Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В., при участии от открытого акционерного общества "Хлебный дом" Пугач Т.А. (доверенность от 28.07.08), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Мухина А.А. (доверенность от 15.09.08 N 03-02/09204), Борискина Р.В. (доверенность от 24.04.08 N 03-02/06802), рассмотрев 25.09.08 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу и открытого акционерного общества "Хлебный дом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.08 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.08 (судьи Борисова Г.В., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.) по делу N А56-21535/2007,
открытое акционерное общество "Хлебный дом" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 05.06.07 N 223920 в части доначисления 29 558 919 руб. налога на прибыль за 2006 год, начисления 501 910 руб. пеней и привлечения Общества к ответственности в виде взыскания 5 911 784 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 08.04.08 заявление Общества удовлетворено частично: признано недействительным решение Инспекции от 05.06.07 N 223920 в части доначисления 14 779 460 руб. налога на прибыль за 2006 год, начисления 355 405 руб. пеней и 2 955 892 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением апелляционного суда от 23.06.08 решение суда первой инстанции от 08.04.08 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 N 81-11 "О налоговых льготах" (далее - Закон N 81-11). Податель жалобы считает, что при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, Общество правомерно применило льготную ставку налога 13,5 процента, поскольку общая сумма вложений в основные средства, приобретенные и введенные им в эксплуатацию в 2005 году, превысила 300 млн руб.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты в части признания за налогоплательщиком права на применение пониженной ставки налога 15,5 процента при исчислении налога на прибыль за 2006 год. По мнению Инспекции, налогоплательщик вправе воспользоваться льготным режимом налогообложения только в том случае, если затраты на приобретение (строительство, модернизацию, реконструкцию) объектов основных средств в размере, превышающем 150 млн руб. (для ставки 15,5 процента) либо 300 млн руб. (для ставки 13,5 процента), и ввод этих объектов в эксплуатацию осуществлены в пределах одного налогового периода (календарного года).
В судебном заседании представители Инспекции и Общества поддержали доводы жалоб.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки уточненной декларации по налогу на прибыль за 2006 год Инспекция установила незаконное применение Обществом при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, льготной ставки 13,5 процента, предусмотренной пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11, поскольку произведенные им после 1 января 2005 года вложения в основные средства составили менее 150 млн руб.
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 05.06.07 N 223920, которым доначислил Обществу 29 558 919 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, начислил 501 910 руб. пеней и привлек его к ответственности в виде взыскания 5 911 784 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Заявитель обжаловал решение налогового органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили требования Общества, правомерно указав на следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется сумма налога на прибыль, исчисленная по ставке 17,5 процента. Этой же статьей предусмотрено, что ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 для юридических лиц ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, установлены в размере:
- - 15,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 150 млн руб. до 300 млн руб.;
- - 13,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 300 млн руб. (включительно) и более.
При этом для целей статьи 11-4 Закона N 81-11 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств.
Согласно пункту 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 право на применение пониженной ставки налога на прибыль предоставляется юридическим лицам, отвечающим одновременно следующим требованиям:
- являющимся плательщиками налога на прибыль, который зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга;
- осуществившим на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 года, рассчитанные в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 в пределах сумм, указанных в пункте 1 статьи 11-4 этого Закона, вложения для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли).
Пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 установлен порядок расчета суммы вложений для производственных целей. Объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика (за исключением объектов основных средств, полученных по договору лизинга) и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для модернизированных и (или) реконструированных объектов основных средств - в размере увеличения первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета. Сумма вложений, указанных в пункте 1 статьи 11-4 Закона N 81-11, уменьшается на остаточную стоимость объектов основных средств, находившихся на балансе налогоплательщика, эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга и отчужденных (выбывших) за вышеуказанный период. При этом объект основных средств может учитываться в расчете только один раз.
По результатам налоговой проверки Инспекция признала незаконным применение Обществом пониженной ставки налога на прибыль (13,5 процента), зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, поскольку осуществленные налогоплательщиком после 1 января 2005 года вложения в основные средства составили менее 300 млн руб.
На основании материалов дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что в 2003 - 2005 годах объем вложений заявителя в основные средства, введенные в эксплуатацию в 2005 году, составил 396 166 879 руб. 23 коп. При этом в 2003 году затраты Общества на приобретение объектов основных средств составили 966 522 руб., в 2004 году - 151 429 268 руб., в 2005 году - 245 526 605 руб. Данные обстоятельства документально подтверждены сводным актом сверки (том 1, лист дела 133).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, устанавливается в размере 13,5 процента только при осуществлении организацией вложений на сумму от 300 млн руб. и более. Поскольку размер вложений Общества в основные средства, введенные в эксплуатацию в 2005 году, составил менее 300 млн руб., то при исчислении налога на прибыль оно неправомерно применило ставку 13,5 процента.
