Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 06.11.2008 ПО ДЕЛУ N А62-1978/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2008 г. по делу N А62-1978/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Реванш" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.07.2008 по делу N А62-1978/2008
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Реванш" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Смоленской области (далее - Управление, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в признании решениями N N 2, 3 от 28.03.2008 незаконными действий МИ ФНС России N 4 по Смоленской области, ИФНС России по Ленинскому району г. Смоленска по выдаче ООО "Реванш" свидетельств о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес по месту осуществления деятельности по адресам: г. Смоленск, ул. Кирова, д. 29Б, г. Сафоново, ул. Энгельса, д. 15, а также об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи ООО "Реванш" соответствующих свидетельств по вышеуказанным адресам.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.07.2008 налогоплательщику отказано в удовлетворении заявления в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Общество обратилось с кассационной жалобой на состоявшееся по делу решение, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит суд отказать в ее удовлетворении, поскольку полагает, что доводы жалобы уже являлись предметом исследования суда, все они отражены в принятом по делу решении и им дана правильная правовая оценка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителя налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, МИ ФНС России N 4 по Смоленской области на основании заявления ООО "Реванш" от 01.02.2008 зарегистрированы объекты налогообложения налогом на игорный бизнес: игровые автоматы (50 единиц), игровые столы (10 единиц) по адресу: г. Сафоново, ул. Энгельса, д. 15, о чем выдано свидетельство от 13.02.2008 N 247.
ИФНС России по Ленинскому району г. Смоленска на основании заявления ООО "Реванш" от 16.02.2008 зарегистрированы объекты налогообложения налогом на игорный бизнес: игровые автоматы (50 единиц), игровые столы (10 единиц) по адресу: г. Смоленск, ул. Кирова, д. 29Б, о чем выдано свидетельство от 26.02.2008 N 238.
В порядке контроля за деятельностью указанных Инспекций решениями УФНС России по Смоленской области от 28.03.2008 N 2, 3 действия МИ ФНС России N 4 по Смоленской области, ИФНС России по Ленинскому району г. Смоленска по выдаче ООО "Реванш" свидетельств о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес по месту осуществления деятельности по вышеназванным адресам признаны незаконными. Указанными решениями Инспекциям предложено отозвать указанные свидетельства.
Полагая, что указанные действия Управления противоречат положениям ст. 31, ст. 366 НК РФ, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления, суд обоснованно руководствовался следующим.
В силу ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006, вступившим в силу с 01.01.2007, установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5 Закона).
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время, ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии, и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. 1 и 3 - 5 ст. 8; ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 (ч. 6 ст. 16 Закона).
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком налога на игорный бизнес обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Пунктом 2 ст. 366 НК РФ установлено, что регистрация объекта (объектов) налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом, в силу п. 3 ст. 30 НК РФ, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Закона РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 возложен на налоговые органы.
Таким образом, как обоснованно указал суд, обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям названных Законов, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом, согласно ч. 9 ст. 16 вышеуказанного Закона деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного данным Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям данного Федерального закона.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что выдача свидетельства о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес возможна в случае соответствия организации, осуществляющей деятельность по организации и проведению азартных игр после 1 июля 2007 года, требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и отсутствии решения органа государственной власти субъекта РФ о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр.
Законом Смоленской области N 20-З от 02.04.2007 на территории Смоленской области с 01.07.2007 введен запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Реванш" зарегистрировано 17.03.2003 ИМНС по г. Волжскому Волгоградской области. Обществу Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту выдана лицензия от 14.08.2003 N 002299 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 14.08.2008.
Обособленное подразделение ООО "Реванш" по адресу: г. Сафоново, ул. Энгельса, д. 15 было открыто 01.02.2008, в связи с чем суд правомерно указал, что, учитывая императивный запрет законодателя на открытие организаторами азартных игр новых игорных заведений после 01.01.2007 вне игровых зон (к которым Смоленская область не относится), у МИ ФНС России N 4 по Смоленской области отсутствовали правовые основания для выдачи ООО "Реванш" свидетельств о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по указанному адресу.
По состоянию на 01.07.2007 в ИФНС России по Ленинскому району г. Смоленска по адресу: г. Смоленск, ул. Кирова, д. 29Б, объектов обложения налогом на игорный бизнес ООО "Реванш" не зарегистрировано.
27.06.2007 ООО "Реванш" направило в адрес Инспекции заявление о регистрации пятидесяти игровых автоматов (указанное заявление поступило в налоговый орган 06.07.2007), однако, Инспекцией не были зарегистрированы указанные объекты, так как 12.07.2007 от Общества поступило заявление об оставлении заявления о регистрации объектов налогообложения без рассмотрения.
Следующее обращение ООО "Реванш" о регистрации по указанному адресу объектов обложения налогом на игорный бизнес (10 игровых столов, 50 игровых автоматов) поступило в Инспекцию 15.08.2007.
По указанному заявлению во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Смоленской области от 05.10.2007 по делу N А62-3518/2007 (указанное решение впоследствии отменено постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.04.2008), ИФНС России по Ленинскому району г. Смоленска зарегистрированы указанные в заявлении ООО "Реванш" объекты, о чем выдано соответствующее свидетельство.




На основании заявлений ООО "Реванш" от 15.10.2007, 14.11.207 Инспекцией сняты с учета указанные объекты налогообложения.
По заявлению от 16.02.2008 ООО "Реванш" Инспекцией вновь выдано свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по указанному адресу.
Исследовав названные обстоятельства спора, а также представленные сторонами доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ суд пришел к правомерному выводу о том, что поскольку по состоянию на 01.07.2007 по адресу: г. Смоленск, ул. Кирова, д. 29Б не было открыто игорное заведение, соответствующее требованиям Закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, Закона Смоленской области от 02.04.2007 N 20-З (деятельность казино фактически не была организована), действия налогоплательщика, связанные с установкой по указанному адресу игрового оборудования налоговый орган обоснованно расценил как открытие после 01.01.2007 нового игорного заведения на территории субъекта РФ не отнесенного к игорным зонам.
При изложенных обстоятельствах у суда не было оснований для признания незаконными действий Управления, выразившихся в принятии в соответствии с полномочиями, установленными ч. 3 ст. 31 НК РФ, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ решений о признании незаконными действий Инспекций по выдаче ООО "Реванш" свидетельств о регистрации объектов налогообложения.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на Определение ВАС РФ от 14.03.2008 N 3066/08 не может быть принята во внимание, поскольку в рамках арбитражного дела N А64-1985/07-13 предприниматель Пахомов А.Я. обжаловал решение налогового органа о снятии с регистрации объектов налогообложения, в то время как в рамках настоящего дела предметом обжалования являются действия Инспекции, выразившиеся в отказе в регистрации новых объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Доводы налогоплательщика, приведенные в кассационной жалобе являлись обоснованием позиции Общества по делу в ходе разрешения спора по существу, они не опровергают выводов суда, сделанных на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с положениями норм материального права, а, по существу, направлены на их переоценку, что в силу ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.07.2008 по делу N А62-1978/2008 оставить без изменений, а кассационную жалобу ООО "Реванш" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)