. были проведены Областные конкурсы "На звание лучший по профессии в 2003 г." и соревнования трудящихся агропромышленного комплекса Ирбитского района в 2003 г., по результатам которых победителям были выплачены заявителем денежные суммы. Заявитель в 2003 г. отправлял письма по основному месту работы получателей дохода от заявителя с просьбой включить полученные суммы в совокупный доход налогоплательщиков. При проведении налоговой проверки налоговым органом установлено, что в 2003 г. налоговыми агентами (работодателями по основному месту работы) удержан налог на доходы физических лиц с получателей названных доходов в сумме 6747 руб. Судом установлено, что в 2003 г. доходы свыше 2000 рублей (с учетом удержанных сумм налога) составил Никифорова А.С. - 100 руб. (налог на доходы физических лиц - 13 руб.), Чернова А.Г. - 400 руб. (налог на доходы физических лиц - 52 руб.).
Все налогоплательщики, за исключением Терского М.А., не являются работниками заявителя.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в 2003 г. заявителем вручены денежные суммы в качестве подарков юбилярам - работникам сферы агропромышленного комплекса - на общую сумму - 1500 рублей, в том числе Мустафиной А.М. - 500 рублей в связи с 50-летием; Бабушкиной А.Г. - 500 рублей в связи с 70-летием; Устиновой Т.А. - 500 рублей в связи с 55-летием.
В силу п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение в соответствии с действующим законодательством, в сумме не превышающая 2000 рублей, не подлежит налогообложению. В то же время законодательство не запрещает вручение подарков в денежной форме. На основании изложенного и с учетом положений п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ суд полагает, что налоговым агентом правомерно не включена данная сумма в размере 1500 рублей в налогооблагаемую базу при исчислении налога на доходы физических лиц.
Поскольку суммы, выплаченные заинтересованным лицом, не подлежат налогообложению, у него как у источника выплат отсутствовала обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов физических лиц.
Таким образом, заявителем неправомерно не удержан налог на доходы физических лиц за 2003 год в сумме 1932 руб. (13 руб. + 52 руб. + 1867 руб.), в силу п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ заявителем правомерно не удержан налог на доходы физических лиц в сумме 5116 руб.
Факт не исчисления и не удержания заявителем налога на доходы физических лиц в сумме 4586 рублей подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, следовательно, начисление пеней, согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ, на сумму 4586 рублей налоговым органом произведено правомерно. Согласно расчету, произведенному представителем налогового органа в судебном заседании, пени на не удержанную заявителем сумму НДФЛ в размере 4586 рублей составляют 1624 руб. 90 коп. В связи с чем исковые требования в части неправомерного начисления пеней в размере 8742 руб. 98 коп. на НДФЛ в сумме 17874 рублей обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 123 Налогового кодекса РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что, поскольку заявителем не исчислен и не удержан налог на доходы физических лиц в сумме 4586 руб., то размер штрафа по ст. 123 Налогового кодекса РФ составляет 917 руб. 20 коп.
При таких обстоятельствах, решение налогового органа N 03-23/576 от 13.08.2004 в части взыскания с заявителя налога на доходы физических лиц в сумме 17874 руб., размера штрафа по ст. 123 Налогового кодекса РФ в сумме 3574 руб. 80 коп., и пеней, начисленных за несвоевременное не удержание суммы налога на доходы физических лиц в размере 7118 руб. 08 коп., противоречит действующему налоговому законодательству, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
В порядке распределения судебных расходов госпошлина в размере 1000 рублей, уплаченная заявителем по квитанции от 18.08.2004, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 171, 216 АПК РФ, суд
требования Ирбитского территориального отраслевого управления сельского хозяйства и продовольствия удовлетворить полностью.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Свердловской области N 03-23/576 от 13.08.2004 в части взыскания неудержанных сумм налога на доходы физических лиц в сумме 17874 руб., размера штрафа по ст. 123 Налогового кодекса РФ в сумме 3574 руб. 80 коп., и пеней, начисленных за несвоевременное не удержание суммы налога на доходы физических лиц в сумме 7118 руб. 08 коп.