Суды согласились с выводом налогового органа о том, что понесенные Обществом в 2003 - 2004 годах затраты на приобретение объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в 2005 году, не относятся к вложениям, дающим право на применение пониженной ставки налога на прибыль (13,5 процента). По смыслу пункта 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 для получения права на применение льготной налоговой ставки налогоплательщику необходимо осуществить вложения, указанные в пункте 1 статьи 11-4 Закона N 81-11, после 1 января 2005 года в течение любого календарного года.
Суды правомерно отклонили как основанный на неправильном толковании Закона N 81-11 и довод Инспекции о том, что право налогоплательщика на льготный режим налогообложения возникает только в случае, если затраты на приобретение (строительство, модернизацию, реконструкцию) основных средств и ввод их в эксплуатацию осуществлены в одном налоговом периоде.
Поскольку объем вложений Общества в основные средства за 2005 год превысил 150 млн руб., у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления ему налога на прибыль по ставке 17,5 процента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 организации, которые осуществили вложения на сумму от 150 млн руб. до 300 млн руб., имеют право на исчисление налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, по ставке 15,5 процента. Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Общество вправе исчислить налог на прибыль за 2006 год, подлежащий зачислению в бюджет Санкт-Петербурга, по ставке 15,5 процента, соответствует положениям Закона N 81-11.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что решение суда первой инстанции от 08.04.08 и постановление апелляционного суда от 23.06.08 приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и основания для их отмены отсутствуют.
При подаче кассационной жалобы Инспекции предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, поэтому в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с налогового органа следует взыскать в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.08 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.08 по делу N А56-21535/2007 оставить без изменения, а кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу и открытого акционерного общества "Хлебный дом" - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2008 ПО ДЕЛУ N А56-21535/2007
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2008 г. по делу N А56-21535/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В., при участии от открытого акционерного общества "Хлебный дом" Пугач Т.А. (доверенность от 28.07.08), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Мухина А.А. (доверенность от 15.09.08 N 03-02/09204), Борискина Р.В. (доверенность от 24.04.08 N 03-02/06802), рассмотрев 25.09.08 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу и открытого акционерного общества "Хлебный дом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.08 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.08 (судьи Борисова Г.В., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.) по делу N А56-21535/2007,
установил:
открытое акционерное общество "Хлебный дом" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 05.06.07 N 223920 в части доначисления 29 558 919 руб. налога на прибыль за 2006 год, начисления 501 910 руб. пеней и привлечения Общества к ответственности в виде взыскания 5 911 784 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 08.04.08 заявление Общества удовлетворено частично: признано недействительным решение Инспекции от 05.06.07 N 223920 в части доначисления 14 779 460 руб. налога на прибыль за 2006 год, начисления 355 405 руб. пеней и 2 955 892 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением апелляционного суда от 23.06.08 решение суда первой инстанции от 08.04.08 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 N 81-11 "О налоговых льготах" (далее - Закон N 81-11). Податель жалобы считает, что при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, Общество правомерно применило льготную ставку налога 13,5 процента, поскольку общая сумма вложений в основные средства, приобретенные и введенные им в эксплуатацию в 2005 году, превысила 300 млн руб.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты в части признания за налогоплательщиком права на применение пониженной ставки налога 15,5 процента при исчислении налога на прибыль за 2006 год. По мнению Инспекции, налогоплательщик вправе воспользоваться льготным режимом налогообложения только в том случае, если затраты на приобретение (строительство, модернизацию, реконструкцию) объектов основных средств в размере, превышающем 150 млн руб. (для ставки 15,5 процента) либо 300 млн руб. (для ставки 13,5 процента), и ввод этих объектов в эксплуатацию осуществлены в пределах одного налогового периода (календарного года).
В судебном заседании представители Инспекции и Общества поддержали доводы жалоб.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки уточненной декларации по налогу на прибыль за 2006 год Инспекция установила незаконное применение Обществом при исчислении налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, льготной ставки 13,5 процента, предусмотренной пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11, поскольку произведенные им после 1 января 2005 года вложения в основные средства составили менее 150 млн руб.
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 05.06.07 N 223920, которым доначислил Обществу 29 558 919 руб. налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, начислил 501 910 руб. пеней и привлек его к ответственности в виде взыскания 5 911 784 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.
