Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Лифановской В.П.,
с участием прокурора Самойловой В.Г.,
при секретаре Ярмоленко Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Приморского края о признании противоречащими федеральным законам постановлений губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 и N 120 от 17.03.1998,
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействительными и не порождающими правовых последствий постановления губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 "О годовой стоимости патента для физических и юридических лиц" и постановления N 120 от 17.03.1998 "О внесении изменений в постановление губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 "О годовой стоимости патента для физических и юридических лиц".
В обоснование своих требований прокурор указал, что оспариваемые постановления приняты губернатором края с превышением своих полномочий, ибо право устанавливать стоимость патента по упрощенной системе налогообложения принадлежит лишь представительному органу - Думе Приморского края. Полагает указанные постановления действующими в силу отмены решением суда постановлений губернатора края N 317 от 26.07.1999 (в редакции постановлений N 410 от 23.05.2000 и N 444 от 07.06.2000).
Представитель губернатора Приморского края Бурлакова Е.В. с заявлением прокурора не согласилась, ссылаясь на то, что постановления N 283 и N 120 не применялись, были отменены постановлением N 317 от 26.07.1999 г. Кроме того, полагала, что Законом РФ "Об упрощенной системе налогообложения..." не был определен государственный орган, имеющий право определять стоимость патента.
Привлеченный в качестве третьего лица представитель УМРФ по налогам и сборам по Приморскому краю, не оспаривая действие указанных постановлений, ссылалась на особый налоговый режим патента и определение размера стоимости патента губернатором края в пределах его компетенции.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и действующее законодательство, суд считает необходимым требования прокурора Приморского края удовлетворить по следующим основаниям.
Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (юридических и физических лиц) определены Федеральным Законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" N 222-ФЗ от 29.12.1995, где предусмотрена возможность выдачи субъектам предпринимательской деятельности патента с освобождением их от налоговых платежей.
В соответствии со ст. 1 и ст. 11 этого Федерального закона правом устанавливать годовую стоимость патента субъектов малого предпринимательства, с учетом ставок единого налога, наделены органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 4, ст. 5 вышеназванного Закона РФ, патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет, является документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
Оплата стоимости патента зачитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации. Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за определенный период.
При таких обстоятельствах суд полагает, что стоимость патента является налоговым платежом, установление которого в соответствии с федеральным законодательством входит в компетенцию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормы о том, что налоги любого уровня устанавливаются только актами Государственной Думы Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, закреплены в Законе РФ N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 20).
В оспариваемых постановлениях губернатора Приморского края N 283 и N 120 определены: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка налога, порядок исчисления, сроки оплаты и налоговые льготы, т.е. имеются все элементы налогообложения.
В силу ст. 47 Устава Приморского края (в редакции Закона Приморского края N 14-КЗ от 06.10.1995), действующего на момент принятия указанных постановлений, принятие законов, нормативно - правовых актов по определению порядка и условий установления и взимания налогов отнесено к компетенции Думы Приморского края, а не к компетенции губернатора.
Следовательно, постановления N 283 от 07.05.1996 и N 120 от 17.03.1998 приняты губернатором Приморского края с превышением его полномочий, т.е. некомпетентным органом.
Обсуждая доводы представителя губернатора Приморского края о том, что оспариваемые постановления не действовали в силу прямого указания об этом в постановлении губернатора N 317 от 26.07.1999, суд признает их несостоятельными и учитывает, что решением Приморского краевого суда от 1 марта 2001 года постановление губернатора Приморского края N 317 от 26.07.1999 "О внесении изменений в постановление губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 "О годовой стоимости патента для физических и юридических лиц" (в редакции постановлений губернатора N 410 от 23.05.2000 и N 444 от 07.06.2000) признано недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его изменения.
Учитывая, что постановления губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 и N 120 от 17.03.1998 приняты органом, не имеющим права издавать подобного рода акты, суд полагает необходимым признать их недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 197 ГПК РСФСР, суд
Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания постановление губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 "О годовой стоимости патента для физических и юридических лиц" и постановление N 120 от 17.03.1998 "О внесении изменений в постановление губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 "О годовой стоимости патента для физических и юридических лиц".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Приморский краевой суд в десятидневный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.08.2001
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2001 года
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Лифановской В.П.,
с участием прокурора Самойловой В.Г.,
при секретаре Ярмоленко Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Приморского края о признании противоречащими федеральным законам постановлений губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 и N 120 от 17.03.1998,
установил:
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействительными и не порождающими правовых последствий постановления губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 "О годовой стоимости патента для физических и юридических лиц" и постановления N 120 от 17.03.1998 "О внесении изменений в постановление губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 "О годовой стоимости патента для физических и юридических лиц".
