Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Кочеровой Л.И., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу Игнатьевой С.С. (доверенность от 29.11.2007 N 4), рассмотрев 09.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2008 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2008 (судьи Борисова Г.В., Зотеева Л.В., Петренко Т.И.) по делу N А56-14569/2007,
открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 15.02.2007 N 44 в части доначисления 437 402 руб. налога на имущество организаций за I полугодие 2006 года и предложения внести необходимые исправления в бухгалтерскую отчетность.
Решением суда первой инстанции от 12.03.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.05.2008, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению Инспекции, налогоплательщик вправе применять льготный режим налогообложения, предусмотренный статьей 11-6 Закона Санкт- Петербурга от 14.07.95 N 81-11 "О налоговых льготах" (далее - Закон N 81- 11), только в том случае, если фактические затраты на приобретение (строительство, модернизацию, реконструкцию) объектов основных средств и ввод этих объектов в эксплуатацию осуществлены в пределах одного налогового периода (календарного года), а сумма вложений в эти объекты, начиная с 01.01.2005, превышает 150 млн руб.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Представители Общества, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на имущество организаций за I полугодие 2006 года.
В ходе проверки декларации Инспекция выявила, что при исчислении налога на имущество организаций Общество неправомерно применяло пониженную ставку (1,1 процента), поскольку вложения в основные средства, введенные в эксплуатацию в 2005 году, осуществлялись Обществом в 2002 - 2005 годах, а сумма вложений за 2005 год составила менее 150 млн руб. (33 385 972 руб.). Инспекция считает, что право на применение льготной ставки по налогу на имущество организаций возникает в случае, когда вложения в основные средства (в сумме, превышающей 150 млн руб.) и ввод их в эксплуатацию произведены в течение одного года, то есть в одном налоговом периоде. Наличие у налогоплательщика капитальных вложений, произведенных до 01.01.2005, по мнению налогового органа, не имеет значения при использовании льготы, предусмотренной статьей 11-6 Закона N 81-11.
По результатам камеральной проверки Инспекция приняла решение от 15.02.2007 N 44, которым доначислила Обществу 437 402 руб. налога на имущество организаций за I полугодие 2006 года. Налогоплательщику также предложено внести необходимые исправления в бухгалтерскую отчетность.
Общество обжаловало решение налогового органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, указав на то, что заявитель выполнил все условия, предусмотренные статьей 11-6 Закона N 81-11 для применения льготного режима налогообложения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Общество является плательщиком налога на имущество организаций.
В пункте 1 статьи 372 НК РФ указано, что налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 этой статьи при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета (статья 374 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 11-6 Закона N 81-11 организации, являющиеся плательщиками налога на имущество организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, и осуществившие начиная с 01.01.2005 на территории Санкт-Петербурга на протяжении любого календарного года вложения в основные средства для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли) на сумму не менее 150 млн руб., уплачивают налог на имущество организаций в части остаточной стоимости указанных основных средств по ставке 1,1 процента в течение срока, указанного в пункте 5 статьи 11-4 Закона N 81-11, следующего за периодом, в котором было соблюдено условие предоставления льготы.
Право на применение пониженной ставки налога на имущество организаций возникает у налогоплательщика начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом, в котором сумма вложений в основные средства, рассчитанная в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11, составит не менее 150 млн руб. (пункт 2 статьи 11-6 Закона N 81-11).
Согласно пункту 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) для целей названного Закона под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств.
При расчете суммы вложений, указанных в пункте 1 статьи 11-4 Закона N 81-11, учитывается стоимость капитальных вложений в объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, которая уменьшена на остаточную стоимость основных средств, находившихся на балансе налогоплательщика, а также эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга и отчужденных (выбывших) за вышеуказанный период. При этом объект основных средств может участвовать в указанном расчете только один раз (пункт 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 в редакции, действовавшей в проверяемый период).
Для подтверждения льготы по налогу на имущество организаций Общество представило в Инспекцию следующие документы:
- - перечень основных средств, введенных в эксплуатацию в 2005 году, с указанием наименования объектов и даты ввода их в эксплуатацию; инвентарного номера и местонахождения объектов; стоимости основных средств; реквизитов платежных документов, подтверждающих объем вложений;
- - перечень основных средств, выбывших в 2005 году;
- - расчет суммы капитальных вложений за 2005 год (стоимость введенных в эксплуатацию основных средств за минусом остаточной стоимости выбывших основных средств);
- - счета-фактуры, договоры и акты выполненных работ, платежные поручения, выписки банка, акты взаимозачета.
В ходе проверки Инспекция установила, что оплата основных средств, введенных в эксплуатацию в 2005 году и включенных в перечень льготируемого имущества, осуществлялась Обществом в 2002 - 2005 годах. При этом сумма вложений в основные средства в 2005 году составила 33 385 972 руб.