Заявитель обжаловал решение налогового органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили требования Общества, правомерно указав на следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется сумма налога на прибыль, исчисленная по ставке 17,5 процента. Этой же статьей предусмотрено, что ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 для юридических лиц ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, установлены в размере:
- - 15,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 150 млн руб. до 300 млн руб.;
- - 13,5 процента, если они осуществили вложения на сумму от 300 млн руб. (включительно) и более.
При этом для целей статьи 11-4 Закона N 81-11 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств.
Согласно пункту 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 право на применение пониженной ставки налога на прибыль предоставляется юридическим лицам, отвечающим одновременно следующим требованиям:
- являющимся плательщиками налога на прибыль, который зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга;
- осуществившим на протяжении любого календарного года, начиная с 1 января 2005 года, рассчитанные в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 в пределах сумм, указанных в пункте 1 статьи 11-4 этого Закона, вложения для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли).
Пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 установлен порядок расчета суммы вложений для производственных целей. Объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика (за исключением объектов основных средств, полученных по договору лизинга) и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, учитываются по первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета, а для модернизированных и (или) реконструированных объектов основных средств - в размере увеличения первоначальной стоимости по данным бухгалтерского учета. Сумма вложений, указанных в пункте 1 статьи 11-4 Закона N 81-11, уменьшается на остаточную стоимость объектов основных средств, находившихся на балансе налогоплательщика, эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга и отчужденных (выбывших) за вышеуказанный период. При этом объект основных средств может учитываться в расчете только один раз.
По результатам налоговой проверки Инспекция признала незаконным применение Обществом пониженной ставки налога на прибыль (13,5 процента), зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, поскольку осуществленные налогоплательщиком после 1 января 2005 года вложения в основные средства составили менее 300 млн руб.
На основании материалов дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что в 2003 - 2005 годах объем вложений заявителя в основные средства, введенные в эксплуатацию в 2005 году, составил 396 166 879 руб. 23 коп. При этом в 2003 году затраты Общества на приобретение объектов основных средств составили 966 522 руб., в 2004 году - 151 429 268 руб., в 2005 году - 245 526 605 руб. Данные обстоятельства документально подтверждены сводным актом сверки (том 1, лист дела 133).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, устанавливается в размере 13,5 процента только при осуществлении организацией вложений на сумму от 300 млн руб. и более. Поскольку размер вложений Общества в основные средства, введенные в эксплуатацию в 2005 году, составил менее 300 млн руб., то при исчислении налога на прибыль оно неправомерно применило ставку 13,5 процента.
Суды согласились с выводом налогового органа о том, что понесенные Обществом в 2003 - 2004 годах затраты на приобретение объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в 2005 году, не относятся к вложениям, дающим право на применение пониженной ставки налога на прибыль (13,5 процента). По смыслу пункта 2 статьи 11-4 Закона N 81-11 для получения права на применение льготной налоговой ставки налогоплательщику необходимо осуществить вложения, указанные в пункте 1 статьи 11-4 Закона N 81-11, после 1 января 2005 года в течение любого календарного года.
Суды правомерно отклонили как основанный на неправильном толковании Закона N 81-11 и довод Инспекции о том, что право налогоплательщика на льготный режим налогообложения возникает только в случае, если затраты на приобретение (строительство, модернизацию, реконструкцию) основных средств и ввод их в эксплуатацию осуществлены в одном налоговом периоде.
Поскольку объем вложений Общества в основные средства за 2005 год превысил 150 млн руб., у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления ему налога на прибыль по ставке 17,5 процента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 организации, которые осуществили вложения на сумму от 150 млн руб. до 300 млн руб., имеют право на исчисление налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, по ставке 15,5 процента. Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Общество вправе исчислить налог на прибыль за 2006 год, подлежащий зачислению в бюджет Санкт-Петербурга, по ставке 15,5 процента, соответствует положениям Закона N 81-11.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что решение суда первой инстанции от 08.04.08 и постановление апелляционного суда от 23.06.08 приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и основания для их отмены отсутствуют.
При подаче кассационной жалобы Инспекции предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, поэтому в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с налогового органа следует взыскать в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.08 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.08 по делу N А56-21535/2007 оставить без изменения, а кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу и открытого акционерного общества "Хлебный дом" - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Судьи
С.А.ЛОМАКИН
М.В.ПАСТУХОВА
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Судьи
С.А.ЛОМАКИН
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)