В обоснование своих требований прокурор указал, что оспариваемые постановления приняты губернатором края с превышением своих полномочий, ибо право устанавливать стоимость патента по упрощенной системе налогообложения принадлежит лишь представительному органу - Думе Приморского края. Полагает указанные постановления действующими в силу отмены решением суда постановлений губернатора края N 317 от 26.07.1999 (в редакции постановлений N 410 от 23.05.2000 и N 444 от 07.06.2000).
Представитель губернатора Приморского края Бурлакова Е.В. с заявлением прокурора не согласилась, ссылаясь на то, что постановления N 283 и N 120 не применялись, были отменены постановлением N 317 от 26.07.1999 г. Кроме того, полагала, что Законом РФ "Об упрощенной системе налогообложения..." не был определен государственный орган, имеющий право определять стоимость патента.
Привлеченный в качестве третьего лица представитель УМРФ по налогам и сборам по Приморскому краю, не оспаривая действие указанных постановлений, ссылалась на особый налоговый режим патента и определение размера стоимости патента губернатором края в пределах его компетенции.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и действующее законодательство, суд считает необходимым требования прокурора Приморского края удовлетворить по следующим основаниям.
Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (юридических и физических лиц) определены Федеральным Законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" N 222-ФЗ от 29.12.1995, где предусмотрена возможность выдачи субъектам предпринимательской деятельности патента с освобождением их от налоговых платежей.
В соответствии со ст. 1 и ст. 11 этого Федерального закона правом устанавливать годовую стоимость патента субъектов малого предпринимательства, с учетом ставок единого налога, наделены органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 4, ст. 5 вышеназванного Закона РФ, патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет, является документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
Оплата стоимости патента зачитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации. Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за определенный период.
При таких обстоятельствах суд полагает, что стоимость патента является налоговым платежом, установление которого в соответствии с федеральным законодательством входит в компетенцию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормы о том, что налоги любого уровня устанавливаются только актами Государственной Думы Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, закреплены в Законе РФ N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 20).
В оспариваемых постановлениях губернатора Приморского края N 283 и N 120 определены: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка налога, порядок исчисления, сроки оплаты и налоговые льготы, т.е. имеются все элементы налогообложения.
В силу ст. 47 Устава Приморского края (в редакции Закона Приморского края N 14-КЗ от 06.10.1995), действующего на момент принятия указанных постановлений, принятие законов, нормативно - правовых актов по определению порядка и условий установления и взимания налогов отнесено к компетенции Думы Приморского края, а не к компетенции губернатора.
Следовательно, постановления N 283 от 07.05.1996 и N 120 от 17.03.1998 приняты губернатором Приморского края с превышением его полномочий, т.е. некомпетентным органом.
Обсуждая доводы представителя губернатора Приморского края о том, что оспариваемые постановления не действовали в силу прямого указания об этом в постановлении губернатора N 317 от 26.07.1999, суд признает их несостоятельными и учитывает, что решением Приморского краевого суда от 1 марта 2001 года постановление губернатора Приморского края N 317 от 26.07.1999 "О внесении изменений в постановление губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 "О годовой стоимости патента для физических и юридических лиц" (в редакции постановлений губернатора N 410 от 23.05.2000 и N 444 от 07.06.2000) признано недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его изменения.
Учитывая, что постановления губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 и N 120 от 17.03.1998 приняты органом, не имеющим права издавать подобного рода акты, суд полагает необходимым признать их недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 197 ГПК РСФСР, суд
решил:
Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания постановление губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 "О годовой стоимости патента для физических и юридических лиц" и постановление N 120 от 17.03.1998 "О внесении изменений в постановление губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996 "О годовой стоимости патента для физических и юридических лиц".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Приморский краевой суд в десятидневный срок.
Председательствующий судья
ЛИФАНОВСКАЯ В.П.
ЛИФАНОВСКАЯ В.П.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)