Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОЙ ОБЛ. ОТ 09.03.2005, 01.03.2005 ПО ДЕЛУ N А50-44912/2004-А10

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции


от 9 марта 2005 г. Дело N А50-44912/2004-А10

Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2005 г.
Полный текст постановления изготовлен 9 марта 2005 г.

Арбитражный суд Пермской области, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - ИФНС РФ по г. Чайковскому Пермской области - на решение от 20.12.2004 по делу N А50-44912/2004-А10 Арбитражного суда Пермской области по заявлению ЗАО к Инспекции МНС РФ по г. Чайковскому Пермской области о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:

ЗАО обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения требований - л.д. 52) о признании недействительными решений ИМНС РФ по г. Чайковскому Пермской области N 9510 и 9513 от 20.07.2004.
Решением Арбитражного суда Пермской области от 20.12.2004 заявленные требования удовлетворены, указанные решения признаны незаконными как не соответствующие положениям НК РФ.
ИФНС РФ по г. Чайковскому Пермской области с решением не согласна по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить. При этом в обоснование своих доводов инспекция ссылается на то обстоятельство, что право уменьшить исчисленную сумму налога на сумму налоговых вычетов распространяется только на плательщиков НДС, а поскольку с момента перехода на упрощенную систему налогообложения ЗАО не является налогоплательщиком НДС, то не имеет права на налоговые вычеты.
ЗАО в представленном письменном отзыве против доводов апелляционной жалобы возражает, считает, что налоговый вычет может быть произведен в 2004 году, после перехода на упрощенную систему налогообложения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ЗАО представило в Инспекцию МНС РФ по г. Чайковскому налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за март, апрель 2004 года, согласно которым начислен налог в сумме 26027 руб. и 23989 руб. соответственно, заявлены налоговые вычеты в сумме 11453 руб. и 1125 руб.
По результатам камеральной проверки деклараций и документов, представленных по требованию налогового органа, Инспекцией МНС РФ по г. Чайковскому 20.07.2004 приняты решения N 9510 и 9513 о привлечении ЗАО к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога в результате неправильного исчисления налога в виде взыскания штрафа в сумме 2290,60 руб. и 225 руб. Также обществу предложено уплатить доначисленный налог в сумме 11453 руб. и 1125 руб., и пени в сумме 379,48 руб. и 21,52 руб.
Указанные решения налогового органа мотивированы тем, что ЗАО в нарушение п. 2 ст. 171 НК РФ неправомерно заявило в марте, апреле 2004 года налоговые вычеты, поскольку с 01.01.2004 переведено на уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Несмотря на добровольную уплату сумм доначисленного НДС, пени и штрафных санкций на основании выставленных налоговым органом требований, не согласившись с вынесенными решениями, заявитель обжаловал их в суд.
Признавая решения налогового органа незаконными, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ЗАО имелось право относить к вычету суммы НДС, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения поставщикам товаров, фактически использованных до перехода на указанную систему.
При вынесении решения судом не учтено следующее.
Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 171 НК РФ налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, только в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Исходя из вышеизложенного и учитывая, что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не исчисляет и не уплачивает НДС, у нее отсутствует право относить к вычетам суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров.
Однако ошибочный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения.
Главой 21 Кодекса предусмотрен порядок, при котором организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, обязана исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. В частности, согласно пункту 5 статьи 173 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
Суд правомерно сделал вывод о несоблюдении налоговым органом требований ст. 101 НК РФ. В пункте 6 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа судом.
В пунктах 2, 3 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, в котором излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Судом апелляционной инстанции установлены нарушения требований названных норм, допущенные налоговым органом при подготовке оспариваемого решения.
Учитывая, что налоговым органом, вменившим ЗАО в вину неправомерное применение налоговых вычетов по НДС, в нарушении ст. 101 НК РФ не доказана обоснованность доначисления налога на добавленную стоимость за март, апрель 2004 год, не проверена обоснованность начисления НДС к уплате в заявленных в декларациях суммах, не затребованы у ЗАО и не исследованы счета-фактуры за 2004 год, оспариваемые решения правомерно признаны судом недействительными как нарушающие права и законные интересы налогоплательщика.
Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда от 20.12.2004 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)