Обязать Межрайонную инспекцию МНС России N 8 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей (квитанция от 18.08.2004).
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ст. 257, 259, 275 - 276 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.10.2004, 14.10.2004 ПО ДЕЛУ N А60-24860/04-С8
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
14 октября 2004 г. Дело N А60-24860/04-С8
18 октября 2004 г.
Судья Арбитражного суда Свердловской области Шавейникова О.Э. рассмотрел в судебном заседании 12 - 14.10.2004 дело по заявлению Ирбитского территориального отраслевого управления сельского хозяйства и продовольствия к Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Свердловской области о признании недействительным акта налогового органа.
Протокол судебного заседания оформлен судьей Шавейниковой О.Э.
При участии в судебном заседании: от заявителя - Волкова Н.В., главный специалист (доверенность б/н от 11.10.2004, паспорт); Новгородов А.В., ведущий специалист (доверенность б/н от 17.08.2004, паспорт); от заинтересованного лица - Стихина И.В., главный специалист (доверенность N 92 от 06.01.2004, удостоверение N 130090); Евтеева Е.А. (доверенность N 4696 от 15.01.2004, удостоверение N 131515).
При рассмотрении дела, начатого 12.10.2004, был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 14.10.2004, после перерыва рассмотрение дела возобновлено.
Отводов суду не заявлено. Лицам, участвующим в деле, разъяснены их процессуальные права.
Заявителем представлено ходатайство об уточнении заявленных требований. Ходатайство судом удовлетворено.
Ирбитское территориальное отраслевое управление сельского хозяйства и продовольствия с учетом уточненных требований просит признать недействительным решение N 03-23/576 от 13.08.2004 Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Свердловской области в части возложения на заявителя обязанности по уплате не удержанных сумм налога на доходы физических лиц в сумме 17874 рубля; соответствующих сумм пеней и штрафа в размере 3574 рубля.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, представлен отзыв.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд установил следующее.
Налоговым органом 29.03.2004 проведена выездная налоговая проверка Ирбитского территориального отраслевого управления сельского хозяйства и продовольствия, в ходе которой налоговым органом были выявлены следующие нарушения:
- непредставление сведений о доходах физических лиц: за 2001 г. - 69 физических лиц, за 2002 г. - 74 физических лица, за 2003 г. - 108 физических лиц;
- неуплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы по единому социальному налогу;
- не удержана сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая удержанию и перечислению налоговым агентом за 2001 - 2003 гг. в размере 22460 рублей.
По результатам проверки составлен акт N 03-23/202 от 30.06.2004. Заявителем представлен 13.07.2004 в налоговый орган акт разногласий на акт выездной налоговой проверки N 03-23/202 от 30.06.2004.
Заместитель руководителя Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Свердловской области, рассмотрев материалы выездной налоговой проверки и акт разногласий от 13.07.2004, на отмеченные в акте N 03-23/202 от 30.06.2004 нарушения налогового законодательства вынес решение N 03-23/576 от 13.08.2004 о привлечении Ирбитского территориального отраслевого управления сельского хозяйства и продовольствия к ответственности на основании п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ за совершение правонарушения, выразившегося в непредставлении налоговым агентом в налоговый орган сведений о доходах физических лиц за 2001 - 2003 гг. на 251 человека, в виде штрафа в размере 12550 руб. 00 коп.; на основании ст. 123 Налогового кодекса РФ, за совершение нарушения, выразившегося в неправомерном не удержании сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 4492 руб. 00 коп. Пунктом 2.1 решения N 03-23/576 от 13.08.2004 заявителю было предложено уплатить налоговые санкции в общей сумме 17257 руб. 68 коп., пени за несвоевременное перечисление налога в бюджета в сумму 1668 руб. 04 коп., не удержанную сумму налога на доходы физических лиц в размере 22460 руб. 00 коп., пени за несвоевременное не удержание суммы налога на доходы физических лиц в размере 8742 руб. 98 коп.; доначисленную сумму единого социального налога за 2001 - 2003 года в размере 10545 руб., 28 коп., пени за несвоевременное перечисление доначисленных сумм ЕСН в размере 1761 руб. 18 коп.