Кассационная коллегия считает, что, сделав вывод о выполнении Обществом необходимых условий для применения пониженной ставки (1,1 процента) налога на имущество организаций, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующие обстоятельства.
Из статьи 11-6 Закона N 81-11 следует, что для получения права на применение льготы по налогу на имущество организаций налогоплательщику необходимо осуществить после 01.01.2005 в течение любого календарного года вложения в основные средства на сумму не менее 150 млн руб.
При рассмотрении дела суды установили, что все 15 объектов основных средств, включенных Обществом в перечень льготируемого имущества, введены в эксплуатацию в 2005 году; общая сумма вложений составила 809 253 279 руб.
При этом суды не исследовали и не оценили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, а именно: судами не выяснено, превысила ли 150 млн руб. сумма вложений в основные средства, осуществленных Обществом после 01.01.2005, в течение 2005 года, то есть выполнены ли заявителем все необходимые условия для использования налоговой льготы, предусмотренной статьей 11-6 Закона N 81-11.
Следовательно, вывод судов о том, что Общество документально подтвердило право на применение пониженной ставки (1,1 процента) при исчислении налога на имущество организаций за I полугодие 2006 года, нельзя признать обоснованным.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что решение суда от 12.03.2008 и постановление апелляционного суда от 30.05.2008 подлежат отмене как принятые по неполно исследованным обстоятельствам, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует установить сумму вложений, осуществленных Обществом в течение 2005 года (начиная с 01.01.2005) в объекты основных средств, введенных в эксплуатацию в 2005 году, и с учетом предусмотренного статьей 11-6 Закона N 81-11 минимального предела суммы вложений сделать вывод о наличии либо отсутствии у заявителя права на применение пониженной ставки (1,1 процента) налога на имущество организаций в спорном налоговом (отчетном) периоде.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2008 по делу N А56-14569/2007 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 13.10.2008 ПО ДЕЛУ N А56-14569/2007
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2008 г. по делу N А56-14569/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Кочеровой Л.И., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу Игнатьевой С.С. (доверенность от 29.11.2007 N 4), рассмотрев 09.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2008 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2008 (судьи Борисова Г.В., Зотеева Л.В., Петренко Т.И.) по делу N А56-14569/2007,
установил:
открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 15.02.2007 N 44 в части доначисления 437 402 руб. налога на имущество организаций за I полугодие 2006 года и предложения внести необходимые исправления в бухгалтерскую отчетность.
Решением суда первой инстанции от 12.03.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.05.2008, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению Инспекции, налогоплательщик вправе применять льготный режим налогообложения, предусмотренный статьей 11-6 Закона Санкт- Петербурга от 14.07.95 N 81-11 "О налоговых льготах" (далее - Закон N 81- 11), только в том случае, если фактические затраты на приобретение (строительство, модернизацию, реконструкцию) объектов основных средств и ввод этих объектов в эксплуатацию осуществлены в пределах одного налогового периода (календарного года), а сумма вложений в эти объекты, начиная с 01.01.2005, превышает 150 млн руб.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Представители Общества, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на имущество организаций за I полугодие 2006 года.
В ходе проверки декларации Инспекция выявила, что при исчислении налога на имущество организаций Общество неправомерно применяло пониженную ставку (1,1 процента), поскольку вложения в основные средства, введенные в эксплуатацию в 2005 году, осуществлялись Обществом в 2002 - 2005 годах, а сумма вложений за 2005 год составила менее 150 млн руб. (33 385 972 руб.). Инспекция считает, что право на применение льготной ставки по налогу на имущество организаций возникает в случае, когда вложения в основные средства (в сумме, превышающей 150 млн руб.) и ввод их в эксплуатацию произведены в течение одного года, то есть в одном налоговом периоде. Наличие у налогоплательщика капитальных вложений, произведенных до 01.01.2005, по мнению налогового органа, не имеет значения при использовании льготы, предусмотренной статьей 11-6 Закона N 81-11.
По результатам камеральной проверки Инспекция приняла решение от 15.02.2007 N 44, которым доначислила Обществу 437 402 руб. налога на имущество организаций за I полугодие 2006 года. Налогоплательщику также предложено внести необходимые исправления в бухгалтерскую отчетность.
Общество обжаловало решение налогового органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, указав на то, что заявитель выполнил все условия, предусмотренные статьей 11-6 Закона N 81-11 для применения льготного режима налогообложения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Общество является плательщиком налога на имущество организаций.
