Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.03.2005 ПО ДЕЛУ N А19-1486/05-40-45

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 21 марта 2005 г. Дело N А19-1486/05-40-45
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марковой Л.С.,
при участии:
от заявителя: Подкопаева И.М., директора (приказ от 21.02.2005 N 718-кп, паспорт 07 01 609459), Дворового А.В., представителя (доверенность от 10.11.2004 N 38/10, паспорт 25 03 140967),
от ответчика: не присут.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Тыретский солерудник" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Иркутской области о признании незаконным решения налогового органа,
резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2005 года, полный текст решения изготовлен 21 марта 2005 года,
УСТАНОВИЛ:

заявлено требование о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам N 14 по Иркутской области (налоговый орган, ответчик по делу, в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу) от 06.12.2004 N 02-41/4325 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали, сославшись на то, что налоговым органом необоснованно сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика на момент представления декларации по налогу на добычу полезных ископаемых права на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении нормативных потерь полезных ископаемых, поскольку к декларации был приложен протокол от 19.11.2003 N 17 технического совещания по рассмотрению планов развития горных работ и нормативов потерь на 2004 год, утвержденный начальником отдела по охране недр Управления Иркутского округа Госгортехнадзора России Кулинич Н.К., при этом налоговым органом не принято во внимание, что Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации принимается на основании указанного протокола, после чего направляется в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, однако налоговым органом при проведении камеральной проверки запрос в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам для устранения неясностей не направлялся.
Представители заявителя полагают, что оспариваемый акт противоречит статьям 101, 109, 342 НК РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила), нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности. Свою позицию изложили в заявлении, возражениях на отзыв, в обоснование представили Приказ МПР РФ от 19.01.2005 N 15 "Об утверждении нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, на 2004 год", материалы судебной практики.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявив о рассмотрении дела в его отсутствие, свою позицию изложил в отзыве на заявление. Полагает, что налогоплательщиком неправомерно применена налоговая ставка 0 процентов в отношении нормативных потерь полезных ископаемых, поскольку при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным, в обоснование представил материалы проверки, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 часов 00 минут 21 марта 2005 года.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя, суд установил следующее.
Налоговым органом была проведена камеральная проверка Федерального государственного унитарного предприятия "Тыретский солерудник" (налогоплательщик, заявитель по делу, далее - предприятие) по представленной уточненной декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2004 года.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями налогового законодательства (неполная уплата налога) налоговым органом принято решение от 06.12.2004 N 02-41/4325 о привлечении общества по пункту 1 статьи 122 НК РФ к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 666755 рублей, доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 3333775 рублей и пени в сумме 377784 рублей и выставлено требование об уплате указанных сумм.
Не согласившись с названным решением налогового органа, предприятие обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Заявленные требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины.
Согласно пункту 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь. В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, были утверждены Правительством Российской Федерации постановлением от 29 декабря 2001 года N 921.
В соответствии с пунктом 2 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил Министерство природных ресурсов РФ направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в МНС РФ в течение 10 дней с момента их утверждения.
По смыслу данной нормы, утверждение нормативов потерь производится непосредственно МПР РФ на основании информации, представляемой из соответствующих территориальных органов. Существующий порядок утверждения нормативов потерь предполагает обобщение информации из различных территориальных управлений МПР, а затем принятие единого акта.
Пунктом 4 Правил установлено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Как видно из материалов дела (решения, отзыва на заявление), основанием для привлечения предприятия к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых явилось уменьшение объекта налогообложения на объем нормативных потерь.
Из материалов дела усматривается, что разработанный налогоплательщиком расчет нормативов потерь на 2004 год утвержден Приказом МПР РФ от 19.01.2005, следовательно, при расчете налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2004 года общество должно было относить все фактические потери к сверхнормативным. Вместе с тем нормативы потерь не были утверждены обществом до февраля 2004 года в силу объективных причин.
19.11.2003 в Управлении Иркутского округа Госгортехнадзора России состоялось рассмотрение плана развития горных работ и нормативов потерь в отношении заявителя на 2004 год, о чем составлен протокол N 17, и материалы рассмотрения направлены для согласования и последующего утверждения в Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
Приказом МПР РФ от 19.01.2005 N 15 "Об утверждении нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, на 2004 год" были утверждены нормативы потерь на период с 01.01.2004 по 31.12.2004.
При таких обстоятельствах, оценивая обстоятельства дела в совокупности, принимая во внимание, что к обязанности налогоплательщика не относится уведомление налогового органа о наличии (отсутствии) утвержденных нормативов потерь, суд считает, что у налогоплательщика отсутствует вина в совершении налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ, в связи с чем считает, что предприятием обоснованно применена ставка 0 процентов при расчете налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить: признать решение Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам N 14 по Иркутской области от 06.12.2004 N 02-41/4325 незаконным как не соответствующее статьям 109, 342 НК РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения".
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Тыретский солерудник" из федерального бюджета 1000 рублей уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья
А.И.РУДЫХ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)