Заявителем требования налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 12550 рублей за непредставление сведений о доходах физических лиц за 2001 - 2003 года на 251 человека; в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 215 руб. 68 коп. за неполную уплату ЕСН в результате занижения налогооблагаемой базы; а также в части удержания доначисленной суммы ЕСН за 2001 - 2003 гг. в размере 10545 рублей 28 копеек и пеней за несвоевременное перечисление доначисленных сумм ЕСН, исчисленных на дату вынесения решения налогового органа, в размере 1761 руб. 18 коп. признаются полностью и не оспариваются. Указанные требования налогового органа исполнены заявителем в полном объеме.
Заявитель также согласен с требованиями налогового органа об удержании суммы налога на доходы физических лиц в размере 4586 рублей, признавая неправомерность их не удержания.
Из документов, имеющихся в материалах дела, и объяснений сторон следует, что Главой Администрации Муниципального образования "Ирбитский район" ежегодно утверждаются Условия соревнования трудящихся агропромышленного комплекса Ирбитского района, на основании которых проводятся смотры-конкурсы: лучший пекарь; смотр посевов; смотр-конкурс мастеров машинного доения; смотр-конкурс санитарной культуры и подготовки ферм к зиме; смотр-конкурс на лучшее хранение техники; смотр-конкурс "Лучший по профессии" и др. Денежные средства на поощрение победителей конкурсов, соревнований выделяются на основании решения районной сессии народных депутатов из местного бюджета.
Из материалов дела усматривается, что заявителем по итогам вышеуказанных смотров-конкурсов издаются приказы о награждении победителей данных конкурсов, при этом денежные выплаты победителям не носят производственного характера, а представляют собой денежное вознаграждение (приз) по итогам смотров-конкурсов согласно занятому призовому месту. Налоговым органом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств, что указанные суммы входят в систему оплаты труда Ирбитского территориального отраслевого управления сельского хозяйства и продовольствия.
Ссылка налогового органа на то, что в указанных приказах, издаваемых по итогам конкурсов, для применения положений п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ, должно быть зафиксировано слово "приз", судом не принимается, поскольку из приказов, актов Главы муниципального образования "Ирбитский район", приказов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области следует, что выплачиваемые в соответствии с указанными актами суммы, по своей природе являются денежными вознаграждениями (призами) победителям агропромышленного комплекса по итогам смотров-конкурсов.
Всего сумма призов, полученных победителями в соревнованиях в 2001 г., 2002 г., 2003 г., составила 183150 руб.
В 2001 г. на основании Постановления Главы Муниципального образования "Ирбитский район" и приказа Ирбитского управления сельского хозяйства и продовольствия N 47 от 10.2001 выплачена премия 12 физическим лицам, не являющимся работниками заявителя, в общей сумме 8200 руб., по мнению налогового органа, сумма не удержанного налога составила 1069 руб.; на основании Постановления Главы Муниципального образования "Ирбитский район" от 08.11.2001 N 566 выплачена премия 45 физическим лицам по платежным ведомостям на общую сумму 42200 руб., по мнению налогового органа, сумма не удержанного налога составила 5486 руб.; на основании приказа N 32 от 27.06.2001 Ирбитского управления сельского хозяйства и продовольствия по платежным ведомостям N 1, N 2 от 23.07.2001 выплачена денежная премия 9 физическим лицам в размере 6500 руб., по мнению налогового органа, сумма неудержанного налога составила 845 руб.