В пункте 1 статьи 372 НК РФ указано, что налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В силу пункта 2 этой статьи при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета (статья 374 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 11-6 Закона N 81-11 организации, являющиеся плательщиками налога на имущество организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, и осуществившие начиная с 01.01.2005 на территории Санкт-Петербурга на протяжении любого календарного года вложения в основные средства для производственных целей (для целей собственного производства товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, которые предназначены для реализации третьим лицам в целях извлечения прибыли) на сумму не менее 150 млн руб., уплачивают налог на имущество организаций в части остаточной стоимости указанных основных средств по ставке 1,1 процента в течение срока, указанного в пункте 5 статьи 11-4 Закона N 81-11, следующего за периодом, в котором было соблюдено условие предоставления льготы.
Право на применение пониженной ставки налога на имущество организаций возникает у налогоплательщика начиная с первого числа первого месяца календарного года, следующего за календарным годом, в котором сумма вложений в основные средства, рассчитанная в соответствии с пунктом 3 статьи 11-4 Закона N 81-11, составит не менее 150 млн руб. (пункт 2 статьи 11-6 Закона N 81-11).
Согласно пункту 1 статьи 11-4 Закона N 81-11 (в редакции, действовавшей в проверяемый период) для целей названного Закона под вложениями понимаются приобретение (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга) не бывших ранее в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга основных средств, строительство (в том числе хозяйственным способом), реконструкция и модернизация основных средств.
При расчете суммы вложений, указанных в пункте 1 статьи 11-4 Закона N 81-11, учитывается стоимость капитальных вложений в объекты основных средств, учитываемые на балансе налогоплательщика и введенные в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга, которая уменьшена на остаточную стоимость основных средств, находившихся на балансе налогоплательщика, а также эксплуатировавшихся на территории Санкт-Петербурга и отчужденных (выбывших) за вышеуказанный период. При этом объект основных средств может участвовать в указанном расчете только один раз (пункт 3 статьи 11-4 Закона N 81-11 в редакции, действовавшей в проверяемый период).
Для подтверждения льготы по налогу на имущество организаций Общество представило в Инспекцию следующие документы:
- - перечень основных средств, введенных в эксплуатацию в 2005 году, с указанием наименования объектов и даты ввода их в эксплуатацию; инвентарного номера и местонахождения объектов; стоимости основных средств; реквизитов платежных документов, подтверждающих объем вложений;
- - перечень основных средств, выбывших в 2005 году;
- - расчет суммы капитальных вложений за 2005 год (стоимость введенных в эксплуатацию основных средств за минусом остаточной стоимости выбывших основных средств);
- - счета-фактуры, договоры и акты выполненных работ, платежные поручения, выписки банка, акты взаимозачета.
В ходе проверки Инспекция установила, что оплата основных средств, введенных в эксплуатацию в 2005 году и включенных в перечень льготируемого имущества, осуществлялась Обществом в 2002 - 2005 годах. При этом сумма вложений в основные средства в 2005 году составила 33 385 972 руб.
Кассационная коллегия считает, что, сделав вывод о выполнении Обществом необходимых условий для применения пониженной ставки (1,1 процента) налога на имущество организаций, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующие обстоятельства.
Из статьи 11-6 Закона N 81-11 следует, что для получения права на применение льготы по налогу на имущество организаций налогоплательщику необходимо осуществить после 01.01.2005 в течение любого календарного года вложения в основные средства на сумму не менее 150 млн руб.
При рассмотрении дела суды установили, что все 15 объектов основных средств, включенных Обществом в перечень льготируемого имущества, введены в эксплуатацию в 2005 году; общая сумма вложений составила 809 253 279 руб.
При этом суды не исследовали и не оценили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, а именно: судами не выяснено, превысила ли 150 млн руб. сумма вложений в основные средства, осуществленных Обществом после 01.01.2005, в течение 2005 года, то есть выполнены ли заявителем все необходимые условия для использования налоговой льготы, предусмотренной статьей 11-6 Закона N 81-11.
Следовательно, вывод судов о том, что Общество документально подтвердило право на применение пониженной ставки (1,1 процента) при исчислении налога на имущество организаций за I полугодие 2006 года, нельзя признать обоснованным.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает, что решение суда от 12.03.2008 и постановление апелляционного суда от 30.05.2008 подлежат отмене как принятые по неполно исследованным обстоятельствам, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует установить сумму вложений, осуществленных Обществом в течение 2005 года (начиная с 01.01.2005) в объекты основных средств, введенных в эксплуатацию в 2005 году, и с учетом предусмотренного статьей 11-6 Закона N 81-11 минимального предела суммы вложений сделать вывод о наличии либо отсутствии у заявителя права на применение пониженной ставки (1,1 процента) налога на имущество организаций в спорном налоговом (отчетном) периоде.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2008 по делу N А56-14569/2007 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Судьи
Л.И.КОЧЕРОВА
М.В.ПАСТУХОВА
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Судьи
Л.И.КОЧЕРОВА
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)