Согласно п. 1 ст. 24 Налогового кодекса РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет (внебюджетные фонды) налогов.
В соответствии с п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
По смыслу вышеуказанной нормы права, обязанность по представлению сведений о доходах физических лиц возлагается на налоговых агентов в том случае, если физическим лицам выплачивается налогооблагаемый доход.
На основании п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению доходы, полученные физическими лицами в налогооблагаемый период, не превышающие 2000 рублей, полученные от стоимости призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления.
Заявителем признаются доводы налогового органа о неправомерности неудержания в 2001 году НДФЛ с 6 человек на сумму 352 руб. и НДФЛ с сумм, уплаченных Рычковой С.П. в размере 840 руб.; в 2002 году НДФЛ с 10 человек на сумму 909 руб.; в 2003 году НДФЛ неправомерно не удержанного с Терского М.А. на сумму 677 руб., а также НДФЛ с 12 человек на сумму 1190 руб.
Судом установлено, что в 2001 г. доход свыше 2000 рублей составил у Никифорова А.С. - 1400 руб. (налог на доходы физических лиц - 182 руб.), Никифорова В.С. - 700 руб. (налог на доходы физических лиц - 91 руб.), Шарапова С.В. - 450 руб. (налог на доходы физических лиц - 59 руб.). Данные лица не являются работниками заявителя. Документами, имеющимся в материалах дела, подтверждается, что доходы остальных участников соревнований, проводимых в 2001 г., не превысили 2000 руб., следовательно, на основании п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению, соответственно у заявителя не возникло обязанности по удержанию суммы налога в размере 6858 руб. Таким образом, заявителем неправомерно не удержан налог за 2001 год на сумму 1524 руб. (182 руб. + 91 руб. + 59 руб. + 352 руб. + 840 руб.).
В 2002 году победителям Областных конкурсов на звание лучший по профессии и соревнования трудящихся агропромышленного комплекса Ирбитского района в 2002 г. выплачены денежные премии на общую сумму 6818 рублей.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, суд установил, что в 2002 г. доход свыше 2000 рублей составил у Никифорова А.С. - 600 руб. (налог на доходы физических лиц - 78 руб.), Гущина Г.В. - 500 руб. (налог на доходы физических лиц - 65 руб.), Завьялова А.Н. - 300 руб. (налог на доходы физических лиц - 39 руб.), Зырянова Л.Г. - 300 руб. (налог на доходы физических лиц - 39 руб.).
Заявителем в 2002 г. отправлены по месту основной работы получателей доходов письма с просьбой, включить полученные суммы в совокупный доход налогоплательщиков. Налоговым органом при проведении налоговой проверки установлено, что в 2002 г. налоговыми агентами (работодателями, у которых постоянно работали получатели дохода) был удержан с указанных лиц налог на доходы физических лиц в сумме 884 руб. Таким образом, заявителем неправомерно не удержан налог на доходы физических лиц в сумме 1130 руб.(78 руб. + 65 руб. + 39 руб. + 39 руб. + 909 руб.) Все налогоплательщики, получившие доход, за исключением Гущиной Г.В., не являются работниками заявителя. Как следует из материалов дела, доходы остальных участников соревнований не превысили 2000 руб., соответственно, в силу п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ заявителем правомерно не удержан налог на доходы физических лиц в сумме 5688 руб.
Из материалов дела следует, в 2003 г. были проведены Областные конкурсы "На звание лучший по профессии в 2003 г." и соревнования трудящихся агропромышленного комплекса Ирбитского района в 2003 г., по результатам которых победителям были выплачены заявителем денежные суммы. Заявитель в 2003 г. отправлял письма по основному месту работы получателей дохода от заявителя с просьбой включить полученные суммы в совокупный доход налогоплательщиков. При проведении налоговой проверки налоговым органом установлено, что в 2003 г. налоговыми агентами (работодателями по основному месту работы) удержан налог на доходы физических лиц с получателей названных доходов в сумме 6747 руб. Судом установлено, что в 2003 г. доходы свыше 2000 рублей (с учетом удержанных сумм налога) составил Никифорова А.С. - 100 руб. (налог на доходы физических лиц - 13 руб.), Чернова А.Г. - 400 руб. (налог на доходы физических лиц - 52 руб.).
Все налогоплательщики, за исключением Терского М.А., не являются работниками заявителя.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в 2003 г. заявителем вручены денежные суммы в качестве подарков юбилярам - работникам сферы агропромышленного комплекса - на общую сумму - 1500 рублей, в том числе Мустафиной А.М. - 500 рублей в связи с 50-летием; Бабушкиной А.Г. - 500 рублей в связи с 70-летием; Устиновой Т.А. - 500 рублей в связи с 55-летием.
В силу п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение в соответствии с действующим законодательством, в сумме не превышающая 2000 рублей, не подлежит налогообложению. В то же время законодательство не запрещает вручение подарков в денежной форме. На основании изложенного и с учетом положений п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ суд полагает, что налоговым агентом правомерно не включена данная сумма в размере 1500 рублей в налогооблагаемую базу при исчислении налога на доходы физических лиц.
Поскольку суммы, выплаченные заинтересованным лицом, не подлежат налогообложению, у него как у источника выплат отсутствовала обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов физических лиц.
Таким образом, заявителем неправомерно не удержан налог на доходы физических лиц за 2003 год в сумме 1932 руб. (13 руб. + 52 руб. + 1867 руб.), в силу п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ заявителем правомерно не удержан налог на доходы физических лиц в сумме 5116 руб.
Факт не исчисления и не удержания заявителем налога на доходы физических лиц в сумме 4586 рублей подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, следовательно, начисление пеней, согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ, на сумму 4586 рублей налоговым органом произведено правомерно. Согласно расчету, произведенному представителем налогового органа в судебном заседании, пени на не удержанную заявителем сумму НДФЛ в размере 4586 рублей составляют 1624 руб. 90 коп. В связи с чем исковые требования в части неправомерного начисления пеней в размере 8742 руб. 98 коп. на НДФЛ в сумме 17874 рублей обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 123 Налогового кодекса РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что, поскольку заявителем не исчислен и не удержан налог на доходы физических лиц в сумме 4586 руб., то размер штрафа по ст. 123 Налогового кодекса РФ составляет 917 руб. 20 коп.
При таких обстоятельствах, решение налогового органа N 03-23/576 от 13.08.2004 в части взыскания с заявителя налога на доходы физических лиц в сумме 17874 руб., размера штрафа по ст. 123 Налогового кодекса РФ в сумме 3574 руб. 80 коп., и пеней, начисленных за несвоевременное не удержание суммы налога на доходы физических лиц в размере 7118 руб. 08 коп., противоречит действующему налоговому законодательству, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
В порядке распределения судебных расходов госпошлина в размере 1000 рублей, уплаченная заявителем по квитанции от 18.08.2004, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 171, 216 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
требования Ирбитского территориального отраслевого управления сельского хозяйства и продовольствия удовлетворить полностью.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции МНС России N 8 по Свердловской области N 03-23/576 от 13.08.2004 в части взыскания неудержанных сумм налога на доходы физических лиц в сумме 17874 руб., размера штрафа по ст. 123 Налогового кодекса РФ в сумме 3574 руб. 80 коп., и пеней, начисленных за несвоевременное не удержание суммы налога на доходы физических лиц в сумме 7118 руб. 08 коп.
Обязать Межрайонную инспекцию МНС России N 8 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей (квитанция от 18.08.2004).
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ст. 257, 259, 275 - 276 АПК РФ.
Судья
ШАВЕЙНИКОВА О.Э.
ШАВЕЙНИКОВА О.Э.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)